31 марта 2023 года белорусский Президент Александр Григорьевич Лукашенко произнёс фразу, которая очень точно отражает и суть моего личного мировоззрения, и главный смысл той общественно-политической деятельности, которой занимались я и мои товарищи долгие годы, не особо обращая внимание на «приливы и отливы» в российско-белорусских отношениях и союзном строительстве. Дословно глава государства сказал следующее: «Для тех, кто обеспокоен темой «русского мира» и кто дрожит от упоминания «русский», скажу просто: русское — это не только российское, это и наше».
Мысль эта точная, но она базируется на неких эмоциях, а на объективной реальности всего хода нашей отечественной культуры, развития нашей цивилизации и государственности.
Колыбелью нынешних русских, украинцев и белорусов была Древняя или Киевская Русь, которая в разные периоды переживала как определённую степень централизации, так и феодальную раздробленность. На территории нынешней Республики Беларусь в древнерусский период особенно выделялись Полоцкое и Турово-Пинское княжества. Это были вполне самостоятельные образования, достаточно типичные в ряду других княжеств Древней Руси. Вечевой характер местного самоуправления, особенно хорошо нам знакомый по Новгородской республике, был, хоть и не в такой выраженной форме, присущ всем русским княжествам того времени, в том числе и Полоцкому, и Турово-Пинского. По этому поводу А.Г.Лукашенко совершенно справедливо заметил: «В то время как Запад был погружен в «темные века» (так историки пишут), наши предки — жители Полоцкого, Туровского княжеств — выстраивали основы правового и политического взаимодействия власти и народа». Эта форма вечевого самоуправления была достаточно характерной для склонных к коллективизму восточных славян. Решение многих вопросов при всенародном обсуждении приводило часто и к объединению усилий для тех или иных целей. Отсюда и истоки белорусской толоки. Уже в наше время такая форма народной демократии воплотилась в идею Всебелорусского народного собрания. И идея ВНС не в том, чтобы наподобие так называемой «западной демократии» создавать «партии влияния» или отстаивать узкие интересы тех или иных групп и сил влияния, а обеспечить экспертное участие самых широких слоёв общества в определении стратегии развития государства.
В обращении А.Г.Лукашенко прозвучала верная оценка периода Великого княжества Литовского и Русского: «Белорусское государство также является полноправным преемником исторического наследия Древней Руси. И пора прекратить все инсинуации на этот счет. Великое княжество Литовское (ВКЛ, как мы говорим) было также русским — это значит, что восточнославянским, то есть нашим».
В разные исторические периоды белорусы и их предки жили в составе Киевской Руси, древних русских Полоцкого и Турово-Пинского княжеств, Великого княжества Литовского и Русского, Речи Посполитой, Российской империи, Советского Союза.
Мы, белорусы, прошли непростой исторический путь. Белорусы, украинцы и русские, чьими предками были восточные славяне, являются частями одного большого русского народа, или. Если так кому больше нравится – тремя чрезвычайно близкими народами русского корня и древнерусского происхождения. Россия, Украина и Белоруссия – это единое целое, общее культурное, цивилизационное пространство, часто называемое русским миром по аналогии с испано-латинским, англо-саксонским, арабским, тюркским, французским, немецким мирами и цивилизациями.
Вся история белорусского народа – это путь борьбы за свою самостоятельность, независимость и свою русскость. Русская цивилизация и русский мир – это не только нынешняя Россия и русские в Российской Федерации. Это и Украина, и украинцы, Белоруссия и белорусы. Русское – это и наше белорусское, и по одному корню в словах, и по своей глубинной сути.
После периода монголо-татарского нашествия и феодальной раздробленности на Руси, распада на уделы мощного Полоцкого княжества современные белорусские земли попали в зависимость от молодой, только что объединившейся Литвы, чьи дружины наши предки-князья часто использовали в качестве союзников как против внешней угрозы (прежде всего против крестоносцев и кочевников-ордынцев), так и в межусобной борьбе. Великое княжество Литовское и Русское стало синтезом княжеской языческой Литвы и княжеской православной Белой Руси – объединение происходило как мирным путём династических браков, так и военным в результате походов, стычек и военных переделов границ литовских и русских феодалов. Государственным языком княжества, как и языком большинства его населения был русский язык, который сейчас многие называют старобелорусским.
Средневековье стало ареной соперничества Литовской Руси и Московской Руси за историческое наследство Киевской Руси. Борьба шла с переменным успехом, но постепенно стала склоняться в сторону Москвы, как главного центра собирания древних русских земель. Во многом это было связано с тем, что языческая княжеская элита Литвы приняла католичество и постепенно стала доминировать в княжестве. В итоге возникло противоречие между католической верхушкой ВКЛиР и большинством его православного населения. В Московской Руси такой проблемы не было.
Верхушка русской православной знати в ВКЛиР стремилась избавиться от засилья литовских католических князей и всё больше смотрела в сторону Москвы. Исход борьбы Литвы и Москвы за белую Русь был предопределён и католическая литовская верхушка (во многом русская по своему происхождению), опасаясь за своё доминирующее положение, пошла на сближение с католической Польшей.
Воспользовавшись ситуацией, Польша присоединила к себе обширные земли современной Украины, а ВКЛиР скукожилось до современных Литвы и Белоруссии.
Именно тогда во многом начались процессы обособления частей русского народа - белорусов и украинцев. Первые составили костяк оставшихся территорий ВКЛиР, а вторые оказались в пределах польских коронных земель. Две западные части русского народа оказались разделены хоть и не государственными, но всё же административными границами – ВКЛиР хоть и было зависимо от польской короны, но имело большую степень автономии, затем постепенно сошедшую на нет.
В образовавшейся в результате унии Речи Посполитой главенствующее положение занимали поляки, польская шляхта и польская католическая церковь. Католическая верхушка ВКЛиР не имела такого влияния и была зависима от Польши. Русская православная знать постепенно теряла свои права. Наиболее бесправным было русское крестьянство Белой Руси, которое испытывало как классово-имущественное, так и национальной и религиозное притеснение, наступление на свои вековые русские обычаи и русский образ жизни.
Католическая церковь на территории ВКЛиР вела активную, наступательную политику, и, следуя логике правящего польского класса, желающего упрочить унию короны и княжества, стремилась всячески продвигать идеи религиозной унии.
Старая русская православная элита за столетия постепенно ополячивалась, переходила в католичество, потому что этот путь открывал возможности для карьеры, закрепления статуса, сохранения старых и приобретения новых богатств. Именно тогда ради сохранения своего положения, богатств, привилегий православная элита отказывалась от своей веры, своего языка, а нам долгие годы после распада СССР пытались внушить мысль, что именно этими людьми мы можем едва ли не гордиться.
Президент А.Г.Лукашенко по этому поводу высказался предельно ясно: «Давайте начистоту. В свое время мы слишком романтизировали такие периоды, как ВКЛ, Речь Посполитая. Неудивительно. За короткий промежуток во власти отдельных деятелей мы очень быстро заглотили эту наживку. Как будто мы все — потомки Радзивиллов, Сапег. К слову, магнатов было на нашей земле — считаные фамилии. Они были. Были ли они патриотами своего Отечества? Нет и еще раз нет. С легкостью, как мы помним, меняли и веру, и язык на польские шляхетские вольности, титулы и должности. На Марзалюка (И.А. Марзалюк, депутат Палаты представителей, доктор исторических наук. — Прим.) смотрю. Где это он? Не так? Так. Средневековые олигархи свое богатство наживали на горбу народа, который сеял, пахал, строил. Народ жил тяжко. Но рассказывают ли об этом на экскурсиях в этих замках, в этих дворцах, которые мы восстановили, реставрировали? Это к вопросу об исторической правде и объективности. Здесь тоже стоит навести порядок, и желательно побыстрей».
Последнее весьма злободневно и актуально. Долгие годы люди, целью которых было повести нашу Республику Беларусь по трагическому пути нашей родной южной соседки Украины, старательно работали на ниве русофобии, искажения исторической правды, сеяли семена вражды и раздора между белорусами и русскими, заявляя, что речь идёт о «совершенно разных народах с разными ценностями и менталитетом».
Как известно, в Республике Беларусь активно реализуется программа «Замки Белоруссии», согласно которой планируется восстановить полтора десятка родовых имений польско-литовской шляхты. Помимо развития туризма и привлечения гостей из-за рубежа данная программа была призвана изменить устоявшееся представление о Белоруссии, как стране, чьи памятные места связаны в основном с мемориалами периода Великой Отечественной войны и обеспечить «новые подходы» в воспитании молодёжи. Вот что, абсолютно никого не стесняясь, заявлял несколько лет тому назад по этому поводу директор фонда «Страна замков» Александр Варикиш: «…большая часть россиян с интересом слушает рассказы про Полоцкую державу, ВКЛ, Речь Посполитую, про наших шляхтичей, князей, королей, про бесчисленные войны с их предками, даже про геноцид, который они устроили в 17 веке, когда более половины литвинов пали жертвами российской агрессии. Я, как экскурсовод, открыто говорю своим группам о том, что наши народы очень далеки друг от друга, что столетиями мы враждовали».
Фонд «Страна замков» являлся активным соисполнителем программы «Замки Белоруссии», обеспечивал проведение тех самых экскурсий, о которых сказал в своём выступлении белорусский Президент А.Г.Лукашенко. О тональности и направленности тех «экскурсий» можно судить по словам А.Варикиша, приведённым выше. Всё это происходило под эгидой министерства культуры Белоруссии и того самого министра Павла Латушко.
Не приходится удивляться, что тот же А.Варикиш в 2020 году «помогал пресс-службе Координационного совета» - того самого «совета», который был создан для проведения государственного переворота и захвата власти в Республике Беларусь.
Уже в сентябре 2020 года деятельностью Фонда «Страна замков» заинтересовался Госконтроль.
И это далеко не единственный пример. Вся сфера музейной деятельности и проведения экскурсий оказалась буквально наводнена бело-красно-белой протестной публикой, для которой под прикрытием «сохранения исторического наследия» это стало идеальной площадкой для работы с населением и прежде всего с молодёжью, и откровенной борьбой с белорусским государством, да ещё в большинстве случаев за государственные деньги.
Впрочем, так просто А.Варикиш и ему подобные сдаваться не собираются. Не далее, как 13 января 2023 года на двух автобусах в Семежево формально «для участия в обряде «Колядные цари» ехали 80 «экскурсантов» в сопровождении 3 «экскурсоводов» (в том числе и Варикиш). Это вызвало вполне понятные подозрения у правоохранителей, автобусы были остановлены, а Варикиша и Сацукевича задержали на 72 часа, остальных же отпустили, проверив документы.
Отнеслись к задержанным вполне лояльно, да и влияние их теперь куда меньше прежнего – сейчас под видом «экскурсий» они пытаются вывозить на мероприятия своих единомышленников, а до 2020 года они вполне легально и официально распространяли свои идеи и взгляды в молодёжной среде. И делали, увы, это не без последствий – думаю, что немало молодых парней и девушек вышли на протестные акции благодаря таким вот «экскурсиям».
Что делать со всем этим, А.Г.Лукашенко вполне ясно сказал: «Истоки белорусской государственности — это фундамент нашего суверенитета. Почти треть века эта тема (тема истоков государственности) вызывает бурные дискуссии и острые споры в академической среде и в обществе. Особенно беспокоятся «свядомыя». Сидят за кордоном, все ищут неславянские истоки белорусов. Да еще под чужим руководством западных кураторов. История для них — это оружие. Они так и говорят, используя свое мифотворчество для раскачки общества. Само время заставило нас занять более жесткую государственную позицию в вопросах сохранения исторической правды. Дать принципиальную и бескомпромиссную оценку отдельным фактам». Здесь не то что поспорить, даже добавить нечего к словам главы белорусского государства.
Но мало поставить заслон на пути таких «свядомых историков и экскурсоводов» - важно произвести отбор государственно настроенных людей в этой сфере, которых «свядомые» просто травили все эти годы.
«Патриота может воспитать только патриот, а это уже вопрос к нам», - сказал А.Г.Лукашенко.
2020 год ясно показал, что отсутствие должного внимания и общественного контроля за ситуацией в гуманитарной и историко-культурной сферах чревато самыми серьёзными последствиями вплоть до полного переформатирования общественного сознания, потери нравственных и идеологических ориентиров и сползания общества под внешним манипулированием в пропасть национализма.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.