
Поляки всё время хотели сделать нас поляками, а русские - русскими?
Это посыл, берущий своё начало ещё со времён польских мятежей XIX века, когда он активно использовался при попытках настроить белорусское крестьянство против центральной российской власти, активно реанимируется и сейчас.
Его главный смысл прост, а потому и используется в качестве лозунга – во время польского владычества, когда белорусы жили в составе Речи Посполитой, поляки всё время пытались нас ополячить, навязать польский язык, но у них в итоге этого не получилось. Затем, уже в период Российской империи и Советского союза нас пытались русифицировать русские и тоже лишить своего, белорусского пути развития. Но белорусы всё это преодолели и сейчас строят своё независимое государство, развивают белорусский язык и не позволят ни полякам, ни русским себя ассимилировать.
Данный посыл, абсолютно далёкий от реальности, формально уравнивает польский и русский вектор воздействия на Белоруссию и, изображая некую равноудалённость от Варшавы и Москвы, якобы свидетельствует о росте национального самосознания белорусов, желающих жить по своим законам и представлениям.
Итак, почему же он далёк от реальности? Прежде всего, потому, что поляки – действительно близкий нам народ, представители западных славян. Польские обычаи, язык относительно близки и понятны белорусам в сравнении, например, с испанскими или французскими. Часть белорусов, исповедующих католицизм, ощущают близость с поляками в религиозной сфере. Однако ни у кого на сегодня не возникает сомнения в том, что поляки и белорусы – народы хоть и близкие, но серьёзно различающиеся друг от друга.
Обычаи русских, русский язык, русская культура не просто близки белорусам, но фактически белорусы живут в этой системе русских ценностей, а различия между русскими и белорусами минимальны. В довершении ко всему русская православная церковь является общей как для русских, так и для подавляющего большинства белорусов.
Таким образом, если белорусы и поляки по обе стороны границы существенно различаются и разница видна и слышна любому путешественнику, то между русскими и белорусами, несмотря на наличие границы, различия минимальны и сложно уловимы.
В историческом плане предки нынешних белорусов составляли с предками нынешних русских и украинцев единый конгломерат русских (восточнославянских) племён, образовавших Киевскую Русь. В этом смысле, как ни пытаются наши историки искать какие-то «различия», древние Полоцкое, Турово-Пинское и прочие княжества были типичными русскими княжествами Руси – такими же, как Галицкое, Киевское, Смоленское или Рязанское. Никакой общности подобного плана с поляками у белорусов никогда не было и не могло быть.
После разгрома Руси в результате монгольского нашествия, восточная часть русских земель попала в вассальную зависимость от Золотой орды, а западная оказалась в составе Великого княжества Литовского и Русского. Впоследствии Великое княжество Московское обрело независимость, разрослось до Русского царства, а затем и до Российской империи. Великое княжество Литовское и Русское попало в зависимость от Польши в составе Речи Посполитой и на протяжении веков белорусы испытывали тройной гнёт – сословный со стороны шляхты, религиозный со стороны католицизма и национальный в части многочисленных попыток полонизации образования и всех сфер жизни.
Всё это заметно ослабело, но не прекратилось полностью, после воссоединения белорусских земель с Российской империей в результате трёх разделов Речи Посполитой.
За всю длительную историю взаимоотношений России и Польши не было ни единого выступления белорусов против России – все такие мятежи, в том числе и мятеж 1863-1864 годов, где активно проявил себя Калиновский, были польскими, направленными на восстановление польской государственности.
Соответственно, когда после революции и гражданской войны Западная Белоруссия была вновь временно оккупирована Польшей, там развернулось мощное партизанское, а затем, после его разгрома, подпольное движение белорусов за избавление от польской оккупации, воссоединение двух частей белорусского народа в рамках Белорусской ССР и, что сейчас часто забывают, за воссоединение с русским народом в рамках СССР.
Уже после войны не было массового сопротивления белорусов советской власти, как это было на примере прятавшихся в лесах шаек бандеровцев на Западной Украине или «лесных братьев» в Прибалтике. И не было его потому, что СССР и русский народ для белорусов были своими.
Не просто так строилось и Союзное государство России и Белоруссии – помимо сугубо экономических и военных аспектов важнейшей причиной его создания стало этническое, культурное и религиозное единство русских и белорусов. Ничего подобного в отношении Польши белорусами даже не рассматривалось.
У белорусов с русскими один общий русский язык, с поляками языки разные. Белорусы воспринимают русскую культуру (литературу, песни, кинематограф и многое другое) как свои, чего нет в отношении польских составляющих. Большинство белорусов православные, как и русские, а большинство поляков – католики. Для белорусов история России, СССР воспринимается в качестве собственной, родной, чего нельзя сказать о восприятии белорусами польской истории. Белоруссия с Россией – части Союзного государства. Польша – часть недружественных образований – НАТО и ЕС.
Таким образом, ставить на один уровень взаимоотношения русских и белорусов и поляков и белорусов совершенно неоправданно. Выбор белорусами единства с русскими не является «русификацией», а объясняется историческими, этноконфессиональными и цивилизационными причинами. Тот, кто пытается провести параллели о том, что «белорусы не позволят себя полонизировать полякам и русифицировать русским» намеренно искажают действительность, искусственно преувеличивают связь белорусов с поляками и, что важнее, преуменьшают связь белорусов и русских. Соответственно, такие высказывания и тем более действия в этом направлении являются чётким маркером русофобии и противодействия российско-белорусской интеграции.
80-летие Победы. О георгиевской ленте и Бессмертном полке
9 мая 2024 года мне после некоторого перерыва, вызванного эпидемией ковида и разными подходами в организации празднования Дня Победы в России и Белоруссии, пришлось заниматься координацией подготовки шествия «Бессмертный полк» по всей Республике Беларусь. В целом, хоть и не без некоторых проблем, всё прошло на хорошем уровне, за что нужно отдельно поблагодарить и дипломатов Посольства России, принявших активное участие в шествии, и белорусские власти. Само шествие прошло в виде, как правило, отдельных коробок «Бессмертного полка» в строю общегородских колонн «Беларусь помнит». Где-то участники «Бессмертного полка» были рассредоточены по всей колонне шествия, где-то, как в Минске, где городского шествия «Беларусь помнит» не было, прошли своими маршрутами. Дополнительную проблему создавали и отдельные самоназначенные «штатные вожди полка», которые порой излишне препирались с властями при обсуждении малозначимых деталей во время подготовки и проведения самого шествия.
В целом же в Республике Беларусь 9 мая – всегда огромный общенациональный праздник – шествия, концерты, салюты… Всё это проходит в рамках масштабной общенациональной акции «Беларусь помнит».
Сложность в том, что в Республике Беларусь задолго до появления «Бессмертного полка» устоялась своя традиция празднования 9 мая и как белорусский президент, так и власти по пирамиде вниз несколько настороженно восприняли идею проведения «Бессмертного полка» как некой альтернативы, некоего «российского варианта» празднования, который претендовал на замену существующего белорусского.
Дополнительной проблемой стало использование в России и других странах во время проведения «Бессмертного полка» георгиевской ленты, как символа Победы.
До 2014 года георгиевская лента была в свободном хождении в Республике Беларусь и её рядом или, чередуя с национальной красно-зелёной, носили все подряд, кроме разве что бело-красно-белых русофобов. Но с 2014 года постепенно начался процесс ползучего вытеснения георгиевской ленты – её «не рекомендовали использовать», старательно убирали с уличных плакатов, открыток, стендов, даже с наград. Георгиевская лента присутствовала на юбилейных наградах, посвящённых освобождению Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков, потом на более поздних исчезла.
В Республике Беларусь существует своя лента – красно-зелёная, цветов государственного флага. Красивая лента, более чем уместная, содержащая красный цвет – цвет знамени Победы. С ней часто используется цветок яблони – как символ весны и той же майской Победы над фашистами. Но есть ведь и объединяющая нас георгиевская или гвардейская лента. Эта лента берёт свои истоки ещё в дореволюционной России, всем хорошо известны георгиевские кресты. Традиция была продолжена и в СССР, на орденах Славы и медалях «За Победу над Германией» и других, активно использовалась ветеранами и действующими военными в период СССР, да и до 2014 года – в самой Республике Беларусь.
Что же случилось потом? Потом был незаконный захват власти бандеровцами в Киеве в 2014 году и Донбасс, вставший на защиту наших общих (а не только своих) ценностей избрал в качестве символа борьбы с киевской хунтой георгиевские ленты.
Кого это могло напугать у нас? Русофобов и ненавистников союза с Россией – вероятно, они поставили себя на место «героев майдана», и георгиевская лента стала для таких напоминанием об опасности ответа на их русофобию. Понятна и логика подобного типа ряда руководителей стран СНГ, где «балансирование» во взаимоотношениях с Россией и другими центрами сил имеет, мягко говоря, свою «специфику».
Но у нас в Белоруссии это порождает серьёзную проблему. У нас общее цивилизационное и информационное пространство. Мы – части Союзного государства. Нельзя в наших условиях сделать так, чтобы в России георгиевская лента была символом Победы и борьбы с нацизмом, а у нас была «своя лента», а георгиевская «не наша». А почему «не наша»? Масса людей в Белоруссии даже сейчас надевает на 9 мая, прикрепляет на машины, сумочки и одежду как красно-зелёные, так и георгиевские ленты. Они обе – «наши». И самое глупое и ошибочное, что можно было сделать, это породить некое противопоставление красно-зелёной и георгиевской лент. Некоторые и вовсе готовы надеть георгиевскую ленту на 9 мая «назло вместо красно-зелёной», а другие – «назло красно-зелёную вместо чужой георгиевской». Не думаю, что вот это вот «назло» было главным смыслом споров вокруг лент, но в итоге вместо консолидации общества на ровном месте создана проблема. Если полагали, что так это повысит симпатии проевропейски настроенной молодёжи к властям, то это полная глупость – в 2020 году мятежники под бело-красно-белым флагом показали всю свою «симпатию» и «конструктивность». А вот среди большинства пророссийски настроенных белорусов вся эта история вокруг лент вызывала и вызывает лишь недоумение.
По сути белорусская красно-зелёная национальная лента должна активно использоваться вместе с георгиевской, а никак не вместо ради некоей искусственной конкуренции. К тому же георгиевская или гвардейская лента (небольшое различие цветов в них – это детали и не более чем тема для словесной эквилибристики) – это и белорусская лента, а не только российская. В том числе это часть наших военных и юбилейных наград до 2014 года.
Можно, конечно, строить некий «равноудалённый многовекторный суверенный хутор», но это призрачная цель – Республика Беларусь, отдаляясь от России даже в малом, будет постепенно дрейфовать в сторону иных центров сил (в нашем случае – Европы). Особенно чувствительная к этому молодёжь, что и показал 2020 год.
Да, мы – суверенная независимая страна, но наш белорусский народ давно определился «между Польшей и Россией» - мы выбрали Союзное государство и российско-белорусскую интеграцию. Да, в этом Союзном государстве мы должны отстаивать наши, белорусские интересы, сохранять свою самобытность, культуру. Но и городить проблемы там, где их могло не быть, не стоит. Уверен, что георгиевская и красно-зелёная лента (с яблоневым цветом или без него) должны быть рядом вместе на всех памятных мероприятиях, а коробки «Бессмертного полка» - стать частью большой национальной акции «Беларусь помнит». У нас одна Победа, общая, а не отдельная, национальная. Белорусская ССР проявила чудеса героизма, ответив общенародным партизанским движением против немецко-фашистских оккупантов в годы войны, понесла колоссальные жертвы. Но Победа и избавление от коричневой чумы пришли вместе с Красной Армией, ядро которой составлял русский солдат. В рядах Красной Армии воевали миллионы украинцев, белорусов, других национальностей. Это наша общая Победа!
Нужно помнить об этом. Сейчас под видом «защиты и укрепления белорусского суверенитета» активизировались противники российско-белорусской интеграции, прикрываясь «радением о Беларуси». Именно из их рядов раздаются многие сомнительные инициативы, скорее уместные в рядах бело-красно-белых толп 2020 года.
Если не будем обращать на это должного внимания, то в попытках построить всё «по своему, не так как в России» даже не заметим, как заблудимся в трёх соснах непонятных идеологических концепций хуторского мышления, что неминуемо приведёт к повторению 2020 года!
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.