2 октября белорусские учителя отметят свой профессиональный праздник. Впрочем, празднование традиционно проходит накануне – в пятницу и субботу, когда идут многочисленные мероприятия в школах, когда учителям говорят слова благодарности, дарят цветы, а воскресенье – повод для празднования уже в семьях, с родными или… отдыха от празднований в пятницу и субботу.
Учитель – очень древняя, прекрасная профессия.
С одной стороны, как и наши предки, всю жизнь, как прекрасно сказал Александр Пушкин «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» - не в том смысле, что плохо и не системно, а в том смысле – что любая сфера деятельности и любые навыки и умения в значительной мере приобретаются благодаря учёбе у других, тех, кто более опытен и больше умеет. Это касается всех сфер нашей жизни.
Но точно так же и мы сами всю жизнь учим кого-то другого – более молодого или того, кто пока знает или умеет меньше нас в том или ином деле.
Собственно говоря, эти состояния «учитель» и «ученик» мы проносим в своём я от самого рождения до смерти.
Но есть и отдельная категория людей, которая исторически выбрала путь учительства и наставничества, как профессию, а не некое перманентное состояние, свойственное всем нам.
Вначале учителями в незапамятной древности становились те представители древнего племени, кто уже постарел, получил увечья и, будучи не так успешен в охоте и собирательстве, теперь играл важную роль в передаче знаний и опыта молодым.
Затем большое внимание обучению стали придавать высшие слои – вожди, императоры, цари, султаны, короли, которые понимали, что их потомкам будут нужны знания для управления странами и народами. Такое же внимание уделяли обучению своей смены представители культов и религий. Повышалась и роль профессионального обучения – гончаров, оружейников, скотоводов, пахарей.
Все это вы хорошо знаете и без меня. Я это напоминаю лишь для того, чтобы мы ещё раз вспомнили, что учительство – это не некая «профессия», а базовая, насущная необходимость для развития и жизни нашего общества.
Мировая педагогика всегда развивалась в русле гуманизма, поиска новых путей обучения и воспитания, чтобы не сводить все к палочной дисциплине и телесным наказаниям, хотя и они сыграли свою положительную роль.
Чтобы не превращать статью в обзор истории педагогики, отмечу лишь тех педагогов, кто сыграл особую роль в моем становлении, как, впрочем, и в становлении многих других людей.
Это, безусловно, наши просветители и педагоги Евфросинья Полоцкая, Франциск Скорина, Симеон Полоцкий, Пётр Могила, Михайло Ломоносов.
Из европейцев - Иоганн Песталоцци, который первым отметил, что образование и педагогика, это не свод мёртвых правил, а само обучение и воспитание не должно сводиться к варианту «копать отсюда и до обеда», то есть быть закостенелым, а обязательно использовать наблюдения и размышления самого ученика.
Эти идеи развил и дополнил, создав собственную педагогическую школу, Константин Ушинский. Об Ушинском нужно говорить отдельно, Приведу лишь общеизвестную цитату из воспоминаний учителя Симферопольской казённой мужской гимназии И. П. Деркачева, который так говорил об Ушинском: «Дружественный тон, которым автор «Родного слова» говорил с учителями, мягкость обращения и простота быстро привлекали к нему всех. Он смотрел на каждого учителя, как на равного себе товарища, и скромно, терпеливо, с непритворным уважением слушал всякое замечание и возражение… Проэкзаменовал всех учениц, поступивших в первый класс. Учительницу поразило, с каким искусством великий педагог опрашивал детей. Он ставил вопросы просто, ясно и в то же время так, что по ответам можно было легко понять, насколько подготовлена и развита та или иная ученица».
В этой цитате многое. Тут нет набившего оскомину современного и часто неискреннего тезиса «равный обучает равного». Тут уважение к коллегам и товарищам по профессии на деле. Как это контрастирует с неприглядными современными случаями, когда некоторые работники отделов образования, лишь едва поднявшись на небольшой шажок в карьерной лестнице, начинают с высокомерием относиться к своим вчерашним коллегам-учителям, нарочито демонстрируя свою «важность и право проверять и отчитывать», да ещё и в отношении людей, которые старше по возрасту и опытнее в самой педагогической деятельности. Хватало такого чванства и в эпоху Ушинского. Но он и отличался как раз тем, что показывал, что можно разговаривать по-другому, по-человечески… Понимал Ушинский и другое – те, кто унижал своих младших по должности коллег, унижал и саму профессию учителя, а в итоге и самого себя.
Период гражданской войны, разрухи породил появление совершенно новой педагогической школы. Антон Макаренко был практиком, организовал и руководил работой колонии имени Горького и коммуны им. Дзержинского. Из бывших беспризорников, малолетних преступников, сирот, обожжённых пламенем безвременья, Макаренко смог вырастить достойных и успешных людей. А ведь тогда детский преступный мир был посложнее современных «юных почитателей АУЕ», но Макаренко и такие же педагоги, как он, боролись за каждого маленького человечка, за каждую детскую душу. Да, не всегда успешно, но в большинстве случаев они выходили победителями. Макаренко большое внимание уделял коллективу, его формированию, вопросам самоуправления – не на бумаге, как это часто сейчас, а на деле. Этот же период нарождающейся советской педагогики хорошо показан в повести «Республика ШКИД» Г.Белых и Л.Пантелеева (А.Еремеева) и одноимённом художественном фильме Г.Полоки 1966 года, который с интересом смотрится и сейчас.
Не могу не вспомнить и Януша Корчака (Эрша Голдьшмидта). Бывший врач, организовавший приют для еврейских детей, имевший мировую известность, мог быть спасён из еврейского гетто в Варшаве. Но, узнав, что фашисты собираются уничтожить всех детей, предпочёл разделить их судьбу.
Многие белорусские и в целом советские учителя в годы войны совершали не меньшие подвиги – спасали и поддерживали детей, выводили их из зоны оккупации. Так же, как и Корчак, погибали вместе со своими учениками.
Знаменитый руководитель советской Белоруссии Пётр Машеров, будучи ещё совсем молодым учителем, после начала войны сразу же ушёл добровольцем на фронт в рядах Красной Армии. После тяжёлых боёв в августе оказался в плену, но сумел сбежать. Пробравшись в родные края, Машеров начинает собирать силы в Россонах для сопротивления врагу. Примеру своего учителя последовали и многие ученики, а также и коллеги по работе в школе. Машеров создаёт сильную подпольную организацию в Россонах и в августе 1941 года становится её руководителем. Ему дают партизанскую кличку Дубняк. Оккупанты активно искали подпольщиков. Дальше оставаться в Россонах было бесполезно, да и сам руководитель подполья стремился прейти к более активным действиям, начать непосредственную вооружённую борьбу с врагом. В итоге Машеров уходит в лес и с апреля 1942 года командует партизанским отрядом имени Н.А.Щорса. Уже в марте 1943 года Пётр Машеров становится комиссаром партизанской бригады имени К.К.Рокоссовского. Не всё было просто в этой борьбе. Машеров был дважды ранен. Его мать – Дарью Петровну Машерову, фашисты расстреляли 16 сентября 1942 года за то, что её сын был партизаном. Вместе с матерью Машерова расстреляли ещё восемь человек, в том числе и детей. Расстреляли и мать Сергея Петровского, который был заместителем у Машерова. Перед смертью женщин и захваченных детей пытали. Белорусский народ заплатил за свободу тяжёлую цену – большинство из первых партизан отряда «Дубняк», которые ушли в лес вместе с Петром Машеровым, были учителями и недавно закончившими школу учениками. Почти все они погибли.
Но этот колоссальный по духу запас патриотизма ещё долго давал о себе знать.
Уже в послевоенное время стал широко известен педагогический опыт Василия Сухомлинского и его книги «Сердце отдаю детям», «100 советов учителю», «Рождение гражданина». Вот что писал Сухомлинский о причинах детской преступности в последней: «Чем тяжелее преступление, чем больше в нём бесчеловечности, жестокости, тупости, тем беднее интеллектуальные, эстетические, моральные интересы и потребности семьи. Ни в одной семье подростков, которые совершили преступление или правонарушение, не было семейной библиотеки, хотя бы маленькой… Во всех 460 семьях я насчитал 786 книг…Никто из тех, кто совершил преступление, не мог назвать ни одного произведения симфонической, оперной или камерной музыки».
Корни великий педагог видел в семье, в её ценностях, запросах, анализировал реальное положения вещей, а не говорил лозунгами. У нас же сейчас всё сводят к «охвату массовыми мероприятиями» и «вовлечённости детей в деятельность».
После развала 1991 года многое стало иным. Я сам из последнего выпуска советских учителей – закончил Витебский пединститут как раз летом 1991 года. Мы сразу же вынуждены были окунуться в новую и мало предсказуемую жизнь 1990-х.
Многие ушли из профессии, занялись совсем другим делом, но практически все начинали учителями. Я и сам вместе с женой был распределён в Холомерскую СШ Городокского района. Там мне, будучи биологом и химиком по образованию, пришлось уступить данные предметы жене, а самому взяться за преподавание истории. Это оттуда, от моего непродолжительного учительства в сельской школе и «лихих 90-х» у меня на всю жизнь остался интерес к истории, который привёл к написанию многих моих научно-популярных исторических книг.
Из Холомерья я уехал и не жалею, хотя осталось много тёплых воспоминаний молодости – перспектив в деревне не было. Холомерскую школу закрыли, как и многие другие. Мои однокурсники, верой и правдой отработавшие учителями в подобных сельских школах не одно десятилетие, столкнулись с тем, что после закрытия школы они остались без работы, были вынуждены или уезжать почти перед самой пенсией в неизвестность, бросая дома, выросшие сады или же переходить на простые рабочие сельскохозяйственные специальности. Это отдельные личные трагедии моих коллег и однокурсников, которые остаются в тени больших и важных событий. Но от этого они не становятся менее горькими. Урбанизация – общепланетарный процесс. В Республике Беларусь многое делается для сохранения деревни, но даже у нас деревня постепенно пустеет. Почему – это тема отдельная и сейчас не об этом.
В городах же вовсю стала проявляться другая тенденция. Новое время привнесло в учительство и педагогику далеко не самое лучшее из-за рубежа – какую-то излишнюю соревновательность, стремление свести всё к борьбе за статус и престиж школы или гимназии, стремление любой ценой «воспитать победителей олимпиад», добиться «элитарности» учебного заведения и как апофеоз – появление неких частных школ и детских садиков, в которых дети уже изначально «с молоком матери» впитывают опасную иллюзию того, что они «лучше и успешнее» остальных. Вообще же это излишнее стремление быть «лучше и успешнее», в котором изначально нет ничего плохого, выхолащивает человечность из самой педагогики и системы образования как таковой.
Я со значительным скепсисом смотрю на все эти новомодные новации – бесконечные факультативы, профили, репетиторство, излишний крен в гуманитарную составляющую, нарочитое усиление роли преподавания иностранных языков… Но это всё полбеды, не буду продолжать, хотя есть что сказать – куда мне «против ветра»…
Страшнее и хуже другое. Скажу кратко – странно, когда существует само слово «педагогические технологии». Во времена Ушинского, Макаренко и Сухомлинского «технологии» использовались в животноводстве, сельском хозяйстве или в промышленном производстве. В педагогике и образовании нужно другое. Что? Вспомните тех учителей, которые остались в нашей с вами памяти на всю жизнь – вот это нужно, то, что было у них.
И ещё. Учитель – профессия не очень хорошо оплачиваемая, в основном женская. Учителей норовят «проверить и отчитать» все кому не лень – органы власти, отделы образования, прокуратура и прочая, прочая, прочая. Часто не жалуют учителей и многие родители – особенно те, кто «платит достаточно, чтобы требовать результат». Учителя завалены требованиями документации. Другими формальными и пустыми на самом деле обязанностями… Всё это так. Да и всё чаще звучит – кто идет в учителя, те неудачники, плохо учились…
Как-то в период, когда я работал в местной вертикали, зашла речь о том, что некоторые из чиновников не очень лестно отзывались о коллегах с педагогическим образованием – дескать, учителя жизни не знают, производства, что с них взять… На это мой тогдашний руководитель, тоже учитель по образованию П.И.Лосич сказал: «Что бы они не говорили, а самые успешные и значимые руководители нашей страны Пётр Машеров и Александр Лукашенко вышли из учительства». Я запомнил эти слова на всю жизнь.
Я горд, что закончил в своё время биолого-химический факультет ВГПИ им. С.Кирова (а ныне ВГУ им. П.Машерова) в Витебске, потому что, хоть я и ушёл из профессии (так сложилось – специально я не уходил, всю жизнь готовил себя к учительству, покупал книги, много читал), но я уверен, что, несмотря на все сложности и всё негативное, положительного куда больше и учитель – самая прекрасная из профессий.
С праздником вас, дорогие однокурсники, дорогие мои педагоги, да и все учителя и преподаватели! С Днём учителя!
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.