Интеграционные процессы на постсоветском пространстве проходят непросто – существует немало противоречий и серьёзных проблем, в том числе и в политической сфере – как известно, Белоруссия, например, до сих пор так и не признала Абхазию и Южную Осетию, заняла особую, отличную от российской позицию по ситуации на Донбассе и Украине в целом. Не всё просто и в торгово-экономических отношениях, что хорошо видно на примере проблемы реэкспорта через территорию Белоруссии продовольствия из стран ЕС, подпадающего под ответные санкции Российской Федерации.
И всё же, несмотря на все эти отдельные негативные моменты необходимо отметить, что Белоруссия и Россия являются наиболее близкими союзниками на постсоветском пространстве. Образование Союзного государства России и Белоруссии стало первым этапом и поворотным моментом к восстановлению разделённого по живому постсоветского пространства. Процесс сближения Белоруссии и России зачастую двигался неоправданно медленно, однако даже в таком состоянии сыграл свою роль локомотива постсоветской интеграции. Ситуация стала меняться в начале XXI века. Активизировались интеграционные процессы – образование Таможенного союза, Единого экономического пространства, ЕАЭС. Но начиналось всё именно с Союзного государства, которое так и не было создано.
На это были серьёзные объективные причины. Однако в корне неверным представляется точка зрения, согласно которой Белоруссия постоянно требовала, и будет требовать в будущем многомиллиардных вливаний для поддержки собственной экономики.
Хорошо известной ахиллесовой пятой Белоруссии является почти полное отсутствие углеводородов и металлов. Ко всему прочему основу экспорта Белоруссии составляют как раз продукты нефтепереработки – продукция двух гигантов – Новополоцкого и Мозырского нефтеперерабатывающих заводов. К тому же Белоруссия традиционно была сборочным цехом Советского Союза, которой удалось сохранить собственное мощное машиностроение, несмотря на отсутствие месторождений металлов – «МАЗ» (Минский автомобильный завод – грузовики, автобусы), «БелАЗ» (Белорусский автомобильный завод – большегрузные карьерные самосвалы), «МТЗ» (Минский тракторный завод – тракторы), производство комбайнов, троллейбусов, трамваев, мотоциклов, велосипедов, телевизоров, холодильников, стиральных машин, автомобильных шин и многое другое. Причём это всё модернизированное советское наследие, а не созданные заново сборочные линии иностранных производств. При прежних ценах на энергоносители из России Белоруссия умудрялась за счёт экспорта сводить концы с концами, однако любое повышение цены на голубое топливо или нефть становятся для белорусской экономики серьёзной проблемой.
Рассмотрим ситуацию в белорусской экономике и тот белорусский потенциал, который может быть в той или иной мере использован и другими государствами членами ЕАЭС более предметно. Тем более, что практически вся белорусская промышленность тесно ассоциирована с российской, однако лишние государственные, таможенные и протекционистские барьеры всё ещё мешают их взаимовыгодному развитию как в рамках Союзного государства России и Белоруссии, так и в рамках Евразийского экономического союза.
Основой основ белорусского экспорта, как я уже сказал выше, является продажа продуктов нефтепереработки, произведённых из закупаемой российской нефти. Главными белорусскими предприятиями в этой сфере являются ОАО «Нафтан» (г.Новополоцк в Витебской области) и ОАО «Мозырский НПЗ». ОАО «Нафтан», ориентируясь на европейские стандарты (иначе экспорт будет невозможен), в 2005 году завершил очередной этап программы крупномасштабной реконструкции и модернизации завода, в результате чего был произведён пуск технологических установок, входящих в комплекс гидрокрекинга. Уже в ближайшее время ОАО «Нафтан» должен выйти на уровень самых современных предприятий отрасли с глубиной переработки нефти не менее 92 %.
Не менее успешно идут дела и на ОАО «Мозырский НПЗ». Здесь завершены 4 этапа реконструкции завода, в результате которых увеличились глубина переработки нефти и выход светлых нефтепродуктов, увеличился выпуск высокооктановых бензинов А-92 и А-95, весь объем дизельного топлива соответствует требованиям европейского стандарта EN 590:2004, как и автобензин соответствующий требованиям EN 228:2008 (Евро-5).
Общеизвестны и предприятия белорусского машиностроения. Так ОАО «БелАЗ» (г.Жодино Минской области) - крупнейший мировой производитель карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности, а также другого тяжелого транспортного оборудования, применяемого в горнодобывающей и строительной отраслях промышленности. Предприятие занимает третью часть (!) мирового рынка большегрузных карьерных самосвалов. Основными потребителями продукции белорусского автозавода являются горнодобывающие предприятия СНГ и, прежде всего, России и Украины. Осуществляется поставка самосвалов и на рынок дальнего зарубежья. Причём с уклоном на большегрузные автомобили – 240 тонн и недавно созданной модели БелАЗов серии 75710 грузоподъемностью 450 тонн (самый большой самосвал в мире), которые предназначены для перевозки горной массы в сложных горнотехнических условиях глубоких карьеров, на открытых разработках месторождений полезных ископаемых по технологическим дорогам в различных климатических условиях эксплуатации (при температуре окружающего воздуха от -50 до +50 градусов). Помимо этого производятся самосвалы повышенной проходимости, строительно-дорожная техника, машины для обслуживания горно-транспортных работ, подземных работ, для металлургических предприятий, машины специального назначения, грузовой подвижной железнодорожный состав.
Вся техника, выпускаемая в данный момент ОАО «МАЗ» полностью соответствует экологическим стандартам Евро-3, Евро-4, Евро-5. Под маркой «МАЗ» с конвейера завода сходят седельные тягачи, бортовые автомобили, шасси под установку различного спецоборудования. Всего боле 500 моделей и модификаций. Сегодня пассажирская техника МАЗ представлена 15 моделями в более чем ста исполнениях.
Широко известно и в Белоруссии, и в России и далеко за их пределами и ПО «Минский тракторный завод», основанное ещё в 1946 году. За это время завод превратился в одного из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире, на котором работает почти 30000 человек. За свою историю МТЗ произвел более 3 млн. тракторов, из которых более 500 тыс. поставлено примерно в 100 стран мира. Сегодня заказчикам предлагаются 62 модели разных видов машин, более чем в 100 сборочных вариантах для всех климатических и эксплуатационных условий.
Минский мотовелозавод, созданный в 1945 году, выпускает различные модели велосипедов: дорожные, горные, подростковые, детские двух- и трёхколесные, мотоциклы дорожные марки «Минск» с объёмом двигателя 125—200 см³ (двух и четырёхтактные), грузовые мототележки. Особенно популярны велосипеды, но и мотоциклы находят своего покупателя. Помимо этого производятся также картофелесажалки, велоприцепы, велотренажёры, инвалидные коляски, запасные части к мотоциклам и велосипедам.
Минское ОАО «Амкодор» - известное предприятие по производству дорожно-строительной, коммунальной, снегоуборочной, аэродромной, лесной, сельскохозяйственной и другой специальной техники и оборудования, продающее свою продукцию более чем в 30 стран мира.Бобруйское ОАО «Белшина» - одно из крупнейших предприятий в Европе, выпускающее более 300 типоразмеров, моделей и нормослойности шин для легковых, грузовых, большегрузных автомобилей, строительно-дорожных и подъемно-транспортных машин, электротранспорта, автобусов, тракторов и сельскохозяйственных машин.
ОАО «Белшина» первым среди шинных заводов стран СНГ освоило и начало серийный выпуск грузовых цельнометаллокордных шин. Продукция компании продается не только в России и странах СНГ, но и в Европе, на Ближнем Востоке, в Азии, в Африке, а также в Северной и Южной Америке. За выпуск конкурентоспособной и качественной продукции предприятие удостоено международных наград «Арка Европы» и «Золотой Глобус». Продукция предприятия была неоднократно отмечена золотыми, серебряными и бронзовыми медалями на ежегодно проводимом в рамках выставки «Шины, РТИ и каучуки» в Москве конкурсе «Лучшая автомобильная шина на дорогах России».
Гомельская компания «Гомсельмаш» сегодня является типичным примером взаимодействия производственных мощностей Белоруссии, России и Казахстана. Сельскохозяйственная техника с маркой «Палессе» изготавливается на ПО «Гомсельмаш», а также на совместном предприятии «Брянсксельмаш» в Брянске с использованием машинокломплектов «Гомсельмаш», на совместных производствах в Удмуртии, Ульяновской и Амурской областях, Красноярском крае и других регионах России. Cоздано и успешно работает СП в Костанае (Казахстан) на базе ОАО «Агромашхолдинг» по производству зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов. В Китае в Харбине организовано изготовление кормоуборочных комбайнов КСК-600 и початкоуборочных комбайнов КПС-4 из машинокомплектов «Гомсельмаша», в Аргентине и Чехии работают филиалы компании. Предприятие производит зерноуборочные комбайны, косилки, технику для уборки льна, картофеля, свеклы и многое другое.
Помимо «Гомсельмаша» сельскохозяйственную технику производят и на ОАО «Лидагропроммаш» (г.Лида Гродненской области): зерноуборочные комбайны «Лида-1300» и «Лида-1600», агрегаты почвообрабатывающие посевные, серия универсальных пневматических сеялок с шириной захвата 3, 4, 6 метров, сеялки точного высева и сеялки для внесения минеральных удобрений. Сегодня на предприятии выпускается свыше 30 наименований и типоразмеров сельскохозяйственных машин, из которых 10 поставлены на производство за последние 3-4 года и не имеют аналогов в странах СНГ.
Минский завод холодильников «Атлант» выпускает холодильники и морозильники «Атлант», разные по объему (от 30 до 400 л), функциональным возможностям (однокамерные и двухкамерные, с верхним и нижним расположением морозильной камеры, с одним и двумя компрессорами, с электронным блоком управления и индикации). Белорусские холодильники и морозильники имеют устойчивый спрос не только в странах СНГ, но и в дальнем зарубежье. Минский завод холодильников поставляет свою продукцию в Германию, Францию, Словакию, Венгрию, Польшу, Литву, Латвию, Россию, Украину, Азербайджан, Казахстан и т.д. — всего в 21 страну мира. В последнее время Минский завод холодильников стал известен как производитель промышленного оборудования. Производится и другая бытовая продукция - автоматические стиральные машины «Атлант», электрические чайники, а предприниматели и торговые организации уже оценили преимущества холодильных шкафов этой марки.
Телевизионные заводы «Горизонт» (Минск) и «Витязь» (Витебск) производят телевизоры, DVD-проигрыватели, пылесосы и другую бытовую технику.
ОАО «Беларуськалий» (г.Солигорск Минской области) - единственное крупное белорусское предприятие, использующее богатства бедных на залежи полезных ископаемых белорусских недр. Сегодня в Солигорске выпускается каждая шестая тонна калийных удобрений на земном шаре. Продукция ОАО "Беларуськалий" поставляется в Европу, Восточную Азию, страны Средиземноморья, Южную Африку, Индию, Китай, Южную и Северную Америку - всего в более, чем 50 стран.
И это лишь ряд наиболее известных производств. Помимо этого можно говорить о лёгкой промышленности – швейных, обувных производствах, предприятиях пищевой промышленности. В Белоруссии производят даже речные суда. Но обо всём этом невозможно рассказать в рамках одной статьи.
Вообще же мне легче назвать то, что пока не производится в Белоруссии – морские суда, космические корабли и мобильные телефоны.
Отдельно скажу и о белорусском дорожном строительстве. Несмотря на серьёзные финансовые трудности, дорожная сеть Белоруссии по качеству покрытия заметно превосходит не только дороги России и Украины, но и своих соседей из Евросоюза – Литвы, Латвии и Польши, заметно уступая лишь, пожалуй, автобанам Германии и автотрассам США. Уверен, что и этот опыт пригодится России с её дорожными проблемами и необъятными просторами.
Думаю, что всё вышеперечисленное свидетельствует о том, что Россия и Евразийский экономический союз в лице Белоруссии имеют не некоего потенциального нахлебника с отсталой экономикой, а вполне экономически развитое, современное промышленное государство, живущее за счёт собственного производства и экспорта.
Проблем в белорусской экономике немало, но она сохранила и даже преумножила доставшийся ей промышленный советский потенциал. Этот белорусский потенциал, несомненно, пригодиться и будет востребован объединённой экономикой будущего Евразийского Союза и Союзного государства России и Белоруссии.
В этом смысле, вероятно, Белоруссия может представлять интерес и для России, и для Казахстана и в плане сохранения и развития собственного сельского хозяйства, так как, что бы кто ни говорил, Белоруссия является крупным экспортёром сельскохозяйственной продукции. Произошло это во многом потому, что Белоруссии удалось сохранить крупнотоварное сельскохозяйственное производство. Было это не так и просто. В Белоруссии, как и в России, сохраняются негативные процессы депопуляции населения, особенно сельского – деревни постепенно стареют и вымирают. Чтобы это остановить или хотя бы на некоторое время заморозить, в Белоруссии была принята и реализована впоследствии на практике масштабная программа строительства агрогородков. К этой программе сейчас внимательно присматриваются в Казахстане. Речь идёт даже о том, что белорусы будут делиться опытом строительства таких агрогородков.
За любовь к агрогородкам А.Лукашенко часто критиковали, особенно в начале, когда сельхозпроизводство было не так рентабельно. После же того, как мировые цены на продовольствие поползли вверх, стало ясно, что белорусский президент стратегически поступил правильно и дальновидно.
Несмотря на сложности, Белоруссия активно стремится развивать высокотехнологичные отрасли, в том числе участвует и в освоении космического пространства. Всё это принесло свои плоды – 22 июля 2012 года в 9.41 по минскому времени с космодрома «Байконур» осуществлён успешный запуск первого белорусского космического аппарата, или сокращённо – БКА. Белорусский спутник вместе с 2 российскими, 1 немецким и 1 канадским космическими аппаратами был выведен на орбиту российской ракетой-носителем. Благодаря этому запуску Белоруссия присоединилась к клубу космических держав.
БКА может фотографировать всю территорию Белоруссии. Вся информация с нашего спутника поступает в два Центра управления полётами (или, как их сокращённо называют – ЦУП) – белорусский и российский.Участие в исследованиях космоса имеет и другое важное значение – ведущие такие исследования страны успешно развивают свои науку, образование и производство. БКА был разработан и изготовлен белорусским конструкторским бюро ОАО «Пеленг» совместно с белорусским научно-техническим центром «Белмикросистемы» ОАО «Интеграл». Белорусские учёные и сборщики, используя наработки БКА, приняли участие и в создании российского космического аппарата «Канопус-В».
В наше время широко налажено международное сотрудничество при освоении и изучении космоса. Особенно тесно Белоруссия сотрудничает с ведущей космической державой – Россией, и прежде всего, в рамках серии программ Союзного Государства по освоению космического пространства «Космос».
23 сентября 2012 года с «Байконура» российского космического корабля «Союз-ТМА-06-М». Его командиром стал российский космонавт, белорус, уроженец города Червеня Минской области Олег Викторович Новицкий, который продолжил славные традиции белорусских космонавтов П.Климука и В.Ковалёнка. Успешно выполнив программу полёта, Олег Новицкий вместе с товарищами возвратился на Землю 16 марта 2013 года, проведя в космосе 144 дня. Уже на Земле, отвечая на вопросы корреспондента, Олег Новицкий подчеркнул, что только совместно с Россией Беларусь сможет и должна развивать свою космонавтику: «…Беларусь — государство небольшое. Строить отдельный космодром, создавать собственные ракеты смысла нет. Имеет смысл участвовать в совместных программах, готовить космонавтов. Это дело дорогостоящее, но оно того стоит". Во время праздничного шествия 3 июля 2013 года космонавт О.Новицкий шёл рядом с А.Лукашенко.
Но нужно идти дальше – как автор книги «Путь к звёздам. Малая энциклопедия космонавтики», много времени посвятивший изучению истории нашей космонавтики, я уверен, что необходимо принять и реализовать программу космических исследований в рамках Евразийского экономического союза, неотъемлемой частью которой должна стать программа пилотируемых полётов – когда наряду с российскими космонавтами в космос будут стартовать космонавты из Белоруссии и Казахстана, это станет лучшей и наиболее эффективной демонстрацией результатов и грядущих перспектив нашей интеграции.
Специально для "Вместе с Россией" 1 декабря 2014 года
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.