16 декабря 2014 года в Национальной библиотеке Республики Беларусь состоялось Общее собрание епархий Минской метрополии. Наряду с обычной для такого мероприятия повесткой дня был рассмотрен вопрос, который может иметь серьёзные и далеко идущие последствия как для внутрицерковной жизни в Белорусском Экзархате Русской Православной Церкви, так и для единства РПЦ в целом. Не случайно особое внимание как верующих, так и белорусской общественности привлёк пункт 19 итогового документа Общего собрания, который явно озадачил не только меня, но и, насколько я знаю, многих представителей клира и прихожан Белорусского Экзархата РПЦ. Дословно там сказано буквально следующее: «Просить митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси ходатайствовать перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Священным Синодом о предоставлении Белорусской Православной Церкви статуса самоуправляемой Церкви в составе Московского Патриархата по образцу Латвии, Молдовы и Эстонии».
В связи с этим стоит отметить, что весьма показателен печальный пример наших ближайших соседей - на Украине сполна испили чашу «суверенизации» церковной жизни.
В конце существования СССР под давлением сторонников «незалежности» 27 октября 1990 года Архиерейский собор РПЦ в Москве упразднил Украинский Экзархат и предоставил самоуправление с правами широкой автономии Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Фактически, Синод УПЦ МП стал высшим органом управления. Влияние Московского Патриархата стало чисто символическим – оно осталось в названии УПЦ и в том, что избираемый решением Синода УПЦ глава УПЦ должен получить благословение Патриарха Московского. Главой УПЦ тогда стал митрополит Филарет (Денисенко), которого позже низложили и который, не подчинившись (ссылаясь на дарованную независимость) вместе со своими сторонниками объявил о создании Украинской православной церкви Киевского патриархата, которая так и не была признана ни одной Православной Церковью.
Тем не менее, стоит помнить, что начало всему было положено не только «раскольнической деятельностью Филарета Денисенко» - толчком ко всему послужило как раз то самое, на мой взгляд, достаточно спорное решение, нарушившее единство РПЦ, принятое не в Киеве, а на Архиерейском соборе РПЦ 1990 года в Москве, пускай и под давлением «самостийных» тенденций на Украине. Не будь этого решения, которое упразднило Экзархат на Украине, почти наверняка не случился бы церковный раскол на УПЦ МП и непризнанную остальными Православными Церквями УПЦ КП. В итоге на Украине сейчас не может быть и речи о церковном единстве – идёт борьба за храмы, порой происходят фактически прямые физические столкновения.
Если БПЦ будет предоставлен статус самоуправляемой церкви, эта опасность станет актуальной и для Белоруссии. Надо ли нам это с учётом печального украинского опыта – вопрос скорее риторический. Латвия, Эстония или Молдавия никак не могут быть для Белоруссии примером по многим причинам – мы с Россией являемся союзниками, у нас общий русский язык, по сути – мы один народ. А РПЦ сегодня – фактически единственный институт, общий для Русского мира и Святой Руси в том понимании, в котором об этом неоднократно говорил Святейший Патриарх Московский Кирилл: «Ядром Русского мира сегодня являются Россия, Украина, Белоруссия».
Нам надо не размежовываться, а крепить единство и Православной церкви, и наших народов – по сути, частей единого русского народа.
Служит ли этой цели решение собрания Минской митрополии от 16 декабря 2014 года? У меня большие сомнения. К тому же такие судьбоносные решения нельзя принимать только решением пусть и центральной, но вовсе не представляющей весь Экзархат митрополии. Вольно или невольно оно может спровоцировать разделение и уже поэтому, как минимум, сомнительно. Белорусскому Экзархату нужно думать не о своих «недостаточных» полномочиях, а стремится к укреплению духовного и административного единства РПЦ.
К сожалению, в деятельность церкви вмешиваются и внецерковные силы – думаю, немало тех, кто подталкивает Экзархат на подобные действия – хочется «независимости» в церковном вопросе. Тогда, вероятно, будет проще обеспечить и визит римского Папы, о котором давно говорят, но который пока невозможен в силу самого статуса БПЦ, как части РПЦ – Белоруссия является канонической территорией РПЦ. Идёт речь и о заключении между Белоруссией и Ватиканом полноценного конкордата – в случае «самоуправляемого статуса» БПЦ будет, вероятно, сговорчивее в этом вопросе.
Вызывает беспокойство и всё более активное внедрение белорусского языка – отдельные либеральные священнослужители, следуя примеру католиков, переходят в богослужениях на белорусский язык (не имеющий сколько-нибудь широкого хождения в Белоруссии). Это, безусловно, разрыв с тысячелетней духовной традицией Православия, отход от базовой ценности белорусского Православия – церковнославянского языка. В отдельных храмах Апостольские послания, евангелие, паремии читаются на белорусском языке (Свято-Петро-Павловский собор в Минске, церковь преподобной Евфросинии Полоцкой в Ивенце, Борисо-Глебский храм в Гродно и других местах). Пускай это не основные, а вспомогательные моменты богослужений, однако в эти храмы уже активно стекаются разного рода белорусские националистические круги, русофобские по своим взглядам. В Интернете постоянно пишутся комментарии в стиле – нам нужна своя церковь, а не московская. Развёрнута и активная деятельность по переводу на белорусский язык православной литературы – уже переведены Деяния Апостолов, Евангелия, молитвослов, Литургия святого Иоанна Златоуста и другая литература. Никакой практической цели это не преследует, так как белорусы владеют русским языком лучше, чем белорусским. Здесь важно другое – постепенно приучать к тому, что мы особенные, другие, и церковь наша отличается от РПЦ.
В этом же ряду событий и переход телепередачи «Воскресная проповедь» на белорусский язык. К сожалению, это общая тенденция - направление движения в сторону белорусизации внутрицерковной жизни достаточно очевидно. Пока это в большей степени затронуло Минск и Гродно – традиционные центры, где преимущественно концентрируются прозападные и националистические силы. Начал работу и «первый сайт Белорусской Православной Церкви на родном языке» с характерным названием «Православная Церковь и Белорусский язык». Любопытно, что язык назван с большой буквы и едва ли не уравнен по значимости с самой Церковью, а в названии сайта и вовсе белорусский язык поставили впереди Церкви: (http://belmova.hram.by/index.php.). Оформление тоже выполнено не в государственном красно-зелёном цвете, а в традиционном для националистов бело-красно-белом, хотя само использование национального орнамента цветов государственного флага можно только приветствовать.
Но главное не это – на сайте принципиально отсутствует какое-либо упоминание о том, что БПЦ – это Белорусский Экзархат в составе РПЦ. У человека, не искушённого в тонкостях и деталях взаимоотношений БПЦ и РПЦ после посещения данного сайта наверняка сложится впечатление, что Белорусская Православная Церковь – самостоятельная церковная структура. Нет на сайте и обычного в таких случаях упоминания о том, что он создан по благословлению кого-либо из действующих архиереев. Очевидно, всё же есть понимание явной двусмысленности созданного сайта. Но он действует и от него никто не дистанцируется. Так исподволь, постепенно прихожан и даже клир начинают приучать к тому, что церковь у нас если «пока и не своя», то «обязательно будет своя».
Всё это не так безобидно, как порой кому-то кажется – ведь речь не идёт только о механическом переводе на белорусский язык. Более того – при использовании белорусского языка возникают расхождения в названии даже церковных праздников. Безусловно, не всегда это происходит умышленно - при взаимопереплетении католицизма и православия в жизни белорусов религиозные термины порой кочуют из одной христианской веры в другую, хотя в большей степени это касается невольного заимствования чужих церковных терминов православными. Поэтому и возникают варианты «Раства» вместо «Нараджэння Хрыстова» и так далее. К тому же терминология Православной церкви на белорусском языке пока неустойчивая и продолжает формироваться, поэтому и происходят порой заимствования не только с белорусского варианта католицизма, но и дошедшей до нас униатской терминологии. Показателен пример со словом «каплица» - это название часовни в белорусском католицизме, но зачастую его в обиходе используют и православные белорусы, не искушённые в подобных тонкостях.
С учётом печального опыта Украины и того факта, что большинство и клира, и прихожан отрицательно относятся к этим нововведениям, надеюсь, что Архиерейский собор РПЦ в Москве учтёт все обстоятельства и отклонит прошение Минской митрополии, не выражающей мнение всего Экзархата. Не зря Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл сказал важные и своевременные слова: «Я выступаю категорически против любых реформ в Церкви. …реформы в Церкви не могут достичь целей, которые ставят реформаторы, если эти цели не проистекают из глубин народной жизни».
Для наших противников Православная Церковь является сейчас главной мишенью – в той или иной степени разделяя РПЦ и БПЦ, они пытаются разделить Россию и Белоруссию, как уже разделили Россию и Украину. Об этом прямо говорят аналитики в США и на Западе в целом. Особые опасения у наших геополитических конкурентов вызывает то, что именно Русская Православная Церковь может стать фундаментом и духовной опорой того здорового консерватизма, о котором говорил президент Российской Федерации В.В.Путин. Этот самый консерватизм, основанный на тысячелетних нравственных традициях Православия, проповедующий семейные ценности, высокое чувство гражданственности и патриотизм может стать привлекательным не только для самих православных постсоветского пространства, но и для многих европейцев, давно уже разочаровавшихся в секуляризированной, атеистической, стремительно стареющей Европе, которая, утратив семейные ценности, сегодня постепенно становится территорией нового великого переселения народов, и вряд ли способна в нынешнем своём состоянии сохранить собственную цивилизацию.
У России, Белоруссии, Украины и Молдавии также серьёзные демографические проблемы, но вектор общественно-нравственного развития во многом противоположен европейскому. А это означает, что у нас есть шанс сохранить свою цивилизацию и семью, как основу общества и государства. Сохранив же семью, мы сможем сохранить свои народы.
Именно поэтому я думаю, что архиереи, прихожане и клир Белорусской Православной Церкви, белорусская общественность должны сказать своё веское слово, чтобы сохранить нынешний статус Экзархата, который предоставляет все возможности для полноценной молитвенной и церковной деятельности БПЦ.
Вспомним же пророчество преподобного Лаврентия Черниговского, чьи слова набатом гремят сквозь прошедшие годы: «Как нельзя разделить Святую Троицу Отца и Сына и Святого Духа — это Един Господь Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию — это вместе — Святая Русь».
Нам во что бы то ни стало нужно сохранить единство Русской Православной Церкви – основы единства Святой Руси и Русского мира! Это наш долг и перед предками, тысячелетиями хранившими Православие на белой Руси, и перед грядущими потомками, которые будут нести светоч нашей веры в будущее.
Специально для "Вместе с Россией", 15 января 2014 года
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.