В Речи Посполитой в 1587 году на трон взошёл Сигизмунд III, правивший целых 45 лет (до 1632 года). Сигизмунд III был воспитан иезуитами, он постоянно и целенаправленно укреплял католицизм, поставив перед собой цель устранить многоконфессиональность высшего дворянства – магнатов.
До восшествия на престол Сигизмунда III позиции православия на территории Белоруссии в Великом Княжестве Литовском, Русском и Жемайтском были чрезвычайно сильны. В первой половине XVI века православными были 23 княжеских и 42 шляхетских рода. Среди них такие знаменитые магнаты, как Тышкевичи, Острожские, Чарторыйские, Сапеги. Только при Сигизмунде I на землях ВКЛ было построено почти 90 православных храмов. Даже в Вильно, оплоте католицизма в ВКЛ, при 14 католических костёлах было 17 православных церквей. В Новогрудке количество православных храмов в 10 раз превышало количество костёлов. В Полоцком и Витебском поветах было всего по одному костёлу, а на востоке (Мстиславские, Оршанские, Могилёвские земли) католических храмов не было вовсе. Между тем католики активно осваивали западные земли Белоруссии. Особенно прочные позиции занимали католические ордена францисканцев, августинцев и бернардинцев. В Гродненском повете было 19 католических парафий, в Новогрудском – 20, Минском – 16, Волковысском -15, Слонимском – 7, в Оршанском, Витебском и Полоцком – по 1.
Католикам раздавались многочисленные земли в ВКЛ. Православные же вынуждены были довольствоваться сохранением того, что у них было. Так же обстояло дело и с церковью – католическая получала богатые землевладения от государства, а православная – лишь то, что ей жертвовали её приверженцы.
Незадолго до Люблинской унии в 1564 году на ниве борьбы с реформацией и протестантами в Княжестве появляются иезуиты. Под их давлением ряд старинных православных родов (Сапеги, Зборовские, Вишневецкие и др.) перешли в католичество.
В 1596 на Брестском соборе, несмотря на активное противодействие при его подготовке со стороны К.Острожского и православной шляхты, была объявлена уния и большинство православных иерархов (за исключением 2 владык) во главе с киевским митрополитом Михаилом подчинились папе. Большинство низшего духовенства и верующих остались верными православию, Сигизмунд III, опираясь на решение собора, объявил православною церковью только тех, кто принял унию.
В 1608 году Сигизмунд III и его иезуитско-католическое окружение перешли в открытое наступление на православие.
Первоначально позиции русского языка были ещё достаточно сильными. Не зря в 1621 году К.Пашкевич писал, что «Польша цветёт латинством, Литва цветёт русскостью». Однако постепенно стала сужаться и сфера русского языка. Даже в униатских храмах, где в пику православным начали проводить богослужения не на церковно-славянском языке, а на русском, постепенно всё чаще стали звучать польские фразы и выражения.
Начался и новый виток антиправославной деятельности центральных и местных властей. Насильно закрывались православные церкви, школы, участников православных братств отлучали от церкви, православных священников угрозами заставляли принимать унию. Нередки были и случаи избиений православных священников. Особенно отличился на ниве борьбы с православием униатский полоцкий Епископ Иосафат Кунцевич. Более 5 лет он продержал закрытыми все православные храмы в Орше, Могилёве, Витебске и Полоцке. Православные горожане вынуждены были слушать службы за городом, зачастую и без священника – ему запрещалось жить в городе и округе. В Полоцке Кунцевич, узнав, что, несмотря на его запрет, на кладбище похоронили людей по православному обычаю, пришёл в ярость и велел выкопать трупы и бросить их собакам. В своих речах Кунцевич не раз подчёркивал, что он «волен топить неуниатов и сечь им головы».
В 1623 году в Витебске при попытке Кунцевича расправиться с православным священником горожане ворвались в дом униатского епископа, убили его, проволокли по улицам города и утопили в Западной Двине. Волнения начались в Полоцке, Могилёве, Минске, Орше.
Властям с трудом удалось их подавить и, хотя зачинщики были казнены, а Витебск лишился Магдебургского права, было ясно, что такими крайними методами, которыми действовал Кунцевич, можно было принести больше вреда для унии, нежели пользы. К тому же после воцарения в 1613 году в Москве Михаила Романова у поляков стали постепенно исчезать иллюзии быстрого завоевания всей православной Руси, которые были особенно популярны в смутное время Лжедмитриев.
Но Сигизмунд III упрямо стоял на своём и постепенно это начало приносить свои плоды. К окончанию его правления в Минске из 13 бывших православных храмов в руках у униатов оказалось 12. Униаты захватили знаменитый Жировичский монастырь и полоцкий Софийский собор. В Витебске активно действовали католические и униатские храмы, а у православных остался лишь Марков монастырь, расположенный в 2 километрах от города. Православие покинули все знаменитые магнатские роды, в том числе и Острожские. Большинство средней шляхты быстро ополячивалось и окатоличивалось. Мелкая шляхта, как правило, переходила в униатство. Русское население Белоруссии сохранило в своей массе православную веру и язык своих предков, шляхта же постепенно и в языковом и в религиозном плане теперь значительно отличалась от подконтрольного ей крестьянства. Стали слабеть православные братства, так как вся их сила заключалась в активной поддержке православного дворянства, которого становилось всё меньше.
После смерти в 1632 году Сигизмунда III православные, использую опыт прошлых периодов безвластия в Речи Посполитой, попытались вернуть свои права. Духовным лидером православного движения стал Петр Могила, бывший тогда архимандритом киево-печерским.
На почве притеснения православия в тридцатых годах XVII века подняли восстание казаки Павлюка и Острянина (в 1637 и 1638 годах), но поляки подавили восстание и ещё больше усилили национально-религиозный гнёт. Доходило до того, что закрытые православные храмы сдавались евреям в аренду.
И взрыв не замедлил произойти. В 1648 году началось восстание Б.Хмельницкого.
На юг Белоруссии вступают казацкие загоны Кривошапки, Головацкого, Небабы и др. Хмельницкий отправляет посольство к Владиславу IV, но король умирает. Избирательный сейм, назначенный на 6 октября 1648 года, происходил под сильным влиянием успехов Хмельницкого, который от Белой Церкви двинулся вглубь Польши, истребляя попадавшиеся ему польские отряды. Восставшие повсеместно крестьяне производили избиение панов, ксендзов, католических монахов и евреев. Скрываемое долгое время раздражение русского народа против своих притеснителей прорвалось теперь наружу и сопровождалось жестокой расправой по отношению ко всему католическому и польскому. Отряды Хмельницкого овладели Гомелем, Лоевым, Чечерском, Бобруйском, Мозырем, Туровом, Пинском, Кобриным. Юг Белоруссии (кроме Слуцка и Старого Быхова, где стояли мощные правительственные гарнизоны) оказался полностью в руках казаков. Бегство шляхты приобрело массовый характер – паны с семьями спешно покидали ВКЛ, спасаясь в городах Короны. Собрав ополчение из хорошо вооружённой шляхты и набрав наёмников, гетман Я.Радзивилл выступил навстречу казакам и обложил Пинск. Горожане отказались сдаться. После взятия города было убито более 3 тысяч жителей. После взятия Пинска польско-литовское войско опустошило весь юг Белоруссии, стремясь подавить восставшее русское население и не допустить объединение отрядов белорусских крестьян и мещан с казаками Хмельницкого. В Турове, Давид-Городке, Чечерске и Мозыре были перебиты все жители, поддержавшие казаков. Особенной жестокостью Радзивилл отметился в Бобруйске – 800 человекам отрубили руки, множество православных жителей подверглось пыткам. Хмельницкий направил на помощь белорусам казачьи загоны Голоты и Подобайлы. 31 июля 1649 года под Лоевым произошла самая крупная битва войны 1648-1651 года на территории Белоруссии. В упорной битве польско-литовское войско нанесло казацко-крестьянским отрядам поражение, что привело к постепенному затуханию повстанческого движения в Белоруссии.
Хмельницкий не мог оказать более существенной помощи православным Княжества, так как готовился к битве с войском Короны. 5 августа под Зборовым казаками было разбито польское войско, которым предводительствовал сам король. Неудача принудила польское правительство вступить в новые переговоры с казаками и на этот раз быть более уступчивыми. 9 августа был заключен так называемый Зборовский договор, который помимо всего прочего предусматривал значительные уступки православным, в том числе и предоставление киевскому митрополиту места в сенате.
Согласно королевскому, диплому, православным возвращали ряд монастырей. Витебский епископ должен был получить в своё владение половину имений Полоцкого униатского епископа. Военные действия, обновившиеся весной 1651 года, оказались крайне неудачными и для казаков, и для православных в целом. 20 июня 1651 года запорожцы потерпели серьёзное поражение под Берестечком. Поляки захватили всю Украину, и Хмельницкий 17 сентября 1651 года заключил так называемый Белоцерковский мир, результаты которого во многом возвратили прежние привилегии католикам.
Боевые действие продолжались вплоть до 1653 года. Видя невозможность победы, Хмельницкий обратился за помощью к русскому царю Алексею Михайловичу.
8 января 1654 года в Переяславле состоялась знаменитая Переяславльская Рада – военный совет русских воевод и казацкой старшины во главе с Хмельницким, который полностью подтвердил, что Украина переходит в русское подданство.
Решения Переяславльской Рады стали основанием для первой попытки освобождения Белоруссии. Москва открыто заявила о своих притязаниях на древнерусские земли Западной Руси. Начался совершенно новый исторический этап.
В этот период храмы активно строятся в стиле барокко. Позднее барокко получило название «виленского» от Вильно – столицы Великого княжества Литовского.
Православные предпочитали в основном строить небольшие крестово-купольные церкви из камня или дерева либо безкупольные базилики.
В XVII-XVIII в белорусских городах всё большую роль начинают играть еврейские сообщества, составляющие часто половину или даже большинство населения. Еврейские купцы и ростовщики, представляющие собой спаянные общины, постепенно богатели и теперь могли финансировать строительство иудейских храмов. Строили как каменные синагоги (в Пинске, Новогрудке, Столине), так и деревянные (в Гродно и других местах).
В 1720 году во время Замойского церковного собора были сформированы основы многих положений западнорусизма (концепции духовного и религиозного единства православных белорусов и русских). В Речи Посполитой православное духовенство активно выступало против унии и требовало равных прав с католиками и униатами. Усиливавшаяся Российская империя была главной надеждой белорусов на воссоединение со своими единоверцами. До воссоединения Белоруссии с Российской империей католики всячески стремились сохранить свои привилегии, поэтому в белорусских городах и сёлах преобладали католические и униатские храмы.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.