Полные трагедии и драматизма события, происходящие сегодня на Украине, заставляют нас более внимательно относится к внутри и внешнеполитической ситуации в Республике Беларусь, предпринимать все меры для сохранения мира и межнационального согласия на белорусской земле.
Русский, украинский и белорусский народы являются ветвями одного большого восточнославянского этноса. Общность культурных традиций, религиозных верований, языковой среды восходят своими корнями ещё во времена Киевской Руси – колыбели русской цивилизации. Близкий уровень развития экономики, сохранившиеся советские и вновь наработанные производственные связи, относительно свободное перемещение рабочей силы и специалистов на рынках труда создавали все предпосылки для тесной экономической кооперации России, Белоруссии и Украины, для восстановления разрушенного после распада СССР единого промышленного потенциала.
К сожалению, во многом из-за активного вмешательства из-за рубежа, Украина встала на путь конфронтации и потрясений. Вместо спокойного развития и формирования независимого государства Украина пошла по пути резкой эскалации конфликтных отношений с Россией, обострения межнациональных противоречий. Непризнание государственного статуса русского языка и элементарных прав и свобод русскоязычной части украинского общества, демонстративное игнорирование вклада украинского народа в Победу над фашистской Германией, открытая реабилитация нацистских пособников привели к серьёзным потрясениям, а, фактически – к началу гражданской войны.
Сейчас, по прошествии времени, наблюдая за трагедией Украины, мы можем лишний раз убедиться в правильности того курса, который был избран белорусским народом и поддержан президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко – приданием государственного статуса русскому языку и осознанный выбор полномасштабного экономического и политического союза с Россией.
А ведь и у нас всё начиналось непросто. В конце XX века после разрушения Советского Союза, миллионы людей оказались на гране бедности, были утрачены их многолетние сбережения, начались межнациональные конфликты и локальный войны. В погоне за собственными эгоистическими интересами элиты вновь образованных постсоветских государств взяли курс на максимальное обособление. Это привело к разрушению всего экономического механизма бывшего Советского Союза.
В первые годы после распада СССР Республика Беларусь находилась у края пропасти. Помимо экономических проблем всё громче раздавались голоса небольшой, но активной группы националистов, прямо заявлявших русским: «Чемодан! Вокзал! Россия!».
Однако белорусскому народу в массе не свойственны крайние проявления национальной нетерпимости и национализма. Подобная политика дестабилизации и межнациональных конфликтов была решительно отвергнута подавляющим большинством белорусов. А.Г.Лукашенко выступил за союз с Россией, за государственный статус русского языка, за борьбу с любыми формами национальной нетерпимости. В итоге 23 июня 1994 года в первом туре первых президентских выборов А.Г.Лукашенко занял первое место, набрав 44,8% голосов и убедительно выиграл во втором у премьер-министра В.Ф.Кебича, набрав 10 июля 1994 года 80,1% голосов.
Это произошло, несмотря на то, что В.Ф.Кебич обладал серьёзным административным ресурсом в отличие от А.Г.Лукашенко, опиравшегося исключительно на свой актив.
14 мая 1995 года был проведён общенациональный референдум, главными вопросами которого были уравнивание в правах русского языка с белорусским, выбор курса на интеграцию с Россией и смена национальной символики.
Результаты референдума были весьма красноречивыми. 83,3% (при 12,7% против) принявших участие в голосовании высказались за придание русском языку равного статуса с белорусским, те же 83,3% (при 12,5% против) сказали да интеграции с Россией. За возвращение изменённой традиционной советской символики высказались 75,1% голосовавших (при 20,47% против).
Выполняя волю народов, 2 апреля 1996 года Б.Н.Ельцин и А.Г.Лукашенко подписали Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии. Уже 29 апреля 1996 года в Санкт-Петербурге было подписано соглашение о создании Парламентского собрания России и Белоруссии, а 2 апреля 1997 года Б.Н.Ельцин и А.Г.Лукашенко подписали уже собственно Договор о Союзе Белоруссии и России. Далее шло поэтапное согласование позиций и подходов. В 1997 году создали Высший совет и Исполнительный комитет Союза Белоруссии и России. В 1998 году были разработаны и начались реализовываться первые союзные программы, образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности и другие структуры. Граждане России и Белоруссии были уравнены в основном в правах на территории Союзного государства, и хотя этот вопрос не полностью урегулирован до сих пор, это стало важным шагом вперёд. 8 декабря 1999 года Б.Н.Ельцин и А.Г.Лукашенко подписали, наконец, полномасштабный Договор о создании Союзного государства. 26 января 2000 года договор вступил в силу, так как был ратифицирован парламентами обоих государств. Согласно данному договору, были сформированы и действуют до сих пор союзные органы власти – Высший Государственный Совет, Совет Министров, Постоянный Комитет Союзного государства и Парламентское Собрание Союза Белоруссии и России.
Образование Союзного государства России и Белоруссии стало первым этапом и поворотным моментом к восстановлению разделённого по живому постсоветского пространства. Процесс сближения Белоруссии и России зачастую двигался неоправданно медленно, однако даже в таком состоянии сыграл свою роль локомотива постсоветской интеграции. Ситуация стала меняться в начале XXI века. Активизировались интеграционные процессы – образование ЕвразЭС, Таможенного союза, Единого экономического пространства. Но начиналось всё именно с Союзного государства.
Хорошо известной ахиллесовой пятой Белоруссии является почти полное отсутствие углеводородов и металлов. А ведь они, подобно крови, нужны любой экономике. Ко всему прочему основу экспорта Беларуси составляют как раз продукты нефтепереработки – продукция двух гигантов – Новополоцкого и Мозырского нефтеперерабатывающих заводов. К тому же Белоруссия традиционно была сборочным цехом Советского Союза, которой удалось сохранить собственное мощное машиностроение, несмотря на отсутствие месторождений металлов – «МАЗ» (Минский автомобильный завод – грузовики, автобусы), «БелАЗ» (Белорусский автомобильный завод – большегрузные карьерные самосвалы), «МТЗ» (Минский тракторный завод – тракторы), производство комбайнов, троллейбусов, трамваев, мотоциклов, велосипедов, телевизоров, холодильников, стиральных машин, автомобильных шин и многое другое. Причём это всё модернизированное советское наследие, а не созданные заново сборочные линии иностранных производств. В сложившейся ситуации Россия является главным гарантом поставок в Белоруссию энергоресурсов, наряду со странами Евросоюза - важнейшим рынком для поставок белорусских товаров. На сегодняшний день экономические отношения между Россией и Белоруссией являются основой созданного Евразийского экономического союза, так как объём товарооборота между Россией и Беларусью в два раза превышает товарооборот между Россией и Казахстаном (а взаимная торговля Белоруссии и Казахстана только начинает развиваться, составляя всего около 2% от всего товарооборота в рамках Евразийского союза). Этот курс, несмотря на серьёзное дестабилизирующее влияние мировых кризисных процессов, обеспечил Белоруссии экономическую и, соответственно, внутриполитическую устойчивость, чего не смогли добиться на Украине, намеренно отказавшись от интеграции с Россией, Белоруссией и Казахстаном.
Да, не всегда всё проходит гладко, сложно решались вопросы поставок газа, нефтяного баланса. Однако жизнь показала, что альтернативы тесным экономическим связям с Российской Федерации просто нет, хотя Белоруссия вполне обоснованно старается развивать нормальные добрососедские отношения со всеми государствами – как ближайшими соседями, так и другими государствами на самых различных континентах.
Как убедительно показывает нынешняя ситуация, белорусское руководство оказалось право, выбрав курс на интеграцию с Россией. Между тем такая возможность была и у Украины. Более того – Россия, Белоруссия и Казахстан были заинтересованы в тесной интеграции с Украиной, во взаимовыгодном использовании общего производственного потенциала и выгод общего рынка товаров и услуг. Однако руководство Украины с самого начала занимало неоднозначную позицию. 23 февраля 2003 года президенты России, Белоруссии, Украины и Казахстана заявили о намерениях двигаться в сторону формирования Единого экономического пространства. 15 сентября 2004 года в Астане все четыре страны договорились о совместных действиях. Однако правительство Украины заняло особую позицию и всячески тормозило этот процесс, так как украинские элиты в тот момент ещё не определились с вектором внешней политики и колебались между Европой и Россией.
Ситуация ещё больше усложнилась с приходом к власти на Украине В.Ющенко, который практически дезавуировал прежние договорённости и объявил о том, что стратегической целью Украины является евроинтеграция. Дальше двигались уже без Украины.
В итоге Украина скатилась в глубокий внутриполитический кризис. А после того, как были проигнорированы права русскоязычной части населения, взят курс на размежевание и конфликтные отношения с Россией, ситуация и вовсе вышла из под контроля.
В отличие от Украины в Белоруссии были полностью гарантированы права всех без исключения жителей, а русскому языку придан статус государственного. Сегодня русский язык играет ключевую роль для экономики, общественной, научной и культурной жизни Белоруссии. Его повсеместное использование является важнейшим фактором, обеспечивающим цивилизационное и культурное единство Союзного государства России и Белоруссии, мир и благополучие всего белорусского народа.
Безусловно, внутри Республики Беларусь и в особенности за её пределами существуют силы, заинтересованные в нарушении сложившегося статус-кво в языковой сфере – закреплённого законодательно и подтверждённого самой жизнь государственного статуса белорусского и русского языков. Пропагандистским атакам подвергается прежде всего русский язык. В оппозиционных СМИ речь, как правило, идёт о том, что русский язык не является родным для белорусов и необходимо законодательно увеличить ограничить его употребление в пользу белорусского. Предпринимаются усилия для введения в обиход так называемой белорусской латиницы.
Но апофеозом русофобии стало скандальное заявление заместителя председателя партии КХП-БНФ Ю.Беленького, который во время митинга в Куропатах под Минском (месте растерла жертв репрессий 30-х годов) 3 ноября 2013 года так вошёл в раж, что совершенно перестал стесняться в выражениях и заявил: «Молодежь, помни: если ты разговариваешь по-русски, ты в оккупационной армии, стреляешь в свой народ… Здесь российские оккупанты, империалисты убивали белорусов только за то, что они белорусы». Беленький также заявил, что российская оккупация не прекратилась - «Она приняла другие формы — это русификация, лишение нас национальной памяти, национальной культуры».
В действительности русский язык является мощным социокультурным фактором, объединяющим народы России и Белоруссии. Граждане Республики Беларусь независимо от их национальной принадлежности - белорусы, русские, украинцы и поляки практически не отличаются друг от друга в бытовом плане (многие даже не знают, к какой национальности они точно принадлежат, ибо являются детьми из смешанных браков) и представляют в значительной степени однородное социально-культурное и языковое общество. Все граждане Белоруссии выросли в русскоговорящей среде, любят русскую литературу, русские фильмы, слушают в большинстве русскую и английскую музыку, при этом не забывают и белорусский язык. В этом смысле белорусы независимо от национальности и вероисповедания представляют собой достаточно спаянное общество. Поэтому совершенно очевидно, что все атаки на позиции русского языка в Белоруссии, проводимые по хорошо известным лекалам, опробированным на примере Украины, преследуют цели размежевания наших народов, их разделения и противопоставления друг другу если не сейчас, то в долгосрочной перспективе, а в конечном итоге – к разжиганию в Беларуси межнациональной напряжённости, подрыву стабильности, и в целом являются прямой угрозой национальной безопасности.
В условиях этих внутренних и внешних угроз только тесные союзные отношения с Российской Федерацией и сохранение государственного статуса русского языка являются подлинной гарантией межнационального согласия и мира в Республике Беларусь, мощным фактором, обеспечивающим национальную безопасность нашего государства.
20 ноября 2014 года
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.