17 ноября 1970 года в Море Дождей южнее Залива Радуг успешно прилунилась советская автоматическая межпланетная станция (АМС) «Луна-17». Она доставила на спутник Земли первый в мире самоходный аппарат «Луноход-1» (проект Е8), оборудованный приборами связи, наблюдения, научной аппаратурой.
Сам луноход имел массу 756 кг, длину 4,42 м (с открытой солнечной батареей), ширину – 2,15 м и высоту 1,92 м. Масса шасси равнялась 84 кг, диаметр каждого из восьми ведущих колёс составлял 51 см, ширина – 20 см. Колёсная база была равна 17 см, а ширина колеи – 1,6 м. В общем, это был вполне серьёзный аппарата, вполне сопоставимый с земными легковыми автомобилями. Каждое колесо приводилось в движение отдельным электродвигателем и было снабжено собственным тормозом. Так удалось добиться высокой маневренности аппаратов. К тому же пары колёс могли перекатываться через препятствие – сейчас такой принцип использую в некоторых современных луноходах-игрушках. На советских луноходах была применена оригинальная система воздушного охлаждения. Лунные сутки длятся 15 земных. За это время на ночной стороне Луны температура опускается до – 150-170°С, а на дневной, когда Солнце находится в зените – до +130°С. Применение двухконтурной системы регулирования позволяло охлаждать луноход днём и подогревать ночью. К тому же луноход был одет в термоизолирующую шубу. В результате температура внутри лунохода поддерживалась в пределах от 0 до +40°С при внешних колебаниях, превышающих 300°С.
Миллионы телезрителей стали свидетелями советского триумфа – «Луноход-1» осторожно съехал по специальному трапу с платформы станции и его колёса покатились по лунной поверхности, оставляя за собой колею. Луноход имел симпатичную неземную внешность и был чем-то средним, между батискафом и латающей тарелкой на колёсах. Две большие видеокамеры придавали ему вид робота с большими, умными глазами. Достигнув крупных камней или воронки кратера, «Луноход-1» останавливался, делал поворот и объезжал препятствие. Мелкие неровности успешно преодолевались благодаря уникальной схеме подвески колёс. Машина произвела чрезвычайно сильное впечатление. Во всём мире слово «луноход» стало таким же популярным, как и слово «спутник».
Прямо на «Луноходе-1» проводился химический анализ взятых проб лунного грунта. Машина также исследовала лунную поверхность при помощи рентгеновского излучения. «Луноход-1» был рассчитан на три месяца работы, но продолжал исследования в течение десяти. На ночь космический вездеход замирал, а с наступлением дня вновь начинал двигаться. В декабре 1970 года на Солнце случилась большая вспышка. Если бы в это время на Луне находились астронавты, они бы неизбежно погибли. Но «Луноход-1» выдержал вспышку и продолжал работать, продемонстрировав преимущество автоматики в данных условиях. В целом «Луноход-1» прошёл по западной окраине Моря Дождей 10,5 км, сделал множество снимков лунной поверхности и возвратился в точку, откуда начал своё путешествие. На «Луноходе-1» также работал и рентгеновский телескоп, который позволил получить важнейшие сведения о Вселенной. «Луноход-1» выписал своими колёсами на лунной поверхности цифры 8 и 24. Последняя была прочерчена в честь XXIV съезда КПСС.
Репутация советской космонавтики, пошатнувшаяся после успехов американцев при высадке астронавтов на Луну, была полностью восстановлена.
Но этот эффект мог быть ещё более сильным. Дело в том, что «Луноход-1» не был первым. Как впоследствии выяснилось, первый «Луноход» стартовал при помощи РН «Протон» ещё 19 февраля 1969 года и должен был высадиться на Луне раньше астронавтов на «Аполлоне-11». Но, к сожалению, ракета взорвалась на 52 секунде полёта.
Всего было изготовлено целых четыре лунохода. Они могли работать как в автоматическом режиме, так и с ручным управлением. Именно таким образом, сидя верхом на луноходе, словно на лошади, его испытывал космонавт В.Быковский на испытательном полигоне в Крыму.
Американцы были впечатлены советским луноходом и усиленно вели работы в том же направлении, чтобы в кратчайшие сроки изготовить и продемонстрировать миру собственную лунную машину. 26 июля 1971 года стартовал «Аполлон-15». Космический корабль и лунный модуль, а также СОЖ были значительно усовершенствованы. Но главным «гвоздём» экспедиции был американский «лунный скиталец» - маленький лунный вездеход, рассчитанный на двух человек. У вездехода были четыре алюминиевые колеса диаметром 81.4 см и шириной 23 см. Общая масса – 210 кг, полная длина – 3,1 м, высотка – 1,14 м. Вездеход был оборудован приборами связи, фото-, видео- и телекамерами. К сожалению, отказала система поворота передних колёс, и пришлось управлять только задними. Астронавты удалялись на расстояние до 5 км, проехали в общей сложности 28 км, развивая скорость до 14 км/час. При взятии пробы лунного грунта бур застрял и его с трудом вытащили. Астронавты едва не погибли при возращении на Землю – один из трёх парашютов не раскрылся, перегрузки достигли 16-ти, но всё же все выжили.
«Аполлон-16» стартовал 16 апреля 1972 года (старт был отложен на месяц из-за поломок механизмов лунного отсека и нештатной работы солнечных батарей). На лунной орбите пришлось сделать три дополнительных витка. Астронавты отправились во второе путешествие на лунном электромобиле. Но мешала сильная тряска из-за каменистой поверхности, и пришлось снизить скорость до 6 км/час. На луноходе вышли из строя индикатор дифферента и вся система навигации. Назад пришлось возвращаться в прямом смысле по собственной колее, чтобы не заблудится. Из-за отлетевшего крыла астронавтов постоянно засыпало пылью.
7 декабря 1972 года к Луне с космодрома стартовал последний пилотируемый космический корабль – «Аполлон-17». Астронавты с 12 по 15 декабря 1972 года находились на Луне, провели множество исследований. проехали 36 км и обследовали горный район Тавр. Успешно выполнив программу полёта, астронавты возвратились на Землю 19 декабря 1972 года. В США было объявлено о завершении космической лунной пилотируемой программы.
В СССР лунная программа продолжалась. После успеха «Лунохода-1» для закрепления результатов его испытаний к Луне 16 января 1973 года АМС «Луна-21» доставила на дно кратера Лемонье (диаметр 51 км) на восточном побережье Моря Ясности второй самоходный аппарат – «Луноход-2». За пять лунных дней он преодолел 42 км, обследовав на своём пути мелкие кратеры, линии тектонических разломов. На «Луноходе-2» было установлено оборудование для изучения магнитного поля Луны. Выяснилось, что оно у Луны практически отсутствует, но на поверхности спутника Земли встречаются сильно намагниченные участки. «Луноход-2», часто двигался взад-вперёд на одном месте, чтобы сделать более точные и верные замеры магнитного поля и отправлялся дальше лишь после всех этих уточнений. «Луноход-2» также испытал лазерный дальномер.
В отличие от «Лунохода-1» «Луноход-2» был немного тяжелее – 836 кг. На нём была установлена дополнительная видеокамера на высоте человеческого роста и некоторые другие приборы. Камера впоследствии очень пригодилась, так как при посадке оказалась повреждена система навигации. Пришлось с Земли управлять луноходом, ориентируясь по показаниям «глаз» - телекамер и положению Солнца. «Луноход-2» высадился в 172 км от места посадки «Аполлона-17» и управление с Земли облегчалось тем, что удалось получить подробные американские фотокарты района. В этих непростых условиях луноход проработал четыре месяца, а затем вышел из строя из-за перегрева. Попав внутрь небольшого свежего кратера, который не был виден с Земли, луноход долго буксовал в неожиданно чрезвычайно рыхлом грунте, но затем, словно трактор, всё же смог выбраться из западни задним ходом. К сожалению, вероятно, он зацепил краем солнечной батареи за склон и на неё попал лунный грунт. Когда на ночь батарея закрылась для сохранения теплоизоляции, грунт просыпался на поверхность лунохода и стал теплоизолятором, что и привело на следующий лунный день к его перегреву и выходу из строя аппаратуры. Тем не менее «Луноход-2» установил несколько рекордов – дальности поездки по Луне, активности и др. кроме того «Луноход-2» передал на Землю 10 000 снимков лунной поверхности. В этом смысле район посадки «Аполлона-17» и исследований «Лунохода-2» является одним из самых исследованных на Луне.
В этой истории не обойтись, к сожалению, и без ложки дёгтя – в декабре 1993 года НПО им. Лавочникова продало оставшийся на Луне «Луноход-2» вместе с АМС «Луна-21» на аукционе Сотбис в Нью-Йорке предпринимателю Р.Гэрриоту всего за 68 500 долларов, тому самому, который в октябре 2008 года в качестве туриста совершил полёт на МКС на корабле «Союз ТМА-13». Р.Гэрриот – сын астронавта, сам совершивший полёт в космос. Но неизвестно, в чьи руки попадёт право собственности на «Луноход-2» после его смерти. Конечно же, продажа не имеющей цены отечественной реликвии практически за бесценок является, на мой взгляд, постыдным и недостойным нашей космонавтики шагом. Покупая клубы и яхты, российские предприниматели лучше бы задумались о том, чтобы вернуть право собственности на «Луноход-2» России. Надеюсь, что рано или поздно это произойдёт.
Изначально луноходы проектировались С.П.Королёвым, как транспорт для будущей лунной или марсианской базы, о которой мы говорили в самом начале главы, но неудачи при испытаниях тяжёлой РН Н1 (всего было четыре неудачных пуска) заставили СССР отказаться от этого грандиозного, но крайне дорогостоящего проекта – строительство базы на Луне отложили до лучших времён.
Благодаря лунному соревнованию космическая наука и техника совершила настоящий прорыв, который вряд ли был бы возможен без условий соревновательности и конкуренции. Человечество всерьёз шагнуло в космос и показало, что нашей цивилизации вполне по плечу решение задач и целей космического масштаба.
Но лунная гонка показала и всю опасность, и непредсказуемость космических полётов. Космонавты и астронавты – мужественные и смелые люди. Их профессия даже в наши дни связана с серьёзным риском для жизни. Это было тем более актуально в ХХ веке во время освоения ближнего космоса.
Интересно, что люди, покоряющие космические просторы, назывались по-разному. В СССР – космонавты, в США – астронавты. Всё же, как мне кажется, название космонавт более точно отражает суть профессии, ведь к звёздам нам ещё только предстоит отправиться в будущем. Потом, годы спустя, когда в космос отправился первый китайский космонавт, китайцы, придерживаясь заложенной ещё в СССР и США традиции, также стали называть своих покорителей неба по-своему – тайконавты.
А на Луне и сейчас неподвижно дремлют наши луноходы, части и блоки других советских и американских аппаратов, превратившись в настоящие памятники человеческому мужеству, став зримым свидетельством достижений нашей цивилизации. Когда-нибудь, наверное, луноходы и другие аппараты, оставленные на Луне, займут место на космических пьедесталах наподобие современных памятников танкам и мирной технике.
Рекорд «Лунохода-2» на Луне не побит до сих пор. Лишь спустя 41 год американский «Opportunity» в 2014 году смог побить рекорд советского внеземного аппарата. Но это произошло на Марсе, потому что «Opportunity» - марсоход, а не луноход. Поэтому «Луноход-2» и по сей день, спустя 45 лет (!) является обладателем двух важнейших рекордов – пройденному пути по поверхности Луны и наибольшей скорости передвижения (марсоход «Opportunity» шёл к рекорду дальности пути десять лет (!) – с 2004 по 2014 годы, а «Луноход-2» преодолел этот путь всего за четыре (!) месяца).
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.