САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Андрей Геращенко: Белоруссия на стыке миров

Андрей Геращенко: Белоруссия на стыке миров

« Назад

Андрей Геращенко: Белоруссия на стыке миров 04.06.2015 14:12

Каждый, кто бывал в Белоруссии, обращал, видимо, внимание на то, что помимо классической православной архитектуры среди православных храмов Белоруссии можно встретить и типичную готику или барокко, которые мы привыкли ассоциировать скорее с католическими культовыми сооружениями Европы. Иногда туристы бывают основательно озадачены, когда типичный издали костёл оказывается на поверку православным храмом. Для Белоруссии же вполне типичными и обычными являются соборы и церкви с двуглавым фасадом, когда к храму примыкают или чаще встраиваются в него две колокольни, а не одна. Такое смешение стилей напрямую связано с историческими событиями, происходившими на территории Белоруссии и тем фактом, что здесь всегда сталкивались интересы православия и католичества. Храмы порой переходили от одной конфессии к другой и обратно, перестраивались, и в итоге возникала причудливая архитектурная храмово-культовая эклектичность. Такие примеры встречаются по всей Белоруссии, но наиболее выражены они в Витебской и Брестской областях, немного меньше – в Минской, и достаточно слабо в Гомельской, Могилёвской и Брестской областях. Причём, если в Гомельской и Могилёвской областях позиции католичества всегда была слабыми, то в Гродненской области, наоборот, весьма сильными, поэтому там таких переходов «из рук в руки» было немного.

Белорусские города и деревни интересны и другой особенностью – почти везде присутствуют и церкви, и костёлы. В небольших городах и многих деревнях они практически соседствуют, а в Глубоком (районный центр на западе Витебской области) и вовсе друг напротив друга расположены мало отличающиеся издали костёл и церковь.

0_6501e_910df7a6_orig
Вообще же на территории Белоруссии достаточно причудливым образом переплелись элементы православия, католицизма, униатства, мусульманства, иудаизма и даже язычества.

Наиболее древними культовыми сооружениями были языческие капища – на специальных площадках, обнесённых частоколом и серпообразными рвами устанавливали кумиров (иначе - идолов). Во рвах разжигали огонь во время отправления культовых обрядов. К этому же периоду относится и массовое использование камней, на которых выбивали рисунки, делали специальные углубления для обрядов. С крещением Руси чудесная вера в силу камней трансформировалась в красивые легенды о каменных крестах, которые сами плыли по рекам и, выплыв на берег, могли указывать место строительства храма.

Поначалу белорусские земли было сугубо православными. Самым мощным городом был Полоцк. Именно в нём знаменитым князем Всеславом Чародеем был построен храм, который стал символом белорусского православия. В XI веке по примеру Киева и Новгорода был заложен, а затем построен полоцкий Софийский собор. В центре располагался главный барабан, увенчанный куполом. По сторонам – ещё четыре таких же сооружения, но поменьше. Было также три вспомогательных купола. Всего – семь куполов.

Для сравнения у киевского Софийского собора было 13 куполов, у новгородского - 5. Ряды камней сменяла кирпичная кладка, устроенная особым способом, схожая с византийской и ранее применявшаяся и в Киеве – одни ряды плинфы (тонкого плоского кирпича) выходили наружу, а другие были углублены. Эти углубления затем замазывали цемянкой – смесью извести и толчёного кирпича. В результате получались прочные стены с каменными вкраплениями, которые к тому же издали играли на солнце, придавая храму красивый бело-красно-розовый цвет. В чисто архитектурном плане это был, безусловно, византийский стиль, но, в отличие от киевского храма, прослеживались элементы храмовой архитектуры Балкан. Это была настоящая жемчужина древнего зодчества, во многом определившая пути дальнейшего развития православной архитектуры во многих городах Руси. Но, как и царьградскую Софию, полоцкий Софийский собор ожидала непростая судьба. Он переходил в руки униатов, взрывался, перестраивался и сегодня представляет собой музей. Снаружи храм выполнен в стиле барокко, имеет фронтон из двух колоколен, внутренне убранство составляют деревянные скульптуры. В соборе установлен орган. Так, волею непростой судьбы, древнейший православный храм Белоруссии представляет собой музей с совсем неправославным убранством.

Софийский собор в Полоцке. Современный вид
На основе опыта по строительству Софийского собора возникла самобытная Полоцкая архитектурная школа. Её мастерами построены Спасо-Евфросиньевская церковь в Полоцком Спасо-Евфросиньевском женском монастыре и Благовещенская церковь в Витебске. На территории Белоруссии сформировалась также и Гродненская школа.

Эти школы представляли древнерусское крестово-купольное направление в строительстве храмов.
Значительные изменения в православной архитектуре произошли после вхождения белорусских земель в состав Великого княжества Литовского. При сохранении крестово-купольного строительства всё больше чувствуется влияние готики и ренессанса. Начинают возводиться базилики. Это напрямую связано с теми изменениями, которые начинают происходить на западнорусских землях. Старинные княжеские и боярские роды пока придерживаются православия, но под влиянием господствовавшей католической литовской аристократии всё больше стремятся даже при построении культовых сооружений в своих землях соответствовать новым модным архитектурным европейским традициям.

Ещё больше этот процесс получает развитие после подписания унии между Литвой и Польшей. В 1413 году в Городле (замке на Западном Буге) произошёл съезд феодалов Польши и княжества Литовского. Княжество было представлено исключительно католиками. Согласно решениям Городельской унии шляхта, принявшая польские гербы и католичество, получила новые привилегии. Православным было запрещено заседать в раде Великого княжества Литовского и занимать ведущие государственные посты. Витовту был обещан королевский титул, а княжество должно было стать полноправным королевством, как и польская корона. Православные феодалы княжества остались ни с чем. С Городельского сейма в Великом княжестве Литовском и Русском постепенно устанавливаются черты польского общественного порядка. До 1413 года устройство княжества было похоже на русское: под великим князем правили удельные, вокруг них группировалась дружина, города имели вечевое устройство, крестьянство свободно передвигалось. С введением польских порядков, с 1413 года, в Литве начинает образовываться шляхта на манер польской, и среди нее распространяются католичество и польские нравы.

Между тем православная знать не скрывает своего недовольства. Вспыхивает целая череда религиозных войн, где православные пытаются отстоять свои древние права. Великое княжество Литовское и Русское раскалывается на свои составные части. Католическая этническая Литва признала власть Сигизмунда, а Русь поддержала Свидригайло. В Полоцке собираются влиятельные русские (белорусские) князья и объявляется о создании Великого княжества Русского, во главе которого утверждается Свидригайло. Решающее сражение произошло 1 сентября 1435 года у замка Вилькомир (ныне Литва). Войска Свидригайло в упорном сражении понесли тяжёлое поражение, во время которого погиб цвет русского княжества - мстиславский князь Ярослав Семенович, киевский князь Михаил Семенович Болобан, князь Даниил Семенович Гольшанский, князь из тверской земли Ярослав Александрович и князь Михаил Вяземский. 42 князя попали в плен. В сражении погиб и ливонский магистр Франк Керскорф (Ливонский орден воевал на стороне русских). Это было жестокое поражение, по своим тяжелейшим последствиям сродни трагической битве на Калке 1223 года, после которой последовало нашествие Батыя и разгром Восточной и Южной Руси и установление на два с половиной столетия ордынского ига. После катастрофы под Вилькомиром военные силы Великого княжества Русского оказались сильно подорванными. Фактически, Полоцкое княжество утратило всякую надежду восстать из пепла и стало беззащитным перед дальнейшей польско-литовской католической экспансией.

Именно то грозное время и породило совершенно особенный архитектурный стиль. Поскольку нападения врагов можно было ожидать в любое время, даже культовые сооружения стали приобретать черты небольших замков и крепостей. По-сути, это и были маленькие крепости замки, выполнявшие одновременно и функцию церквей в относительно мирное время. В этих церквях-крепостях чувствовалось сильное влияние готики и ренессанса. Наиболее знаменитыми, дошедшими до наших дней почти в первоначальном виде стали церкви в Сынковичах и Мурованке Зельвенского и Щучинского района Гродненской области соответственно.

Католики также активно строили четырёхбашенные и безбашенные костёлы, также имевшие все атрибуты крепостей, испытывающие сильное влияние центральноевропейской архитектуры и положившие основу собственно белорусской готике.

Начиная с XVI века усиливаются позиции протестантизма. Многие древние православные дворянские роды переходят в протестантизм, надеясь так сохранить свою независимость от католических Варшавы и Вильно. Начинается активное строительство так называемых «кальвинистских соборов». Они отличались и от православных и от католических храмов, хотя чисто в оборонном отношении были ближе к первым.

Следующим важным этапом развития храмовой архитектуры в Белоруссии стала эпоха обострения межрелигиозных противоречий в Речи Посполитой в первой половин XVII века. Большинство православных храмов было или закрыто или передано униатам (части бывших православных, которые, сохранив в значительной степени православную обрядовость, заключили унию с католиками и признали власть римского папы). В итоге в 1648 году началось знаменитое восстание Богдана Хмельницкого, переросшее впоследствии в полномасштабную гражданскую войну в Речи Посполитой, а затем и войну Речи Посполитой с Россией. Левобережная Украина в итоге отошла к России, а правобережная и Белоруссия остались под властью Речи Посполитой. Всё это в итоге привело к тому, что на первый план вышли не открытые межконфессиональные противостояния (хотя и они периодически продолжались), а соперничество при строительстве храмов – каждая из конфессий стремилась возвести наиболее красивые и величественные культовые сооружения. В это период храмы активно строятся в стиле барокко. Позднее барокко получило название «виленского» от Вильно – столицы Великого княжества Литовского. В этом стиле построен был костёл католического Базилианского монастыря и униатская Воскресенская церковь в Витебске (ныне оба храма восстановлены на старых фундаментах и являются православными), перестроен униатами уже упоминавшийся Софийский собор в Полоцке, католические костёлы в Глубоком (один из них ныне – православный храм, а другой – католический) и большинство других известных храмов, составляющих сегодня основу архитектурного исторического наследия Белоруссии.

Но православные, не имея таких средств, предпочитали в основном строить небольшие крестово-купольные церкви из камня или дерева либо безкупольные базилики.

В XVII-XVIII в белорусских городах всё большую роль начинают играть еврейские сообщества, составляющие часто половину или даже большинство населения. Еврейские купцы и ростовщики, представляющие собой спаянные общины, постепенно богатели и теперь могли финансировать строительство иудейских храмов. Строили как каменные синагоги (в Пинске, Новогрудке, Столине), так и деревянные (в Гродно и других местах).

В Минской и Гродненской областях в местах компактного проживания татар строились также и молитвенные дома для мусульман и мечети.

Впрочем, до самого воссоединения Белоруссии с Российской империей католики всячески стремились сохранить свои привилегии, поэтому в белорусских городах и сёлах преобладали католические и униатские храмы. В 1772 года, 1793 и 1795 годах Россия, Пруссия и Австрия разделили между собой земли Речи Посполитой, которая переживала глубокий упадок. После резкого ослабления унии и восстановления позиций православной церкви, что только усугубилось после ряда неудачных восстаний шляхты в попытках восстановить Речь Посполитую встал вопрос о возвращении и передачи большинству православного населения белорусских земель ряда костёлов и униатских церквей. Это был акт исторической справедливости – столетиями православные, составляя большинство населения Белоруссии, испытывали гнёт со стороны католических властей Речи Посполитой и Великого княжества Литовского. Между тем канонические требования всё же отличались для католических, униатских или православных храмов. С целью решить эту проблему, а также определить пути дальнейшего строительства православных храмов в Белоруссии Синодом Русской Православной церкви в Белоруссию направлялись архитекторы. Именно этой работе мы и обязаны во многом тому удивительному сочетанию православной и католической храмовой архитектуре, которую сегодня можно наблюдать в Белоруссии.

В последующий период православные придерживались зачастую византийского стиля (Крестовоздвиженский собор Спасо-Евфросиньевского монастыря в Полоцке), а католики часто строили в неоготическом стиле (например, расположенный на площади Независимости в Минске знаменитый Костёл святых Симеона и Елены, более известный, как Красный костёл).

Вековое соперничество продолжилось, приняв другие формы.
Тяжёлая судьба ожидала культовые сооружения после революции в советский период. Особенно в тридцатые годы и хрущёвские времена. Величественные храмы разрушались, иногда просто взрывались до основания. В этом смысле особенно непоправимые потери понесли православные храмы, потому что католичесакие были сконцентрированы в большей степени в Западной Белоруссии, недоступной советской власти до 1939 года. К тому же взрывы и разрушения католических храмов вызывали более болезненную реакцию зарубежья и Ватикана. За православных заступаться было некому.

Поэтому уже после распада СССР православные начали восстановление почти всех наиболее значимых и величественных храмов, в основном возведённых в стиле барокко, строя наряду с этим много небольших каменных и иногда деревянных церквей в крестово-купольном исполнении. Католики же сосредоточились на строительстве большого количества новых храмов и восстановлении старых костёлов преимущественно на востоке Белоруссии. Зачастую костёлы возводятся в районных центрах на востоке даже там, где всего пару десятков прихожан-католиков. В результате по количеству храмов и священников относительно своей численности католическая община превосходит православную, если принимать во внимание, что примерное отношение числа католиков к числу православных в Белоруссии составляет примерно 1 к 5.

414 ксендзов (все данные относятся к 2010 году) и 462 костёла приходится на примерно 1,4 млн. католиков, а 1546 православных священников и 1315 православных храмов приходится на соответственно около 7 млн. православных верующих. Гродненская область при этом является особым регионом. Там на 188 ксендзов приходится 209 священников, а на 226 костёлов – 227 церквей. Возрастающее влияние католической общины приводит и к её большему участию во внутри и внешнеполитической жизни Белоруссии. Активно прорабатывается вопрос о подписании конкордата – полномасштабного договора между католической церковью и Республикой Беларусь.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
22.11.24

Известный американский социолог и публицист Ричард Хьюберт Бартон  на основе глубокого анализа политико-экономической системы США и американской политологической литературы написал статью «Почему США – не демократия. И почему их нельзя реформировать», где показал, что США это не демократическая, а олигархическая страна.

19.11.24

Славяне, а в особенности восточные, имеют давние земледельческие традиции. Возделываемые поля, колосящиеся хлебные нивы хорошо известны нам еще со времён древнерусских были про богатырей, многочисленных сказок. В этом отношении белорусы сохранили в своём жизненном укладе многое из давних времён, имеющее отношение к земледелию, культу осеннего сбора урожая, уважению к простому труду на полях. Даже нынешний герб Республики Беларусь, являясь продолжением герба Белорусской ССР, содержит хлебные колосья и васильки – неизбежные спутники пшеничных, ржаных и ячменных посевов.

18.11.24

Сейчас США оценивают, насколько реальна возможность организовать прибалтийскую провокацию и при этом избежать ядерной войны. Если в Вашингтоне посчитают, что такая возможность реальна, то можно не сомневаться, Прибалтика незамедлительно взорвётся Второй Ливонской войной. Только Вашингтону и Лондону невдомёк, что это будет не Вторая Ливонская, а Вторая Северная война. В конце концов Эстляндия (ныне север Эстонии), Лифляндия (историческая область на территории современных Латвии и Эстонии) и Курляндия (запад современной Латвии) являются наследием Петра I Великого и, видимо, подходит время для их возврата в родную гавань.

11.11.24

Основная ошибка при анализе политической ситуации на Украине состоит в том, что к ней подходят с точки зрения обыденного сознания, то есть с точки зрения обывателя. Как подчеркивал Чехов, все обыватели мыслят поверхностно и по первому впечатлению. Поверхностная логика мышления в отношении современной Украины такова: раз есть президент, правительство – значит есть самостоятельное украинское государство.

10.11.24

Год назад, 14 ноября 2023 года, в Минске был открыт величественный памятник Святому Благоверному князю Александру Невскому непобедимому полководцу и мудрому дипломату, символу борьбы за Русь на Балтике. Балтийское море имеет исключительную значимость для цивилизации Русского мира.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru