Вопреки давно сложившемуся расхожему мнению Россия, являясь одним из крупнейших мировых игроков в сфере экспорта энергоресурсов, способна предложить зарубежным торговым партнёрам не только нефть и газ, но и относительно дешёвую, а потому конкурентоспособную электроэнергию, используя при этом новейшие разработки в наукоёмкой сфере атомной энергетики. Новая геополитическая ситуация породила в районе Балтийского моря и новую ситуацию в сфере производства, транспортировки и потребления электроэнергии. Из когда-то во многом единой энергосистемы стран СЭВ и СССР вышли не только Польша, но и бывшие республики Прибалтики, и в том числе Литва. К тому же в анклаве, отрезанном от остальной части России, оказалась и Калининградская область, энергоснабжение которой стало испытывать определённые сложности. Ситуацию в регионе усугубила и остановка Игналинской АЭС в Литве. Её работа была прекращена (хотя на самом деле Игналинская АЭС в режиме «закрытия» действует и в настоящий момент, о чём поговорим позже) под давлением Евросоюза на основании использования «отсталых и опасных советских технологий». К тому же и в соседней Белоруссии дефицит энергоресурсов является традиционным. Польша здесь также не могла компенсировать дефицит электроэнергии у соседей, так как и сама испытывает во многом аналогичные проблемы.
Таким образом, сложившаяся в постсоветское время ситуация в Балтийском регионе, где сталкиваются и взаимопереплетаются энергетические интересы Калининградской области России, Польши, Белоруссии и Литвы, объективно требовала своего разрешения. Построить за короткое время значительное количество тепловых ТЭЦ, ГЭС либо электростанций на альтернативных видах топлива, не представлялось возможным. Первый шаг достаточно предсказуемо сделала Россия, обладающая значительным опытом, промышленным и научным потенциалом в сфере энергетики – было принято принципиальное решение о строительстве Балтийской АЭС в Калинин градской области. Стройка началась в 2011 году, а в 2016 году Балтийская АЭС уже начнёт свою работу. Её проектная мощность также составляет около 2 400 МВт. На рынке электроэнергии региона это сразу же вызвало неподдельный интерес, так как Балтийская АЭС не только решит проблемы Калининградской области, но и способна экспортировать значительное количество вырабатываемой энергии. ОАО «Интер РАО ЕЭС» и литовская компания «Inter RAO Lietuva» уже в марте 2011 года заключили договор о поставках в 2017-2036 годах до 1 000 МВт в Литву и соседние с ней страны через систему литовский ЛЭП. В том же году речь зашла о прокладке новых линий ЛЭП в Польшу и другие страны Евросоюза. Балтийская АЭС будет способна в этом случае обеспечивать до 8% нужной Польше энергии.
Сразу после начала строительства Балтийской АЭС активизировалась и Белоруссия. В 2012 году на встрече В.Путина и А.Лукашенко было принято окончательное решение о строительстве в Белоруссии вблизи границы с Литвой Островецкой АЭС – аналогичной с Балтийской АЭС станции. Россия выделит Белоруссии под эти цели кредит на сумму 9 млрд. долларов. Это стало крупнейшим международным проектом в сфере высоких технологий в рамках Союзного государства. Первый блок Островецкой АЭС вступит в строй уже в 2018 году.
После введения в строй Балтийской и Островецкой АЭС Россия и Белоруссия не только решат свои проблемы, но и совместно станут абсолютными лидерами на региональном рынке поставок электроэнергии.
Это является несомненным успехом и значительным совместным достижением России и Белоруссии и весьма красноречивым примером успешности сотрудничества в рамках как Союзного государства России и Белоруссии, так и строящегося Евразийского экономического союза в том смысле, что данный опыт весьма интересен и к стремящейся к интеграции Армении, имеющеё опыт функционирования АЭС и испытывающей сложности с энергоснабжением в связи с определённой территориальной изолированностью.
Всё это в итоге весьма встревожило Евросоюз, так как в корне расходится с провозглашёнными в ЕС идеями «энергетической безопасности», а также целями программы «Восточное партнёрство». Ни для кого не секрет, что под понятием «энергетической безопасности» в Евросоюзе подразумевают, прежде всего, создание таких условий, при которых Россия будет продавать поставлять свои ресурсы в ЕС по как можно более низкой для европейцев цене. Для этого используются различные методы. Сфере энергетики посвящена и важная часть «Восточного партнёрства».
Программа «Восточное партнёрство» была объявлена 7 мая 2009 года на саммите ЕС в Праге. Она ставит своей целью сотрудничество Евросоюза с шестью бывшими республиками СССР – Белоруссией, Украиной, Молдавией, Грузией, Азербайджаном и Арменией в самых различных сферах жизни – от политики до экономики. Формально эту идею выдвинули Польша и Швеция, но де-факто в ней принимают участие практически все страны ЕС при значительном внимании ос стороны США. «Восточное партнёрство» позволяет совершенно легально создавать в «странах-партнёрах» проевропейские общественные структуры и партии, СМИ, фонды, а также проводить стратегические исследования, мало чем отличающиеся от прямого шпионажа. По замыслу Евросоюза «Восточное партнёрство» должно постепенно привести к подписанию между ЕС и всеми «странами-партнёрами» соглашений об их Ассоциации с ЕС. В 2007 году такие переговоры были начаты с Украиной, в 2010 году – с Арменией, Азербайджаном, Грузией и Молдавией.
С наибольшими сложностями Евросоюз сталкивается в Белоруссии, которая изначально отказалась двигаться в сторону подписания Ассоциации с ЕС. Минск присоединился к программе «Восточное партнёрство», участие в которой нужно А.Лукашенко в качестве определённого козыря при переговорах с Россией, однако в самой Белоруссии деятельность европейских структур весьма ограничена, а все инициативы ЕС встречают значительный скепсис и сильные подозрения по поводу действительных целей тех или иных проектов. С учётом печального опыта Украины и В.Януковича такая «подозрительность» белорусского лидера выглядит более чем оправданной. Тем более что «Восточное партнёрство» является частью более широкой программы ЕС – Европейской политики соседства. Стоит отметить, что этой программой охвачены в том числе Египет, Ливия и Сирия.
Однако нас, исходя из содержания статьи, в большей мере интересует та часть «Восточного партнёрства», которая посвящена энергетике. Одной из так называемых «флагманских инициатив» (приоритетных направлений) ЕС в отношении «стран-партнёров» стала тема «региональных рынков электроэнергии, возобновляемых источников энергии и энергоэффективности», которая предусматривает поддержку разработки и реализацию «планов действий в области устойчивой энергетики», а также участие постсоветских республик в европейской программе «Intelligent Energy Europe Programme». Ещё одним «флагманским» направлением является «Environmental Governance» (экологический менеджмент).
Белоруссия традиционно полностью зависит от поставок нефти и газа из России. Это беспокоит белорусское руководство и активно используется различными структурами ЕС. Европейцы предлагают свою помощь Белоруссии в диверсификации энергетического баланса и большем использовании возобновляемых местных ресурсов – гидроэнергетики, торфа, древесины, солнечной и ветровой энергии. В этом вопросе до озвучивания в Минске идеи о строительстве Островецкой АЭС между Минском и Брюсселем царило полное взаимопонимание. Однако как только явно обозначились перспективы строительства атомной станции, ЕС и подконтрольные ему оппозиционные силы в Белоруссии пошли в пропагандистскую атаку. 1 февраля 2013 года во время визита на Островецкую АЭС руководителя «Росатома» С.Кириенко, когда последний объявил о том, что рассматривается вопрос о сооружении в будущем ещё двух энергоблоков, было обнародовано обращение проевропейски настроенных «экспертов, учёных и представителей общественности» Белоруссии (участники Белорусской антиядерной кампании, Белорусской партии «Зеленые», ОО «Экодом», оргкомитета по созданию движения «Ученые за безъядерную Беларусь», общественной кампании «Островецкая атомная — это преступление!», комиссии Общественной экологической экспертизы белорусской АЭС), потребовавшие «остановить строительство АЭС, которое осуществляется без архитектурного проекта, с нарушением законодательства и технических норм». В качестве болевой и резонансной для Белоруссии темы был затронут и Чернобыль. «Сооружение АЭС без архитектурного проекта и необходимых согласований, с нарушением установленной законом последовательности работ, на порядки увеличивает ее опасность и может привести к самым печальным последствиям, сопоставимым с Чернобылем и Фукусимой. Жители Беларуси, страдающие от последствий масштабной радиационной катастрофы, не выдержат второго такого события», - сказано в обращении. Однако ссылки на проект и согласования достаточно формальны – ниже в обращении сказано достаточно определённо «Мы выступаем против любого строительства АЭС в Беларуси и какой-либо другой стране мира». В Белоруссии и за её пределами года была проведена публичная дискуссия «Экономика новых АЭС: Европа, Россия, Беларусь. Выгодны ли атомные киловатты?», участники которой предсказуемо пришли к выводу о том, что «Сегодня строить АЭС – не выгодно и даже убыточно». 4 декабря 2013 года в центре Вильнюса в Литве состоялся пикет представителей экологических организаций Белоруссии и Литвы под лозунгом «Белорусская АЭС - бомба для Евросоюза». Одним из аргументов было то, что Островецкая АЭС будет построена на берегу реки Вилии, которая протекает через Вильнюс и «эксплуатация АЭС резко ухудшит экологическую ситуацию в столице Литвы). Посыпался поток «экспертных оценок», суть которых сводилась к тому, что Белоруссия меняет российских газ на российский же уран, что не уменьшает зависимость от России, но одновременно, якобы, делает ситуацию более опасной. При этом немало острых стрел было выпущено и в адрес Балтийской АЭС в Калининградской области.
29 октября 2013 года МИД Литвы призвало Белоруссию остановить строительство Островецкой АЭС в г.Островце, так как, по мнению Литвы «Процесс оценки воздействия на окружающую среду Белорусской АЭС в соответствии с Конвенцией Эспоо не завершен, поэтому ведущееся строительство АЭС и решение начать внедрение ядерного оборудования является очевидным несоблюдением положений Конвенции».
К неискренности и политике двойных стандартов Евросоюза и Запада в целом мы не просто привыкли, а фактически давно воспринимаем это, как одну из основ евро-атлантической политики. Ситуация с АЭС вовсе не выгляди здесь исключением.
Пока различного рода «эксперты» и «экологи» из ЕС критиковали строительство Балтийской и Островецкой АЭС, а руководство Польши, Литвы и ряда других стран непрестанно высказывали свою «озабоченность» по этому поводу, выяснилось, что, проиграв по срокам с вводом в регионе АЭС, в той же Литве и Польше ведутся полномасштабные работы по проектированию собственных атомных станций в этом же регионе. На севере Польши планируется строительство сразу трёх АЭС, а в Литве – новой АЭС в Висагинасе вместо остановленной Игналинской.
Эти планы вызвали в Польше и Литве весьма неоднозначную реакцию общественности. На местном референдуме муниципалитета Мельно (окрестности Щецина) 94% участников выступили против строительства АЭС. В Литве ситуация ещё хуже – даже остановленная Игналинская АЭС является для Вильнюса сложнорешаемой проблемой. Не соблюдаются сроки работ на станции, возникли сложные проблемы с безопасностью – до сих пор не решены вопросы с хранением ядерных отходов.
Со значительным опозданием в конце декабря 2013 года в Государственную инспекцию по безопасности атомной энергетики Литвы VATESI поступили документы корпорации GNS (Германия), подтверждающие возможность использования изготовленных немецкой стороной контейнеров в рамках реализации проекта строительства промежуточного хранилища для отработанного ядерного топлива (ПХОЯТ) Игналинской АЭС (проект В1). Задержка объясняется разногласиями между Литвой и Германией в части безопасности данных контейнеров. На данный момент изготовлено более 150 контейнеров (из 200), 4 из которых уже доставлены в Висагинас. В этих контейнерах планируется хранить около 17 000 сборников отработанного ядерного топлива в течение 50 лет. Как известно, Германия по ряду причин сейчас заинтересована в вывозе своих ядерных отходов, поэтому независимые эксперты в Литве всерьёз опасаются, что их страна в итоге станет ядерным могильником для отходов энергетической системы Германии.
Второй важной проблемой является недостаток финансирования работ на Игналинской АЭС. 5 марта 2013 года генеральным директором станции был назначен Д.Янулявичюс, который до этого не имел никакого опыта работы в столь серьёзной сфере и стал известным после того, как привёл к полному банкротству возглавляемую им инвесткомпанию «Hermis Capital». За время своего пребывания в должности Д.Янулявичюс не решил ни одной серьёзной проблемы, зато оказался в центре коррупционного скандала, построив дорогостоящий коттедж. На фоне резкого сокращения доходов населения (в связи с остановкой АЭС) это вызвало возмущение местных жителей, многие из которых с трудом оплачивают коммунальные услуги. Чтобы как-то решить проблему, литовские власти приняли решение о 40%-ной скидке оплаты за электроэнергию жителям, проживающим в районе Игналинской АЭС.
В целом Литва, согласно прогнозам, по крайней мере, до 2020 года не будет увеличивать потребление электроэнергии. Половину от потребляемой энергии Литва производит самостоятельно, другую половину – импортирует. Если бы не была остановлена Игналинская АЭС, этой проблемы бы не было. Это хорошо понимают и в самой Литве, и в Евросоюзе, поэтому и родился проект замены «старой советской» Игналинской АЭС на «новую европейскую» АЭС в Висагинасе. Годовой бюджет Литвы – всего 2,5 млрд. евро. С учётом полной неспособности Литвы реализовать данный проект самостоятельно (и в финансовом, и в научно-производственном отношении) проект активно поддерживает Евросоюз. Совет ЕС в пятницу принял Регламент программы поддержки ЕС по прекращению эксплуатации ядерных реакторов в Литве. Финансовая поддержка по программе ИАЭС увеличена почти в два раза по сравнению с изначальным предложением Европейской комиссии – с 229 млн. до 450,8 млн. евро. По прогнозам запуск АЭС в Висагинасе запланирован на 31 декабря 2022 года. В проекте предполагалось участие Польши, Латвии и Эстонии, привлечение японского капитала. Однако явное запаздывание проекта в Висагинасе делает его сомнительным на фоне опережающего ввода в строй Балтийской и Островецкой АЭС. В итоге первой от участия отказалась Польша - 9 декабря 2011 года «Польская Энергетическая Группа» (PGE) заявила о «приостановлении участия» в проекте в Висагинасе», попутно увязав это с проблемой дискриминации польского меньшинства в Литве.
Тогда решили обойтись без Польши – 20% акций Висагинской АЭС должна была получить Япония, 22%, и 20% соответственно Эстония и Латвия, а сама Литва - 38%. Однако не только Польша, но и Япония, а также Эстония пока не приняли окончательного решения. Выжидает и Латвия, чьё участие в проекте мотивируется не столько экономическими потребностями, сколько солидарностью с Литвой на почве неприязни к России.
Независимые эксперты в один голос говорят о финансовой несостоятельности проекта, так как регион после введения в строй Балтийской и Островецкой АЭС в России и Белоруссии будет насыщен более дешёвой электроэнергией, нежели та, которую впоследствии можно будет получить в Висагинасе.
К тому же существенную роль играет весьма немаловажное обстоятельство – сети стран Прибалтики работают в настоящее время синхронично с российскими и белорусскими (в системе IPS/UPS). Управление энергетическими системами Прибалтики, Белоруссии и России осуществляется через центральную станцию, расположенную в Москве. Чтобы не прибегать к дополнительным техническим сложностям, можно сказать, что стандарт в работе энергосистем не менее важен, нежели, например, размер колеи на железнодорожном транспорте. Чтобы десинхронизировать эту систему, а затем вновь её синхронизировать с Евросоюзом, Литве нужны колоссальные средства, что опять же неминуемо скажется на стоимости производимой в Висагинасе электроэнергии.
Тем не менее, Евросоюз принял решение о десинхронизации электроэнергетических сетей Прибалтики с российскими и белорусскими. Планируется соединение литовской территории с Польшей («LitPol Link», реализация первого этапа до 2015 года, мощность 500 МВт) и со Швецией («NordBalt», запуск в 2016 года, мощность 700 МВт). Эти проекты финансируются в рамках европейского плана для региона Балтийского моря – «BEMIP». Эти работы призваны оказать давление на Россию и Белоруссию, так как смена синхронизации может затруднить экспорт белорусской и российской электроэнергии в Евросоюз. Отношение ЕС к атомной энергетике в районе Балтики вполне в духе противодействия строительству Россией газовых трубопроводов Северный и Южный поток.
Несмотря на неприкрытое давление со стороны Евросоюза, Белоруссия и Россия уверенно реализуют проекты строительства Балтийской и Островецкой АЭС. В ответ на критику сор стороны ЕС С.Кириенко так сказал о безопасности станции в Островце: «Белорусская АЭС — станция самого современного поколения 3+, соответствующая постфукусимским требованиям безопасности. Если бы такой энергоблок был построен в Фукусиме, то такой техногенной катастрофы, которая произошла, не случилось бы. Он остановил бы работу, но аварии не было бы». 1 февраля 2013 года в Островце глава «Росатома» С.Кириенко во время поездки по случаю начала строительства котлована для второго блока АЭС в ответ на критику недоброжелателей заявил: «Здесь будет построена лучшая атомная станция в мире — самая современная и безопасная» и подтвердил возможность повысить мощность станции: «Сейчас контракт заключен на два энергоблока, ничего не мешает сделать четыре, а если надо, то и больше... Чем больше блоков на площадке, тем меньше удельные затраты: строительную базу и городок строителей нужно делать один раз, а дальше есть возможность их тиражировать... На третьем и четвертом блоках мы сможем работать ещё быстрее и эффективнее».
В ноябре 2013 года на Островецкой площадке приступили к работам по бетонированию фундаментов объектов первого энергоблока АЭС, а в феврале 2014 года Коллегия МЧС Белоруссии разрешила выдать лицензию на сооружение энергоблока №2 республиканскому унитарному предприятию «Белорусская атомная электростанция».
Совершенно очевидно, что сотрудничество России и Белоруссии в области мирного атома приносит свои ощутимые плоды, благодаря чему Союзное государство России и Белоруссии в настоящий момент является лидером в энергетической сфере в Балтийском регионе, что лишний раз служит убедительным примером успешности российско-белорусской интеграции. Позиция, занятая в этом вопросе Евросоюзом, к сожалению, в очередной раз доказывает, что там совсем не заинтересованы в наших экономических успехах.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.