8 июня 2022 года ранее весьма популярный, а ныне изрядно подзабытый рок-музыкант Борис Гребенщиков в интервью The Insider, комментируя концерт своих коллег рок-музыкантов на родине «Zа Россию», с нескрываемым раздражением заявил, что то, что эти музыканты играют рок, «ещё не гарантирует, что у них есть мозг», хотя любой человек «имеет право быть таким глупым, насколько захочет сам и поступать так глупо, как хочет» и «они никогда не были другими».
Свою антироссийскую и проукраинскую позицию Гребенщиков упорно демонстрирует с самого начала спецоперации России на Украине.
Так, ещё в марте 2022 года в Берлине состоялся фестиваль Sound of Peaceу Бранденбургских ворот в поддержку «мирного населения Украины», а также за прекращение специальной военной операции России. В основном там выступали зарубежные артисты, но не преминул отметиться и Гребенщиков со своей песней «Дубровский». Хотя ранее тот же БГ заявлял, что вообще прекращает свои выступления «до наступления лучших времён». Видимо, «лучшие времена» наступили быстро, так как быстро поступили и соответствующие финансовые дивиденды за «принципиальную и честную позицию». В мае тот же Гребенщиков передал 12 миллионов долларов в пользу «несчастных, страдающих украинцев». Детей Донбасса, или страдающих от бедности в самой России Гребенщиков никакого желания поддержать не проявил.
Рок-музыкант Александр Маршал так прокомментировал этот поступок Гребенщикова: «Бог ему судья. Если у него есть такие деньги, если он считает нужным отправить туда, куда он отправил, чтобы там потом убивали наших ребят… Я считаю, нам всем потом придётся отвечать (перед Богом)».
Я не был удивлён позицией Бориса Гребенщикова, как и позицией «эксмадонны отечественной эстрады» Пугачёвой, её «вечного адьютанта» Галкина, Урганта и многих многих других представителей нашей отечественной псевдоэлиты…
Почему? Тогда стоит поговорить поподробнее.
Меня всегда поражало, до какой степени вроде бы внешне образованные, интеллигентные и культурные люди могут быть подвержены массированному давлению СМИ и преобладающих в данный момент настроений в значимом для них кругу.
Здесь множество причин, однако, наиболее значимым, пожалуй, является стремление ряда лиц «быть как все» - «прогрессивным и передовым», «модным и современным», «не плебсом и быдлом, а элитой» и т.д. Особенно, к сожалению, этим отличается наша интеллигенция.
В начале ХХ века модно было быть социалистом и ругать монархию. Это было настолько заразительно, что «социалистами» пытались прослыть даже члены семьи Романовых – отдельные великие князья.
В конце ХХ века пришла иная мода – бороться с «косной КПСС», «мрачным наследием советской эпохи», выступать «за демократизацию и либерализацию». Вспомните массовые митинги в позднем СССР…
Безусловно, такие настроения возникают не просто так, а в силу вполне конкретных исторических обстоятельств и причин. И в поздней Российской империи, и в позднем СССР существовала масса проблем – и в том числе проблема отсутствия «социальных лифтов». В Российской империи пытались всеми силами сохранить у власти разлагающееся, проматывающее последние родовые богатства дворянство, а в позднем СССР – власть партийной и хозяйственной бюрократии. Это вначале можно было из колхозника и рабочего выйти в члены Политбюро. В конце СССР уже пришла эпоха «трудоустройства» детей и внуков.
В этих условиях интеллигенция чувствовала себя обделённой и легко подхватывала протестные настроения.
Всё это так, однако, и в начале ХХ века, и в его конце на смену тому, против чего «протестовали», пришло куда более страшное время и потребовались годы, чтобы вернуть жизнь в нормальное русло.
Поэтому, прежде чем что-то разрушать, стоит иногда подумать, а не свой ли сук мы пилим, на котором сами же пока и сидим?
В том числе и сейчас, когда многие (часто не бескорыстно) борются с «авторитаризмом Путина» и «агрессией России».
При всей схожести ситуации начала и конца ХХ века в более позднее время информационное пространство играет куда большую роль. Соответственно, повысилась и значение тех, кто мог напрямую воздействовать на миллионы людей.
Закат СССР ознаменовался подлинным расцветом советского рока. Одна за другой создавались знаменитые рок-группы – «Воскресенье», «Аквариум», «Кино», «ДДТ», «Алиса», «Машина времени», «Автограф», «Динамик» и другие, постепенно завоёвывающие всё большую популярность у молодёжи и отодвигающие в тень ВИА 70-х – «Синяя птица», «Самоцветы», «Лейся, песня», «Песняры» и другие, пользовавшиеся поддержкой советских властей. 80-е были тем важным рубежом, когда рок окончательно победил в молодёжных предпочтениях советскую эстраду в целом и ВИА в частности.
Хотя чёткой разницы между ВИА и рок-группами поначалу не было – отдельные ВИА постепенно трансформировались в рок-группы. Были и исключения среди ВИА – весьма популярной были «Весёлые ребята». Именно «Весёлые ребята», как и Юрий Антонов, и стали предтечей поп-музыки, которая в 90-е вначале потеснила рок, а затем и вовсе стала лидером хит-парадов молодёжной аудитории.
Я вспоминаю собственное детство и молодость, и хочу сказать, что неких стандартных и единых предпочтений у молодёжи не было. Однако было общее стремление к западной музыке в целом и англоязычному року в частности. В конце 70-х – начале 80-х «Битлз» уже не были властителями умов. Среди моих товарищей были те, кто переписывал их альбомы, но слушали записанное немногие. У меня лично «Жуки» не оставили никакого особого следа, да и англоязычную музыку я не особенно жаловал. Другое дело, что на дискотеках зарубежные поп-ритмы были куда более заводными, чем отечественные, чем, к слову, и объясняется краткий период невероятной популярности итальянской эстрады в СССР.
К русскому року я относился куда с большим пиететом – я понимал тексты и это было важно для восприятия композиций в целом. Помимо перечисленных выше отечественных групп я любил и бардов – прежде всего Высоцкого, но слушал и Окуджаву, Никитиных, Дольского, Визбора и других. Антонова, «Весёлых ребят» и советскую эстраду – тоже.
Александр Дольский.
Если говорить о роке, мне нравилась экспрессия Кинчева и Шевчука, философия и мелодичность Макаревича и Никольского, некая особая романтика Кузьмина, надрывность Башлачёва. Но вот Гребенщиков из всей этой компании явно выбивался – я никогда не любил ни «Аквариум», ни самого Бориса. У него просто практически не было песен, которые были бы мне интересны. Из творчества Гребенщикова мне понравилась лишь песня «Город золотой» и запомнилась ещё одна – «Старик Козлодоев». Когда я узнал, что «Город золотой» имеет весьма опосредованное отношение к БГ, то не особенно и удивился. Если бы её автором был Гребенщиков, то у него были бы и другие любопытные композиции. Но, увы, «великий БГ» так и остался «исполнителем одной песни». Об авторстве музыки спорили долго – поначалу назывался Франческо Канова, однако потом всё же авторство было признано за советским композитором Владимиром Вавиловым. В 1972 году поэт Анри Волохонский сочинил на эту мелодию стихи «Над небом голубым». Первым исполнителем этой песни стал Алексей Хвостенко. Она быстро приобрела популярность у бардов.
Её услышал Гребенщиков и сам исполнил впервые в 1984 году, извинившись, что даже не знает, кто её авторы. А два года спустя, в 1986 году, уже не особо смущаясь, «великий БГ», включил её в свой альбом «Десять стрел» под названием «Город». С тех самых пор песня стала «визитной карточкой» «Аквариума», поскольку предложить что-то по-настоящему стоящее другое БГ не смог.
Автор слов Анри Волохонский отнёсся к этому с некоторой долей юмора: «Где-то в конце восьмидесятых у нас поставили советское телевидение, и вдруг смотрю — БГ поёт мою песню. Что ж… Хорошо поёт. Ну, текст немножко искажает, но это не беда. Бывает. Да ведь все песни существуют в более-менее искажённом виде. Возьмите, скажем, «Хасбулат удалой». Там ведь совсем другой текст, чем тот, который поётся. В общем, я обрадовался даже. Это, знаете, придумывают всякие глупости, говорят про этого бедного БГ, что он, мол, не имел права… Почему? Конечно, имел».
Песня прозвучала в фильме Сергея Солвьёва «Асса» и её узнала вся страна.
В то же время СМИ изо всех сил лепили из Гребенщкиова образ «отца советского рока», «великого БГ», «философа» и «вольнодумца». Его бесчисленные альбомы объявлялись едва ли не «откровениями». БГ старался соответствовать этому и внешне – необычная одежда, борода, тёмные очки, странные головные уборы.
Однако многочисленные композиции БГ так и не смогли повторить хотя бы части популярности элегантно «заимствованной» им песни «Город золотой». Да и не могли… Это «элитарную интеллигенцию» можно было убедить в «элитарности» «Аквариума», а вот с общенародным признанием было сложнее.
Впрочем, это мало смущало самого БГ – титул присвоен, буква «о» напрашивается как бы сама собой между инициалами – БоГ, «просто» и «со вкусом». Тем более что премии и награды сыпались на Гребенщикова, как из рога изобилия. В 2003 году в честь своего 50-летия Гребенщиков удостоился персонального концерта в Кремлёвском Дворце Съездов и ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени «за большой вклад в развитие музыкального искусства».
В 2004 году получил премию «Своя колея» имени Владимира Высоцкого.
В 2005 году «очень независимый» БГ организовал встречу рок-музыкантов и продюсеров с заместителем главы администрации Президента РФ Владиславом Сурковым.
В последнее время Б.Гребенщиков увлёкся зарубежными гастролями – по Европе и США.
Эти гастроли по-своему любопытны, так как были организованы при помощи некоего «гуру» неоиндуизма Шри Чинмоя, от которого БГ удостоился имени-титула Пурушоттама (Великолепный человек). Гребенщикову не чужд также интерес к буддизму, а высокий статус «философа и мыслителя» он старательно поддерживает тем, что занимается переводом на русский язык Бгахават-гиты. При этом, ничуть не смущаясь, Гребенщиков порой посещает и православные храмы.
Эдакий «человек мира», вполне соответствующий представлениям давно повзрослевшей с советских времён либеральной интеллигенции о собственном статусе.
К сожалению, в этом мировосприятии почти нет места ни для русского народа, ни для России, что, к сожалению, типично для подобной публики.
Эта нравственная и мировоззренческая деформация личности, вера в «себя любимого» и стремление любой ценой быть популярным и нравиться, а также иметь возможность раздавать всевозможные интервью и быть «самым независимым, передовым и современным» приводит некоторых личностей к совершению, казалось бы, весьма странных поступков. Что я имею в виду?
В начале августа 2015 года Б.Гребенщиков посетил Тбилиси, где «дал очень успешный концерт». Казалось бы, в этом нет ничего предосудительного – несмотря на непростые нынешние отношения России и Грузии после войны 2008 года БГ выступил в роли некоего «посла мира»? Однако по странному стечению обстоятельств, сразу после Тбилиси Гребенщиков дал концерт в Киеве, а затем и в Одессе, где посетил Михаила Саакашвили и участвовал в длительном застолье «до утра», услаждая бывшего грузинского лидера, а ныне одесского губернатора своим пением. Ему подпевала Нино Катамадзе. Саакашвили остался очень доволен концертом и сообщил, что скоро к нему обещал приехать и Андрей Макаревич.
Такие «мелочи», как грузинская агрессия против Южной Осетии, гибель российских миротворцев, массовые разрушения и убийства населения в Донбассе в ходе карательной операции войсками Украины и сожжение заживо десятков людей в Доме профсоюзов в Одессе показались, вероятно, Гребещикову слишком несерьёзными, чтобы отказать милому и прекрасному губернатору Саакашвили в возможности послушать Гребенщикова и пропустить с ним в тёплой беседе пару-другую стаканчиков под балычок.
Тихая идиллия: Гребенщиков старательно поёт для Саакашвили.
Но почему-то далеко не все в Одессе разделили радость своего губернатора – по сообщениям одесского радио «Первый канал» в холле гостиницы «Arcadia Plaza Hotel» Гребенщикова атаковали неизвестные, которые с криками «За Россию!» надавали «великому БГ» тумаков и облили его нечистотами. Всё это «низвержение с пьедестала» длилось около четверти часа.
Милиция почему-то не слишком спешила и прибыла лишь спустя 40 минут, а скорая помощь – через час. Госпитализация Гребенщикову не понадобилась, а первую медицинскую помощь оказали на месте, что говорит о том, что каких-то серьёзных травм БГ никто не собирался, видимо, наносить - лишь высказали своё отношение к его поступкам.
Исполнил своё обещание и другой пожилой рокер Андрей Макаревич, который 2 сентября 2015 года в Одессе выступил перед М.Саакашвили в Театре музыкальной комедии со своим новым проектом «Идиш-Джаз». О том, пел ли Макаревич перед Саакашвили персонально за «праздничным столом», ничего не сказано – вполне вероятно, что рокер учёл тот негативный эффект, который вызвали в России посиделки БГ с Мишико и уклонился от персонального услаждения слуха одесского губернатора.
В этих поступках сильно постаревших рокеров проявилась вся суть их мировоззрения и роли в культурной и общественной жизни страны. Для них оказалось куда важнее соответствовать чужим идеалам. И в самом деле – а вдруг закроют возможность гастролей на Западе, перестанут поддерживать либеральные СМИ в России? Для таких людей, как Гребенщиков и Макаревич, и многих других это смерти подобно, потому что они уже давно и душой и сердцем не со своим народом, а с теми, кто определяет политику мирового гегемона и его союзников – США и Евросоюза.
К счастью, немало в России достойных, талантливых и преданных своей стране людей. Их травят за их позицию, но они встали рядом со своим народом, не побоявшись возвысить свой голос. Это не был голос против народа Украины, это был голос против киевской хунты, захватившей на Украине власть. Это хунта рано или поздно уйдёт, и украинский народ станет свободным. Именно этого боятся нынешние американские ставленники в Киеве и, пытаясь хотя как-то продлить своё существование, составляют «Чёрные списки» своих врагов.
Кто же в этих списках? Ирина Алфёрова, Виктор Сухоруков, Гарик Сукачев, Валерий Сюткин, Александр Маршал, Лариса Долина, Григорий Лепс, Сергей Лукьяненко, Юрий Кара покойные Иосиф Кобзон, Пётр Мамонов и Леонид Броневой и многие-многие другие достойные, талантливые и честные люди. По ошибке туда было записали в ноябре 2021 года и Максима Галкина, но тот, поливая грязью Россию и спецоперацию на Украине, в июне 2022 года заслужил прощение у бандеровцев и его исключили из этого списка.
А что же Гребенщиков, Макаревич и другие «излишне либеральные» представители творческой интеллигенции? Помните, в начале статьи я вспомнил песне БГ «Старик Козлодоев»? В музыкальном плане она из себя мало что представляет, что традиционно для творчества Гребенщикова, но текст показателен – некое злобное осуждение человеческой старости и немощности. Казалось бы – что тут такого, человек постарел, уже мало что может, но ему всё так же хочется славы и успеха. Только ведь в песне говорится не о старости вообще, а о старости особого типа человека – злобного, живущего только ради славы и успеха.
При упоминании имён Гребенщикова, Макаревича и иных «популярных в прошлом» мне на память тут же приходят строки песни «Старик Козлодоев», исполняемой автором - самим же БГ. Приведём текст полностью:
«Сползает по крыше старик Козлодоев,
Пронырливый, как коростель.
Стремится в окошко залезть Козлодоев
К какой-нибудь бабе в постель
Вот раньше, бывало, гулял Козлодоев,
Глаза его были пусты;
И свистом всех женщин сзывал Козлодоев
Заняться любовью в кусты
Занятие это любил Козлодоев,
И дюжину враз ублажал
Кумиром народным служил Козлодоев,
И всякий его уважал
А ныне, а ныне попрятались суки
В окошки отдельных квартир
Ползет Козлодоев, мокры его брюки,
Он стар; он желает в сортир».
Как я уже сказал, не все рок-музыканты и деятели културы похожи на Козлодоева. Поступки Гребенщикова и Макаревича не могут дискредитировать весь отечественный рок и деятелей культуры в целом. Мне как-то трудно представить себе Высоцкого, или Кобзона, Расторгуева, Маршала, Газманова, Баскова или Ваенгу, развлекающих Саакашвили или Зеленского в Одессе, где заживо сожгли противников киевской хунты. А вот Галкин вполне может заехать на огонёк – в своё время он слыл другом Зеленского. Впрочем, Галкин остался хотя бы просто шутом, а Зеленский со временем «вырос» и стал всё больше напоминать жуткого персонажа из книг Кинга - Пеневайза, клоуна-демона потустороннего мира.
А как же наличие премии «Своя колея» имени Владимира Высоцкого у Гребенщикова? Данный факт лишь дискредитирует эту премию.
Стоит напомнить, что пел Высоцкий о нравственном выборе в своей песне на слова Иосифа Бродского «Деревянные костюмы»:
Как все мы веселы бываем и угрюмы,
Но если надо выбирать и выбор труден,
Мы выбираем деревянные костюмы,
Люди, люди...
Нам будут долго предлагать - не прогадать.
- Ах!- скажут,- что вы, вы еще не жили!
Вам надо только-только начинать... -
Ну, а потом предложат: или-или.
Или пляжи, вернисажи или даже
Пароходы, в них наполненные трюмы,
Экипажи, скачки, рауты, вояжи...
Или просто - деревянные костюмы.
И будут веселы они или угрюмы,
И будут в роли злых шутов иль добрых судей,
Но нам предложат деревянные костюмы,
Люди, люди...
Нам даже могут предложить и закурить.
- Ах!- вспомнят, - вы ведь долго не курили.
Да вы еще не начинали жить...-
Ну, а потом предложат: или-или.
Дым папиросы навевает что-то...
Одна затяжка - веселее думы.
Курить охота, как, курить охота!
Но надо выбрать деревянные костюмы.
И будут вежливы и ласковы настолько -
Предложат жизнь счастливую на блюде.
Но мы откажемся... И бьют они жестоко,
Люди, люди, люди...
Для кого-то такой выбор «или-или» просто непосилен. Все мы люди. Выбрать «пляжи, вернисажи» куда легче и проще…
Только в случае с БГ буква «о» лично для меня просится не между инициалами. Ведь БГ можно прочесть и как Большое Г. А «о»? Поставим это «о» в самый конец инициалов и на этом, пожалуй, закончим.
«Старик Козлодоев» в глубине души всё понимает и сам, но это его страшная расплата за предательство своей страны и своего народа.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.