Андрей Геращенко
Сохранит ли «Славянский базар» свою славянскую основу?
Отгремели прощальные салюты и фейерверки очередного, уже 24-го по счёту фестиваля «Славянский базар» - уникального на постсоветском пространстве праздника искусств, уходящего своими корнями в наше далёкое, ещё советское прошлое и одновременно символизирующего стремление сохранить единое культурное пространство Русского мира, славян и Восточное Европы в целом.
В конце восьмидесятых в Витебске впервые провели фестиваль польской песни, который стал ответом-реверансом на проводимой в польском городе Зелена гура фестиваль советской песни. Фестиваль прошёл с успехом, но его существование оказалось недолгим – в 1991 году распался Советский Союз и прежний формат стал просто невозможен. Об этом периоде в Витебске напоминает лишь сохранившийся с тех времён ресторан «Зелена гура».
Тем не менее, прекратив своё существование, едва «родившись», фестиваль польской песни дал жизнь своему более удачливому наследнику – фестивалю «Славянский базар». Первый «Славянский базар» был проведён в Витебске в 1992 году и стал во многом осознанным, а во многом и стихийным ответом славянских народов на полные драматизма события, охватившие в те годы и бывший Советский Союз, и всю Восточную Европу.
Люди просто отказывались принимать новую реальность, в которой Россию, Белоруссию и Украину разделили границы, а бывшие партнёры по СЭВ и Варшавскому договору неожиданно стали совсем чужими и далёкими. Люди хотели слушать песни и музыку, которая всё ещё была общей, одной на всех. Отсюда и название фестиваля – «Славянский базар». По замыслу организаторов и устроителей предполагалось, что фестиваль объединит, прежде всего, восточных славян – русских, белорусов и украинцев. А вокруг этого ядра объединятся и наши ближайшие соседи и родственные нам народы – поляки, чехи, словаки, сербы, хорваты, болгары, македонцы и словенцы.
Поначалу фестиваль проходил именно в таком формате. Настоящим расцветом «Славянского базара» стало начало XXI века. В 2001 году X юбилейный «Славянский базар» пережил свой «геополитический» пик - фестиваль открывали сразу три президента – Владимир Путин, Леонид Кучма и Александр Лукашенко. Тогда казалось, что присутствие сразу трёх президентов обещает и большую степень единения в будущем, но этому так и не суждено было сбыться.
Традиционными стали тематические Дни России, Дни Белоруссии, Дни Украины. Также важнейшими (полностью сохранившимися по сей день) элементами фестиваля стали конкурс молодых исполнителей и детский музыкальный конкурс.
Однако со временем такой формат перестал вписываться в изменившиеся политические реалии – Украина хоть и продолжала участвовать в празднике, однако к идее славянского единения на фоне интеграционных устремлений России и Белоруссии относилась прохладно.
Это противоречие удалось снять, несколько переформатировав сам фестиваль – вместо Дней России, Белоруссии и Украины появился День Союзного государства.
Постепенно «Славянский базар» стал отходить от славянского формата, и его концепцией стало вовлечение в праздник представителей как можно большего количества стран со всего мира. В этом смысле показателен предыдущий фестиваль 2013 года. Напомню, что тогда гран-при получил Родриго де ла Кадена из Мексики, первую премию – Виталие Негруца из Молдавии, вторую Вероника Дорош из Украины и Дино из Хорватии, а третью – Диана Голби из Израиля и Мархаба Сабиева из Казахстана.
По итогам детского конкурса «Гран-при» досталось Анастасии Богинской из Украины, 1-я премия – Зинаиде Куприянович из Белоруссии, 2-ю премию разделили Андрей Бойко (Украина) и Лизи Шавгулидзе (Грузия). 3-е место заняла Мика (Армения).
Прошлый фестиваль получился непростым в силу происходивших событий на Украине и запомнился демонстративным выступлением той же В.Дорош в платье цветов украинского национального флага.
Тогда фестиваль был подвергнут критике – и в первую очередь за явный отход от первоначальных целей славянского единства, потому что славянская тема была полностью размыта на фоне обилия различных «стран и континентов». К тому же впервые фестиваль проходил под руководством нового директора – Александра Сидоренко, сменившего на этом посту казалось несменяемого Родиона Басса.
В связи со всем вышесказанным проведение XXIV Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» ожидалось с немалым интересом – что будет с форматом фестиваля, будет ли учтена критика, и в какую сторону будет двигаться праздник искусств.
Сам фестиваль проходил с 7 по 15 июля, а его торжественное открытие и закрытие (что стало нормой уже с незапамятных времён) состоялись 9 и 13 июля соответственно. В Витебск приехали конкурсанты из 41 страны.
Впервые в церемонии торжественного открытия не принял участия белорусский президент А.Г.Лукашенко, хотя и обратился к гостям и участникам с видеоприветствием, продемонстрированным на экране Летнего амфитеатра, что стало событием экстраординарным, и было связано с тем, что белорусский лидер участвовал в саммите БРИКС и ШОС в Уфе. Между тем А.Г.Лукашенко и не думал отказываться от покровительства фестивалю и приехал на его закрытие, о чём поговорим чуть позже.
Концертная программа была, как всегда, насыщенной – сольные концерты известных исполнителей чередовались с не менее востребованными сборными выступлениями-солянками. Амфитеатр, вмещающий после реконструкции и возведения крыши 6 000 зрителей (до реконструкции – 7 000) никогда не оставался пустым – если не было концертов, он был во власти репетирующих исполнителей, танцевальных и шоу-коллективов. Были активно задействованы и другие концертные и сценические площадки города.
Но одними концертами, как всегда, фестиваль не ограничился. Были и традиционные театральные встречи, а в качестве приятных новинок – «Кукольный квартал», выставка традиционных кукол и игрушек, фест уличного искусства «На семи ветрах», во время которого горожане и гости бродили среди множества аниматоров, поэтов, фокусников, мимов, музыкантов, «живых статуй» и смогли насладиться яркими эффектами файер-шоу.
Впрочем, во всём этом чувствовалось что-то космополитическое и довольно далёкое от темы славянского единства – насыщенная выставочная программа включала в себя традиционную китайскую живопись, работы Пикассо и Дали, а из славянского – белорусский художественный текстиль.
В этом смысле по настоящему славянским был лишь традиционный Город мастеров, и не столько по замыслу организаторов, сколько следуя простой логике и географии – большинство мастеров были из Белоруссии, России и Украины. От массы поделок и настоящих произведений искусства из соломки, керамики, стекла и металла у посетителей Города мастеров просто разбегались глаза. Гости из России (как и все прочие) с удивлением разглядывали привезённые в Витебск российскими же мастерами необычные русские народные музыкальные инструменты – шаркунки, которые представляют собой сплетённые из бересты секции-кубики, наполненные горохом – эдакий русский вариант маракасов.
О намерении следовать магистральной линии как можно большего расширения географии участников фестиваля заявил накануне открытия форума искусств в Витебске директор «Славянского базара» Александр Сидоренко: «Славянский базар» как олимпиада искусств последовательно идет к тому, чтобы собирать под свои знамена победителей вокальных конкурсов из разных стран».
Надо сказать, что подобная позиция ориентирована и на сотрудничество со Всемирной ассоциацией фестивалей (ВАФ). Членом данной организации «Славянский базар» стал лишь в нынешнем, 2015 году, однако его директор А.Сидоренко сразу же был избран на 5 ближайших лет президентом ВАФ. В Витебск также съехались руководители различных фестивалей из Болгарии, Македонии, Сербии, Словении и Казахстана.
Само понятие «Олимпиада искусств» звучало достаточно часто, что и определяет общий подход к форуму на нынешнем этапе.
Я не случайно напомнил читателям о том, кто стал победителем во взрослом и детском конкурсах исполнителей в 2014 году.
В этой связи не менее любопытными оказались и результаты аналогичных конкурсов 2015 года.
Рис. 01. Конкурс молодых исполнителей (Димаш Кудайбергенез – в центре).
«Гран-при» Международного конкурса исполнителей эстрадной песни «Витебск-2015» получил Димаш Кудайбергениз из Казахстана. Первое место досталось Валерии Грибусовой из Белоруссии, второе – Николаю Манолову из Болгарии, третье – Анне Твердоступ из Украины. «Гран-при» Международного детского музыкального конкурса «Витебск-2015» удостоилась Луиза Нуркуатова из Казахстана, первое место заняла Дарина Галицкая из Украины, второе – Стефания Соколова из Белоруссии и Лизи из Грузии, третье – Вероника Устимова из России и Дарья Пышная из Украины.
Рис. 02. Луиза Нуркуатова (Казахстан).
Связано это с уровнем исполнительского мастерства или же в том числе иными причинами, однако совершенно очевидно доминирование в конкурсе на протяжении двух последних лет представителей Украины, Казахстана, Грузии и самой Белоруссии. Российские исполнители, как и в 2014 году, были явно на вторых ролях.
«Взрослое» жюри возглавлял известный певец, посол Азербайджана в России Полад Бюль-Бюль оглы, а «детское» - российский певец Дмитрий Маликов.
Казалось бы, всё говорит о том, что славянская составляющая и идея русско-белорусско-украинского единства окончательно задвинута на второй или даже третий план.
Однако не всё так печально. Изначальная идея фестиваля осталась жить в рамках Дня Союзного государства России и Белоруссии. В этом году он прошёл 10 июля и порадовал зрителей весьма насыщенной и интересной программой.
День начался со встречи Государственного секретаря Союзного государства Григория Рапоты с местными властями и представителями Парламентского собрания Союзного государства Белоруссии и России и церемонии возложения цветов у Вечного огня к мемориальному комплексу в честь героев Великой Отечественной войны - воинов-освободителей, партизан и подпольщиков Витебщины.
Инициативу Г.Рапоты день спустя поддержала и белорусская молодёжь – активисты Белорусского республиканского союза молодёжи также возложили к мемориалу цветы и венки и почтили память павших минутой молчания. В церемонии приняли участие и белорусские министры.
Рис.03. Григорий Рапота во время пресс-конференции.
По итогам встречи Г.Рапота дал пресс-конференцию, где отметил, что проект «Славянский базар в Витебске» долго живёт и плодотворно развивается. На вопрос корреспондента о том, не планируется ли увеличение финансирования фестиваля со стороны Союзного государства. Г.Рапота ответил достаточно лаконично: «В настоящее время мы финансируем один концерт. Это концерт Союзного государства. Наверное, этот формат сохранится и в ближайшее время». Позиция Г.Рапоты вполне понятна с учётом того, что финансировать предполагается не «олимпиаду искусств» в целом, а то, что делает «Славянский базар» форумом, объединяющим наши народы. К слову, из бюджета Союзного государства ежегодно выделяется 25 миллионов российских рублей на проведение фестиваля, а с 1998 года общая сумма поддержки составила почти 400 миллионов российских рублей.
Затем Г.Рапота посетил Художественный музей и музей-усадьбу знаменитого русского художника Ильи Репина «Здравнёво», где прошла церемония награждения лауреатов III белорусско-российского пленэра юных художников и гашение специально изготовленного памятного конверта.
Российским театром кукол из Мытищ «Огниво» был с успехом показан спектакль «Прощание с Матёрой» по повести Валентина Распутина, что вызвало у белорусских зрителей немалый интерес, так как само произведение в отличие от России известно в Белоруссии в гораздо меньшей степени.
Вечером с большим успехом в Амфитеатре прошли два концерта «Нам не жить друг без друга» (творческий вечер Александры Пахмутовой и Николая Добронравова) и сборный концерт Союзного государства «Соединяя пространство и время. Союзное государство приглашает», в котором выступили известные российские и белорусские исполнители и коллективы.
На концерте Пахмутовой и Добронравова публика часто вставала и так, стоя, слушала полюбившиеся, полные ностальгии песни.
Рис. 04. На концерте Александры Пахмутовой.
Открывая концерт Союзного государства, Г.Рапота отметил: «Этот фестиваль — один из самых мощных совместных проектов, который на протяжении нескольких десятилетий доказывает, что мы просто должны жить вместе».
Как уже было сказано, белорусский президент приехал на торжественное закрытие фестиваля 13 июля 2015 года, где в своём выступлении подробно остановился и на нынешней роли «Славянского базара», и на предполагаемом будущем фестиваля. «Славянский базар в Витебске» называют летней культурной Олимпиадой, - сказал белорусский президент. - …И вот я говорю — мир, мир, взаимопонимание. Вы знаете, это не на злобу дня, мы много десятилетий тому назад именно это определили главным. И кто бы мог подумать, что мы сегодня будем так актуальны в нашем славянском мире. Поэтому мир, мир и еще раз мир. ... И вот это творческое действо, где не только мы, представители славянских народов, ядро славянства, наши соседи, но и многие–многие из других стран, далеких континентов, а всего сорок две страны принимают участие в этом фестивале, никогда в истории такого еще не было, в прошлом году где–то было, по–моему, около тридцати, сорок два государства, и поверьте, мы сделаем все, чтобы не сорок два, а сто сорок два государства были здесь, на этой миролюбивой земле».
Далее А.Г.Лукашенко обозначил и роль Белоруссии и «Славянского базара»: «Наша Беларусь все увереннее становится центром не только политического, но и культурного международного диалога. …Об этом говорит и тот факт, что на заседании совета директоров Всемирной ассоциации фестивалей ее руководителем избран наш директор «Славянского базара». И это несомненный успех не только Беларуси, всех нас, «Славянского базара» успех. Я поддерживаю инициативу о размещении штаб–квартиры Всемирной ассоциации фестивалей в городе Витебске. …мы постоянно должны заботиться о продвижении нашей славянской культуры, ее интеграции в мировое пространство. …Кто бы мог подумать, что буквально через несколько десятилетий после кровопролитных Второй мировой и Великой Отечественной войн для нас может встать вопрос защиты нашей Победы. Кто бы мог подумать, что нас поставят — многие уже сегодня — на одну доску с фашизмом, что якобы Советский Союз когда–то развязал войну. Кто бы мог подумать, что спустя несколько десятилетий при живом поколении победителей у нас хотят отнять эту Победу. …Если мы не боремся за свое место под солнцем, мы обязательно его потеряем. Более того, мы столкнемся с теми конфликтами, которые уже происходят у нас на земле. Поэтому мы должны ценить свое искусство, свою культуру в широком смысле этого слова и продвигать ее на все континенты, как это делает «Славянский базар».
После своего достаточно эмоционального выступления белорусский лидер вручил специальные награды – «Через искусство – к миру и взаимопониманию», которые А.Г.Лукашенко вручил Поладу Бюль-Бюль оглы и украинке Анне Твердоступ. К тому же Полад Бюль-Бюль оглы удостоился в 2015 году открытия именной звезды на аллее звёзд «Славянского базара».
Рис. 05. Александр Лукашенко вручает награду Поладу Бюль-Бюль оглы.
Подводя итог, необходимо отметить, что «Славянский базар» хоть и изменил свой первоначальный формат общеславянского единства, но всё же остался фестивалем, сохранившим сильный интеграционный потенциал. Белоруссия видит его будущее именно в качестве некоей «мировой олимпиады искусств», однако стремится сохранить и славянскую первооснову. К чему приведёт такой подход, сказать сложно, но он вполне имеет право на существование. Будущее покажет, насколько успешными станут такие замыслы. Понятно, что «Славянский базар» вряд ли сможет влиять на умы и сердца жителей Евросоюза, США, Канады и Австралии, однако для всего остального мира он может представлять интерес. С учётом переформатирования мирового пространства в рамках БРИКС и ШОС этот форум вполне может стать востребованным. Нужно только в погоне за «мировой олимпиадой искусств» не растерять того, ради чего фестиваль и создавался – ради сохранения культурного пространства Русского мира и славянских народов.
Получится ли это, покажет ближайший, юбилейный XXV «Славянский базар», который состоится в Витебске в 2016 году и обещает стать самым масштабным за всё время его проведения.
В материале использованы фотографии с сайта: http://fest-sbv.by/
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.