САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Лев Криштапович: Белорусская история неотделима от общерусской истории.

Лев Криштапович: Белорусская история неотделима от общерусской истории.

« Назад

Лев Криштапович: Белорусская история неотделима от общерусской истории. 29.06.2015 12:54

Лев Криштапович, доктор философских наук, профессор  

Белорусская история неотделима от общерусской истории  

Что такое история в философском смысле? История – это теоретический и практический разум народа. Ни государственность, ни национальные особенности ничего еще не говорят об истории в философском смысле. Государств, наций может быть много, а история, их объединяющая и оживотворяющая – одна. Это прекрасно объяснил крупнейший английский философ истории XX века А.Тойнби. В частности, он отмечал: «Действующие силы истории не являются национальными, но проистекают из более общих причин. Взятые в частном национальном проявлении, они не могут быть правильно поняты, и поэтому их должно рассматривать только в масштабах всего общества. Таким образом, английская история не прояснится до тех пор, пока она не будет рассмотрена в сопоставлении с историями других национальных государств, входивших в более широкое сообщество, каждый из членов которого реагировал специфическим образом на происходящее»[1]. Это широкое сообщество, в которое входила Англия, он называет «Западом», «западным миром» или «западным обществом». Методологически неверно отождествлять историю народа с государственностью, суверенитетом и тому подобными понятиями.

Историю белорусского народа можно понять, когда она будет рассмотрена в контексте более широкого сообщества. Что Беларусь цивилизационно, ментально не входила в ареал «западного мира» – это общеисторическая констатация.  Беларусь  входила и входит в более широкое сообщество, которое мы имеем все основания обозначить понятием общерусская цивилизация, общерусский мир. Реальное пространственное и временное поле, на котором протекала жизнь белоруса, всегда было общерусским. «Белорусы во многом больше русские, чем великороссы. Можно сказать, что суть «белорусскости» – это общерусский патриотизм. Беларусь на сегодня – это освобожденная территория исторической России»[2].  Вот почему никто не сомневается, что наряду с западным миром существует отличный от него общерусский мир.

Но что такое общерусский мир? Общерусский мир – это цивилизационное, психологическое, историческое, культурное единение людей, этносов, наций, которые признают  Россию своей цивилизацией, а русский язык своим родным языком независимо от их этнического, расового, религиозного происхождения.

Фундаментальное влияние общерусской цивилизации на формирование белорусского национального характера – документально-источниковедческий факт и философско-историческая истина. Поэтому когда всевозможные квазиисторики из факта большего времени нахождения территории  современной Беларуси в составе ВКЛ и Речи Посполитой  пытаются вывести некую европейскость белорусов и тем самым противопоставить нас великорусскому народу, то они, как несмышленные школьники, просто  не понимают принципиального отличия политико-государственного признака от цивилизационно-ментального.  А ведь в вопросе этнической самоидентификации решающий критерий как раз принадлежит  цивилизационно- ментальному признаку.  Еще в середине XIX века белорусский этнограф Павел Шпилевский писал: «Есть на всей Руси большой край, который называется Белоруссией. Живут там люди белорусские родные братья людей  великорусских»[3] .В связи с этим важное значение имеет выяснение характерных признаков  национального самосознания белорусского народа.

Историческим этапом, зафиксировавшим основные признаки белорусского национального самосознания, является рубеж XVI-XVII веков, когда нашим предкам была насильственно навязана церковная уния. Церковная уния 1596 года имела определенную установку – упразднить православную веру и лишить древний русский народ  (так именовали себя в то время нынешние белорусы) своего этнического самосознания.  В своей речи в Сенате западнорусский князь Константин Острожский прямо обвинил польского короля Сигизмунда III в насильственном насаждении унии: «На веру православную наступаешь, на права наше, ломаешь вольности наше, и наконец на сумненье наше налегагшь: чим присягу свою ломаешь, и то што - кольвек еси для меня учинил, в нивошто остатнею ласкою своею оборочаешь…»[4].

Именно от этого времени  история Беларуси получает «по преимуществу народное направление»[5]. Почему народное направление? Потому что защита своего образа жизни, своей веры и культуры, своего языка исходила именно из среды самого народа,  то есть крестьянства и мещанства. Дело в том, что к этому времени западнорусская  шляхта уже денационализировалась, то есть ополячилась и окатоличилась.  Мелетий  Смотрицкий в своем известном «Фриносе», или «Плаче восточной церкви» (1610)  констатировал смерть знаменитых  древних русских родов ( Острожских, Соколинских, Вишневецких,  Чарторыйских,  Заславских),  погибших в полонизме, латинстве и иезуитизме.

Именно в этот период и выкристаллизовались те социально-философские принципы, которые сегодня лежат в фундаменте белорусской истории. Какие это принципы? Это принципы народности, трудового образа жизни, добродушия, братскости, союза с русским народом, миролюбия, отсутствия гонора.  И это понятно, так как только такие принципы отвечали сущности такого общества,  которое состояло из трудовых элементов – крестьянства и мещанства и в котором не было этнически своего высшего сословия. Такое общество по своему определению уже было обществом трудовым, народным, миролюбивым.  Поэтому вполне закономерно, что история Беларуси с этого времени приобретает характер народного направления как в своем содержании, так и в развитии.

Вот почему все историко-культурологические усилия лжеисториков, направленные на то, чтобы из аббревиатуры ВКЛ вывести некую белорусскую идентичность носят сугубо софистический характер. Даже больше. История ВКЛ в их изложении – это не реальная  история ВКЛ, а примитивная польско-шляетская  пропаганда, направленная на отрицание собственно белорусской истории.             

«Таким образом, абсолютно бесспорным является положение о том, что белорусский народ с самого начала своей истории формировался как органическая часть славяно-православной, или иначе, славяно-русской цивилизационной общности. Беларусь, безусловно, принадлежит к славяно-православной цивилизации»[6].

Упорное насаждение в нашем Отечестве  польско-шляхетских идеалов, уже дискредитировавших себя на Белой Руси и Украине в ХVI – XVIII веках,  ничего хорошего  белорусскому народу не сулит.

Все  усилия ученых  в конечном итоге  будут бесплодны и бессмысленны до тех пор, пока из их поля зрения выпадают фундаментальные вопросы цивилизационной самоидентификации нашего народа. «Веками родство русских, украинцев и белорусов почиталось святыней. В его основе лежали общность происхождения, близость языков, места проживания, характера и исторических судеб».[7]

Белорус, как и великоросс, и украинец, по своей теоретической и практической жизни является русским человеком, а Беларусь, как Россия и Украина, составляет часть единой общерусской цивилизации. «Белорус, великоросс и украинец по своему миросозерцанию, практической жизни и культуре относится к особому культурно-историческому типу – славянской православной цивилизации».[8]

Чтобы нас признавали в современном мире, надо, прежде всего, беречь свою общерусскую историю. Отказываться от нее или подменять ее чужой – значит отказываться от своей идентичности, значит исчезнуть как народ, как нация. Отрицать принадлежность Беларуси к общерусскому миру – значит отрицать собственную белорусскую историю.

Мы должны с уважением относиться к историческому выбору белорусского народа как результату многовекового формирования общерусского национального самосознания, в рамках которого вызрела и приобрела силу белорусская история и белорусская государственность.

Таким образом, рассуждения «национально-сознательных» историков, писателей, журналистов о некоей европейской (униатской)  белорусской истории на практике оказывают плохую услугу белорусскому народу и белорусской государственности. Польско-панские химеры о шляхетской белорусской истории ведут к смене пространственно-временных и духовно-нравственных ориентиров нашего народа, к отрыву Беларуси от своих общерусских корней. Только следуя общерусским путем, может плодотворно развиваться белорусская нация и белорусская государственность.

[1] Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991. – С. 25-26.

[2]  Лебедев С.В., Стельмашук Г.В. Белорусский феномен. – СПб., 2006. – C. 7-8.

[3] Шпилевский П. Белоруссия в характеристических  описаниях и фантастических ее сказках // Пантеон. – 1853. – Т. X. – Кн. 7. – C. 71.

[4] Акты Западной России. – СПб., 1851. – Т. 4. – C. 219.

[5] Коялович М. Чтения по истории Западной России. – СПб., 1884. – C. 207.

[6] Мельник В.А. Цивилизационные основания идеологии белорусского государства. – Минск, 2005. – С. 25.

[7] Молчанов А.И. Россия, Украина и Беларусь от Н.Хрущева до «Беловежской пущи». – СПб., 2006. – Т. 1. – С. 23.

[8] Молчанов А.И. Россия, Украина и Беларусь от Н.Хрущева до «Беловежской пущи». – СПб., 2006. – Т. 3. – С. 403.  


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
22.11.24

Известный американский социолог и публицист Ричард Хьюберт Бартон  на основе глубокого анализа политико-экономической системы США и американской политологической литературы написал статью «Почему США – не демократия. И почему их нельзя реформировать», где показал, что США это не демократическая, а олигархическая страна.

19.11.24

Славяне, а в особенности восточные, имеют давние земледельческие традиции. Возделываемые поля, колосящиеся хлебные нивы хорошо известны нам еще со времён древнерусских были про богатырей, многочисленных сказок. В этом отношении белорусы сохранили в своём жизненном укладе многое из давних времён, имеющее отношение к земледелию, культу осеннего сбора урожая, уважению к простому труду на полях. Даже нынешний герб Республики Беларусь, являясь продолжением герба Белорусской ССР, содержит хлебные колосья и васильки – неизбежные спутники пшеничных, ржаных и ячменных посевов.

18.11.24

Сейчас США оценивают, насколько реальна возможность организовать прибалтийскую провокацию и при этом избежать ядерной войны. Если в Вашингтоне посчитают, что такая возможность реальна, то можно не сомневаться, Прибалтика незамедлительно взорвётся Второй Ливонской войной. Только Вашингтону и Лондону невдомёк, что это будет не Вторая Ливонская, а Вторая Северная война. В конце концов Эстляндия (ныне север Эстонии), Лифляндия (историческая область на территории современных Латвии и Эстонии) и Курляндия (запад современной Латвии) являются наследием Петра I Великого и, видимо, подходит время для их возврата в родную гавань.

11.11.24

Основная ошибка при анализе политической ситуации на Украине состоит в том, что к ней подходят с точки зрения обыденного сознания, то есть с точки зрения обывателя. Как подчеркивал Чехов, все обыватели мыслят поверхностно и по первому впечатлению. Поверхностная логика мышления в отношении современной Украины такова: раз есть президент, правительство – значит есть самостоятельное украинское государство.

10.11.24

Год назад, 14 ноября 2023 года, в Минске был открыт величественный памятник Святому Благоверному князю Александру Невскому непобедимому полководцу и мудрому дипломату, символу борьбы за Русь на Балтике. Балтийское море имеет исключительную значимость для цивилизации Русского мира.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru