Кирилл Туровский занимает особенное место в истории не только Древней Руси, но и всего славянского мира в целом. Он и впрямь был одним из наиболее известных восточнославянских духовных деятелей своего времени. Имя этого человека было известно от Новгорода до Балканского полуострова. Современники знали его как сурового аскета, великолепного проповедника, жертвенного пастыря и выдающегося богослова, которого за красноречие называли “вторым Златоустом”. Мыже знаем св. Кирилла в первую очередь как одного из самых первых по-настоящему больших писателей киевского периода нашей истории.Его произведения пользовались популярностью множество столетий и по праву входят в золотой фонд славянскойлитературы.
Перед тем, как начать рассказ о жизни Кирилла, следует хотя бы в общих чертах обозначить исторический контекст, в котором появился этот человек. Древний белорусский город Туров, бывший некогда центром племенного союза дреговичей,лежит на Припяти, недалеко от того места, где в нее впадает Случь. В силу своего географического положения (в средневековье через Туров проходил один из торговых путей из Балтийского моря в Чёрное) город постоянно чувствовал на себе влияние каквизантийской, так и западноевропейскойкультуры.Вплоть до середины XII века Туров находился в полной зависимости от Киева, однако в 1157 году власть над городом переходит в руки князя Юрия Ярославича (правнука Ярослава Мудрого), который спустя пять лет окончательно освобождается от опеки киевских князей, и Туров становится фактически самостоятельным княжеством. Вскоре после этого события начинается и епископская деятельность св. Кирилла. Произошло это, если верить Ипатьевской летописи, в 1169 году.
Чем занимался новоявленный епископ вплоть до своего рукоположения? Увы, ответить на этот вопрос довольно сложно, если учесть, что о ранних годах св. Кирилла нам практически ничего неизвестно. Из сохранившихся текстов его жития мы можем узнать, что Кирилл родился в Турове в семье довольно состоятельных родителей. Что касается даты рождения будущего богослова, то большинство исследователей склоняются к тому, что это был 1130 год. Именно в Турове прошли и его детские годы. По тем временам мальчик получил великолепное образование. Он постигал науки от греческих учителей, неплохо разбирался в византийской культуре и прекрасно владел старославянским и народным образным языками.Это заставило некоторых историков говорить о том, что родители юноши были не просто богатыми людьми, а принадлежали к аристократической верхушке. В пользу этой версии свидетельствует тот факт, что впоследствии св. Кирилл абсолютно на равных держался с власть имущими.
Как бы там ни было, но своим происхождением отрок не кичился. Во всяком случае, в его житие написано, что он не любил“и тленной славы сего мира; но прежде всего старался постигнуть учение Божественных книг и достиг совершенного их познания”. Поступив в монастырь св. Николая, Кирилл вёл там аскетичный образ жизни. Вскоре его благочестие и ум стали обращать на себя внимание людей, и он сделался довольно популярной фигурой в Турове. Многие горожане желали послушать мудрые проповеди учёного монаха, призывавшего к смирению и послушанию. Впрочем, мирская слава его не привлекала, поэтому любивший одиночество Кирилл отважился на подвиг столпничества. В житие говорится, что он «вошел на столп и там закрылся». Находясь в добровольной изоляции, затворник предавался духовному самосовершенствованию и литературным занятиям.Именно «на столпе»и застала его весть о кончине Туровского епископа Юрия. Авторитет «столпника» был столь велик, что по просьбе жителей Турова князь Юрий Ярославич уговорил митрополита возвести Кирилла в епископский сан.
Принявший рукоположение Кирилл полностью погрузился в пастырскую и писательскую деятельность. Из-под его пера вышло множество произведений, которые сегодня признаются настоящими шедеврами славянской словесности. Его сочинения, такие как «Златоуст»и «Торжественник», были известны не только на Руси, но и на Балканах – они дошли до нас в сербских и болгарских летописных списках.
Так о чём же писал «Златоуст, паче всех воссиявший нам на Руси»? В первую очередь, это пронизанные аскетизмом произведения, посвящённые монашеской жизни. Так,в «Слове о бельцах и монашестве»св. Кирилл говорит, что монах должен носить лишь грубую одежду — власяницу, суконные одежды или облачения из козьих шкур, поскольку «всяка бо добра риза и плотьское украшенье чюжь есть игумена и всего мнишьскаго уставленья». Сам монах должен полностью отречься от мирской жизни и превратиться в молчальника и аскета. Этому должен способствовать и суровый монастырский устав. Именно монастырь являлся для св. Кирилла настоящим образцом земного существования человека. Это единственное место, где, по мнению богослова, человек может успешно противостоять всевозможным дьявольским соблазнам.
Вообще в своих произведенияхсв. Кирилл чётко следуетвизантийским духовным традициями предстаёт перед своими читателями в образе довольно сурового и требовательного проповедника, призывающего к дисциплине и покорности перед волей Божьей.Неудивительно, что многие учёные приписывают Кириллу Туровскомумысль о дихотомии человека – спасена может быть лишь созданная по образу и подобию Божию человеческая душа, в то время как грешное тело обречено на страдания. И впрямь, при чтении произведений св. Кирилла может сложиться впечатление, что их автор с большим пессимизмом смотрит на человека как на падшее и достойное осуждения существо, могущее уповать лишь на милосердие Бога.
В одном из своих самых известных произведений «Притче о человеческой душе и теле»Кирилл Туровский использует в качестве сюжета евангельское повествование о рачительном хозяине, который поставил у ворот своего виноградника двух сторожей –слепого и хромого. Рассуждения хозяина просты: если кто-то захочет обокрасть виноградник, то хромой увидит, а слепой услышит; если же кто-то из них самих захочет войти в виноградник, то хромой, не имея ног, не сможет пройти внутрь, слепой же, если и войдет, то, заблудившись, в пропасти разобьется. На деле всё вышло иначе – слепой и хромой, объединив свои силы (слепой нес хромого, а хромой показывал дорогу), самовольно попали в сад и присвоили чужое добро. Когда хозяин узнал об этом, он приказал прогнать «преступников». В этой притче св. Кирилл в образе слепого показал человеческую душу, в образе хромого – тело, а в образе хозяина – Бога, а который наказывает слепого и хромого, изгоняя их из сада. Этим самым автор утверждает мысль об ответственности человека перед Богом и наказании за грехи.
Между тем, пессимизм в трудах св. Кирилла уживается с определённым оптимизмом. Богослов, несмотря на всю свою жёсткость, признаёт двойственность человеческой натуры и не отказывает ему в возможности искупления. В конечном итоге вера, надежда и ожидание вечной жизни оказываются сильнее страха наказания.
Особой популярностью пользовались проповеди Кирилла Туровского, или, как они назывались раньше «слова». Известно, что ему принадлежат всего восемь подобных «слов», однако каждое из них является своеобразным маленьким шедевром, в котором литературное дарование автора сочетается с глубокими богословскими знаниями. В своих произведениях епископ цитировал не только известную ему древнерусскую литературу, но и византийских авторов, таких как Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, ФедорСтудит и др. При этом Кирилл Туровскийзачастую использовал неканонические, а иногда и вовсе нехристианские тексты. Так, читая его «Притчу о человеческой душе и о теле», можно заметить, что сюжет её взят прямиком из Вавилонского Талмуда. Нам остаётся лишь догадываться о том, где и при каких обстоятельствах епископ мог познакомиться с первоисточником.
Проповеди и гимнысв. Кирилла отличались высокойпоэтичностью инекоторой вычурностью. Для большинства работ св. Кирилла было характерно стремление к символическому толкованию различных явлений природы. Например, в «Слове на Фомину неделю» он проводит логически обоснованную параллель между картиной весеннего пробуждения природы и духовным пробуждением человечества, принявшего христианство. Вне всяких сомнений простому человеку в то время трудно было понять его перегруженные сложной символикой, аллегориямии метафорами «слова», однако на правящую элиту всё это должно было производить должное впечатление.
Нужно отметить, что как только Кирилл Туровский был возведён в сан епископа, он, помимо своей литературной деятельности, вынужден был принять активное участие в разгоревшейся в то время церковно-политической борьбе. Всё началось с того, что владимирский князь Андрей Боголюбский прогнал из Ростова местного епископа-грека, поставив на его место своего некоего Феодора, решившего использовать в своих целях гордость и амбиции князя. Дело было не столько в своеволии князя, сколько в авантюрных планах Феодора, желавшего отделиться от Киевской митрополии. Киевский митрополит Константин выразил своё возмущение по этому поводу и, призвав на помощь константинопольского патриарха, потребовал от Андрея Боголюбского покаяться и предать суду самозваного епископа. Был созван специальный церковный собор, на котором Феодор был обвинён в ереси и приговорён к смерти.Боголюбскийспорить с решением собора не стал и пошёл на попятную. Во всей этой истории не последнюю роль сыграл св. Кирилл, который, занимая сторону Киева, в своих произведениях хлёстко и остроумно обличал ростовского еретика. В житие Кирилла Туровского именно этот эпизод его биографии считается самым выдающимся. Ничего удивительного тут нет, если учесть, что сам епископ был ревностным охранителем единства Церкви и яростным обличителем всевозможных ересей. В некоторых своих работах он подвергал нападкам даже арианство, которое, вероятно, во второйполовине XIIвека всё ещё сохранялось в отдельных древнерусских общинах XIIвека.
О последних годах жизни Кирилла Туровского известно даже меньше, чем о первых. Из летописей мы знаем лишь, что в 1182 году на пострижении нового игумена Киево-Печерской Лавры присутствовал Туровский епископ Лаврентий. Из этого следует, что к тому времени св. Кирилл уже не занимал своей кафедры. Возможно, что его уже не было в живых или, как считают некоторые историки, туровский Златоуст попросту отрёкся от своего епископства и вернулся в свой монастырь. Этого мы уже никогда не узнаем. В житие по этому поводу можно найти лишь лаконичную фразу: «Доброчестно пожив, сохранив порученную Богом паству в благоверии, святой Кирилл преставился в вечную и бесконечную жизнь».
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.