В последнее время на Западе всё больше опасаются возможного заключения военного альянса между Россией и Китаем. Если в Брюсселе и Вашингтоне подобное развитие событий многими будет воспринято как самая настоящая катастрофа, то в Москве и Пекине часть элит напротив возлагает на потенциальный союз большие надежды. На первый взгляд, подобный стратегический поворот России на Восток откроет перед ней ошеломляющие перспективы и наверняка приведёт к ревизии существующего мирового порядка. Однако при ближайшем рассмотрении можно заметить, что “свободное плавание” двух великих держав способно принести им намного больше пользы, нежели дипломатическая авантюра, пусть даже такая многообещающая.
Нынешнее сближение России и КНР началось на фоне резко ухудшившейся международной обстановки, вызвавшей у многих воспоминания о забытой как страшный сон Холодной войне. Планомерное расширение НАТО, искусственно провоцируемые Госдепом США кризисы в различных точках земного шара и прямые попытки Вашингтона влиять на цены полезных ископаемых заставили Москву и Пекин протянуть друг другу руки. Нет ничего удивительного в том, что в подобной ситуации Владимир Путин и Си Цзиньпин довольно быстро нашли общий язык. Оба государственных деятеля в чём-то похожи. Каждый из них является сильным лидером, стремящимся к восстановлению былой мощи и престижа своего государства. И Путин, и Си Цзиньпин в равной степени проводят жёсткую “мускулистую” политику в отстаивании интересов России и Китая на мировой арене. При этом и российский президент, и Председатель КНР подвергаются истерической критике со стороны США за своё неприятие американского мирового порядка. Несмотря на подобное сходство двух политиков, этого, безусловно, мало для кардинального углубления российско-китайских отношений. И Путин, и Си Цзиньпин прекрасно понимают, что государственные интересы стоят намного выше личных симпатий.
При всей агрессивности Запада и увеличившимся вызовам безопасности ни Россия, ни Китай не стоят перед угрозой военного вторжения. Если в годы Холодной войны противостояние между НАТО и ОВД в любой момент могло перерасти в открытый вооружённый конфликт, то сейчас дальше воинственной риторики в адрес “расправившей крылья” России и КНР инфантильные западные политики никогда не пойдут. Тем более, что “показательные выступления” российского оружия в Сирии показали Вашингтону, чем может обернуться война с Москвой. На данный момент Россия и КНР обладают мощными вооружёнными силами, способными защитить свои страны в случае возможного конфликта и по большому счёту не нуждаются в военном союзе как гарантии своей собственной безопасности. Существующие ныне угрозы, такие как международный терроризм или практикуемая Госдепом дестабилизация внутренней обстановки, невозможно устранить при помощи одной лишь масштабной военной силы.
Как говорилось выше, возможный российско-китайский военный альянс может привести к изменению существующего мирового порядка и положить конец гегемонии США. Действительно, обе страны сейчас стремятся к изменению нынешнего положения дел в международной политике и переходу к многополярному миру, который будет способствовать мирному развитию всех государств. Однако для достижения этих амбициозных целей вовсе необязательно заключать союз, связывающий участников договора какими-либо военными обязательствами. На данный момент перед Россией и Китаем стоит задача найти новую модель коллективной безопасности, основанную не на жёстком “блоковом” принципе, способном лишь усилить международную конфронтацию, а на принципах взаимовыгодного сотрудничества, диалога и уважения. В конце концов, помимо общих у обеих стран имеются и специфические региональные проблемы, решать которые стоит исходя из национальных интересов. Вспомнить хотя бы ту же проблему охраняемого 7-м флотом ВМС США Тайваня. Некоторые представители китайской элиты всерьёз рассчитывают на то, что союзнические отношения с Россией помогут раз и навсегда покончить с непризнанной Китайской Республикой. Не стоит объяснять, что в Кремле без восторга восприняли бы перспективу вступить в большую войну из-за далёкого острова в Тихом океане. Совершенно очевидно, что Россия и Китай в обозримом будущем вряд ли смогут достичь единства мнений по всем волнующим оба государства вопросам. Наиболее оптимальным был бы вариант, при котором Москва и Пекин могли бы сбалансировать свою внешнюю политику, оставляя при этом место для определённых дипломатических манёвров. Подобная стратегия была бы лучшей опорой для национальных интересов двух держав.
Помимо прочего в каждом двустороннем или многостороннем союзе, даже несмотря на декларируемое равноправие сторон, со временем появляется государство-лидер. Если взглянуть на историю любого военного альянса, то можно легко заметить, что рано или поздно в нём появляется доминирующая держава. Процесс этот совершенно нормальный, поскольку военное дело невозможно без определённой субординации даже в “межгосударственных” масштабах. За примером далеко ходить не нужно. Взять тот же советско-китайский союз, существовавший в 50-х годах прошлого века. Если изначально он рассматривался как альянс равных, то довольно быстро СССР занял в нём ведущую роль, позволяя себе менторский тон в отношении к союзнику. Нет никаких гарантий, что в “теоретическом” российско-китайском союзе не повторится подобная ситуация. Если учесть динамику развития и постоянно растущую силу как России, так и Китая, то ещё неизвестно, кто в этом союзе будет играть первую скрипку. Так зачем обеим державам создавать себе проблемы на пустом месте, если можно плодотворно сотрудничать “на расстоянии”? Неприсоединение к каким-либо военным блокам Москвы и Пекина будет лишь способствовать стабильному развитию отношений между государствами.
Нахождение вне “блокового” поля даёт России и КНР и ещё один важный козырь – возможность нормализации отношений с Соединёнными Штатами. Потенциальный российско-китайский военный союз будет совершенно однозначно воспринят в Белом доме как враждебный и угрожающий безопасности США шаг, который закрепит за Москвой и Пекином статус главных врагов Вашингтона. Однако при сохранении статуса-кво Россия и Китай смогут рассчитывать на определённые уступки со стороны США, которым рано или поздно придётся пересмотреть своё отношение к двум государствам для того, чтобы не допустить их альянса. Джон Сорос уже сейчас предлагает своему правительству пойти на большие уступки Китаю и позволить юаню стать частью валютной корзины МВФ. Если американская финансовая элита готова подставить под удар доллар, то в Штатах и впрямь готовы пойти на многое, лишь бы не допустить российско-китайского союза. В этой ситуации особенно важна координация глобальной внешнеполитической деятельности России и КНР. От слаженных партнёрских действий на дипломатической арене оба государства только выиграют.
Подобной “симметрии” во внешней политике можно добиться безо всяких военных союзов, в рамках уже существующего двустороннего сотрудничества между официальными Москвой и Пекином. Тем более, что нынешние тесные отношения между Россией и Китаем опираются на необходимость защиты обоюдных интересов и строятся на базе общих ценностей и солидарности в вопросах региональной и глобальной безопасности.
Некоторые российские сторонники военного союза с КНР часто приводят довольно странный аргумент, заявляя, что “блокировка” с Китаем обезопасит Россию от будущей агрессии набирающего просыпающегося от долгого сна азиатского дракона. Подобные опасения основаны на утверждении, что Москва и Пекин являются прямыми конкурентами в Центральной Азии. На самом деле это миф. У обоих государств совершенно разные и никоим образом не пересекающиеся цели в данном регионе. Россию Центральная Азия интересует лишь с точки зрения собственной безопасности и трудовых резервов. Для Китая же Центральная Азия важна исключительно с экономической точки зрения как поставщик энергоресурсов и плацдарм для размещения производства. Иными словами, Москва и Пекин предлагают среднеазиатским государствам совершенно разные вещи: Россия – защиту, Китай – инвестиции.
Сейчас обе страны больше заинтересованы не в военном альянсе, а в экономическом сотрудничестве. Доказательством чего являются масштабные проекты по формированию общего экономического пространства ЕАЭС и Китая. Это намного более амбициозные планы, нежели просто военный блок. Как заявил на днях спикер Госдумы Сергей Нарышкин, "в случае успеха большого евразийско-китайского проекта существенно усилится и интерес Европейского союза к интеграции с нашими странами", поскольку "будут созданы предпосылки создания "Большой Евразии" от Лиссабона до Владивостока с запада на восток, и от Мурманска с Севера до Анкары, Дели и Шанхая с перспективой включения в этот интеграционный мегапроект заинтересованных стран Юго-Восточной и Южной Азии".
Этот проект является приоритетным не только для России, но и для Китая. Особенно в свете подписанного на днях Бараком Обамой соглашения о создании Транс-Тихоокеанского торгового партнёрства (ТТП), являющегося ни чем иным, как антикитайским экономическим союзом. Американский президент даже не пытался скрыть истинных целей новой организации: “ Мы не можем позволить странам вроде Китая писать правила глобальной экономики. Мы должны писать эти правила”. Вашингтон своими же руками создаёт фундамент прочных российско-китайских отношений. Складывается впечатление, что некоторые люди из администрации Обамы пытаются создать себе нового могущественного “коллективного” врага и тем самым лоббируют интересы многочисленных американских корпораций, связанных с поставками вооружения в армию США. Мы уже неоднократно были свидетелями того, как Белый дом пускался на подобные опасные авантюры, на которых наживались пронырливые дельцы.
Впрочем, не стоит поддаваться на подобные провокации и идти на поводу у тех, кто вольно или невольно пытается связать Китай и Россию крепкими союзническими цепями. В данный момент российско-китайские отношения носят характер стратегического и взаимовыгодного партнёрства. Обе державы являются вполне самодостаточными государствами, способными постоять за себя в случае возможного конфликта, и они не нуждаются в обременительном военном союзе. И в Москве, и в Пекине не думают ни о какой войне. Лишнее доказательство тому – глобальные экономические планы двух государств, направленные на мирное преобразование Евразии, которое принесёт пользу не только России и Китаю, но и их соседям.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.