За время вооружённого конфликта на юго-востоке Украины мы уже успели привыкнуть к тому, что часть белорусов (как правило, из “свядомага” круга) поддерживает официальные киевские власти. Если во время традиционного для местной оппозиции шествия на “День воли” кого-то из участников процессии и шокировали юноши в кепках-“бандеровках”, то сейчас на это вряд ли бы даже внимание обратили. Наверное, нет ничего удивительного в том, что идейные преемники полицаев и коллаборационистов стали на сторону карателей. Удивляет другое: насколько разнородна вся эта публика в идеологическом плане. В Беларуси под “жовто-блакитными” и красно-чёрными знамёнами собрался весь цвет маргинального подполья: от национал-анархистов, чьи взгляды заставляют ворочаться в гробу Бакунина, до либералов и просто фашистов.
За примером подобной идейной эклектики далеко ходить не нужно. Совсем недавно известный белорусский интернет-портал “Ежедневник” опубликовал интервью с добровольцем из Беларуси, воюющем на Донбассе в составе так называемого ДУКа – Добровольческого украинского корпуса “Правого сектора”. Помимо стандартного набора русофобских клише молодой человек, представившийся позывным “Док”, удивил журналистов своим, скажем так, нестандартным для подобных персонажей виденьем геополитики.
Дело в том, что примкнувший к украинским силовикам экс-студент при всей своей украинофилии является противником евроинтеграции, за которую по сути и воюет. Совершенно справедливо замечая, что ”не все европейские ценности нам подходят и не все, что происходит в Европе, должно происходить у нас”, “Док”, тем не менее, мечтает о возрождении “Великого Княжества Литовского на новый лад”. По словам боевика “и Беларусь, и Украина вполне могли бы существовать самостоятельно, отдельно от всех. Эти доводы, мол, мы не сможем без России или без ЕС - это все ерунда. Есть пример Исландии, где вообще толком ничего нет, кроме вулканов. И выживают нормально”. Правда, в данном случае речь идёт не о самостоятельности, а о лелеемом некоторыми популистами проекте Балто-Черноморской унии – потенциальном федеративном государстве, в состав которого вошли бы Беларусь, Украина, Литва, Латвия и, возможно, Польша. Очень уж хочется бывшим советским республикам важную роль в мировой политике.
Сама по себе мысль не нова. Ещё во время Первой мировой войны на оккупированных кайзеровскими войсками белорусских землях здешние творцы “национального возрождения” (сепаратисты по современной терминологии), вынашивали планы по созданию подобного государственного образования под немецким протекторатом. Впрочем, никакого отклика в Берлине подобная геополитическая самодеятельность не получила. Никакого восторга возможная “уния” не вызвала и у прибалтийских элит, желавших строить исключительно национальные государства. Позже за эту идею ухватился Пилсудский, мечтавший под видом такой фиктивной федерации возродить Речь Посполитую “от моря до моря”. Более того, “Комендант” пошёл ещё дальше и предложил проект “Междуморья” – расширенную версию “унии” с Румынией, Чехословакией, Венгрией, Финляндией и Югославией. Подобные фантазии, озвученные польским диктатором в частной беседе с одним из западных дипломатов, быстро просочились в прессу и вызвали бурю протеста по всей Европе. После такого крупного международного скандала Пилсудский вынужден был отказаться от своего детища.
Уже после развала СССР проект “унии”, правда, уже под названием “Балто-Черноморского союза”, был эксгумирован белорусскими и украинскими националистами. В частности, ярым апологетом этой квази-государственности ещё с начала 90-х является такой одиозный персонаж, как лидер БНФ Зенон Позняк. Ещё в 1990 году в Минске состоялась встреча депутатов Верховных Советов и делегатов от народных фронтов Беларуси, Украины и Литвы, на которой всерьёз обсуждалось возможность создания в будущем “союза”. Однако всё это так и осталось на стадии ни к чему не обязывающего обмена мнениями. Сейчас же балто-черноморская фантасмагория стала модной темой в среде украинской политической элиты. Весной 2014 году тогдашний и.о. президента Украины Александр Турчинов предложил руководству Литвы вновь рассмотреть этот вопрос. Правда, вновь не срослось.
Эту удивительную настойчивость, с которой националисты постсоветских республик бьются головой о стену, пытаясь сколотить в Восточной Европе некое подобие “Малой Антанты”, нельзя объяснить ничем, кроме параноидального страха перед мифическим “русским вторжением”. Когда наблюдаешь за проявлениями этой необоснованной фобии, то невольно вспоминается роман итальянского писателя Дино Буццати “Татарская пустыня”. По сюжету книги молодой офицер отправляется служить в далёкий гарнизон. Долгие годы он ждёт вторжения бесчисленных татарских орд, в то время как все его друзья в метрополии богатеют и обзаводятся семьями. Лучшие годы жизни главного героя проходят в бессмысленном ожидании нападения восточных варваров.
Нечто похожее мы наблюдаем в поведении восточноевропейских государств, вступивших в ЕС и НАТО и пожертвовавших своей промышленностью, сельских хозяйством и экономикой из-за боязни “угрозы с Востока”.
Вот и “Док”, рассказывая журналистам “Ежедневника” о мотивах, толкнувших его на вступление в ДУК, говорит о том, что “братьям нужно помочь”. Тем более, что “враг у нас один за последние лет 300-400”. Враг – это само собой Россия, однако о каком таком многовековом противостоянии говорит этот человек? За последние несколько столетий на белорусскую землю приходило множество завоевателей: поляки, французы, немцы и их многочисленные сателлиты. Каждый раз, когда иноземный захватчик заносил меч над Беларусью, русские с мужественной жертвенностью закрывали собой братский народ. Суворовские чудо-богатыри штыками прогнали польских панов, блистательная армия 1812 года уничтожила Великую армию Наполеона. Во время Первой мировой войны солдаты Русской императорской армии, задыхаясь от ядовитого хлора, мужественно сражались за каждый клочок белорусской земли. А о подвигах, совершённых во время Великой Отечественной войны, вообще можно говорить бесконечно. Где же тут вражда, длившаяся 300-400 лет?
Белорусские украинофилы почему-то не любят вспоминать о том, что их нуждающиеся в помощи “братья” сами принесли Беларуси немало бед. Что думают наши националисты о грабежах и погромах, устроенных в своё время казаками национального героя Украины Богдана Хмельницкого? Позже, некоторые белорусские историки задним числом стали приписывать разорение южных белорусских земель армии царя Алексея Михайловича, воевавшего тогда с Речью Посполитой. Но историческая правда состоит в том, что ещё до прихода царских войск Пинщина, Мозырщина и Стародубщина были выжжены голытьбой Хмельницкого.
Почему бы нашим националистам не вспомнить о том, как после развала Российской империи Центральная Рада самопровозглашённой Украинской народной республики включила в свой состав часть Беларуси с такими городами, как Брест, Гомель, Пинск, Мозырь и Жлобин. Национально-ориентированные белорусские историки написали множество книг, в которых они возмущаются тем, как жестоко царские власти обошлись с участниками польского восстания 1863 года, но при этом нет ни одной статьи, хотя бы мельком описывающей зверства петлюровцев на территории белорусского Полесья.Ко всему этому можно присовокупить и кровавый след, оставленный в Беларуси бандеровцами. Тут “братьям” можно припомнить и составленный из украинцев 118 батальон охранной полиции, заживо похоронивший в огне жителей Хатыни, и другие подразделения, участвовавшие в таких карательных операциях, как “Болотная лихорадка”, “Коттбус”, “Треугольник” и многих других. В ходе этих жестоких экспедиций были уничтожены тысячи ни в чём не повинных людей. Нельзя забывать и недобитков из УПА, терроризировавших жителей южной Беларуси вплоть до 1953 года. Как-то всё это не очень вписывается в четырёхсотлетнюю совместную борьбу украинцев и белорусов с Россией, правда?
Увы, понимают это далеко не все. В принципе, ни для кого уже не секрет, что сейчас в различных украинских формированиях воюют больше сотни белорусских “добровольных помощников”. С одной стороны, это, конечно, не так уж и много, но, если вдуматься, то сколько таких “кондотьеров” ждут своего часа в самой Беларуси? Для одних это и впрямь “дело чести”, но есть и те, для кого это лишь возможность “творить историю автоматом”. Иными словами, банальное проявление “комплекса Герострата”. Как бы там ни было, стоит задаться вопросом: кто может поручиться в том, что эти люди не станут дестабилизировать обстановку внутри своей страны? Ответ простой – никто. Если раньше белорусские власти в зародыше душили все экстремистские группировки, то сейчас компетентные органы вольно или невольно смотрят на них сквозь пальцы.
Сейчас, когда в каждом крупном супермаркете можно купить вульгарные “исторические” книги, авторы которых даже не пытаются скрыть своей русофобии, агрессивный национализм постепенно входит в моду. Вышиванки, языческий орнамент, который теперь можно встретить на всех товарах от колбасы до освежителя воздуха - это банальный уход в примитивную архаику. Всё это другие нации “старой” Европы перенесли как детскую болезнь ещё в XIX веке. В XXI же столетии, когда весь мир стремится к интеграции культур, подобный фетишистский национализм смотрится нелепым анахронизмом. Когда-то австрийский писатель Стефан Цвейг, переживший распад своей родной Австро-Венгрии и воочию наблюдавший за болезненным становления новых наций, с горечью записал сакраментальное – нет ничего хуже, чем мания величия карликов. Пожалуй, лучше и не скажешь.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.