САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Лев Криштапович, доктор философских наук: Беларусь в системе ООН.

Лев Криштапович, доктор философских наук: Беларусь в системе ООН.

« Назад

Лев Криштапович, доктор философских наук: Беларусь в системе ООН. 22.05.2023 14:36

Беларусь является государством-учредителем ООН. 

Согласно официальному сайту Министерства иностранных дел Республики Беларусь, в политическом контексте основные усилия Беларуси направлены на создание через механизмы ООН благоприятных внешних условий, обеспечивающих национальную безопасность, суверенитет и территориальную целостность республики, а также служащих формированию международного авторитета страны.

В экономическом контексте белорусская дипломатия нацелена на привлечение потенциала и ресурсов ООН для содействия процессам внутреннего развития Республики Беларусь. Основные направления сотрудничества с организациями и учреждениями системы ООН под эту задачу были определены в Рамочной программе ООН по оказанию помощи Республике Беларусь на 2011-2015 годы. Документ предусматривал мобилизацию финансовых ресурсов, доступных белорусским реципиентам, в объеме до 490 миллионов долларов США. 

В 2016-2020 годы реализовывалась вторая Рамочная программа по оказанию помощи Беларуси в целях развития на 2016-2020 годы.

Программа предполагала сотрудничество в четырех стратегических областях с общим объемом финансирования более 110 млн. долларов США:
- инклюзивное, оперативное и подотчетное государственное управление;
- устойчивое экономическое развитие;
- cохранение благоприятной окружающей среды и устойчивое использование природного потенциала, основанное на «зеленых» принципах экономики;
- устойчивое развитие человеческого капитала: здравоохранение, образование, социальная включенность и защита, комплексное постчернобыльское   развитие.

ООН оказывала Беларуси значительную помощь с момента получения страной независимости в 1991 году. Как отмечено выше, объем финансирования для второй Рамочной программы значительно снизился с 490 млн. долларов до чуть более 110 млн. долларов. Это связано с переходом Беларуси, по мнению доноров, в группу стран со средним уровнем доходов. Этот же статус предполагал трансформацию роли ООН на белорусском направлении – постепенное смещение в сферу предоставления оперативной и качественной экспертной помощи.

Важным направлением во взаимодействии между ООН и Беларусью является реализация Целей устойчивого развития (ЦУР). 

ЦУР - официально известные как Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года – набор целей для будущего международного сотрудничества на 2015-2030 годы. 25 сентября 2015 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке мировые лидеры, в том числе главы государств и правительств, одобрили Повестку дня в области развития на период после 2015 года. Они пообещали избавить человечество от нищеты и «исцелить» планету. Цели в области устойчивого развития являются своеобразным призывом к действию, исходящим от всех стран — бедных, богатых и среднеразвитых. Он нацелен на улучшение благосостояния и защиту нашей планеты. Государства признают, что меры по ликвидации бедности должны приниматься параллельно усилиям по наращиванию экономического роста и решению целого ряда вопросов в области образования, здравоохранения, социальной защиты и трудоустройства, а также борьбе с изменением климата и защите окружающей среды.

Установлено 17 целей:
- ликвидация нищеты;
- ликвидация голода;
- хорошее здоровье и благополучие;
- качественное образование;
- гендерное равенство;
- чистая вода и санитария;
- недорогостоящая и чистая энергия;
- достойная работа и экономический рост;
- индустриализация, инновации и инфраструктура;
- уменьшение неравенства;
- устойчивые города и населенные пункты;
- ответственное потребление и производство;
- борьба с изменением климата;
- сохранение морских экосистем;
- сохранение экосистем суши;
- мир, правосудие и эффективные институты;
- партнерство в интересах устойчивого развития.

Для координации усилий Республики Беларусь по достижению Целей устойчивого развития Указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2017 года № 181 «О Национальном координаторе по достижению Целей устойчивого развития» учрежден институт Национального координатора по достижению Целей устойчивого развития.

Согласно Индексу прогресса по достижению ЦУР, Беларусь занимает 23 место по уровню достижения целей. 

ООН является важнейшей международной площадкой для продвижения позиции Республики Беларусь по актуальным вопросам глобального и регионального развития. 28 сентября 2015 года на 70-й сессии ГА ООН выступил Президент А.Г.Лукашенко. В своей речи он указал на сохранение высоких рисков нестабильности в современном мире.

ООН представлена в Беларуси своим Постоянным координатором.

Решению задач экономического характера и развития в целом служит участие Беларуси в деятельности ряда специализированных организаций системы ООН – Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка, Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и других. 

В частности, за период членства (с 1992 года) МВФ предоставил Республике Беларусь поддержку на общую сумму около 3,8 млрд. долларов США:
- 1993–1995 годы (по линии фонда системных трансформаций) – 200 млн. долларов США;
- 1995 год (по механизму "стенд-бай") – 73,5 млн. долларов США;
- 2009–2010 годы (по механизму "стенд-бай") – 3,52 млрд. долларов США.
В настоящее время Беларусь не реализует финансовые программы с Фондом, все ранее полученные кредиты погашены в полном объеме и в установленные сроки.

Группа Всемирного банка является крупнейшим источником финансовой и технической помощи, оказываемой развивающимся странам по всему миру. Группа состоит из пяти уникальных организаций, каждая из которых разделяет общую цель сокращения масштабов бедности и содействия устойчивому развитию. Программы, поддерживаемые Всемирным банком в Беларуси, обеспечили значимые результаты в таких сферах, как транспортная инфраструктура, водоснабжение, лесное хозяйство, энергоэффективность, развитие частного сектора, управление государственными финансами, образование и здравоохранение.

Консультационно-аналитические услуги по вопросам инвестиционного климата, государственных предприятий, социальной защиты, тарифов на коммунальные услуги и другим направлениями, помогают Правительству в определении возможностей для реализации более амбициозных изменений в будущем. Новая Рамочная стратегия партнерства для Республики Беларусь на 2018–2022 годы была одобрена Советом Исполнительных директоров Всемирного банка 3 апреля 2018 года. В течение следующих пяти лет поддержка Группы Всемирного банка была сосредоточена на следующих направлениях:
- создание возможностей для роста частного сектора и повышение эффективности государственных инвестиций;
- поддержание высокого уровня человеческого капитала;
- усиление вклада инфраструктуры в управление изменением климата, экономический рост и развитие человеческого потенциала.

В дополнение межотраслевая тематическая отрасль была сфокусирована на расширение использования данных и доступа к информации в процессе принятия решений.

Кредитный портфель Всемирного банка включал 8 действующих проектов на общую сумму 790 млн. долларов США. Объем кредитной программы оценивался на уровне 570 млн. долларов США на период до 2022 года.

Кроме того, с рядом учреждений и агентств системы ООН, например, с Программой развития ООН (ПРООН), Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), совместно разработаны отдельные программы, которые детализируют и расширяют соответствующие направления сотрудничества, определенные в Рамочной программе.

Особо необходимо выделить сотрудничество с Программой развития ООН (ПРООН), которая работает в Беларуси с 1992 года. 

В соответствии с мандатом, ПРООН «поддерживает и дополняет национальные усилия по решению наиболее важных проблем своего экономического развития и содействия социальному прогрессу и улучшению условий жизни».

Деятельность ПРООН в Беларуси регулировалась Страновым программным документом (ДСП) на 2016-2020 годы. Основное внимание в документе уделялось трем основным областям в соответствии с национальными приоритетами в области развития:
1) Укрепление системы инклюзивного и гибкого управления.
2) Развитие зеленой экономики, включая производства, направленные на трудоустройство и обеспечение достойной жизни для уязвимых групп населения.
3) Улучшение доступа к базовым услугам для уязвимых групп.
В настоящее время Программа развития ООН в Беларуси реализует 19 проектов развития по трем приоритетным направлениям работы агентства в стране:
1) Окружающая среда и энергоэффективность (9 проектов)
2) Демократическое управление и Цели устойчивого развития (4 проекта)
3) Социально-экономическое развитие (6 проектов)
Общий бюджет всех идущих проектов: более 42 миллионов долларов США.

С 1993 года в Беларуси работает Детский Фонд ООН ЮНИСЕФ. Фонд ЮНИСЕФ выступил инициатором и оказал экспертную и техническую помощь государству в развитии сети центров, дружественных подросткам и молодежи. Сейчас в стране работает 55 таких центров. 

ЮНИСЕФ — первое агентство ООН, которое оказало помощь государству в борьбе с ВИЧ/СПИДом. Результатом плодотворной совместной работы государства и агентств ООН стала ликвидация передачи ВИЧ от матери ребенку.

Остановлен рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечено стабильное снижение их числа. За период с 2007 года сокращение составило 25%. Доля детей, отобранных с лишением родителей их родительских прав, от общего числа вновь выявленных детей-сирот с 2007 года сократилась на 30%. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываемых в детских интернатных учреждениях, уменьшилась с 2007 года с 36,83% до 18,33%.

Сотрудничество Беларуси и ООН активно развивается в гуманитарной сфере, а также в ряде вопросов, связанных с реализацией Целей устойчивого развития, что во многом объясняется изначально высоким местом Беларуси в Индексе развития человеческого потенциала (ИРЧП).

Сотрудничество же с организациями ООН, отвечающими за экономическое сотрудничество, осложнено, поскольку политика западных государств, включая МВФ и группу Всемирного банка, занимает резко негативную позицию в отношении Беларуси в силу своего провала по осуществлению государственного переворота в нашей республике в ходе президентских выборов в августе 2020 года. 

Наиболее надуманным вопросом со стороны коллективного Запада является вопрос с соблюдением прав человека в Беларуси. В 2012 году Совет по правам человека учредил должность специального докладчика по ситуации с правами человека в Беларуси. В 2012-2018 годах эту должность занимал Миклош Харашти, с 2018 года – французский политолог Анаис Марен. Белорусские власти вполне обоснованно не признают полномочия специального докладчика по ситуации с правами человека в Беларуси и отказываются от какого-либо сотрудничества с ним.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

01.04.24

В настоящее время с полным основанием можно утверждать о в целом сложившемся общем информационном пространстве Союзного государства. В связи с этим встаёт вопрос о его правовом оформлении. Речь идёт о согласованном принятии в Российской Федерации и Республике Беларусь закона «Об общем информационном пространстве Союзного государства», в соответствии с которым российские СМИ в Республике Беларусь и соответственно белорусские СМИ в Российской Федерации должны перестать считаться иностранными. Кроме того, в условиях жёсткой агрессии Запада против Российской Федерации и Республики Беларусь необходимы неотложные меры по совместной защите информационного пространства Союзного государства, включая создание соответствующей уполномоченной структуры.

01.04.24

Внешняя трудовая миграция в Республику Беларусь составила в 2023 году порядка 11 тысяч человек. Основное количество въехавших в Республику Беларусь для работы составили граждане Российской Федерации, Китая, Украины и Туркмении. Большинство трудящихся-иммигрантов, въехавших в Республику Беларусь для работы на основании специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью, прибыло по рабочим специальностям.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru