САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Лев Криштапович, доктор философских наук: Интеграционные программы – вчерашний день Союзного государства.

Лев Криштапович, доктор философских наук: Интеграционные программы – вчерашний день Союзного государства.

« Назад

Лев Криштапович, доктор философских наук: Интеграционные программы – вчерашний день Союзного государства. 04.04.2023 00:00

В начале 2023 года на совещании у президента Беларуси Александра Лукашенко был обсужден ход выполнения принятых в ноябре 2021 года на заседании Высшего Государственного совета Союзного государства 28 отраслевых программ. Именно тогда обе стороны пришли к убеждению, что реализация этих программ позволит существенно продвинуться вперед на пути обеспечения равных прав граждан и субъектов хозяйствования двух стран. Эти программы рассматривались как экономическая и социальная основа достройки Союзного государства.

Прежде всего это касалось интеграции в экономической сфере, создания условий для кооперации предприятий Беларуси и России.

В программах и ведомственных планах содержится около тысячи мероприятий по их реализации, установлены конкретные сроки и ответственные лица за их выполнение. Около 70% таких мероприятий уже выполнено. Однако часть важных для Беларуси мероприятий идет с отставанием от согласованных графиков. На это, как подчеркивалось на совещании, следует обратить пристальное внимание.

На совещании отмечалось, что проделана существенная работа по формированию и корректировке договорно-правовой базы Союзного государства. Однако, несмотря на выполнение большинства мероприятий, заметных подвижек, прежде всего в сферах энергетики, промышленности, транспорта, пока не произошло.

Выполнение программ по формированию союзного рынков газа, нефти и нефтепродуктов потребовало вынесения вопроса на высший уровень. В ходе декабрьских переговоров (2022) с президентом России Владимиром Путиным необходимые развязки были найдены, как минимум, на три года. Сейчас идет работа над закреплением достигнутых договоренностей в действующих документах.

Что касается таких важных направлений, как гармонизация налогового и таможенного контроля на границах Союзного государства, президент Александр Лукашенко подчеркнул, что все должно быть прозрачно. «Россияне здесь абсолютно не против, чтобы белорусские представители в любую точку приехали и посмотрели, чем дышит граница. Прослеживаемость, контроль за движением товаров – согласитесь, это важное направление в любом государстве».

На совещании было внесено предложение о ратификации Договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам. Александр Лукашенко отметил, что в нынешней редакции договора предусматривается в числе прочего создание дополнительного союзного Наднационального налогового комитета. «Мы независимы в принятии решений в этой значимой сфере, предполагается лишь более тесная координация деятельности с российскими коллегами. И вот для координации создается этот небольшой орган (Наднациональный налоговый комитет». По словам Александра Лукашенко, эта новая структура будет сконцентрирована в первую очередь на совершенствовании налогового законодательства двух стран. Аналогичные подходы и в таможенной сфере.

Как подчеркнул Александр Лукашенко, в рамках этих соглашений важно вырабатывать общие концептуальные союзные подходы и правила, которыми должны руководствоваться соответствующие национальные органы Беларуси и России, а «не перепроверять друг друга или ходить один за другим на проверки».

Разумеется, необходимо углублять экономическую интеграцию с Россией, что достроить экономический фундамент Союзного государства и на его основе возвести полнокровную союзную державу. Президент Александр Лукашенко потребовал максимально активизировать деятельность по реализации союзных программ, не допуская затягивания и проволочек в принятии решений. «Но и спешки никакой быть не должно. Не дай бог мы допустим ошибку». По словам Александра Лукашенко, открутить ситуацию назад будет невозможно после того, как решения будут закреплены в законах двух стран, поэтому действовать надо вдумчиво и обстоятельно. «Особенно сейчас, когда наши страны сообща противостоят оголтелому санкционному давлению так называемого коллективного Запада».

Ответственными за дальнейшую работу по реализации союзных программ являются правительства Беларуси и России и персонально премьер-министры. «Все вопросы, которые вы выносили на уровень президентов, решены. Развязки найдены. Живем в нормальных условиях. Если пока что-то не формализовано, в документах не отражено – вот сидит премьер, правительство, там решайте. Все вопросы на уровне глав государств решены, определены. Скажу откровенно: все, что мы просили от России, - Россия пошла навстречу».

На совещании еще раз было артикулировано, что Россия и Беларусь ни на йоту не поступаются своим суверенитетом. Правильнее сказать, что только окончательная достройка Союзного государства явится гарантией реального суверенитета Беларуси и России.

Александр Лукашенко отметил, что если Беларусь и Россия в перспективе увидят, что чего-то не хватает и надо принимать дополнительные решения в плане углубления экономической интеграции, то соответствующие вопросы будут обсуждаться.

По словам Александра Лукашенко, это основной вопрос, почему он собрал на совещание большой круг ответственных лиц. «Чтобы вы не думали, что за вашей спиной решаются какие-то вопросы, а вы о них не знаете. Нет, этот процесс открытый, честный и принципиальный. Тем более время подталкивает нас к такому решению этих проблем».

Важно отметить: когда утверждались 28 союзных отраслевых программ, это было не просто решение президентов двух стран. До этого момента в течение длительного времени сторонами вырабатывались соответствующие документы и подходы к ним, определялись направления для совместной работы. Собирались должностные лица и все тщательно обсуждали на Высшем Государственном совете Союзного государства.

Были разные предложения о том, что включать в интеграционный пакет, вплоть до вопросов создания союзного парламента. Однако в итоге Беларусь и Россия согласованно вышли именно на те 28 программ, которые в настоящее время реализуются. Было решено, что если две стороны пока не готовы решать те или иные вопросы, то пока стоит оставить их в стороне. Возникнет необходимость – будем решать. Так было сказано. И остались вот эти 28 программ. Эти программы социально-экономического характера. В них отражены, разумеется, и вопросы безопасности Союзного государства.

Следует отметить, что сегодняшняя ситуация на Украине показала недостаточность обеспечения безопасности Союзного государства в рамках реализации принятых 28 интеграционных программ. В этом аспекте эти программы уже устарели. Объективно эти программы представляют собой вчерашний день. Пришлось, так сказать, на марше решать вопросы укрепления безопасности Союзного государства вплоть до создания единого оборонного пространства Беларуси и России, единой армии Союзного государства. 

Все это свидетельствует о том, что аналитическое сопровождение достройки Союзного государства хромает как в Беларуси, так и в России, а поэтому переход от непосредственного созерцания жизненных ситуаций к глубокому политическому анализу нынешней действительности стоит на повестке дня. Становится очевидным, что ограничиться в союзной стратегии, только идя за жизнью – значит позволить западному империализму разбить нас поодиночке. Надо признать, что Беларусь и Россия уже не живут в нормальных условиях. По правде говоря, после разрушения СССР они и не жили в нормальных условиях. Это были якобы нормальные условия, квазиусловия. Вот почему необходима кардинальная переориентация всей белорусской государственной политики в плане переноса акцента с заезженных пластинок о святости нашего суверенитета на осмысленную союзную траекторию движения белорусского государства. В противном случае от белорусского суверенитета и интеграционных программ останутся ветхая лачужка и разбитое корыто.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

01.04.24

В настоящее время с полным основанием можно утверждать о в целом сложившемся общем информационном пространстве Союзного государства. В связи с этим встаёт вопрос о его правовом оформлении. Речь идёт о согласованном принятии в Российской Федерации и Республике Беларусь закона «Об общем информационном пространстве Союзного государства», в соответствии с которым российские СМИ в Республике Беларусь и соответственно белорусские СМИ в Российской Федерации должны перестать считаться иностранными. Кроме того, в условиях жёсткой агрессии Запада против Российской Федерации и Республики Беларусь необходимы неотложные меры по совместной защите информационного пространства Союзного государства, включая создание соответствующей уполномоченной структуры.

01.04.24

Внешняя трудовая миграция в Республику Беларусь составила в 2023 году порядка 11 тысяч человек. Основное количество въехавших в Республику Беларусь для работы составили граждане Российской Федерации, Китая, Украины и Туркмении. Большинство трудящихся-иммигрантов, въехавших в Республику Беларусь для работы на основании специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью, прибыло по рабочим специальностям.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru