9 сентября 2024 года в России произошло эпохальное событие. Была учреждена Международная премия мира имени Льва Толстого. Премия названа в честь всемирно известного классика мировой культуры, великого гуманиста Льва Николаевича Толстого, ставшего настоящим символом Русского мира. Как отмечают организаторы, его имя и масштаб наследия наиболее полно соответствуют идеям и целям Международной премии мира.
Премия присуждается за деятельность, направленную на содействие укреплению мира и международного сотрудничества, привлечение широкой международной общественности к делу борьбы за мир во всем мире, а также достижение благотворительных, культурных и образовательных целей, в том числе содействие позитивному восприятию России в мире.
Прежде в СССР существовала практика вручения премий мира. В частности, в 1956 году была учреждена Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами». В 1989 году она была переименована в Международную Ленинскую премию мира. Последним ее лауреатом в 1990 году стал лидер Африканского национального конгресса Нельсон Мандела.
Учреждение Международной премии имени Льва Толстого событие действительно выдающееся. Наконец-то в России подведена черта под прославлением халтурных антисоветчиков, типа Солженицына и Ильина, и страна возвращается к своему великому человеку и мыслителю – Льву Толстому, к своим великим русским ценностям – справедливости и добру.
Первая Международная премия мира имени Льва Толстого 9 сентября 2024 года присуждена Африканскому союзу с учетом исключительно важной роли, которую эта влиятельная международная организация, объединяющая все государства Африканского континента, играет в реализации актуальных вопросов на глобальном уровне.
История человечества есть история освобождения человечества от своего угнетателя. А эта история есть историческая правда социализма в самом общем значении этого слова.
История человечества в то же время есть история созидания справедливого общественного устройства добрым и счастливым человеком. А эта история есть философская истина человечества.
В истории человеческой мысли нет более искренней защиты прав трудящегося человека и обличения фарисейской буржуазной цивилизации, чем общественно-литературная деятельность великого русского писателя Льва Толстого.
Лев Толстой не политический деятель и не философ в традиционном смысле этого слова. Он, скорее, употребляя терминологию XVIII века, представитель моральных и политических наук своего времени. Политическая моралистика Льва Толстого – это не мещанское сентиментальничанье, а титаническая критика лживой буржуазной цивилизации, критика, до сих пор поражающая нас своей актуальностью, страстностью и справедливостью. Если благодаря французским просветителям, весь XVIII, да и добрая половина XIX века, были французским веком, то вторую половину XIX века, весь XX век, да и наступивший XXI век можно назвать временем Льва Толстого. Ибо, как говорил сам Лев Толстой, он писал не для актуальности, а для вечности. В Толстом соединился остроумие Вольтера, энциклопедизм Дидро, реализм Гольбаха, гуманизм Гельвеция, искренность и честность знаменитого Руссо. Весь мир, затаив дыхание, слушал «нового Христа», «нового спасителя человечества». Все мы находились, признавался Ромен Роллан, под влиянием могучей личности Толстого.
Лев Толстой – прекрасный знаток экономической, публицистической, социологической, философской и, само собой разумеется, художественной литературы своего времени, которую он не только проштудировал, но и осмыслил под углом мировоззрения трудящегося человека. Его морально-политический вывод однозначен: современная наука и культура точно так же лживы и корыстолюбивы, как и все предшествовавшие им учения – религиозные и метафизические. Такой же приговор Лев Толстой вынес и западной буржуазной цивилизации.
Лев Толстой, как и все честные люди его времени, не мог не видеть губительного характера буржуазного принципа для жизни человека и общества. Его критика буржуазного эгоизма не отличается от точки зрения марксизма по этому вопросу.
Лев Толстой, находясь на позиции трудового мировоззрения, правильно указывал на главного врага, стоящего на пути человеческого счастья. Это – государство и правительство, защищающие интересы достаточных, то есть богатых классов. И пока, по мысли Льва Толстого, не будет ликвидировано несправедливое правительство, до тех пор останутся угнетение и несправедливость. В определенном смысле Лев Толстой в отношении буржуазного государства занимает примерно такую же позицию, что и Ленин.
Лев Толстой, как искренний последователь учения Христа, исповедует принцип «непротивления злу насилием», считая, что только на основе последнего возможно создание нового мира и нового человека. Поэтому, говорит он, единственное средство уничтожения правительства не есть насилие, а обличение этого обмана господствующих классов (богатых). Для уничтожения всех буржуазных правительств, продолжает Лев Толстой, нужно сознание их ненужности и преступности тех средств, которыми они порабощают народ. «А поэтому ответ на вопрос, что именно делать, - резюмирует свою аргументацию великий писатель, - очень простой и не только определенный, но и в высшей степени всегда и для всякого человека удобоприменимый и исполнимый, хотя и не такой, какой ожидается теми, которые, как люди достаточных классов, вполне уверены, что они призваны не исправлять самих себя (сами и так хороши), а учить и устраивать других людей, и теми, которые, как рабочие, уверены в том, что виноваты в их дурном положении не они сами, а одни капиталисты и что исправиться это положение может только тем, чтобы отнять у капиталистов то, чем они пользуются, и сделать так, чтобы все могли пользоваться теми приятностями жизни, какими пользуются теперь одни капиталисты» [1, c. 520].
Определенная ошибка в этом рассуждении Льва Толстого проистекала от того, что он предполагал высокий уровень сознательности в человеке, который возможен лишь в далеком будущем. Это, во-первых. Во-вторых, своей концепцией нравственного самосовершенствования великий гуманист как бы отрицал необходимость материального переворота в обществе (установление общественной собственности) как решающего условия формирования высокой сознательности личности. Разумеется, если бы все люди стояли на таком нравственном уровне, как Толстой, и поступали в соответствии с евангельским требованием «не желать другому того, чего не желаешь самому себе», то не составляло бы труда установить справедливое и гармоничное общественное устройство.
Только после того, как трудящийся человек применил силу в отношении своего угнетателя (под силой понимается политическая воля трудящихся, представленная в виде организованного насилия – государства), дальнейший социальный прогресс идет путем нравственного самосовершенствования человека. Длительный и трудный пути развития социализма на своей собственной основе (общественной собственности на средства производства). Длительный, потому что политическая революция уступает место социальной эволюции. Трудный, потому что дело касается не преобразования социальной системы, а развития сознания человека, его умственного и нравственного совершенствования. И на этом длительном и трудном пути самопознания в собственно социалистическом обществе нравственная философия Льва Толстого не только может, но и должна сыграть свою великую гуманистическую роль.
Два начала, по Толстому, лежат в основе человеческой жизни: труд и мамона. Эти начала по своей природе несовместимы. Или – или. Или человек руководствуется в своей жизни трудом, или он поклоняется мамоне. Такова проблема смысла и бессмысленности человеческой жизни. Трудящиеся и мамонисты – необходимое следствие развития истории и антиистории. Следовательно, антагонистические классы изобретены не марксизмом, а самой человеческой жизнью. И от того, каким мировоззрением будет руководствоваться человек в своей жизни, такой будет и его жизнь. Либо это будет осмысленная история, либо бессмысленная антиистория.
«Я пришел, - пишет Лев Толстой, - длинным путем к тому неизбежному выводу, который сделан тысячелетие назад китайцами в изречении: если есть один праздный человек, то есть другой, умирающий с голоду» [2, c. 280]. Только труд, заключает Лев Толстой, дает возможность соединения конечного человека с бесконечным богом. В этом смысл жизни, не уничтожаемый смертью. Или, как учил апостол Павел, «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» [3; 2, 10]. Уловить трудовую линию в мировом развитии и осуществить ее – такова философско-нравственная задача, которая, по мысли Льва Толстого, стоит перед человечеством.
Нравственное учение Льва Толстого является соединительным звеном между гуманистической философией прошлого и социалистическими ценностями Русского мира. В этом его историческое значение. Именно поэтому Льва Толстого правомерно назвать зеркалом Русского мира.
Источники
1.Толстой, Лев. Рабство нашего времени. Собр. соч. М., 1964. Т. 16.
2.Толстой, Лев. Так что же нам делать?. Собр. соч. М., 1964. Т. 16.
3.Второе Послание к Фессалоникийцам Святого Апостола Павла.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.