САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Лев Криштапович, доктор философских наук. Многополярный мир: на пути к справедливой системе международных отношений.

Лев Криштапович, доктор философских наук. Многополярный мир: на пути к справедливой системе международных отношений.

« Назад

Лев Криштапович, доктор философских наук. Многополярный мир: на пути к справедливой системе международных отношений. 05.10.2023 11:35

Многополярный мир – это такая система международных отношений, при которой более, чем два государства (в некоторых концепциях считают, что более, чем четыре государства) обладают приблизительно одинаковым политическим, военным, экономическим и культурным влиянием на международной арене. Иногда основной акцент делается на экономическое и военное могущество, которое позволяет этим государством блокировать или прерывать те процессы на международной арене, которые могут угрожать их безопасности.

Вопрос о стабильности в многополярной системе остается дискуссионным. Одни политологи-международники считают, что многополярный мир обеспечивает большую стабильность мирового порядка, так как формируются коалиции государств, которые не рискуют бросить вызов одна другой. Наличие нескольких крупных центров силы обеспечивает баланс между различными регионами в мире. Другие политологи-международники полагают, что многополярный мир обеспечивает меньшую стабильность в международных отношениях, так как государства могут неправильно оценить источник угроз для себя, в то время как в однополярном или биполярном мире этот вопрос для них очевиден.

Существенными условиями для формирования и успешного функционирования многополярного мира с балансом влияния между центрами силы являются, по мнению исследователей, следующие:

а) существующие нормы системы понятны каждому участнику. В качестве участников на международной арене выступают исключительно государства, должно быть не менее пяти центров силы;

б) если какой-либо участник не следует этим нормам, система может утратить свою устойчивость. Формирование альянсов происходит для достижения какой-то конкретной цели, они сохраняются на протяжении относительного короткого промежутка времени, в основе этих альянсов лежат прагматические цели, а не идеологические установки.

Концепция многополярности в теории международных отношений является еще более сложной, чем концепции одно- и биполярного мира. Так, справедливо отмечается, что даже в разгар «холодной войны», которая стала одним из ярчайших проявлений биполярного мира, существовали и другие центры силы и влияния, заложившие основу для формирования многополярного мира.

Процесс становления многополярного мира стал особенно активным после распада биполярной системы. Естественно, темпы становления и усиления новых «полюсов» были разными, как и разными были темпы роста их влияния на мировые процессы. Так, например, Европейский союз вполне сформировался как экономический полюс, но в военно-политическом, точнее, геополитическом отношении, его влияние незначительно, чем влияние некоторых других государств. 

Одним из очевидных претендентов на полноценные «полюса» в многополярном мире являются члены «Большой семёрки» -  G7. В настоящее время «Большая семёрка» объединяет в своих рядах семь крупнейших экономик мира с наибольшим ВВП и самым высоким национальным богатством, 7 из 15 государств, обладающих наибольшим ВВП на душу населения, 7 из 10 крупнейших государств-экспортеров, 5 из 10 государств с наибольшими резервами золота, 3 государства, обладающих ядерным оружием, 7 из 10 крупнейших плательщиков членских взносов в бюджет ООН, 5 государств с одним из самых высоких индексов человеческого развития.

На статус «полюсов» в многополярном мире претендуют и члены БРИКС – группы из пяти государств (Бразилия, Россия, Индия, Китай и с 2011 года ЮАР), основанной в июне 2006 года первоначально для координации экономической политики ее членов. Однако вскоре деятельность БРИКС приобрела и политический характер. Отличительной чертой БРИКС является то, что в государствах-членах проживает более 40% мирового населения и четвертая часть территории нашей планеты. На страны БРИКС приходится половина производства пшеницы и риса, шестая часть всех мировых запасов золота. Валовый внутренний продукт (ВВП) по паритету покупательной способности (ППС) составляет около 54%, и есть все предпосылки считать, что эта цифра будет только расти. Кроме того, необходимо учитывать наличие мощных ядерных арсеналов у России, Китая, Индии. БРИКС позиционируется как потенциальная альтернатива «Большой семёрки» сначала в экономическом плане, а в перспективе и в политическом. 

Кроме того, важное значение в современных международных отношениях имеет G20 («Большая двадцатка») – клуб правительств и глав центральных банков государств с наиболее развитой и развивающейся экономикой – куда помимо «большой семёрки» и БРИКС входят Аргентина, Мексика, Австралия, Саудовская Аравия, Турция, Индонезия, Республика Корея, а также Европейский союз.

Тем не менее, экономическая многополярность совсем не означает наличие стратегической многополярности, равно как и наоборот.

Значительным аргументом в пользу концепции многополярного мира стало развитие вооружений и изменение характера современной войны. Распространение ядерного оружия (в настоящее время нет общепризнанного списка государств, официально заявивших о наличии военных ядерных программ) во многом нивелирует очевидное военное преимущество США. 

Многие политологи обращают внимание, что из-за распространения оружия массового поражения современные вооруженные конфликты стали качественно другими. Мартин ван Кревельд отмечал, что классические войны (государство против государства, армия против армии) составляют лишь около 10% от войн, имевших место после 1945 года: 

Итак, танки по всему миру исчезают, исчезают и войны, ведшиеся с их применением. Главная причина этому – ракеты, причем не столько сами ракеты, сколько появление ракет с ядерными боеголовками. Как показывает история многих стран, в том числе моей страны, а также Китая, Индии, Северной Кореи, любое современное государство, которое способно к производству современных обычных вооружений – коротко назовем их «танками» – также способно к созданию атомного оружия.

И как показывает история последних 60 лет, как только где-то появляется ядерное оружие, в этом регионе тотчас исчезают военные действия с применением танков, исчезают в принципе.

В настоящее время в теории международных отношений популярен подход по определению различных центров силы в современном мире. Число таких центров варьируется от исследования к исследованию, но наиболее часто упоминаемыми являются США, Европейский союз, Россия, Индия, Китай, Япония, Турция и др. 

Таким образом, концепция многополярной системы международных отношений является наиболее адекватной для строительства современного миропорядка.

Как отмечал в 2003 году The Globalist, «на уровне своих ключевых стратегических отношений с Европой, Россией, Китаем и Японией Соединенные Штаты в каждом случае для достижения своих внешнеполитических целей нуждаются в них столько же, как и они в США, а то и даже больше … на уровне двусторонних отношений, другие сложившиеся и возникающие державы мира обладают либо стратегическим паритетом с США – либо благоприятным балансом власти и интересов».

Как подчеркивается в Концепции внешней политики России, «человечество переживает эпоху революционных перемен. Продолжается формирование более справедливого, многополярного мира. Необратимо уходит в прошлое неравновесная модель мирового развития, которая столетиями обеспечивала опережающий экономический рост колониальных держав за счет присваивания ресурсов зависимых территорий и государств в Азии, Африки и Западного полушария. Укрепляется суверенитет и увеличиваются конкурентные возможности незападных мировых держав и региональных стран-лидеров. Культурно-цивилизационное разнообразие и другие объективные факторы ускоряют процессы перераспределения потенциала развития в пользу новых центров экономического роста и геополитического влияния, способствуют демократизации международных отношений [1].

Подводя итог вышесказанному, следует констатировать, что однополярный мир по определению невозможен по причине того, что человечество никогда не согласится с разделением мирового сообщества на господствующий центр и подчиненную ему периферию, то есть на создание всемирной колониальной империи Запада. Следовательно, в реальности остается только признание императива многополярного мироустройства, где взаимоотношения между народами и государствами строятся не по принципу центр-периферия, а по принципу взаимодействия различных центров силы, где нет отношений зависимости и подчинения между государствами, а существуют равенство и справедливость между всеми государствами мирового сообщества.

Источники

1.Концепция внешней политики Российской Федерации. – М., 2023.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
04.03.25

Под видом защиты прав и свобод личности (на самом деле прав и свобод олигархов) пытаются строить гражданское общество не в интересах широкой общественности, а по западным указкам, то есть по указкам западной бюрократии и олигархии. Такая антинациональная по отношению к нашим государствам позиция отстаивания прав и свобод личности предопределяет то, что строительство гражданского общества в Беларуси и России сведется к западному диктату и специфической форме эксплуатации наших народов со стороны западных государств и корпораций.

28.02.25

Сейчас под видом «защиты и укрепления белорусского суверенитета» активизировались противники российско-белорусской интеграции, прикрываясь «радением о Беларуси». Именно из их рядов раздаются многие сомнительные инициативы, скорее уместные в рядах бело-красно-белых толп 2020 года. Если не будем обращать на это должного внимания, то в попытках построить всё «по своему, не так как в России» даже не заметим, как заблудимся в трёх соснах непонятных идеологических концепций хуторского мышления, что неминуемо приведёт к повторению 2020 года!

27.02.25

Георгиевская/гвардейская лента знаменует собой воинскую доблесть, Великую Победу над гитлеровскими рейхом и является символом свободы и борьбы с нацизмом. И совсем не случайно, когда в Киеве в 2014 году власть в результате государственного переворота захватила нацистско-бандеровская хунта, символом антифашистского восстания в Крыму и на Донбассе стала георгиевская лента. Георгиевские ленты широко используются и бойцами Российской армии в ходе Специальной военной операции как символ продолжения святого дела воинов Красной Армии по освобождению нашей восточнославянском сестры Украины от бандеровского-нацистского ига.

27.02.25

Русский язык, согласно Конституции РФ (статья 68), является государственным языком на всей территории Российской Федерации. Русский язык является государственным (наравне с белорусским) и в Республике Беларусь (статья 17 Конституции РБ). Причём в Белоруссии русский из двух государственных является основным языком употребления. Согласно переписи населения 2019 года, почти половина населения Белоруссии назвала в качестве родного русский язык, в обиходе по-русски (согласно переписи) говорит порядка 80 процентов жителей.

20.02.25

Никакой дополнительной белорусизации, а тем более «позитивной дискриминации» не нужно, потому что эти два наших родных языка всегда идут рядом. И в школе программа обучения позволяет полностью овладеть белорусским языком и культурой – у меня была прекрасная учительница, и школьных навыков мне с избытком хватило для использования белорусского языка в жизни. Так они и должны идти – вместе, рука об руку, так и следует поступать, когда русское и белорусское слово рядом, а никак не пытаться противопоставлять белорусский язык русскому, усугубляя ситуацию сочинением и внедрением какой-то абракадабры на поспешно сконструированной и непонятной белорусам «латинице».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru