Развитие современного мира предполагает наличие принципиально новых отношений между государствами и народами. Сегодня очевидно, что западная модель, которая так упорно преподносилась поверхностно мыслящими экспертами и политиками в качестве универсальной, канула в Лету. И это вполне закономерно. Нельзя же все время обманывать, лицемерить, бесстыдствовать, извращаться, своекорыстные олигархические интересы выдавать за общечеловеческие. Раньше или позже все-таки должен был наступить момент истины, когда для всего человечества стало ясно: западная социально-экономическая и политическая система, как андерсеновский король, оказалась голой, то есть не содержащей в себе ни демократии, ни свободы, ни справедливости, ни ума.
Красноречивое тому подтверждение – инсинуации в отношении России западных политиков и западных политологов. Чего только нет в их словах: и аннексия Крыма, и вмешательство России в выборы в других государствах, и российские хакерские атаки, и использование Россией информации в качестве оружия, и российские попытки посеять разногласия на Западе, но нет только одного – правды. Поэтому западные политики, в соответствии с логикой андерсеновских обманщиков, требует от России признать их лживую болтовню правдой и выбрать другой путь развития. Какой? Такой, который устраивает западных обманщиков: признать ложь правдой.
Поэтому не случайно современный мир обращает свои взоры на Китай как реальную альтернативу человеческому развитию в противоположность западному обману и фарисейству. И дело здесь не только в том, что Китай является ведущей экономикой мира. Проблема обстоит гораздо глубже. Китай предлагает человечеству новую систему ценностей. Эта новая система ценностей основывается на принципах, которые свойственны человеческой природе, а именно: открытость, доброта, равенство, справедливость, счастье. Именно такая ценностная парадигма позволяет создать новый тип международных отношений, основанный на общей заинтересованности всех стран и народов. Речь идет не просто о взаимовыгодном экономическом сотрудничестве между государствами, а о новой концепции и новой модели развития, ориентированной на весь человеческий мир.
Историческое проклятие Запада
Западное мышление всегда подходило к прогрессу в контексте противостояния западной цивилизации с другими народами и странами. Взять хотя бы бесчеловечную колониальную политику Запада, оправдывавшая грабеж незападных народов под ханжеским предлогом приобщения их к своей цивилизации. Не прогресс вообще, как любят утверждать западные идеологи, а западный прогресс потому и не состоялся, что он основывался на такой логике и практической политике, которая разрывала человеческое сообщество на враждующие образования, принципом сожительства которых была непрерывная война всех против всех. Обусловлена такая философия и поведение ложной трактовкой греховности человеческой природы. В самом деле, если человек по своей природе греховен, зол, агрессивен, то люди будут всегда находиться в состоянии вражды друг с другом, и здесь открывается большое поприще для появления всевозможных расистских, ксенофобских, европоцентристских концепций, что Запад в соответствии со своим религиозным ханжеством с удовольствием навязывал и навязывает другим народам. Образно говоря, Запад пытается в глазах всего человечества выставить себя этаким космическим Богом и навязать собственные греховные помыслы и действия другим народам, которые по причине приписываемой им природной греховности, должны Западу безропотно повиноваться и постоянно каяться, чтобы заслужить его милость и прощение. Кстати, от этой греховной трактовки природы человека вытекает и ловушка древнегреческого историка Фукидида, утверждавшего о вечности войн между народами, а также инквизиции и индульгенции католической религии. Отсюда западные ультиматумы, санкции, интервенции против неугодных стран и правительств, неприличные претензии выставить свой образ жизни в качестве обязательного для всего человечества, ритуальная фразеология о демократическом, свободном и открытом западном обществе, жрецы которого сами сознают, что говорят не о живом создании, а о покойнике. Как остроумно заметил Бернард Шоу, cтатуя Свободы в США находится на том месте, где эта свобода похоронена. В этом и заключается историческое проклятие Запада, который свою греховную, мертвящую сущность хочет сделать сущностью всего человечества.
Развитие мира через общий интерес
В чем принципиальное отличие китайского подхода к современному развитию от западной геополитики? В том, что Китай мыслит прогресс как общее дело всех стран мирового сообщества. Логика здесь такова: существует Китай и другие такие же страны, которые одинаково стремятся к справедливости и счастью, – вот единственно человеческое выражение принципа общего дела, а следовательно, и принципа прогресса. Китай и другие такие же по природе страны, – что это такое, в самом деле, как не чувство симпатии, ведущее к объединению стран одного и того же человеческого сообщества. Как все люди по своей природе одинаковы (все люди одинаково выражают радость и горе, все люди одинаково хотят быть счастливыми, и никто не хочет быть несчастным), так и все народы по своей природе одинаковы. Что это, как не разумный, хорошо понятый общий интерес, который учит нас тому, что подлинные интересы одних народов не противоречат интересам других народов. Отсюда следует, что когда государство не противопоставляет свой интерес интересам другого государства, то каждое из них словно забывает о своих собственных выгодах, перестает мыслить в логике игры с нулевой суммой, чтобы выработать сознание общего дела, общего интереса для всех государств, что и является условием достижения реальной выгоды и настоящего счастья. Китайский лидер Си Цзиньпин в своем выступлении на Форуме международного сотрудничества на высшем уровне «Один пояс и один путь» 14-15 мая 2017 года акцентировал: «Мы должны сформировать международные отношения нового типа, центром которых станет сотрудничество и взаимный выигрыш. Мы должны создавать партнерство на основе диалога, а не конфронтации, создавать союз единомышленников, а не альянс» [1, c. 20]. Историческое проклятие западных государств, в том числе и США, в том и состоит, что, навязывая собственный греховный интерес другим государствам в качестве их собственного интереса, они тем самым культивируют чувство вражды, ведущее к разъединению стран и постоянной войне внутри одного и того же по своей природе человеческого сообщества.
Китай же инициирует новую парадигму прогресса человечества – развитие мира через мир. Председатель КНР Си Цзиньпин, выступая на форуме-диалоге 30 ноября 2017 года в Пекине между Компартией Китая с различными политическими партиями мира, подчеркнул, «что безопасность одной страны невозможно обеспечить за счет других. Необходимо создавать архитектуру безопасности, которая будет характеризоваться равенством, справедливостью, совместным строительством. Предстоит создавать мир без бедности, мир процветания» [2, c. 2]. Само собой разумеется, что только на основе мира как общего дела всего мирового сообщества можно объединить все страны и народы. И понятно, что только на основе такой концепции развития человечества и возможна реализация самого мирового прогресса, а следовательно, и построения Сообщества единой судьбы человечества. Сообщество единой судьбы человечества объективно должно исходить из того фундаментального принципа, что как отдельный человек, так и человеческое сообщество в целом по своей природе праведны, добры, а не греховны, злы, что все люди, а следовательно, и все народы одинаково стремятся к справедливости, равенству и счастью. Отсюда у всех нас одна судьба, а значит, мировая цивилизация вступает в период своего безопасного, мирного и счастливого развития. Тем самым снимается историческое проклятие Запада, когда счастье незначительной части человечества основывалось на несчастье большинства человеческого сообщества. Тем самым государства избегают ловушки Фукидида и достигают общего выигрыша [3, c. 34]. Как отметил видный политик Китая Ван И, Си Цзиньпин «предложил всему миру китайский проект по противодействию глобальным вызовам, с которыми сталкивается человеческое общество, при этом превратил сгенерированные китайской стороной концепции в международный консенсус» [4, c. 21].
Чтобы сохранить несправедливость международных отношений, которая зиждится на неоколониалистской политике бесплатного присвоения западными корпорациями природных и трудовых ресурсов незападного мира, США и Евросоюз стремятся противодействовать строительству Сообщества единой судьбы человечества путем культивирования всяческого недоверия к политике Китая и России. Ведь как российские, так и китайские эксперты прекрасно понимают, что союз Китая и России способен не только парализовать все враждебные акции в отношении их стран, но и является главным условием реализации величественного проекта современности – построения Сообщества единой судьбы человечества. «Необходимость “спина к спине” реагировать на все вызовы извне и “рука об руку” идти к развитию сотрудничества» между Китаем и Россией. «Таким образом, можно с уверенностью говорить, о том, что тренд сотрудничества и взаимной выгоды между Россией и Китаем по-прежнему един» [5, c. 21].
В ряду этой экзистенциальной войны, развязанной Западом против Китая и России, используются следующие аргументы.
Китай скрытен, утверждают западные идеологи, а поэтому ему нельзя доверять. На чем основана эта аргументация? На том, что вся западная система построена на коммерческой и банковской тайне. Поэтому западные критики Китая сами того не осознавая, переносят свои представления с западного на китайское общество.
Китай, продолжают западные политологи, демографически огромен, следовательно, китайцы заполонят западные страны и наступит конец западному образу жизни, западному благоденствию. Что на это можно сказать?
В свое время Англия и Франция развязывали против Китая опиумные войны, травили китайцев наркотиками, грабили китайские ценности и это называли европейской цивилизацией, свободой торговли и европейской демократией. Китайцы же в западных странах, в отличие от европейцев в Китае, никого не грабят, никому не навязывают своих ценностей, а устраивают производства, организуют торговые предприятия, участвуют в инвестиционном сотрудничестве, тем самым решая проблему удовлетворения потребностей западных граждан. Разве не очевидно, что это не угроза, а благо как для китайцев, так и для европейцев. Как справедливо заметил китайский исследователь в области торговли Мэй Синьюй, «нет ничего, что бы с еще большей очевидностью показывало разницу по духу между современным Китаем и западными странами. Китай уверен в себе, страна все шире открывает двери для иностранных бизнесменов и инвестиций. В то время как западные страны, наоборот, предпринимают ужесточение политики в отношении иностранных бизнесменов и инвестиций, так необходимых для их социально-экономического развития» [6, c. 4].
Китай недемократичен, а поэтому, заявляют западные эксперты, европейская демократия находится под угрозой. Здесь вся проблема в том, что необходимо понимать под демократией. Западные идеологи под демократией понимают власть денег. Кто имеет деньги – тот и демократ. У кого больше акций, тот еще больший демократ. Почему в западных трактатах США изображаются витриной демократии? Потому, что доллар США – это мировая валюта, следовательно, заключают западные политологи, США – это мировая демократия. Разумеется, это не демократия, а олигархия. В Китае же под демократией понимают интересы народа. И это абсолютно правильная трактовка подлинной демократии. В этом плане Китай сегодня является наиболее демократической страной в современном мире.
Как отмечают китайские политологи, их идеологическая доктрина «социализм с китайской спецификой», свою идеологию китайцы не навязывают в мировом масштабе «мечом и крестом», как это делал и делает Запад и, особенно, США со своими так называемыми «толерантностью», «плюрализмом», «общечеловеческими ценностями». Китайцы не собираются копировать американскую гегемонию. Они хотят «для себя новой роли в мире с китайской спецификой» [7, c. 35].
Против России западные идеологи выдвигают такой аргумент. Дескать, Россия не уважает международное право, нарушает международный порядок, не признает территориальной целостности других государств, намекая на воссоединение Крыма со своей исторической родиной и проведение Специальной военной операции на Украине. Понятно негодование Запада по поводу крымского референдума, но все это не имеет никакого отношения к нарушению международного права и принципа территориальной целостности государств. Наоборот, реализовав свое демократическое право на воссоединение Крыма с Россией, крымчане тем самым восстановили и принцип территориальной целостности своей страны, ибо исторически, цивилизационно, культурно, ментально Крым всегда считался неотъемлемой частью российской территории. Необходимо понимать, что во времена СССР Крым находился только во владении Украины, но не в ее собственности, поскольку с точки зрения международного права, он принадлежал не Украине, а СССР. Приняв участие в разрушении СССР, украинская элита сама отказалась от принципа территориальной целостности и тем самым потеряла право на владение Крымом, что и было юридически зафиксировано на крымском референдуме о воссоединении Крыма с Россией. Кстати, киевский националистический режим отказался и от такого важного принципа Устава ООН, как признание национального равноправия (в частности, языкового равноправия), что привело к проведению референдумов в Донбассе и на юге-востоке Украины и воссоединению этих территорий с Россией.
Вот почему все аргументы западной дипломатии, направленные против Китая и России теоретически несостоятельны, исторически некорректны и политически лживы.
Таким образом, китайскую инициативу строительства Сообщества единой судьбы человечества следует рассматривать как цивилизационный проект создания новой системы международных отношений открытого типа. Фактически речь идет о выработке общего интереса для всего мирового сообщества. Если Запад к проблеме мирового развития подходит через призму блокового мышления и постоянной конфронтации с незападными государствами, то принципом мира по-китайски является идеал Сообщества единой судьбы человечества, которое основано на совместном развитии и прочном мире. [8, c. 7]. Если Запад рассматривает развитие мира через войну, то Китай исходит из того, что создание счастливого человеческого мира может осуществляться только через общий интерес всего человечества.
Источники
1. Си Цзиньпин. Совместно продвигать строительство «одного пояса и одного пути / Си Цзиньпин // Китай. – 2017. - № 6. – С. 18-23.
2. Делегация КПБ приняла участие в международном форуме партий в Пекине // Коммунист Беларуси. 15.12.2017. – C. 1-2.
3. Хань Цинсян. Формирование сообщества единой судьбы человечества / Хань Цинсян // - Китай. – 2017. - № 11. – С. 34-35.
4. Ван И. Внешняя политика Китая вступает в новую эпоху / Ван И // Китай. – 2018. - № 1. – C. 20-23.
5. Станченко, Лидия. Глобализация, но не та… / Лидия Станченко // - Китай. – 2017. - № 5. – С. 21.
6. Мэй Синьюй. Двери Китая будут распахиваться все шире / Мэй Синьюй // Китай. – 2017. - № 11. – С 4.
7. Тавровский, Юрий. Глобализм с китайской спецификой / Юрий Тавровский // - Китай. – 2017. - № 10. – C. 34-35.
8. Тавровский, Юрий. Китай предлагает человечеству путь созидания и мира – создание сообщества единой судьбы человечества / Юрий Тавровский // - Китай. – 2018. - № 1. – C. 7.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.