САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Лев Криштапович, доктор философских наук. Рабиндранат Тагор о мировом значении Русской революции (К 95-летию опубликования «Писем о России»)

Лев Криштапович, доктор философских наук. Рабиндранат Тагор о мировом значении Русской революции (К 95-летию опубликования «Писем о России»)

« Назад

Лев Криштапович, доктор философских наук. Рабиндранат Тагор о мировом значении Русской революции (К 95-летию опубликования «Писем о России») 14.02.2025 16:41

Один из великих гениев человечества, первый представитель народов незападного мира, ставший лауреатом Нобелевской премии мира по литературе, индиец Рабиндранат Тагор в сентябре 1930 года посетил Россию и написал ряд философско-исторических очерков о стране Советов, в которых раскрыл историческое значение Русской революции как для российского народа, так и для всего человечества. Мысли великого индийца не только не потеряли своей актуальности для современной России, но и приобретают фундаментальный характер для всего современного мира в плане понимания того, какой должна быть счастливая жизнь человека, ничего общего не имеющая с поклонением идолу мамоны.

Постигая смысл сказанного Рабиндранатом Тагором о России в 1930 году, еще раз убеждаешься в том, насколько квазиреформаторы-ельцинисты сбили Россию с дороги исторического прогресса и бросили страну в пучину антигуманной системы ценностей буржуазного мира. Заметьте: Рабиндранат Тагор посетил Россию в 1930 году, всего спустя десятилетие после окончания Гражданской войны, когда наша страна еще находилась в тяжелейшем положении (всеобщая нужда, голод, разрушенная экономика, вызванные антинациональной политикой свергнутых классов и сословий и иностранной интервенцией), когда даже западные интеллектуалы не только констатировали, что Россия находится во мгле, но и пророчествовали, что нашей стране никогда не выбраться из этой мглы, Рабиндранат Тагор в этой, казалось бы, беспросветной ситуации прозорливо увидел рождение совершенно новой цивилизации, цивилизации добра и справедливости в противоположность всем предшествующим цивилизациям, в том числе и западной, как цивилизациям зла и несправедливости.

 

1.Они стали людьми 

Вслушаемся в проникновенные мысли Рабиндраната Тагора о рождении нового мира – Советской России. «В России нет контрастов, поэтому вместе с роскошью ушло и безобразие нищеты – осталась только нужда. Улицы Москвы многолюдны, однако щеголей нет, а это значит, что праздность исчезла бесследно. Все живут своим трудом.

Кичливость богатством занесена к нам с Запада. Поэтому у нас (Индии) до сих пор богатство ставится выше всего – происхождения, воспитания, ума и образования. Но что может быть постыднее преклонения перед богатством? Надо остерегаться, чтобы эта мерзость не проникла в плоть и кровь.

В России мне больше всего понравилось полное отсутствие мерзкой кичливости богатством. Этого оказалось достаточно, чтобы в народе пробудилось чувство человеческого достоинства.

Десятилетие бросает вызов тысячелетиям – и уверено в победе. Экономически они еще очень слабы, но их духовная мощь несоизмерима.

За эти годы (десятилетие) они стали людьми». 

Как это созвучно учению Христа, который обличая иудейских священников в мерзкой кичливости богатством, наставлял своих учеников: «Не собирайте себе сокровищ на земле… Но собирайте себе сокровища на небе… Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше… Никто не может служить двум господам: ибо или одного ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне».

 

2.Атеизм лучше религиозного фанатизма

И дальше Рабиндранат Тагор раскрывает титаническую работу Советов по умственному и культурному развитию народов СССР: «Душа радуется, когда видишь, как воды просвещения хлынули в пересохшее русло. Везде бьет ключом инициатива и творчество. Повсюду кипит полнокровная жизнь. Вся их энергия сосредоточена в трех областях: просвещение, сельское хозяйство, промышленность.

Они не боятся нового ни в чем – ни в общественных отношениях, ни в политике, ни в искусстве.

Русская революция с корнем вырвала сорняки прежней религии и государства, которые веками глушили разум народа и высасывали из него все жизненные соки. Религия несет с собой невежество и убивает свободу духа.

Советы спасли страну от унижений царизма и самоунижения духовного рабства. И сколько бы их не осуждали священники разных стран, я не могу их осуждать. Атеизм куда лучше религиозного фанатизма».

Добавлю от себя: атеизм куда лучше и религиозного фарисейства.

В самом деле: Все религиозные цивилизации являются фарисейскими цивилизациями, а следовательно, антигуманными цивилизациями, поскольку они поклоняются не богу, а мамоне, противоречат природе человека, которой не свойственны несправедливость, зло, лицемерие. Даже если религиозные цивилизации продекларировали светский характер своего государственного устройства, тем не менее они продолжают оставаться фарисейскими, поскольку неисповедимость путей господних всего лишь заменяется неодолимой силой «невидимой руки рынка». Все религиозные цивилизации искажают, извращают природу человека, поскольку исходят из признания человека греховным существом, носителем первородного зла. А раз человек грешник – значит он несчастный. Грешникам же уготован ад, а не рай, то есть несчастье, а не счастье.

А какова природа человека? Природа человека вытекает из смысложизненной установки человека. Человек хочет быть счастливым – это его жизненное кредо. Все люди хотят быть счастливыми. Нет людей, которые хотели бы быть несчастными. Из этой жизненной аксиомы вытекает следующее положение: человек по своей природе доброе, гуманное существо. Если бы человек по своей природе был недобрым существом, то он изначально был бы несчастным существом, что противоречило бы его жизненной аксиоме – быть счастливым. Ведь никто не согласиться с утверждением, что злой, несправедливый, недобрый человек может быть счастливым человеком. 

Советская цивилизация, как нерелигиозная цивилизация, как раз и основывалась на признании природы человека как доброго, гуманного, справедливого существа. Что и было закреплено Советами в Моральном кодексе строителя коммунизма: «Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку – друг, товарищ и брат».

 

3.Запад оскверняет даже небо 


Актуальны и фундаментальны мысли Рабиндраната Тагора о всемирном значении Русской революции. Слушайте: «Призыв русской революции тоже обращен ко всему человечеству. Сейчас в мире есть лишь один народ, который заботится не только о своих собственных интересах, но и о судьбе всего мира. Среди народов мира Россия стоит теперь с высоко поднятой головою: разум ее независим и руки свободны. …Здесь существуют все свободы, кроме свободы противодействия властям. 

Затем Рабиндранат Тагор обнажает варварскую сущность буржуазной европейской цивилизации: «Как беспощадно разгромили европейские империалисты Летний дворец в Пекине! Как безжалостно они грабили и уничтожали бесценные произведения древнего искусства! Никогда больше мир не создаст таких сокровищ. Ибо для них (европейских империалистов) прибыль равнозначна силе. …

Преступления сильных мира сего (европейских империалистов) переходят все границы: раньше они позорили землю, а теперь оскверняют даже небо». 

А вот как Рабиндранат Тагор характеризует Советскую Россию: «Они Советы) поняли, что одной сытости достаточно только животным, но не людям, и признали, что настоящему человеку искусство важнее, чем физическая сила». 

Абсолютно прав талантливый российский писатель Захар Прилепин, который, характеризуя политическую деятельность Ленина, подчеркнул, что «Ленин обрушил, в сущности, мировой империализм». 

В частности, Китай инициирует новую парадигму прогресса человечества - создание Сообщества единой судьбы человечества. Сообщество единой судьбы человечества объективно исходит из того фундаментального принципа, что как отдельный человек, так и человеческое сообщество в целом по своей природе праведны, добры, а не греховны, злы, что все люди, а следовательно, и все народы одинаково стремятся к справедливости, равенству и счастью. Отсюда у всех нас одна судьба, а значит, мировая цивилизация вступает в период своего безопасного, мирного и счастливого развития. Тем самым снимается историческое проклятие Запада, когда счастье незначительной части человечества основывалось на несчастье большинства человеческого сообщества. Тем самым государства избегают ловушки Фукидида и достигают общего выигрыша. Как отметил видный китайский политик Ван И, китайский лидер Си Цзиньпин «предложил всему миру китайский проект по противодействию глобальным вызовам, с которыми сталкивается человеческое общество, при этом превратил сгенерированные китайской стороной концепции в международный консенсус».

Всемирное значение Русской революции в том и состоит, что сегодня не только Россия, но Китай, страны Африканского союза, страны Латинской Америки, Индия, страны Юго-Восточной Азии, то есть подавляющее большинство народов современного мира, высоко подняли голову и ведут борьбу с западными империалистами в интересах всего человечества.

Источники

1.Тагор Рабиндранат. Письма о России. Избранное. – М., 1987.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
13.03.25

Слаженность государственной работы во многом зависит от ее идеологического смысла. Деятельность работников государственных органов должна быть привязана к определенной идеологической парадигме. Речь не идет о том, чтобы подвести всех под единый идеологический знаменатель, речь идет о том, что государственные служащие обязаны быть не только номенклатурным олицетворением государственной политики, но и идеологическими представителями государства. Стратегический курс государства должен постоянно получать идеологическую подпитку, чтобы граждане обрели чувство солидарной ответственности за проводимую в стране государственную политику.

13.03.25

В Республике Беларусь два государственных языка – белорусский и русский. Причём, в 17-й статье Конституции РБ очерёдность расположения языков определяется алфавитом, а не каким-то верховенством одного языка над другим. Однако некоторые высокопоставленные депутаты и партийные функционеры этого понимать не желают и всячески пытаются низвести русский язык в разряд чуждых для белорусов и некой второсортности. При этом белорусскому обществу в качестве кумиров пытаются навязать таких ненавистников всего русского, как польские шляхтичи, посредственный литератор Франциск-Бенедикт Богушевич и псевдоакадемик (имел четыре класса образования) Вацлав Ластовский.

07.03.25

Куда бы ни забросила нелёгкая военная судьба наших людей, они часто оказывались в самой гуще борьбы с врагом, не теряли веры в Победу нашей Родины. Факты и детали участия белорусов в рядах европейского Движения Сопротивления ещё будут уточнены. Но главное в другом – наши белорусы вместе с русскими, украинцами и другими народами Советского Союза, оказавшись вдали от родных мест, не покорились врагу и как могли, приближали крах Гитлера. Могилы наших земляков, часто даже без указания настоящих имён и фамилий, разбросаны по всей Европе и зримо напоминают про время героев, отдавших свои жизни за то, чтобы жили мы с вами.

04.03.25

Под видом защиты прав и свобод личности (на самом деле прав и свобод олигархов) пытаются строить гражданское общество не в интересах широкой общественности, а по западным указкам, то есть по указкам западной бюрократии и олигархии. Такая антинациональная по отношению к нашим государствам позиция отстаивания прав и свобод личности предопределяет то, что строительство гражданского общества в Беларуси и России сведется к западному диктату и специфической форме эксплуатации наших народов со стороны западных государств и корпораций.

28.02.25

Сейчас под видом «защиты и укрепления белорусского суверенитета» активизировались противники российско-белорусской интеграции, прикрываясь «радением о Беларуси». Именно из их рядов раздаются многие сомнительные инициативы, скорее уместные в рядах бело-красно-белых толп 2020 года. Если не будем обращать на это должного внимания, то в попытках построить всё «по своему, не так как в России» даже не заметим, как заблудимся в трёх соснах непонятных идеологических концепций хуторского мышления, что неминуемо приведёт к повторению 2020 года!

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru