САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Лев Криштапович, доктор философских наук: Россия – это наше всё (К XV Ассамблеи Русского мира).

Лев Криштапович, доктор философских наук: Россия – это наше всё (К XV Ассамблеи Русского мира).

« Назад

Лев Криштапович, доктор философских наук: Россия – это наше всё (К XV Ассамблеи Русского мира). 10.10.2023 00:00

Историческая победа на Куликовом поле в 1380 году была результатам возникновения обще,русского национального самосознания. В среде русского народа в это время шел интенсивный процесс осмысления современных событий в их связи с историческим прошлым Руси. Выдающаяся художественная поэма «Задонщина», посвященная исторической победе над ордами Мамая в 1380 году и другие произведения непосредственно опираются на богатый материал народных былин и сказаний. Характерно, что в «Задонщине» нашло яркое отражение признание организующей роли Москвы в борьбе с татаро-монгольским игом. Тесно связанная по своему идейному содержанию и художественной форме с замечательным памятником конца XII века – «Словом о полку Игореве» - «Задонщина» подчеркивает преемственность борьбы Руси против вторжений кочевников. Повесть о разорении Москвы Тохтамышем в 1382 году раскрывает героизм русского народа в защите Русской земли и ее столицы от нападений захватчиков. Даже церковная агиографическая литература испытала сильное влияние народного творчества. Житие Дмитрия Донского, написанное в церковной манере, рисует яркий образ мужественного полководца, выступившего на битву с врагами Русской земли. Вот почему Куликовская битва считается поворотным пунктом в истории общерусского народа. Дмитрий Донской на Куликовом поле защищал не только свое Московское княжество, но и все другие русские княжества, не только свою московскую землю, но и всю Русскую землю, в том числе Западную и Южную Русь. На Куликовом поле родилось Русское государство. Ровно через сто лет, в 1480 году, великий князь московский Иван III разрывает в присутствии послов татарского хана его грамоту. Этим актом ордынское иго или внешнее управление на русских землях официально объявлено прекращенным.

Глубокий патриотизм русского народа, его национальное самосознание получили свое отражение в русских литературных произведениях. Тема Русской земли, ее единства, борьбы за ее освобождение в неразрывной связи современности с прошлым историческим развитием становится центральной в русской литературе и противостоит удельным тенденциям, которые проводились в литературных памятниках, отражавших интересы сепаратистски настроенных князей и феодалов.

С развитием общерусского самосознания непосредственно связан подъем летописания в XIV-XV веках. В период удельщины летописное дело концентрировалось в политических центрах отдельных земель и княжеств и отражало интересы по преимуществу феодальной верхушки этих земель. В летописании ряда удельных центров (новгородского, тверского, ростовского, рязанского и др.) проявлялся особенный интерес к местной истории. Однако и в этих летописях заметны общерусские мотивы. Летописцы внимательно следили за политическими событиями в других русских землях и отражали их в своих сводах, подвергая при этом часто тенденциозному политическому освещению, отвечающему интересам местных феодалов и удельных князей.

По мере успехов в деле объединения Руси идея единства Русской земли начинает занимать центральное место в московском летописании. Преемственность исторического развития древней Руси и русских земель XIV-XV веков подчеркивалась тем, что летописные своды включали в свой состав текст «Повести временных лет», рассматривая современные события как продолжение единого процесса развития Русской земли. Не дошедший до нас московский летописный свод 1392 года («Летописец великий Русский») обосновывал непрерывность княжения московских князей и их исторические права на главенствующее положение на Руси. Идею единства русских земель и руководящей роли Москвы в борьбе с татаро-монгольским игом развивают дальнейшие московские своды XV века. В 1441 году появился первый русский Хронограф, в котором с особенным вниманием были собраны сведения о славянских землях и подчеркивались связи Руси с южными и западными славянами.

Формирование русского самосознания было одновременно и процессом складывания системы ценностей русского народа. Идеал высшей правды, справедливости, подвижничества становился смыслом жизни русского народа. «Собственно, по-русски «жить по справедливости» означает «жить по правде» или «жить по совести» [1, c. 218]. Отсюда особый национальный идеал – Святая Русь. Важно отметить, что «XIV-XV века – это, как давно уяснено, время расцвета святости; именно в эту пору родился образ и понятие «Святая Русь» [2, c. 453]. Поиск и нахождение смысла жизни человека – жить по правде, по справедливости, по совести – приводили к восстановлению идеала Святой Руси и выводили тем самым русский народ на великую историческую миссию – быть олицетворением мира и справедливости для всего человечества.

В период удельной Руси русские земли вместо единства и мира поделились на уделы и мелкие княжества, постоянно воевали между собой из-за корысти, власти, имущества, гордыни, убивали друг друга. Несовместимость совестливой жизни с таким поведением подчеркнута историей первых русских святых и покровителей русской государственности Бориса и Глеба, погибших в братоубийственных столкновениях. Отсутствие единства привело к страшному греху стяжательства (мамонизму), несправедливости, обнажило всю неправду удельного периода. И выход из тяжелой ситуации – освобождение и восстановление Руси – обозначился через нахождение смысла жизни, идеала Святой Руси, что привело к объединению русского народа.

Российское государство на протяжении XVI-XVII веков превратилось в крупную и устойчивую политическую силу – государство-цивилизацию. Все это обусловило ориентацию ряда сопредельных стран и народов на Российское государство-цивилизацию. Именно оно было наиболее реальной силой, способной оказать поддержку в борьбе против иноземной агрессии, которая грозила гибелью не только материальным и духовным ценностям, но и самому существованию того или иного народа. Так происходило единение народов в ходе борьбы с внешними врагами, а также в процессе экономического и культурного развития, когда зарождалось многонациональное содружество народных масс в борьбе за социальную справедливость, имевшее огромное значение для исторических судеб всех народов. Чем больше развивался многонациональный характер Российского государства-цивилизации, тем больше крепло это этническое и социальное содружество народов, вошедших позднее в спасительный для них Русский мир. 

Идея единства Русской земли и единства русского народа характерна была и для населения Белой Руси. Термин «Белая Русь», употреблявшийся с XIV века, применялся к территории не только Белоруссии, но и Великороссии, подтверждая тем самым этническое единство этих двух частей единой русского народа.

Формирование белорусской народности как составной части общерусского народа было ускорено борьбой против феодально-католической агрессии с Запада, в ходе которой западнорусские белорусцы (так назывались белорусы в XVI-XVII веках) все более укрепляли свое единство с русским (великорусским) народом. Эта борьба нашла свое яркое выражение в белорусском фольклоре и полемической литературе XVI-XVII веков. Во многих песнях отразилась ненависть белорусцев к польской шляхте и польским иезуитам и борьба белорусцев за свое национальное освобождение. «Летопись Авраамки», написанная на западнорусских землях в конце XV века, проводит идею единства русских земель, подчеркивает стремление населения не только русских, но и белорусцев, находящихся под властью Великого княжества Литовского, к объединению с Русским государством. Дальнейшее историческое развитие шло в направлении все большего укрепления связей между русским и белорусским народами, освобождения белорусов от польско-шляхетского ига и совместной жизни русских и белорусов в Русском государстве. 

В то же время Русское государство формировалось как многонациональное государство, в котором русский народ играл прогрессивную роль в развитии других народов России на основе принципа справедливости. Справедливость как принципиальный исходный лейтмотив жизни был в России понят и освоен народной жизнью давно. «Был найден детски простой секрет сожительства полутораста народов и племен под единой государственной крышей, был найден – секрет социальной справедливости» [3, c. 123].

На основе принципа социальной справедливости произошло объединение различных народов, этнических, религиозных и языковых групп, что определило «особое положение России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира» [4]. 

Все русские задачи и замыслы актуальны и ныне. Они превратились в задачу и условие жизни не только России, не только народов постсоветского пространства, но и всего человечества – и евангельское «не можете служить и Богу и мамоне», и советское «мир во всем мире, и дружба народов», и социалистическое «ликвидация социальной несправедливости, и установление народовластия», и строительство многополярного мироустройства, и специальная военная операция (СВО) за освобождение Украины как неотъемлемой части русской земли от западных агрессоров (США и НАТО). В этом и следует видеть историческую миссию русского народа как условие развития своего государства-цивилизации и всего мира.

Таким образом, многовековой единый процесс развития Русской земли привел к складыванию самобытной Русской цивилизации со своими пространственными, временными и социально-нравственными качествами и закрепил на ментальном уровне историческую миссию русского народа в формировании многонационального Российского государства-цивилизации. Вот почему Россия – это наше все.


Источники

1.Бенедиктов, Николай. Русские святыни / Николай Бенедиктов. – М., 2003.
2.Кожинов, В.В. История Руси и русского слова. Современный взгляд / В.В. Кожинов. – М., 1997. 
3.Солоневич, И.Л. Народная монархия / И.Л. Солоневич. – М., 1991.
4.Концепция внешней политики Российской Федерации. – М., 2023.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

01.04.24

В настоящее время с полным основанием можно утверждать о в целом сложившемся общем информационном пространстве Союзного государства. В связи с этим встаёт вопрос о его правовом оформлении. Речь идёт о согласованном принятии в Российской Федерации и Республике Беларусь закона «Об общем информационном пространстве Союзного государства», в соответствии с которым российские СМИ в Республике Беларусь и соответственно белорусские СМИ в Российской Федерации должны перестать считаться иностранными. Кроме того, в условиях жёсткой агрессии Запада против Российской Федерации и Республики Беларусь необходимы неотложные меры по совместной защите информационного пространства Союзного государства, включая создание соответствующей уполномоченной структуры.

01.04.24

Внешняя трудовая миграция в Республику Беларусь составила в 2023 году порядка 11 тысяч человек. Основное количество въехавших в Республику Беларусь для работы составили граждане Российской Федерации, Китая, Украины и Туркмении. Большинство трудящихся-иммигрантов, въехавших в Республику Беларусь для работы на основании специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью, прибыло по рабочим специальностям.

26.03.24

21 марта 2024 года на специальном заседании Центральной избирательной комиссии России председатель ЦИК Элла Памфилова озвучила официальный результаты итогов голосования на выборах президента России, согласно которым победителем стал Владимир Путин — 87,28% голосов избирателей (за него отдали свой голос 76 277 708 избирателей), далее расположились Николай Харитонов — 4,31% (3 768 470), Владислав Даванков — 3,85% (3 362 484) и Леонид Слуцкий — 3,20% (2 797 629). Явка составила 77,49%. В выборах приняли участие 87 576 075 избирателей.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru