В чем причина гибели античной рабовладельческой цивилизации? В интеллектуальном плане эта причина кроется в доминировании софистического стиля мышления. Софистика разрушила Акрополь, и даже цикута не спасла его от софистов. Слово, разум, аргументация потеряли свою гносеологическое значение в поиске истины и превратились в некую парадоксальное, резонерствующее занятие, благодаря которому можно было как все оправдать, так и все отрицать. В результате – настроения скептицизма, отрицание справедливости, патриотизма, смешение добра со злом. Так, софист Феодор утверждал, что «кража, блуд, святотатство – все это при случае допустимо, ибо по природе в этом ничего мерзкого нет, нужно только не считаться с обычным мнением об этих поступках, которое установлено только ради обуздания неразумных» [1, c. 135].
В гуманистическом плане – причина гибели античной цивилизации заключается в разделении человечества на свободных и рабов, на эллинов и варваров. Только эллины являются свободными людьми, а варвары же (другие народы) по своей природе могут быть только рабами, утверждали античные идеологи. Отсюда рабовладельческая частная собственность, которая рассматривала раба не как угнетенного человека, а как только говорящее орудие. В античном законодательстве раб – это andrapodon, то есть только человеконогое существо, но не человек. Крупнейший мыслитель античности Аристотель на полном серьезе доказывал естественный, то есть вечный характер рабовладельческой частной собственности, то есть собственности на других людей. Но сама жизнь античного общества разоблачала естественный характер рабства для варваров. Пока античные полисы вращались в пределах узкой полисной ойкумены, могло возникать представление о правильности аристотелевской рабовладельческой концепции. Но когда античный мир пришел в тесное соприкосновение с огромным варварским миром и огромный поток рабов хлынул в античные рабовладельческие метрополии, и когда рабы становились воспитателями детей богатых античных рабовладельцев, а также управителями рабовладельческих хозяйств, тогда обнаружилась вся несостоятельность аристотелевского взгляда на естественность рабства для варваров, поскольку было очевидно, что рабы в своих умственных и нравственных отношениях нисколько не уступают, а даже превосходят своих рабовладельцев. Таким образом, сама история античного общества опровергла аристотелевскую философию о естественном и вечном характере разделения человечества на свободных и рабов.
В нравственном плане причина гибели античной цивилизации лежит в равнодушном отношении и даже согласии с гомосексуализмом и лесбийской любовью. «И любить мальчиков, - доказывал софист Феодор, - мудрец будет открыто и без всякой оглядки» [1, c. 135]. В итоге были разрушены социальные и нравственные устои в самой ячейке античного общества – семье.
Западное общество, как частнособственническое общество, оказалось в водовороте тех противоречий, которые погубили античную цивилизацию. И главное из этих противоречий – это буржуазная частная собственность, которую буржуазные идеологи, окрестили естественным правом человека. Если согласиться с естественным характером буржуазной частной собственности, тогда надо признать и справедливость доводов рабовладельцев и крепостников о «естественности» частной собственности на самих людей. Но последующая история опровергла идеологов рабовладения и крепостничества, точно так же современная история опровергает идеологов о «естественности» и «святости» буржуазной частной собственности.
«Что же такое собственность?», - спрашивает Лев Толстой. И отвечает: «Мы знаем, а если мы и не знаем, то легко увидать, что собственность есть только средство пользования трудом других. А труды других никак не могут быть моими собственными» [2, c. 400]. И здесь же Лев Толстой высказывает гениальную мысль о том, что «истинная собственность есть только своя голова, свои руки, свои ноги, и для того чтобы эксплуатировать действительно с пользою и радостью истинную собственность, надо откинуть ложное представление о собственности вне своего тела, на которое мы тратим лучшие силы своей жизни» [2, c. 403-404]. Отсюда вывод: буржуазная частная собственность противоестественна человеческой природе.
Буржуазная частная собственность не только противоестественна природе человека, но и по своему этимологическому смыслу, согласно определениям юриспруденции, указывал Прудон, есть право, существующее вне общества. Следовательно, буржуазная частная собственность – противообщественна.
Отсюда и все пороки западной буржуазной цивилизации: коррупция, насилие, терроризм, войны, зло, лицемерие, однополые браки, аморализм. Отсюда утрата смысла жизни и софистика. Отсюда мощнейшая информационная кампания по культивированию эгоистических инстинктов, олигархических интересов, всевозможных антигуманных новаций и низкопробных влечений. Что вынужден признать известный американский политолог Пол Кеннеди: «США являются главным производителем и распространителем массовой культуры, откровенно эксплуатирующей «первичные инстинкты» человека и разрушающей гуманистическую традицию. Страна преисполнена расовых и национальных антагонизмов, до поры до времени дремлющих под сенью экономического благополучия» [3, c. 10]. Как античные софисты разрушили умственный и духовный античный Акрополь, так буржуазные софисты и фарисеи разрушили свою же Декларацию прав и свобод человека и гражданина. Западное общество оказалось на руинах своей цивилизации, потеряв словесную концептуальность и смысл жизни, утратив всякую связь с ценностями человечества.
Отход от смысла истории, истины есть в то же время отход от человека. Повсеместное наступление буржуазной софистики под фарисейской трактовкой прав человека, подминающей под себя истинную природу человека как доброго, нравственного существа с его человеческими императивами (все люди хотят быть счастливыми, поскольку все они одинаковы по своей природе), ведет к тому, что одерживает верх холодный и равнодушный прагматизм и солипсизм. Феномен расчеловечения порожден именно буржуазной частной собственностью.
В чем несостоятельность западной модели жизнеустройства? В том, что нельзя перенести западные принципы мироустройства на все человечество, потому что последнее не может устроить свое благополучие за счет других народов, как это было характерно для западной цивилизации. Мировое сообщество как социально интегрированное человечество, как консолидированная универсальность, не может нажиться за счет другой части человечества, поскольку оно включает в себя все другие части человечества, объемлет собой все человечество. Поэтому в интересах развития всего человечества необходимо, построения сообщества единой судьбы человечества необходима трансформация западного образа жизни, западной модели экономики и политики. Как подчеркивается в докладах ООН о развитии человека, «Запад не обладает монополией на демократию или терпимость, и не существует четкого исторического водораздела между толерантным и демократическим Западом и деспотическим Востоком. Платон и Блаженный Августин были не менее авторитарны в своих суждениях, чем Конфуций или Каутилья» [4, c. 6]. Вот почему надо строить новую модель демократии, демократии не софистической и фарисейской, а демократии единой судьбы человечества, которая бы не разъединяла, а объединяла людей и народы, не консервировала бы западную модель жизнеустройства, а вела бы к установлению справедливых и нравственных отношений на пространстве всего мирового сообщества.
Источники
1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979.
2.Толстой, Л.Н. Так что же нам делать? // Собр. соч. – М., 1964. – Т. 16.
3.Кеннеди, Пол. Вступая в двадцать первый век. – М., 1997.
4.Доклад о развитии человека за 2004 год. – М., 2004.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.