САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Лев Криштапович, доктор философских наук. Западная буржуазная цивилизация: феномен расчеловечения

Лев Криштапович, доктор философских наук. Западная буржуазная цивилизация: феномен расчеловечения

« Назад

Лев Криштапович, доктор философских наук. Западная буржуазная цивилизация: феномен расчеловечения 17.05.2024 12:59

В чем причина гибели античной рабовладельческой цивилизации? В интеллектуальном плане эта причина кроется в доминировании софистического стиля мышления. Софистика разрушила Акрополь, и даже цикута не спасла его от софистов. Слово, разум, аргументация потеряли свою гносеологическое значение в поиске истины и превратились в некую парадоксальное, резонерствующее занятие, благодаря которому можно было как все оправдать, так и все отрицать. В результате – настроения скептицизма, отрицание справедливости, патриотизма, смешение добра со злом. Так, софист Феодор утверждал, что «кража, блуд, святотатство – все это при случае допустимо, ибо по природе в этом ничего мерзкого нет, нужно только не считаться с обычным мнением об этих поступках, которое установлено только ради обуздания неразумных» [1, c. 135].

В гуманистическом плане – причина гибели античной цивилизации заключается в разделении человечества на свободных и рабов, на эллинов и варваров. Только эллины являются свободными людьми, а варвары же (другие народы) по своей природе могут быть только рабами, утверждали античные идеологи. Отсюда рабовладельческая частная собственность, которая рассматривала раба не как угнетенного человека, а как только говорящее орудие. В античном законодательстве раб – это andrapodon, то есть только человеконогое существо, но не человек. Крупнейший мыслитель античности Аристотель на полном серьезе доказывал естественный, то есть вечный характер рабовладельческой частной собственности, то есть собственности на других людей. Но сама жизнь античного общества разоблачала естественный характер рабства для варваров. Пока античные полисы вращались в пределах узкой полисной ойкумены, могло возникать представление о правильности аристотелевской рабовладельческой концепции. Но когда античный мир пришел в тесное соприкосновение с огромным варварским миром и огромный поток рабов хлынул в античные рабовладельческие метрополии, и когда рабы становились воспитателями детей богатых античных рабовладельцев, а также управителями рабовладельческих хозяйств, тогда обнаружилась вся несостоятельность аристотелевского взгляда на естественность рабства для варваров, поскольку было очевидно, что рабы в своих умственных и нравственных отношениях нисколько не уступают, а даже превосходят своих рабовладельцев. Таким образом, сама история античного общества опровергла аристотелевскую философию о естественном и вечном характере разделения человечества на свободных и рабов.

В нравственном плане причина гибели античной цивилизации лежит в равнодушном отношении и даже согласии с гомосексуализмом и лесбийской любовью. «И любить мальчиков, - доказывал софист Феодор, - мудрец будет открыто и без всякой оглядки» [1, c. 135]. В итоге были разрушены социальные и нравственные устои в самой ячейке античного общества – семье.

Западное общество, как частнособственническое общество, оказалось в водовороте тех противоречий, которые погубили античную цивилизацию. И главное из этих противоречий – это буржуазная частная собственность, которую буржуазные идеологи, окрестили естественным правом человека. Если согласиться с естественным характером буржуазной частной собственности, тогда надо признать и справедливость доводов рабовладельцев и крепостников о «естественности» частной собственности на самих людей. Но последующая история опровергла идеологов рабовладения и крепостничества, точно так же современная история опровергает идеологов о «естественности» и «святости» буржуазной частной собственности.

«Что же такое собственность?», - спрашивает Лев Толстой. И отвечает: «Мы знаем, а если мы и не знаем, то легко увидать, что собственность есть только средство пользования трудом других. А труды других никак не могут быть моими собственными» [2, c. 400]. И здесь же Лев Толстой высказывает гениальную мысль о том, что «истинная собственность есть только своя голова, свои руки, свои ноги, и для того чтобы эксплуатировать действительно с пользою и радостью истинную собственность, надо откинуть ложное представление о собственности вне своего тела, на которое мы тратим лучшие силы своей жизни» [2, c. 403-404]. Отсюда вывод: буржуазная частная собственность противоестественна человеческой природе.

Буржуазная частная собственность не только противоестественна природе человека, но и по своему этимологическому смыслу, согласно определениям юриспруденции, указывал Прудон, есть право, существующее вне общества. Следовательно, буржуазная частная собственность – противообщественна.

Отсюда и все пороки западной буржуазной цивилизации: коррупция, насилие, терроризм, войны, зло, лицемерие, однополые браки, аморализм. Отсюда утрата смысла жизни и софистика. Отсюда мощнейшая информационная кампания по культивированию эгоистических инстинктов, олигархических интересов, всевозможных антигуманных новаций и низкопробных влечений. Что вынужден признать известный американский политолог Пол Кеннеди: «США являются главным производителем и распространителем массовой культуры, откровенно эксплуатирующей «первичные инстинкты» человека и разрушающей гуманистическую традицию. Страна преисполнена расовых и национальных антагонизмов, до поры до времени дремлющих под сенью экономического благополучия» [3, c. 10]. Как античные софисты разрушили умственный и духовный античный Акрополь, так буржуазные софисты и фарисеи разрушили свою же Декларацию прав и свобод человека и гражданина. Западное общество оказалось на руинах своей цивилизации, потеряв словесную концептуальность и смысл жизни, утратив всякую связь с ценностями человечества.

Отход от смысла истории, истины есть в то же время отход от человека. Повсеместное наступление буржуазной софистики под фарисейской трактовкой прав человека, подминающей под себя истинную природу человека как доброго, нравственного существа с его человеческими императивами (все люди хотят быть счастливыми, поскольку все они одинаковы по своей природе), ведет к тому, что одерживает верх холодный и равнодушный прагматизм и солипсизм. Феномен расчеловечения порожден именно буржуазной частной собственностью.

В чем несостоятельность западной модели жизнеустройства? В том, что нельзя перенести западные принципы мироустройства на все человечество, потому что последнее не может устроить свое благополучие за счет других народов, как это было характерно для западной цивилизации. Мировое сообщество как социально интегрированное человечество, как консолидированная универсальность, не может нажиться за счет другой части человечества, поскольку оно включает в себя все другие части человечества, объемлет собой все человечество. Поэтому в интересах развития всего человечества необходимо, построения сообщества единой судьбы человечества необходима трансформация западного образа жизни, западной модели экономики и политики. Как подчеркивается в докладах ООН о развитии человека, «Запад не обладает монополией на демократию или терпимость, и не существует четкого исторического водораздела между толерантным и демократическим Западом и деспотическим Востоком. Платон и Блаженный Августин были не менее авторитарны в своих суждениях, чем Конфуций или Каутилья» [4, c. 6]. Вот почему надо строить новую модель демократии, демократии не софистической и фарисейской, а демократии единой судьбы человечества, которая бы не разъединяла, а объединяла людей и народы, не консервировала бы западную модель жизнеустройства, а вела бы к установлению справедливых и нравственных отношений на пространстве всего мирового сообщества.

 

Источники

1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -  М., 1979.
2.Толстой, Л.Н. Так что же нам делать? // Собр. соч. – М., 1964. – Т. 16.
3.Кеннеди, Пол. Вступая в двадцать первый век. – М., 1997.
4.Доклад о развитии человека за 2004 год. – М., 2004.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
03.05.25

Белорусскими беглыми при активном участии потомков полицаев и предателей, осевших за рубежом, предполагается возложить вину за геноцид белорусского населения фашистами в годы Великой Отечественной войны не на фашистов, а …на правительство СССР и партизанское движение, создав миф, во многом аналогичный мифу об украинском «голодоморе». Как и в случае с Украиной, в Белоруссии, основываясь на реальных фактах, данными силами, поддерживаемыми из-за рубежа, предполагается полностью изменить общественную оценку произошедшего. Стратегической целью всего этого является воспитание ненависти к России, к русскому народу, срыв интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии, как и Евразийского Экономического Союза.

03.05.25

Взятие Берлина  было убедительным свидетельством превосходства советского военного искусства над искусством гитлеровской армии. Подготовленная в кратчайшие сроки и в исключительно сложных условиях Берлинская операция завершилась полным разгромом и уничтожением мощной группировки врага в невиданно короткий срок – всего за 17 дней. Отмечая это, маршал Советского Союза А. М. Василевский много лет спустя писал: «Темпы подготовки и осуществления завершающих операций свидетельствуют о том, что советская военная экономика и Вооруженные Силы достигли в 1945 году такого уровня, который и позволил сделать то, что ранее показалось бы чудом».

03.05.25

В условиях глобального, общепланетарного кризиса проблема социального прогресса становится проблемой выживания самого человечества. Как подчеркивается в Докладах Программы развития ООН сегодня ясно одно: «развитее, увековечивающее современное неравенство не только не является устойчивым, но и нет смысла сохранять его». Итак, объективная логика философско-исторического процесса подводит человечество к идее справедливого общественного устройства в современном мире. А эта идея и есть идея социализма в общепланетарном масштабе.

02.05.25

23-24 апреля боевые действия на всех направлениях приняли особенно ожесточенный характер. Хотя темпы продвижения советских войск несколько снизились, противнику не удалось остановить их наступление. Замысел немецкого командования по предотвращению окружения и расчленения, шедшей на помощь Берлину группировки гитлеровских войск, был сорван.

30.04.25

Великая Отечественная война была не просто военным столкновением между союзами соперничающих государств. Это была величайшая в истории битва не на жизнь, а на смерть между человеколюбием и человеконенавистничеством, Добром и Злом, Светом и Тьмой. Это была непримиримая схватка между свободолюбивыми народами Русского мира и черной нацистской Европой с бесноватым фюрером во главе. И последней точкой в этом небывалом четырехлетнем сражении стала битва за столицу «тысячелетнего» рейха - Берлин.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru