17 сентября ̶ одна из самых знаменательных дат в истории Белоруссии и Русского мира. В этот день в 1939 году начался Освободительный поход Красной Армии в Западную Белоруссию и Западную Украину, который положил конец жестокому национальному, религиозному и социальному гнёту, которому подвергалось восточнославянское население «кресов всходних» (восточных территорий) предвоенной Речи Посполитой. Последняя явилась из исторического небытия вследствие геополитических и социальных потрясений, связанных с падением исторического Российского государства в октябре 1917 года, Гражданской войной и неудачной польско-советской войной 1920 года.
По итогам Рижского договора 1921 года, западные земли Белоруссии и Украины оказались под пятой польских панов, которые в течение 18 лет занимались выбиванием из русаков (так поляки называли западных белорусов) ненавистного «великой Польщизне» православно-русского духа. «Белорусы – это ноль!», – так определял цели национальной политики довоенной Польши на ее восточных землях «начальник государства Польского» Юзеф Пилсудский.
Юзеф Пилсудский: он ненавидел восточных славян и вытащил
из небытия недоброй памяти Речь Посполитую
И эта политика неуклонно проводилась в течение всего периода польского владычества на западнобелорусских землях. При этом особое внимание польские власти уделяли ликвидации белорусских (с белорусским и русским языком преподавания) учебных заведений в Западной Белоруссии. Из 514 белорусских школ, работавших в Западной Белоруссии в 1921 году, к 1939 году не осталось ни одной. Польские власти закрыли также 8 белорусских гимназий и 2 учительские семинарии, а единственную белорусскую гимназию в Вильно превратили в филиал польской гимназии.
Полная ликвидация образования на белорусском и русском языках была нацелена на тотальное ополячивание белорусской молодёжи, и одним из главных препятствий этому польские власти видели в белорусских учителях. Так, в записке полесского воеводы В. Костек-Бернацкого министру внутренних дел Польши в январе 1937 года указывалось, что «не может быть и речи о том, чтобы в течение ближайших 10 лет учителем на Полесье был белорус или даже местный полещук. Учитель-полещук православного вероисповедания чаще всего русифицирует местное население вместо активной учительской деятельности для пользы Польши».
А в секретной записке белостокского воеводы Г. Осташевского от 23 июня 1939 года говорится следующее: «Сознательный белорусский элемент придерживается прорусской ориентации. В первом ряду стоят здесь старинные русские симпатии…Мы должны одолеть древнюю белорусскую культуру».
Жители Белорусского Полесья – носители древнего русского духа.
Во время переписи 1921 г. в довоенной Польше полещуки
определяли себя русинами, русскими
В 1937 году польским МВД был подготовлен план под названием «Перспективы внутренней колонизации», согласно которому предусматривалось переселение 6 миллионов поляков из западных областей Польши на западнобелорусские земли с целью их последующего полного ополячивания.
Террор, развязанный польскими властями в Западной Белоруссии, был направлен также и против православия как религиозной составляющей общерусского самосознания белорусского народа. Главную роль в гонениях против православия играл польский костёл, рассчитывавший воплотить давнишнюю цель политики иезуитов – «чтобы на Руси не было Руси», т.е. полностью лишить белорусов православно-русского сознания и тем самым превратить их в этнографический назем с последующей полной полонизацией. Белорусы как самобытный восточнославянский народ на «восточных территориях» должен был прекратить своё существование.
Православная церковь в Западной Белоруссии, на Западной Украине в первую очередь лишалась материальной основы. Так, к середине 1929 года на «кресах всходних» у православной церкви было изъято более 1300 храмов, которые передавались польскому костёлу или польской администрации.
В оставшихся в распоряжении православной церкви храмах польские власти запрещали использовать в богослужении церковно-славянский и русский языки и обязывали служить и проповедовать исключительно по-польски. Ослушники же из числа священнослужителей подвергались репрессиям. Фактически речь шла о ликвидации православной церкви на «восточных территориях».
Храм Александра Невского в Варшаве (фото 1912 г.): был разрушен
польскими властями в 1924-1926 годах из-за ненависти ко всему русскому и православному
Конечно, положение в это же время православной церкви в СССР было далеко не безоблачным. В Советском Союзе Русская Православная церковь считалась пережитком прошлого (как, впрочем, и другие конфессии) и по этой причине находилась в опале у властей. Но, в отличие от довоенной Польши, ущемление православной церкви в СССР происходило не по конфессиональному или национальному признаку, а по причине атеистического характера советского государства.
Более того, пройдёт немного времени, и отношение государства к Русской Православной церкви станет намного лояльней. Хотя вплоть до ухода Советского государства в историю в 1991 году партийные органы исходили из того, что современное общество не нуждается в таком институте, как церковь. Со своей стороны Русская Православная церковь считала, что подобная позиция государства является глубоким (но в тоже время преходящим) заблуждением.
Что касается социально-экономического положения Западной Белоруссии, то польские власти рассматривали «кресы всходни» как колониально зависимые земли, население которых подвергалось нещадной эксплуатации, а природные богатства – хищническому разграблению. Народное хозяйство «восточных территорий» находилось в глубоком упадке, которое за все годы «польского часа» так и не поднялось хотя бы до уровня довоенного 1913 года.
Западнобелорусская деревня страдала от безземелья (более половины пахотных земель находилось в руках польских магнатов) и нищеты и вынуждена была батрачить за гроши на польского пана. Промышленность Западной Белоруссии была представлена в основном мелкими предприятиями с крайне низкой степенью механизации труда. Причём за свой труд работники этих предприятий получали в 2 раза меньше рабочих центральной Польши.
Подобное беспросветное положение вынуждало сотни тысяч западных белорусов покидать родные места и в поисках заработка отправляться в Западную Европу или за океан. С другой стороны, тяжелейший социально-экономический и национально-религиозный гнёт порождали широкое национально-освободительное движение, принимавшее формы не только политической, но и вооруженной борьбы. Последняя развернулась с самого начала 20-х годов. Тогда в партизанских отрядах состояло около шести тысяч активных бойцов. Для подавления западнобелорусского партизанского движения польские власти неоднократно проводили широкомасштабные армейские операции и специальные карательные акции.
Подпольные издания Коммунистической партии
Западной Белоруссии
Например, только в апреле 1925 года в одном Полесском воеводстве было арестовано и брошено в застенки почти полторы тысячи партизан и подпольщиков. И подобные карательные акции, сопровождавшиеся расстрелами участников западнобелорусского сопротивления, проводились по всей Западной Белоруссии. После чего руководство Коммунистической партии Западной Белоруссии (КПЗБ), а она была авангардом освободительного движения, приняло решение об изменении методов борьбы. Упор был сделан на действия в рамках легальных общественно-политических объединений.
В июне 1925 года КПЗБ совместно с Белорусским посольским клубом (объединение депутатов польских сейма и сената, избранных от Западной Белоруссии) и некоторыми другими революционно-демократическими организациями создали Белорусскую крестьянско-рабочую громаду (БКРГ). За короткий срок она приобрела характер массового народного движения. К началу 1927 года БКРГ насчитывал более 100 тысяч членов, что не на шутку встревожило польские власти.
В начале 1927 года на Громаду обрушились жестокие полицейские репрессии (арестованы были даже депутаты сейма), а 21 марта БКРГ была запрещена. Однако, несмотря на жестокие репрессии, КПЗБ продолжила освободительную борьбу в глубоком подполье, которая продолжилась вплоть до Дня воссоединения.
Территория Советской Белоруссии после воссоединения 1939 года
К сожалению, в настоящее время эти героические страницы белорусской истории малоизвестны, особенно в молодежной среде. Однако удивляться здесь нечему. Если в советское время дата 17 сентября широко отмечалась, то после разрушения Советского Союза на официальном уровне она была предана забвению.
В течение многих лет патриотически настроенная общественность неоднократно поднимала вопрос о восстановлении в белорусском официальном календаре «17 сентября» в качестве праздничной или памятной даты. Но в ответ получала или молчание, или витиеватые рассуждение о «геополитической нецелесообразности» подобного шага.
И всё-таки историческая справедливость восторжествовала. Бурные послевыборные события 2020 года, а точнее – прозападный гибридный мятеж, ясно показали тщетность попыток, не вспоминая даты 17 сентября, умилостивить новоявленных польских панов, вынашивающих бредовую идею «строительства Четвертой Речи Посполитой». У Варшавы и Вашингтона были вполне определенные виды на будущее для Белоруссии - оторвать Республику Беларусь от Российской Федерации, превратить её в «неБелуюРусь», т.е. в антиРоссию, в поле битвы между коллективным Западом и Российской Федерацией. В планах западных (в первую очередь, польских) стратегов Республике Беларусь была уготована кровавая судьба несчастной Украины. Но эти драконовские планы потерпели крах, а день 17 сентября вновь стал праздником на белорусской земле.
Однако в Республике Беларусь осталось немало родимых пятен доминирования польщизны в идеологии, которые продолжают калечить общественное сознание. В Минске и других белорусских городах улицы носят имя польского террориста и организатора массовых убийств православных священников и белорусских крестьян и горожан Винцента Константы Калиновского, экскурсоводы продолжают с придыханием рассказывать экскурсантам и туристам лживые сказки о «благодеяниях» жестоких мучителей белорусских крестьян и ненавистников Руси польских магнатов Радзивиллов.
«Советское шампанское “Радзивилл”»: большей нелепости
придумать невозможно
Более того, предприятия пищевой промышленности выпускают хлеб «Радзивилловский» и (вот уж нелепость!) «Советское шампанское "Радзивилл"». Вдобавок ко всему, широкую торговлю ведёт сеть государственных магазинов «Радзивилловский» и подобный перечень можно продолжить.
Как видим, в сознание белорусских граждан продолжает внедряться ложный посыл о положительной роли польских магнатов в белорусской истории. Так, что патриотической общественности предстоит еще немало потрудиться на ниве защиты сознания белорусских граждан от разрушающего воздействия польщизны.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.