250 лет назад произошло событие, к которому без малого четыре столетия стремился народ Западной/Белой Руси. Осенью 1772 года белорусские земли, освобождаясь от польского владычества, начали возвращаться в лоно Русской государственности. Этот путь занял 23 года и завершился в октябре-ноябре 1795 года, когда вся территория современной Белоруссии вошла под сень российского двуглавого орла.
Время нахождения белорусских земель в составе Российского государства (1772-1918 гг.) можно разделить на два условных периода: российско-польский и российско-западнорусский. При этом надо особо подчеркнуть, что после краха Речи Посполитой в состав Российской империи вошли исключительно старинные русские земли. Так, в «Манифесте по случаю присоединения к России губернии Изяславской, Брацлавской, Минской» 1793 года говорилось, что раздел Речи Посполитой позволил России «возвратить ей древнее ее достояние, большею части единоверного с нами население, от предков наших до времени внутренних мятежей и внешних нашествий неправедно отторгнутое» (1). Вошла в состав России и Литва.
«Отторженная возвратихъ» - медаль на воссоединение Белой Руси
с Российским государством
Что касается собственно польских земель, то после ликвидации Речи Посполитой в состав Российского государства они не входили. Более того, часть старинных русских земель остались вне России, попав (Галиция и Закарпатье) под власть Австрийской империи.
Российско-польский период
Несмотря на вхождение территории современной Белоруссии в состав Российской империи, на белорусских землях не просто сохранилось, а усилилось польское доминирование в экономической и культурной областях. Это стало следствием чрезмерного полонофильства императора Александра I, его излишней благосклонности к польской аристократии. Так, во время нашествия Наполеона большинство польской шляхты, имевшей российское подданство, изменило присяге и перешло на сторону Бонапарта в расчете на восстановление последним польско-литовского государства, восточная граница которого проходила бы под Смоленском.
В отличие от польской шляхты, белорусские дворяне (западнорусская шляхта, подтвердившая свое знатное происхождение), мещане и крестьяне сражались с наполеоновскими захватчиками в рядах Русской армии, в земском ополчении и партизанских отрядах. Для них Россия была своим государством, среди простого же народа российский император воспринимался как былинный Белый царь.
Земское ополчение в бою с наполеоновской тяжелой кавалерией
Однако, несмотря на клятвоотступничество польских магнатов и шляхты, после изгнания наполеоновских войск из России Александром I был издан манифест «На прощение виновных в сотрудничестве с французами» (2).
Но, как говорится, сколько волка ни корми…Благодушие российских императоров в отношении польской шляхты обернулось двумя жестокими польскими мятежами 1830-31 годов и 1863-64 годов. Положение усугублялось нежеланием тогдашних российских правящих кругов видеть в Белоруссии исконную Русь, а в белорусах – русский народ, волею трагической судьбы долгие годы находившегося под чужеземным владычеством.
Сановный Петербург в большинстве своём видел в Белоруссии практически польский край, вошедший после разделов Речи Посполитой под державный скипетр российских императоров. Поразительно, но после вхождения белорусских земель в состав Российского государства польский язык продолжал господствовать в государственной и деловой жизни, а также в существовавших тогда на территории Белоруссии немногочисленных учебных заведениях.
Лучшим представителям отечественной исторической науки, языкознания и краеведения приходилось прикладывать огромные усилия, чтобы в образованном российском обществе сменился взгляд на Белоруссию с пропольского на общерусский. Вот что писал по этому поводу выдающийся русский ученый-славист академик Е.Ф. Карский в своём основополагающем труде «Белорусы»: «Пришлось доказывать, что Западный край есть русский по громадному большинству населения и вместе с тем православный; пришлось точно определить в нем количество белорусов и напомнить историю постепенного их забвения» (3).
В своём фундаментальном труде «Белорусы» академик Е.Ф. Карский
убедительно показал неотъемлемость белорусов от русского народа
Понадобилось два жестоких восстания польской шляхты, чтобы с глаз сановного Петербурга и в целом российского образованного общества окончательно спала полонофильская пелена.
Российско-западнорусский период
Начало российско-западнорусскому периоду в белорусской истории положили события, связанные с упразднением Брестской церковной унии на территории Белоруссии. В феврале 1839 года, благодаря подвижнической деятельности подлинного столпа русского духа епископа (впоследствии митрополита) Иосифа Семашко, состоялся Полоцкий церковный собор, ознаменовавший не только возврат западнорусских униатов в лоно Православия, окончательное устранение религиозного гнёта белорусов, но и ликвидацию безраздельного доминирования в Белоруссии польско-шляхетской культуры (4).
Подобный ход событий способен был поставить крест на реваншистских мечтаниях польско-католической шляхты о Речи Посполитой Польской в границах 1772 года, т.к. в Белоруссия, хоть и очень медленно, начинала приобретать свой исконный облик западнорусского края. Пытаясь остановить этот благотворный для западнорусского/белорусского народа процесс и взять исторический реванш, польские магнаты и шляхта при поддержке католического костёла поднимают в 1863 году антироссийский мятеж, который охватил Царство Польское, Литву и частично Белоруссию. При этом это польско-шляхетское восстание носило открыто террористический характер. Мятежниками были созданы специальные отряды террористов — кинжальщиков и жандармов-вешателей, которые целенаправленно совершали убийства православных священников, представителей власти, крестьян и горожан (причём не только белорусских, но и литовских, и польских), не желавших поддерживать польское восстание.
Польский мятеж был разгромлен благодаря энергичной деятельности генерал-губернатора Северо-Западного края (Белоруссия и Литва) Михаила Николаевича Муравьёва, который опирался на самую широкую поддержку белорусского крестьянства. При этом вооружённые крестьянские отряды (сельские караулы) оказывали действенное содействии войскам и полиции в ликвидации и поимке польско-шляхетских мятежников.
После подавления польского восстания граф М.Н.Муравьёв проделал огромную и успешную работу, направленную на укрепление общерусского самосознания у белорусских крестьян и мещан, на создание системы образования на православно-русских началах и её распространение на самые широкие слои народа. При этом особое внимание уделялось просвещению крестьян. В частности, была создана широкая сеть народных училищ, издавалось и по минимальным ценам распространялось большое количество просветительской литературы на русском языке и белорусском наречии. Благодаря неустанным трудам графа Муравьева Белоруссия всего за несколько лет избавилась от польского национально-культурного господства и восстановила черты самобытного русского края (5).
Генерал-губернатор граф М.Н.Муравьёв. Он разгромил
польских мятежников-террористов и создал условия для
национально-культурного возрождения Белорусского края
Однако в советское время имя графа М.Н.Муравьёва и его выдающиеся заслуги перед Белоруссией и белорусским народом были грубо оклеветаны. Современному российскому и белорусскому обществу ещё предстоит узнать правду о его благородной и плодотворной деятельности на благо Отечества.
Таким образом, время нахождения Белоруссии в составе Российского государства, особенно в российско-западнорусский период, стало эпохой сохранения и возрождения белорусов как самобытного «третьего народа русского корня» . Именно так определял белорусов поэт и классик белорусской литературы Максим Богданович. А вот как характеризует российский период истории Белоруссии современный белорусский историк, член-корреспондент Национальной академии наук Белоруссии П.Т. Петриков: «В конце XVIII века белорусский народ воссоединился с русским народом в едином Российском государстве. Присоединение земель Беларуси к Российской империи, включение белорусского этноса в родственный великорусский историко-культурный организм открыли новую страницу нашей истории. Закончилась борьба белорусов за выживание в условиях Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Начался трудный процесс возрождения исторической памяти и самосознания белорусского народа, развитие его духовности и культуры, национально-государственного самоопределения» (6) .
В связи с изложенным абсолютно справедливо утверждать, что Российская империя была своим государством для белорусского народа.
Примечания:
1. Российский государственный архив древних актов (дальше: РГАДА), ф. 10, д. 120, лл. 3 — 3 об.
2. http://1812panorama.ru/virtual/manifest12_12.html
3. Е.Ф. Карский. «Белорусы», т.1 – Минск : «БелЭн», 2006.
4. Полоцкий Собор 1839 г. и воссоединение униатов с Православием // https://studbooks.net/758255/istoriya/polotskiy_sobor_1839_vossoedinenie_uniatov_pravoslaviem
5. Муравьёв-Виленский и Калиновский-вешатель // https://zapadrus.su/zaprus/filzr/490-muraviev-kalinovsky.html
6. Что делать трём русским нациям? В сегодняшних реалиях // http://maxpark.com/community/5134/content/4858573
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.