САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Николай Сергеев. Белорусская Православная Церковь и Русский мир. Часть 1

Николай Сергеев. Белорусская Православная Церковь и Русский мир. Часть 1

« Назад

Николай Сергеев. Белорусская Православная Церковь и Русский мир. Часть 1 29.12.2024 00:00

Республика Беларусь является светским государством, в котором конституция (ст. 16) определяет равенство «религий и вероисповедания перед законом». В то же время взаимодействие государства с религиозными конфессиями строится «с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа».

При этом в соответствии с законом Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» главенствующая роль «в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа» отводится Белорусской Православной Церкви (БПЦ). Одновременно закон подчёркивает, что «католическая церковь на территории Беларуси» играет значительную «духовную, культурную и историческую роль», а евангелическо-лютеранская церковь, иудаизм и ислам неотделимы от «общей истории народа Беларуси». 
 

БПЦ

Белорусская Православная Церковь – неотъемлемая часть
Русской Православной Церкви

При этом на религиозные организации не возлагается каких-либо государственных обязанностей и государство не вмешивается в их религиозную деятельность, если последняя не выходит за пределы правового поля. 

В то же время религиозные организации могут участвовать в общественной жизни и освещать свою деятельность в государственных средствах  массовой информации. Вместе с тем религиозные организации не вправе поддерживать политические партии, организации политической направленности и участвовать в политизированных мероприятиях. 

И далее, согласно законодательству, в местах богослужений не должны использоваться государственная и политическая символика, проводиться митинги и другие мероприятия политического характера. Не должны звучать призывы, направленные против органов государственной власти, должностных лиц и отдельных граждан. 

Как видим, белорусская правовая система чётко разделяет религиозную, государственную и политическую деятельность, следуя древнему   принципу «Кесарю кесарево, а Богу Богово». 

Вместе с тем религиозные объединения состоят из граждан, на   настроения которых неизбежно воздействует мировоззрение их духовных пастырей. Ввиду этого, большое значение имеет взгляд   иерархов религиозных конфессий на вопрос принадлежности Белоруссии к цивилизации Русского мира. 

В связи важностью поставленного вопроса мы предлагаем читателю цикл статей, в которых постараемся осветить отношение к цивилизации Русского мира со стороны Белорусской Православной Церкви и действующих в Республике Беларусь западных церквей – Римско-католической церкви в Белоруссии и протестантских религиозных течений. 

XXX

В белорусском законодательстве справедливо отражено, что ведущее место в религиозной жизни Республики Беларусь занимает Белорусская Православная Церковь, имеющая в своём составе 15 епархий, во главе которых стоят   соответствующие архиепископы (епископами).

БПЦ имеет 1737 православных прихода, 36 монастырей, 15 православных братств и 9 сестричеств, 1 миссию. В настоящее время на территории Белоруссии действуют 1878 православных храмов, ещё 147 находятся в стадии строительства. 

Помимо того, БПЦ имеет высшие и средние учебные заведения, которые производят подготовку священнослужителей и иных специалистов для православных приходов – регентов церковных хоров, богословов, катехизаторов, звонарей, художников-иконописцев.

Таким образом, Белорусская православная церковь имеет все возможности, чтобы выступать в качестве ведущей силы в деле упрочения национально-культурного единства белорусов с русским народом и распространения идеи Русского мира в Республике Беларусь. 
 

СпасоПреображенский собор в Полоцке

Спасо-Преображенский храм в Полоцке, шедевр русского зодчества XII в.

Однако эта судьбоносная миссия может быть выполнена только в случае преобладания общерусских воззрений в церковной среде в первую очередь среди священноначалия Белорусского Экзархата. 

В то же время на этом поприще существуют не всегда явные, но существенные помехи. После распада Советского Союза в тогдашних правящих кругах Республики Беларусь возникла идея автокефалии или «самастойнай беларускай царквы». 

По замыслу зачинщиков-автокефалистов, первым шагом на этом пути должно было стать преобразование Минско-Белорусской епархии Русской Православной Церкви в Белорусский Экзархат Московского Патриархата, который одновременно стал именоваться Белорусской Православной Церковью. Всё это должно было приучать паству к мысли, что БПЦ – это не часть Русской Православной Церкви, а «самастойная царква». 

При этом вопрос ставился не о самостоятельном существовании БПЦ как таковом, а о переходе БПЦ под юрисдикцию Константинопольского патриархата, глава которого – Варфоломей, как широко пишут мировые СМИ, замешан в связях с ЦРУ и является активным проводником идей глобализма. 

Ещё одним шагом в направлении отдельности БПЦ от Русской Православной Церкви было навязчивое желание перевести богослужение на белорусскую «мову», хотя никакой реальной потребности в этих языковых «опытах» не существует в принципе. Причём вопрос ставился о дерусификации не только языка проповедей, но и о переводе на «мову» богослужебной литературы. 

При этом необходимо отметить, что планы по белорусизации/дерусификации БПЦ были вызваны политическими играми тогдашних власть имущих, не имели никакого отношения к проповеди Слова Божия и находились в явном противоречии с настроениями прихожан.

В июле 1994 года президентом Белоруссии становится Александр Лукашенко и политический курс Республики Беларусь изменяется в сторону Союза с Российской Федерацией, но «автокефалистские» течения в Белорусском Экзархате продолжали действовать. 

В сентябре 1997 года по благословению тогдашнего Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, митрополита Минского и Слуцкого Филарета в минском Свято-Петро-Павловском соборе начали проводиться богослужения на белорусской «мове». 

А за пять лет до этого, в 1992 году, была образована Библейская комиссия БПЦ, которая в сотрудничестве с Межконфессиональным христианским религиозным братством «Библейское общество в Республике Беларусь» в течение 25 лет занималась переводом Библии с древнегреческого оригинала на белорусский язык.

В целом же в момент создания перед Библейской комиссией БПЦ была поставлена задача выработать собственный церковно-белорусский язык, который «наследовал бы древнюю славянскую традицию, а вместе с тем соответствовал кодификации национальной языковой системы».

 15 ноября 2017 года Библейская комиссия БПЦ представила в Национальной библиотеке Белоруссии плод своих стараний – «Новы Запавет Госпада нашага Iiсуса Хрыста». После завершения перевода Нового Завета Библейская комиссия БПЦ приступила к переводу Псалтири с греческого языка на белорусский.
 

Нлвы запавет

«Новы Запавет» – значимый шаг к «самастойнасцi царквы»

Под воздействием происходящего складывалось впечатление, что в лоне  БПЦ идёт подготовка к уходу из состава Русской Православной Церкви и что этот раскольничий шаг был едва ли не предопределён. 

К тому же среди духовенства Белорусского Экзархата нашлись деятели, которые усиленно ратовали за «самастойную царкву», очевидно, рассчитывая, что в условиях многовекторности власти не будут препятствовать окончательному «самоопределению» БПЦ. 

Попытка сделать заметный шаг в этом губительном для Православия на Белой Руси направлении была предпринята 16 декабря 2014 года. В этот день на Общем собрании епархий Минской метрополии отдельные священнослужители пытались продвинуть вопрос о предоставлении Белорусской Православной Церкви статуса самоуправляемой в составе Московского Патриархата по образцу Латвии, Молдавии и Эстонии. При этом никто из инициаторов этого замысла не смогли внятно объяснить собравшимся с какой целью они это предлагали. 

Вот что сказал по этому поводу тогдашний Патриарший Экзарх всея Белоруссии, митрополит Минский и Заславский Павел (занимал эту кафедру с 25 декабря 2013 г. по 25 августа 2020 г.): «На фоне того, что происходит в Европе и в мире, эта мысль (самоуправление) звучит как-то тенденциозно. У меня сложилось впечатление, что эту идею специально сюда подбросили. В уставе Белорусского Экзархата заложено больше, чем в уставе самоуправляемой Церкви, а разница между ними — минимальна, и её может отличить только специалист. В то время пожелание священнослужителей Минской епархии вызвало бурю негодования у огромного количества людей. Поэтому вопрос о самоуправляемости был снят с повестки дня».

Но внятная позиция Патриаршего Экзарха проводников раскола не вразумила, и они продолжили свою раскольничью деятельность. Наибольшую активность в этом неблаговидном направлении развернули клирик Минской епархии иерей Александр Кухта и священник Гродненской епархии протоиерей Георгий Рой. Эти святоши назойливо навязывали обществу идеи «самастойнастi беларускай царквы» через свои видеоблоги, ЖЖ и социальные сети. 
 

Кухта и Рой

Кухта и Рой – бывшие клирики БПЦ, сбежавшие в Литву

В 2020 году эти персонажи выступили на стороне прозападных мятежников и поддерживали попытку государственного переворота в Республике Беларусь, затем осудили проведение Специальной военной операции. В апреле 2023 года Кухта и Рой сбежали в Литву, где заявили о своём переходе под омофор Константинопольского патриархата. 

За подобные деяния, несовместимые с саном православного священнослужителя, Кухта и Рой указами Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, митрополита Минского и Заславского Вениамина и архиепископа Гродненского и Волковысского Антония были лишены права священнослужения, ношения священнических одежд и иерейского креста. 

Однако приходится свидетельствовать, что Кухта и Рой – это только всплывшие на поверхность представители сообщества криптоавтокефалистов, сформировавшегося в недрах БПЦ за постсоветское время.

Часть 2


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru