САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Николай Сергеев. Белорусская Православная Церковь и Русский мир. Часть 1

Николай Сергеев. Белорусская Православная Церковь и Русский мир. Часть 1

« Назад

Николай Сергеев. Белорусская Православная Церковь и Русский мир. Часть 1 29.12.2024 00:00

Республика Беларусь является светским государством, в котором конституция (ст. 16) определяет равенство «религий и вероисповедания перед законом». В то же время взаимодействие государства с религиозными конфессиями строится «с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа».

При этом в соответствии с законом Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» главенствующая роль «в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа» отводится Белорусской Православной Церкви (БПЦ). Одновременно закон подчёркивает, что «католическая церковь на территории Беларуси» играет значительную «духовную, культурную и историческую роль», а евангелическо-лютеранская церковь, иудаизм и ислам неотделимы от «общей истории народа Беларуси». 
 

БПЦ

Белорусская Православная Церковь – неотъемлемая часть
Русской Православной Церкви

При этом на религиозные организации не возлагается каких-либо государственных обязанностей и государство не вмешивается в их религиозную деятельность, если последняя не выходит за пределы правового поля. 

В то же время религиозные организации могут участвовать в общественной жизни и освещать свою деятельность в государственных средствах  массовой информации. Вместе с тем религиозные организации не вправе поддерживать политические партии, организации политической направленности и участвовать в политизированных мероприятиях. 

И далее, согласно законодательству, в местах богослужений не должны использоваться государственная и политическая символика, проводиться митинги и другие мероприятия политического характера. Не должны звучать призывы, направленные против органов государственной власти, должностных лиц и отдельных граждан. 

Как видим, белорусская правовая система чётко разделяет религиозную, государственную и политическую деятельность, следуя древнему   принципу «Кесарю кесарево, а Богу Богово». 

Вместе с тем религиозные объединения состоят из граждан, на   настроения которых неизбежно воздействует мировоззрение их духовных пастырей. Ввиду этого, большое значение имеет взгляд   иерархов религиозных конфессий на вопрос принадлежности Белоруссии к цивилизации Русского мира. 

В связи важностью поставленного вопроса мы предлагаем читателю цикл статей, в которых постараемся осветить отношение к цивилизации Русского мира со стороны Белорусской Православной Церкви и действующих в Республике Беларусь западных церквей – Римско-католической церкви в Белоруссии и протестантских религиозных течений. 

XXX

В белорусском законодательстве справедливо отражено, что ведущее место в религиозной жизни Республики Беларусь занимает Белорусская Православная Церковь, имеющая в своём составе 15 епархий, во главе которых стоят   соответствующие архиепископы (епископами).

БПЦ имеет 1737 православных прихода, 36 монастырей, 15 православных братств и 9 сестричеств, 1 миссию. В настоящее время на территории Белоруссии действуют 1878 православных храмов, ещё 147 находятся в стадии строительства. 

Помимо того, БПЦ имеет высшие и средние учебные заведения, которые производят подготовку священнослужителей и иных специалистов для православных приходов – регентов церковных хоров, богословов, катехизаторов, звонарей, художников-иконописцев.

Таким образом, Белорусская православная церковь имеет все возможности, чтобы выступать в качестве ведущей силы в деле упрочения национально-культурного единства белорусов с русским народом и распространения идеи Русского мира в Республике Беларусь. 
 

СпасоПреображенский собор в Полоцке

Спасо-Преображенский храм в Полоцке, шедевр русского зодчества XII в.

Однако эта судьбоносная миссия может быть выполнена только в случае преобладания общерусских воззрений в церковной среде в первую очередь среди священноначалия Белорусского Экзархата. 

В то же время на этом поприще существуют не всегда явные, но существенные помехи. После распада Советского Союза в тогдашних правящих кругах Республики Беларусь возникла идея автокефалии или «самастойнай беларускай царквы». 

По замыслу зачинщиков-автокефалистов, первым шагом на этом пути должно было стать преобразование Минско-Белорусской епархии Русской Православной Церкви в Белорусский Экзархат Московского Патриархата, который одновременно стал именоваться Белорусской Православной Церковью. Всё это должно было приучать паству к мысли, что БПЦ – это не часть Русской Православной Церкви, а «самастойная царква». 

При этом вопрос ставился не о самостоятельном существовании БПЦ как таковом, а о переходе БПЦ под юрисдикцию Константинопольского патриархата, глава которого – Варфоломей, как широко пишут мировые СМИ, замешан в связях с ЦРУ и является активным проводником идей глобализма. 

Ещё одним шагом в направлении отдельности БПЦ от Русской Православной Церкви было навязчивое желание перевести богослужение на белорусскую «мову», хотя никакой реальной потребности в этих языковых «опытах» не существует в принципе. Причём вопрос ставился о дерусификации не только языка проповедей, но и о переводе на «мову» богослужебной литературы. 

При этом необходимо отметить, что планы по белорусизации/дерусификации БПЦ были вызваны политическими играми тогдашних власть имущих, не имели никакого отношения к проповеди Слова Божия и находились в явном противоречии с настроениями прихожан.

В июле 1994 года президентом Белоруссии становится Александр Лукашенко и политический курс Республики Беларусь изменяется в сторону Союза с Российской Федерацией, но «автокефалистские» течения в Белорусском Экзархате продолжали действовать. 

В сентябре 1997 года по благословению тогдашнего Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, митрополита Минского и Слуцкого Филарета в минском Свято-Петро-Павловском соборе начали проводиться богослужения на белорусской «мове». 

А за пять лет до этого, в 1992 году, была образована Библейская комиссия БПЦ, которая в сотрудничестве с Межконфессиональным христианским религиозным братством «Библейское общество в Республике Беларусь» в течение 25 лет занималась переводом Библии с древнегреческого оригинала на белорусский язык.

В целом же в момент создания перед Библейской комиссией БПЦ была поставлена задача выработать собственный церковно-белорусский язык, который «наследовал бы древнюю славянскую традицию, а вместе с тем соответствовал кодификации национальной языковой системы».

 15 ноября 2017 года Библейская комиссия БПЦ представила в Национальной библиотеке Белоруссии плод своих стараний – «Новы Запавет Госпада нашага Iiсуса Хрыста». После завершения перевода Нового Завета Библейская комиссия БПЦ приступила к переводу Псалтири с греческого языка на белорусский.
 

Нлвы запавет

«Новы Запавет» – значимый шаг к «самастойнасцi царквы»

Под воздействием происходящего складывалось впечатление, что в лоне  БПЦ идёт подготовка к уходу из состава Русской Православной Церкви и что этот раскольничий шаг был едва ли не предопределён. 

К тому же среди духовенства Белорусского Экзархата нашлись деятели, которые усиленно ратовали за «самастойную царкву», очевидно, рассчитывая, что в условиях многовекторности власти не будут препятствовать окончательному «самоопределению» БПЦ. 

Попытка сделать заметный шаг в этом губительном для Православия на Белой Руси направлении была предпринята 16 декабря 2014 года. В этот день на Общем собрании епархий Минской метрополии отдельные священнослужители пытались продвинуть вопрос о предоставлении Белорусской Православной Церкви статуса самоуправляемой в составе Московского Патриархата по образцу Латвии, Молдавии и Эстонии. При этом никто из инициаторов этого замысла не смогли внятно объяснить собравшимся с какой целью они это предлагали. 

Вот что сказал по этому поводу тогдашний Патриарший Экзарх всея Белоруссии, митрополит Минский и Заславский Павел (занимал эту кафедру с 25 декабря 2013 г. по 25 августа 2020 г.): «На фоне того, что происходит в Европе и в мире, эта мысль (самоуправление) звучит как-то тенденциозно. У меня сложилось впечатление, что эту идею специально сюда подбросили. В уставе Белорусского Экзархата заложено больше, чем в уставе самоуправляемой Церкви, а разница между ними — минимальна, и её может отличить только специалист. В то время пожелание священнослужителей Минской епархии вызвало бурю негодования у огромного количества людей. Поэтому вопрос о самоуправляемости был снят с повестки дня».

Но внятная позиция Патриаршего Экзарха проводников раскола не вразумила, и они продолжили свою раскольничью деятельность. Наибольшую активность в этом неблаговидном направлении развернули клирик Минской епархии иерей Александр Кухта и священник Гродненской епархии протоиерей Георгий Рой. Эти святоши назойливо навязывали обществу идеи «самастойнастi беларускай царквы» через свои видеоблоги, ЖЖ и социальные сети. 
 

Кухта и Рой

Кухта и Рой – бывшие клирики БПЦ, сбежавшие в Литву

В 2020 году эти персонажи выступили на стороне прозападных мятежников и поддерживали попытку государственного переворота в Республике Беларусь, затем осудили проведение Специальной военной операции. В апреле 2023 года Кухта и Рой сбежали в Литву, где заявили о своём переходе под омофор Константинопольского патриархата. 

За подобные деяния, несовместимые с саном православного священнослужителя, Кухта и Рой указами Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, митрополита Минского и Заславского Вениамина и архиепископа Гродненского и Волковысского Антония были лишены права священнослужения, ношения священнических одежд и иерейского креста. 

Однако приходится свидетельствовать, что Кухта и Рой – это только всплывшие на поверхность представители сообщества криптоавтокефалистов, сформировавшегося в недрах БПЦ за постсоветское время.

Часть 2


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
24.03.25

Украина и украинцы – часть нашего Русского мира, часть нашего большого русского народа. Сейчас Украина во мгле нацизма и бандеровщины, захвачена и управляется нашими врагами. Однако это часть нашего цивилизационного пространства наряду с нынешней Российской Федерацией и Республикой Беларусь и отказаться от части своей истории, части своего народа Россия не сможет по определению, тем более допустить, чтобы недра и богатства Украины навсегда перешли под контроль иноземцев. Но сейчас придётся делать непростой выбор. Думаю, мы в этой ситуации должны поддержать Владимира Путина и принимаемые им решения. Они не всегда представляются очевидными и тем более популярными в ситуации СВО, но и В.Путин, и руководство России делают всё возможное в сложившейся тяжелейшей геополитической ситуации. Тем более важно сохранить единство общества, чтобы быть готовыми к дальнейшей защите своей свободы и независимости.

21.03.25

24 февраля 2022 года Россия начала Специальную военную операцию на Украине, введя войска по всей линии государственной границы. Первоначально ВСУ не смогли оказать должного сопротивления и начали стремительно откатываться по обе стороны от давно укреплённых и прочно удерживаемых украинскими силами позиций под Донецком. Через несколько недель фронт встал – ВСУ заняли боевые позиции, а в боевые подразделения потёк поток мобилизованных украинцев. Мне это напомнило ситуацию с началом освобождения Белорусской ССР. Первые серьёзные бои за белорусские территории Красная Армия начала в конце 1943 года, но наше наступление фактически захлебнулось, перейдя в стадию затяжных тяжёлых боёв при практически замершем фронте.

21.03.25

Рецензия на рукопись книги Е.Я.Подлесного «БНР: правда и вымыслы.

18.03.25

В начале 90-х годов XX столетия вопрос ставился не только о вытеснении русского языка, но и о тотальной (по словам тогдашнего главы Республики Беларусь Станислава Шушкевича) дерусификации белорусов, т.е. о радикальном искажении национального самосознания белорусского народа. При этом упор в этом сомнительном деле делался на всестороннюю фальсификацию исторического и в целом гуманитарного образования.

13.03.25

Слаженность государственной работы во многом зависит от ее идеологического смысла. Деятельность работников государственных органов должна быть привязана к определенной идеологической парадигме. Речь не идет о том, чтобы подвести всех под единый идеологический знаменатель, речь идет о том, что государственные служащие обязаны быть не только номенклатурным олицетворением государственной политики, но и идеологическими представителями государства. Стратегический курс государства должен постоянно получать идеологическую подпитку, чтобы граждане обрели чувство солидарной ответственности за проводимую в стране государственную политику.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru