САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Николай Сергеев. Белорусская Православная Церковь и Русский мир. Часть 1

Николай Сергеев. Белорусская Православная Церковь и Русский мир. Часть 1

« Назад

Николай Сергеев. Белорусская Православная Церковь и Русский мир. Часть 1 29.12.2024 00:00

Республика Беларусь является светским государством, в котором конституция (ст. 16) определяет равенство «религий и вероисповедания перед законом». В то же время взаимодействие государства с религиозными конфессиями строится «с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа».

При этом в соответствии с законом Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» главенствующая роль «в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа» отводится Белорусской Православной Церкви (БПЦ). Одновременно закон подчёркивает, что «католическая церковь на территории Беларуси» играет значительную «духовную, культурную и историческую роль», а евангелическо-лютеранская церковь, иудаизм и ислам неотделимы от «общей истории народа Беларуси». 
 

БПЦ

Белорусская Православная Церковь – неотъемлемая часть
Русской Православной Церкви

При этом на религиозные организации не возлагается каких-либо государственных обязанностей и государство не вмешивается в их религиозную деятельность, если последняя не выходит за пределы правового поля. 

В то же время религиозные организации могут участвовать в общественной жизни и освещать свою деятельность в государственных средствах  массовой информации. Вместе с тем религиозные организации не вправе поддерживать политические партии, организации политической направленности и участвовать в политизированных мероприятиях. 

И далее, согласно законодательству, в местах богослужений не должны использоваться государственная и политическая символика, проводиться митинги и другие мероприятия политического характера. Не должны звучать призывы, направленные против органов государственной власти, должностных лиц и отдельных граждан. 

Как видим, белорусская правовая система чётко разделяет религиозную, государственную и политическую деятельность, следуя древнему   принципу «Кесарю кесарево, а Богу Богово». 

Вместе с тем религиозные объединения состоят из граждан, на   настроения которых неизбежно воздействует мировоззрение их духовных пастырей. Ввиду этого, большое значение имеет взгляд   иерархов религиозных конфессий на вопрос принадлежности Белоруссии к цивилизации Русского мира. 

В связи важностью поставленного вопроса мы предлагаем читателю цикл статей, в которых постараемся осветить отношение к цивилизации Русского мира со стороны Белорусской Православной Церкви и действующих в Республике Беларусь западных церквей – Римско-католической церкви в Белоруссии и протестантских религиозных течений. 

XXX

В белорусском законодательстве справедливо отражено, что ведущее место в религиозной жизни Республики Беларусь занимает Белорусская Православная Церковь, имеющая в своём составе 15 епархий, во главе которых стоят   соответствующие архиепископы (епископами).

БПЦ имеет 1737 православных прихода, 36 монастырей, 15 православных братств и 9 сестричеств, 1 миссию. В настоящее время на территории Белоруссии действуют 1878 православных храмов, ещё 147 находятся в стадии строительства. 

Помимо того, БПЦ имеет высшие и средние учебные заведения, которые производят подготовку священнослужителей и иных специалистов для православных приходов – регентов церковных хоров, богословов, катехизаторов, звонарей, художников-иконописцев.

Таким образом, Белорусская православная церковь имеет все возможности, чтобы выступать в качестве ведущей силы в деле упрочения национально-культурного единства белорусов с русским народом и распространения идеи Русского мира в Республике Беларусь. 
 

СпасоПреображенский собор в Полоцке

Спасо-Преображенский храм в Полоцке, шедевр русского зодчества XII в.

Однако эта судьбоносная миссия может быть выполнена только в случае преобладания общерусских воззрений в церковной среде в первую очередь среди священноначалия Белорусского Экзархата. 

В то же время на этом поприще существуют не всегда явные, но существенные помехи. После распада Советского Союза в тогдашних правящих кругах Республики Беларусь возникла идея автокефалии или «самастойнай беларускай царквы». 

По замыслу зачинщиков-автокефалистов, первым шагом на этом пути должно было стать преобразование Минско-Белорусской епархии Русской Православной Церкви в Белорусский Экзархат Московского Патриархата, который одновременно стал именоваться Белорусской Православной Церковью. Всё это должно было приучать паству к мысли, что БПЦ – это не часть Русской Православной Церкви, а «самастойная царква». 

При этом вопрос ставился не о самостоятельном существовании БПЦ как таковом, а о переходе БПЦ под юрисдикцию Константинопольского патриархата, глава которого – Варфоломей, как широко пишут мировые СМИ, замешан в связях с ЦРУ и является активным проводником идей глобализма. 

Ещё одним шагом в направлении отдельности БПЦ от Русской Православной Церкви было навязчивое желание перевести богослужение на белорусскую «мову», хотя никакой реальной потребности в этих языковых «опытах» не существует в принципе. Причём вопрос ставился о дерусификации не только языка проповедей, но и о переводе на «мову» богослужебной литературы. 

При этом необходимо отметить, что планы по белорусизации/дерусификации БПЦ были вызваны политическими играми тогдашних власть имущих, не имели никакого отношения к проповеди Слова Божия и находились в явном противоречии с настроениями прихожан.

В июле 1994 года президентом Белоруссии становится Александр Лукашенко и политический курс Республики Беларусь изменяется в сторону Союза с Российской Федерацией, но «автокефалистские» течения в Белорусском Экзархате продолжали действовать. 

В сентябре 1997 года по благословению тогдашнего Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, митрополита Минского и Слуцкого Филарета в минском Свято-Петро-Павловском соборе начали проводиться богослужения на белорусской «мове». 

А за пять лет до этого, в 1992 году, была образована Библейская комиссия БПЦ, которая в сотрудничестве с Межконфессиональным христианским религиозным братством «Библейское общество в Республике Беларусь» в течение 25 лет занималась переводом Библии с древнегреческого оригинала на белорусский язык.

В целом же в момент создания перед Библейской комиссией БПЦ была поставлена задача выработать собственный церковно-белорусский язык, который «наследовал бы древнюю славянскую традицию, а вместе с тем соответствовал кодификации национальной языковой системы».

 15 ноября 2017 года Библейская комиссия БПЦ представила в Национальной библиотеке Белоруссии плод своих стараний – «Новы Запавет Госпада нашага Iiсуса Хрыста». После завершения перевода Нового Завета Библейская комиссия БПЦ приступила к переводу Псалтири с греческого языка на белорусский.
 

Нлвы запавет

«Новы Запавет» – значимый шаг к «самастойнасцi царквы»

Под воздействием происходящего складывалось впечатление, что в лоне  БПЦ идёт подготовка к уходу из состава Русской Православной Церкви и что этот раскольничий шаг был едва ли не предопределён. 

К тому же среди духовенства Белорусского Экзархата нашлись деятели, которые усиленно ратовали за «самастойную царкву», очевидно, рассчитывая, что в условиях многовекторности власти не будут препятствовать окончательному «самоопределению» БПЦ. 

Попытка сделать заметный шаг в этом губительном для Православия на Белой Руси направлении была предпринята 16 декабря 2014 года. В этот день на Общем собрании епархий Минской метрополии отдельные священнослужители пытались продвинуть вопрос о предоставлении Белорусской Православной Церкви статуса самоуправляемой в составе Московского Патриархата по образцу Латвии, Молдавии и Эстонии. При этом никто из инициаторов этого замысла не смогли внятно объяснить собравшимся с какой целью они это предлагали. 

Вот что сказал по этому поводу тогдашний Патриарший Экзарх всея Белоруссии, митрополит Минский и Заславский Павел (занимал эту кафедру с 25 декабря 2013 г. по 25 августа 2020 г.): «На фоне того, что происходит в Европе и в мире, эта мысль (самоуправление) звучит как-то тенденциозно. У меня сложилось впечатление, что эту идею специально сюда подбросили. В уставе Белорусского Экзархата заложено больше, чем в уставе самоуправляемой Церкви, а разница между ними — минимальна, и её может отличить только специалист. В то время пожелание священнослужителей Минской епархии вызвало бурю негодования у огромного количества людей. Поэтому вопрос о самоуправляемости был снят с повестки дня».

Но внятная позиция Патриаршего Экзарха проводников раскола не вразумила, и они продолжили свою раскольничью деятельность. Наибольшую активность в этом неблаговидном направлении развернули клирик Минской епархии иерей Александр Кухта и священник Гродненской епархии протоиерей Георгий Рой. Эти святоши назойливо навязывали обществу идеи «самастойнастi беларускай царквы» через свои видеоблоги, ЖЖ и социальные сети. 
 

Кухта и Рой

Кухта и Рой – бывшие клирики БПЦ, сбежавшие в Литву

В 2020 году эти персонажи выступили на стороне прозападных мятежников и поддерживали попытку государственного переворота в Республике Беларусь, затем осудили проведение Специальной военной операции. В апреле 2023 года Кухта и Рой сбежали в Литву, где заявили о своём переходе под омофор Константинопольского патриархата. 

За подобные деяния, несовместимые с саном православного священнослужителя, Кухта и Рой указами Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, митрополита Минского и Заславского Вениамина и архиепископа Гродненского и Волковысского Антония были лишены права священнослужения, ношения священнических одежд и иерейского креста. 

Однако приходится свидетельствовать, что Кухта и Рой – это только всплывшие на поверхность представители сообщества криптоавтокефалистов, сформировавшегося в недрах БПЦ за постсоветское время.

Часть 2


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
30.05.25

24-26 апреля 2025 года я принял участие в международной научно-просветительской конференции «Русские герои европейского Сопротивления в годы Второй мировой войны», которая прошла в Москве в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына. В докладах участников было много горьких фактов о том, как участники сопротивления уже после войны попадали в советские лагеря. Меня по моей просьбе принял Президент Фонда наследия русского зарубежья Александр Алексеевич Авдеев - опытный руководитель и весьма интересный собеседник. Основной темой было издание моей новой книги "О творцах и творчестве". Попутно коснулись и других тем, в том числе и роли Александра Исаевича Солженицына в отечественной истории. По прошествии месяца я решил вернуться к данной теме и поделится своими мыслями с читателями.

24.05.25

Констатацией бесчеловечного характера западной цивилизации Рабиндранат Тагор не ограничился. В своей статье он раскрыл сущность русской советской цивилизации как цивилизации, основанной на равенстве наций и гуманизме между людьми и высказал гениальное пророчество о том, что именно Восток принесет спасение человечеству от бесчеловечной западной цивилизации.

17.05.25

Прошедшее 80-летие Победы в Великой Отечественной войне ясно показало, что при всех частностях и нюансах Россия и Белоруссия, российский и белорусский народы хранят память о войне и подвиге наших предков.

17.05.25

Сегодня история партизанского движения актуальна еще и тем, что она не только разоблачает нынешних прозападных коллаборантов о Великой Отечественной войне, но и обнажает предел их нравственного падения, поскольку все их программы западнизации современной Беларуси, построенные на антикоммунизме и русофобии, ничем не отличаются от фашистских программ «европеизации» Советской Белоруссии в годы оккупации. Обивая пороги западных фондов и контор, инсинуируя против социализма с белорусской спецификой, они пытаются навязать нашему народу такой путь в Европу, какой в 1941-1944 годах пытались осуществить немецкие оккупанты с помощью своих прислужников.

03.05.25

Белорусскими беглыми при активном участии потомков полицаев и предателей, осевших за рубежом, предполагается возложить вину за геноцид белорусского населения фашистами в годы Великой Отечественной войны не на фашистов, а …на правительство СССР и партизанское движение, создав миф, во многом аналогичный мифу об украинском «голодоморе». Как и в случае с Украиной, в Белоруссии, основываясь на реальных фактах, данными силами, поддерживаемыми из-за рубежа, предполагается полностью изменить общественную оценку произошедшего. Стратегической целью всего этого является воспитание ненависти к России, к русскому народу, срыв интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии, как и Евразийского Экономического Союза.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru