САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Николай Сергеев: Гражданское общество Республики Беларусь. Неправительственные организации.

Николай Сергеев: Гражданское общество Республики Беларусь. Неправительственные организации.

« Назад

Николай Сергеев: Гражданское общество Республики Беларусь. Неправительственные организации. 30.09.2023 00:00

После драматических событий 2020 года и начала Специальной военной операции Российской Федерации на Украине в Республике Беларусь начались глубокие преобразования в системе государственного устройства и в организации общественно-политической жизни общества. О сути происходящих в Белоруссии изменений пойдёт речь в предлагаемом материале. 

Ещё совсем недавно понятие «гражданское общество» в сознании большинства белорусских граждан прочно увязывалось с некоммерческими организациями прозападной толка, которые при разносторонней (включая существенную финансовую) поддержке США и Евросоюза не просто продвигали западные интересы, а за время пресловутой многовекторности развернули в Республике Беларусь инфраструктуру антибелорусского и антироссийского государственного переворота. 
 

Прозападные НПО

Прозападные НПО много разглагольствовали о свободе, демократии и правах человека, а на деле готовили пушечное мясо для цветного переворота

Одновременно многочисленные во времена многовекторности прозападные сетевые ресурсы и печатные СМИ целенаправленно внедряли в общественное сознание установку о том, что гражданское общество – это сообщество отдельных и объединённых в негосударственные структуры активистов, выступающих в качестве проводников т.н. общечеловеческих, т. е. западных, ценностей. 

Прозападные неправительственные организации (НПО) находились под плотным окормлением соответствующих западных структур, их представители проходили соответствующее обучение, в ходе которого получали навыки ведения информационно-психологических операций, политических кампаний и организации «цветных революций».  

Белорусские власти, находясь в плену принципа многовекторности, довольно снисходительно относились к деятельности прозападных НПО и СМИ, что никак не относилось к общественным организациям, выступавшим за общерусское (восточнославянское) единство и Русский мир. При этом сторонники национально-культурного единства белорусов с русским народом были не в чести у официальных органов.


Что касается представителей прозападного «гражданского общества», то они, используя навыки, полученные на регулярно проводившихся под руководством наставников из стран Евросоюза, Великобритании и США тренингах и семинарах, фактически стали доминировать в сфере идеологии. Более того, оголтело русофобская газета «Наша нiва» едва ли не указывала на неугодных ей чиновников и журналистов, которых необходимо подвергнуть опале. 
 

Наша нива

Во времена «многовекторности» этот русофобский листок выступал самозваным инквизитором

В то время сложилась крайне двойственная ситуация. С одной стороны, Республика Беларусь была субъектом Союзного государства, и одновременно с этим внутри республики проводилась линия на вытеснение с государственной службы и из государственных СМИ сторонников Союза Белоруссии и России.  

Временами складывалось впечатление, что в идеологическом отношении между властью и оппозицией отсутствовала сколь-либо значимая разница и что существовавшие противоречия были обусловлены исключительно личной неприязнью лидеров прозападной оппозиции к президенту. 

Такое положение вызывало непонимание и разочарование у патриотически настроенной белорусской общественности.

Фактически в Республике Беларусь существовали благоприятные условия для развёртывания сети прозападных НПО, составивших впоследствии инфраструктуру государственного переворота, а по сути – геополитического разворота, разрушения белорусско-российского Союза и отрыва Белоруссии от Русской цивилизации.

Политика многовекторности едва не обернулась для Республики Беларусь катастрофой украинского типа, для предотвращения которой потребовалось большое напряжение правоохранительной системы, государственной машины в целом и патриотической общественности. Немаловажную роль в событиях 2020 года сыграли личные качества Александра Лукашенко и поддержка Российской Федерации. 
 

Лукашенко и спецназ

Август 2020 г. Цветной мятеж в разгаре.  Александр Лукашенко благодарит бойцов спецназа за верность долгу и присяге

О размахе прозападного «гражданского общества», а следовательно, о его влиянии на сознание белорусских граждан можно судить по следующим цифрам. С сентября 2020 года до конца 2022 года в Республике Беларусь в результате судебных рассмотрений было ликвидированы 1173 неправительственные организации: общественные объединения, фонды, негосударственные учреждения, ассоциации, «независимые» профсоюзы. Вне зависимости от официально заявленных целей и задач все эти НПО были нацелены на возвеличивание США, Евросоюза и Речи Посполитой, насаждение в обществе порочных идей русофобии, слом государственности Республики Беларусь и разрушение Союзного государства. 

При этом прозападное «гражданское общество» не испытывало недостатка в средствах, которые в виде грантов поступали от различных западных фондов. 

Вот что сказал по этому поводу Александр Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию 31 марта 2023 года: «В своё время мы слишком романтизировали такие периоды, как Великое княжество Литовское и Речь Посполитая.  За короткий промежуток нахождения во власти отдельных деятелей мы очень быстро заглотили эту наживку».

После событий 2020 года, за которыми последовало устранение по крайней мере вершины айсберга прозападного «гражданского общества» был принят ряд законов, направляющих формирование и развитие гражданского общества в прогосударственном русле: «Об основах гражданского общества», «Об общественных объединениях», «О Всебелорусском Народном Собрании», «О политических партиях». 

По мнению руководства республики, данная законодательная база призвана обеспечить устойчивость политической системы государства и содействовать единению белорусского общества. Для того чтобы разобраться в сути выстраиваемого в Республике Беларусь гражданского общества, обратимся к вступившему в силу законодательству. 

Так, в законе «Об основах гражданского общества» даётся определение понятия «гражданское общество в Республике Беларусь», а также устанавливаются «правовые и организационные основы взаимодействия государственных органов и гражданского общества». 

Согласно действующему законодательству, под гражданским обществом понимается совокупность граждан РБ, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно на законных основаниях, проживающих в Республике Беларусь, которые выражают свою «гражданскую позицию посредством участия в общественных отношениях и институтах, не запрещенных законодательством». 

Субъектами, или действующими лицами гражданского общества, определены объединения граждан, уставная деятельность которых «направлена на решение основных задач взаимодействия государственных органов и гражданского общества».

К упомянутым задачам согласно закону, относятся:

- обеспечение «народного единства, независимости, государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь»;
- взаимодействие государственных органов и гражданского общества с целью «укрепления доверия к институтам государственной власти»;
- достижение общественного согласия по ключевым вопросам развития Республики Беларусь. 

Кроме того, действующие лица (субъекты) гражданского общества должны принимать участие «в духовно-нравственном и патриотическом воспитании граждан, основанном на культурных и духовных традициях, сохранении исторической правды и памяти белорусского народа». При этом законодательно вводится такое понятие, как «единая общность белорусский народ», укрепление которой определено в качестве одной из главных задач гражданского общества. 
 

ВНС

Всебелорусское народное собрание – высший представительный орган Республики Беларусь, определяющий стратегические направления развития общества и государства

Закон «Об основах гражданского общества» предусматривает возможные формы взаимодействия государственных органов и субъектов гражданского общества. В частности, представители общественных объединений, отнесенных к действующим лицам (субъектам) гражданского общества, получили возможность участвовать в работе коллегий министерств, ведомств и других государственных органов, в общественно-консультативных советах, заседаниях исполнительных и распорядительных органов по их приглашению. 

Помимо того, общественным объединениям и другим субъектам гражданского общества предоставлено право: 

- вносить в парламент и другие «нормотворческие органы предложения о совершенствовании актов законодательства»;
- участвовать «в подготовке и публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов»;
- осуществлять общественный контроль. 

Несомненно, от предоставленной законом возможности до её воплощения в жизнь может быть немалый временной промежуток. К примеру, еще в июле 2000 года был принят закон «О республиканских и местных собраниях», а до этого в феврале того же года в Избирательном кодексе Республики Беларусь был определён порядок проведения республиканских и местных референдумов.

И если республиканские собрания и референдумы имели место неоднократно: Всебелорусский народные собрания – 6 раз (1996, 2001, 2006, 2010, 2016, 2021 гг.) общереспубликанские референдумы – 4 раза (1995, 1996, 2004, 2022 гг.), то местные собрания и голосования, несмотря на разработанное законодательство, не проводились ни разу.

Следует заметить, что рассматриваемый закон существенно ограничивает круг действующих лиц (субъектов) гражданского общества, с которыми власти предполагают выстраивать «особые формы взаимодействия». В первую очередь это относится к праву избрания делегатов Всебелорусского народного собрания (ВНС) и участия в осуществлении решений ВНС. 

Подобными правами наделяются: 

- республиканские общественные объединения, имеющие зарегистрированные организационные структуры в Минске и во всех областях и насчитывающее не менее 100 тысяч членов; 
- объединения профсоюзов, в состав которых входит не менее половины зарегистрированных в Республике Беларусь профессиональных союзов. 

Исходя из сказанного следует, что направлять представителей в ВНС получает право лишь небольшой круг  организаций –  Федерация профсоюзов Белоруссии (4 млн чел.), Республиканское общественное объединение «Белая Русь» (свыше 191 тыс. человек), Белорусский республиканский союз молодёжи (более 380 тыс. человек), Белорусский союз женщин (150 тыс. человек), Белорусское общественное объединение ветеранов (2,5 млн человек). 

Вот что сказал относительно этого Александр Лукашенко: «Не надо ничего выдумывать. Фактически у нас сложилось гражданское общество. Опорой нашего гражданского общества являются молодежная организация БРСМ, мощнейшие профсоюзы, ветеранская, женская организации и так далее. По сути, начинается новый этап обустройства общественного сектора». 

При этом принимать окончательное решение о предоставлении субъектам гражданского общества права «на взаимодействие с государственными органами в особых формах» предписано министерству юстиции РБ. 

Следует заметить, что действующие правовые нормы в определённой степени усложняют условия деятельности общественных объединений, имеющих статус республиканских. 

Так, если ранее организациям с республиканским статусом достаточно было иметь один юридический адрес как местоположение руководящего органа, то в настоящее время необходимо иметь не менее семи юридических адресов – в каждой области и в городе Минске (как местоположение руководства региональных структур). Согласно действующему законодательству, предоставить юридический адрес может только собственник нежилого помещения. 

В то же время закон «Об основах гражданского общества» приоткрывает определённые возможности перед общественными организациями. Так, в статья 5 данного закона содержит норму, предоставляющую действующим лицам (субъектам) гражданского общества возможность «получать во владение и (или) пользование для осуществления своих уставных целей имущество, находящееся в государственной собственности». Ранее такой возможности не имелось. 

Однако этой возможностью, по-видимому, смогут воспользоваться лишь отдельные субъекты гражданского общества, имеющие поддержку со стороны органов государственной власти.  

Что касается частных владельцев нежилых помещений, то они, как правило, неохотно идут на предоставление на безвозмездной основе своей собственности под местоположение руководящих органов общественных объединений, опасаясь пристального внимания налоговых органов. 

Вступившие в силу в нынешнем году закон «Об основах гражданского общества» и новая редакция закона «Об общественных объединениях» в целом не меняют правового статуса существующих в Белоруссии НПО, хотя и   вносят усложняющие изменения в порядок создания и деятельности неправительственных организаций. Одновременно закон «Об основах гражданского общества» учреждает своеобразную иерархию НПО, части из которых будут доступны особые формы взаимодействия с государственными органами, включая возможность участия во Всебелорусском народном собрании. 

Таким образом, предметом регулирования закона «Об основах гражданского общества», по сути, является не гражданское общество в целом, а взаимодействие отдельных его субъектов с государством, в том числе в рамках выборов делегатов Всебелорусского народного собрания от гражданского общества.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

01.04.24

В настоящее время с полным основанием можно утверждать о в целом сложившемся общем информационном пространстве Союзного государства. В связи с этим встаёт вопрос о его правовом оформлении. Речь идёт о согласованном принятии в Российской Федерации и Республике Беларусь закона «Об общем информационном пространстве Союзного государства», в соответствии с которым российские СМИ в Республике Беларусь и соответственно белорусские СМИ в Российской Федерации должны перестать считаться иностранными. Кроме того, в условиях жёсткой агрессии Запада против Российской Федерации и Республики Беларусь необходимы неотложные меры по совместной защите информационного пространства Союзного государства, включая создание соответствующей уполномоченной структуры.

01.04.24

Внешняя трудовая миграция в Республику Беларусь составила в 2023 году порядка 11 тысяч человек. Основное количество въехавших в Республику Беларусь для работы составили граждане Российской Федерации, Китая, Украины и Туркмении. Большинство трудящихся-иммигрантов, въехавших в Республику Беларусь для работы на основании специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью, прибыло по рабочим специальностям.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru