Государственная политика Республики Беларусь в области миграции осуществляется посредством административно-правового регулирования миграционных потоков и направлена как на защиту рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы, так и (в значительной степени) на поддержание исторически сложившейся этнокультурной среды в республике. Миграционная политика Республики Беларусь складывается из двух частей. Первая затрагивает сферу внешней трудовой миграции, вторая касается беженцев, в первую очередь, с Украины.
В области трудовой миграции отношения регулируются законом Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции», который «направлен на защиту национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы». Данный закон был принят 30 декабря 2010 года, с 1 июля 2023 года вступила в силу новая редакция закона, внёсшая в него существенные изменения, делающие белорусский рынок труда более доступным и привлекательным для иностранных рабочих.
Белорусский рынок стал более привлекательным для иностранных рабочих
До настоящего времени иностранные рабочие составляли не более 0,4% белорусских трудовых ресурсов и были практически незаметным явлением. Более того, в последние годы поток трудовых мигрантов существенно сокращался. Так, по данным МВД РБ, в 2022 году в республике официально работало 11 тысяч иностранных работников, тогда как в 2019 г. таковых было 20 тысяч.
По опубликованных данным Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, за последние несколько лет из Республики Беларусь выехало по разным причинам порядка ста тысяч человек (насколько эти цифры соответствуют действительности, сказать сложно), а т.к. большинство выехавших являются лицами дееспособного возраста, то отток такого количества трудоспособного населения создаёт на белорусском рынке труда напряженную ситуацию по целому ряду профессий. Этими обстоятельствами во многом обусловлено принятие смягчающих поправок в закон «О внешней трудовой миграции».
Рассмотрим некоторые из основных положений данного закона. Согласно действующему законодательству, с трудящимся-иммигрантом возможно заключение только срочного договора на срок не более специального разрешения, позволяющего иностранцу осуществлять трудовую деятельность и находиться на территории Республики Беларусь. Заключение контракта (как с гражданами РБ) с работниками-иностранцами не допускается. При этом законодательство требует от нанимателя установления для трудящихся-иммигрантов размера оплаты труда не менее минимальной заработной платы, действующей в республике на дату заключения трудового договора.
С 1 июля 2023 г. уточнены требования, которым должен соответствовать трудящийся-иностранец, относящийся к категории высококвалифицированного работника:
наличие профессионального образования;
опыт работы по соответствующему виду профессиональной деятельности не менее 5 лет;
размер указанной в трудовом договоре месячной заработной платы, превышающий пятикратный размер месячной минимальной заработной платы.
С 1 января 2024 года размер минимальной заработной платы составляет 626 белорусских рублей. Следовательно, нижний порог заработной платы высококвалифицированного работника составляет 3130 белорусских рублей.
Для оформления на работу иностранного высококвалифицированного работника (в случае, если в отношении его должности государство не осуществляет защиту национального рынка труда) не нужно получать заключение органа по труду и занятости и, соответственно, размещать сведения о наличии у нанимателя вакансии.
Введены исключения, позволяющие нанимателю не получать специальное разрешение для привлекаемого на работу иностранца. В частности, разрешено без специального разрешения:
Командировать работников для работы в представительствах иностранных организаций на срок, не превышающий 2 месяцев (ранее разрешалось трудоустройство только руководителей иностранных представительств).
Привлекать иностранных тренеров и профессиональных спортсменов, выступающих за Республику Беларусь, на международных спортивных соревнованиях.
Осуществлять трудовую деятельность иностранцами, получающими профессионально-техническое и среднее специальное образование в белорусских учебных заведениях вне зависимости от специальности. Ранее такой возможностью обладали только иностранцы, получающие высшее образование, а трудоустройство по получаемой специальности было обязательным.
Принимать на работу иностранцев в качестве рабочих и служащих на рабочие места и должности, не входящие в перечень профессий/должностей (устанавливается Министерством труда и социальной защиты РБ) критичных с точки зрения защиты национального рынка труда.
Привлечение иностранцев по трудовым договорам на сезонные работы в сельском хозяйстве на срок до 6 месяцев в календарном году.
В указанных случаях наниматель освобождается от необходимости регистрировать трудовые договора с иностранными гражданами. В то же время наниматели обязаны уведомить миграционные органы о заключении (продлении срока действия) или прекращении трудового договора в течение 3 рабочих дней с даты его заключения (продления срока действия) или прекращения.
Согласно действующему законодательству, срок действия специального разрешения на трудоустройство иностранных граждан разрешено продлевать только единожды. Впоследствии необходимо получать новое специальное разрешение.
В рассматриваемом законе расширен перечень случаев, когда специальное разрешение может быть аннулировано. Так, специальное разрешение упраздняется при:
неосуществлении иностранцем трудовой деятельности в течение 6 месяцев, в том числе по заявленному месту работы;
не заключении трудового договора в течение 6 месяцев после получения специального разрешения;
неуплате нанимателем обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения в период осуществления иностранцем трудовой деятельности в случаях, когда уплата таких взносов является обязательной.
При несоблюдении законодательства разрешение на работу иностранных рабочих аннулируется
Согласно Договору между Республикой Беларусь и Российской Федерацией «О равных правах граждан» от 25 декабря 1998 г., белорусские и российские граждане на территории Союзного государства имеют равные права на трудоустройство, оплату труда и другие социально-правовые гарантии.
Союзное государство строится уже без малого четверть века. Согласно действующему Договору о создании Союзного государства, граждане Республики Беларусь и Российской Федерации одновременно являются и гражданами Союзного государства, но при этом, согласно действующим белорусскому и российскому законодательствам, граждане РБ в РФ и соответственно граждане РФ в РБ относятся к категории иностранцев, хотя и обладающие широким набором прав. Кроме того, граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, могут принимать участие в выборах в местные Советы депутатов в качестве избирателей и кандидатов, а также входить в состав избирательных комиссий.
И здесь налицо очевидное противоречие. С одной стороны, белорусские и российские граждане являются согражданами Союзного государства и могут в случае постоянного проживания участвовать в выборах в местные органы власти «не своего» субъекта Союзного государства. С другой, согласно законодательству, действующему в Республике Беларусь и Российской Федерации, белорусские и российские граждане продолжают оставаться друг относительно друга иностранцами, хотя и привилегированными по сравнению с гражданами из других стран.
Вот перечень прав, которыми обладают граждане Республики Беларусь и Российской Федерации на территории Союзного государства. Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь отсутствуют визовый режим и миграционные карты. Для сравнения. Если гражданин одного из государств-участников Евразийского экономического союза находится на территории другого государства-члена ЕАЭС более 30 суток, то он обязан заполнять миграционную карту.
Граждане Российской Федерации и Республики Беларусь вправе свободно пересекать внутреннюю (белорусско-российская) границу Союзного государства, передвигаться и выбирать место жительства в любом населённом пункте России и Белоруссии.
Союзное государство строится 25 лет, а белорусские и российские граждане в отношении друг друга по-прежнему иностранцы
Граждане Российской Федерации (Республики Беларусь) вправе находиться без регистрации на территории Республики Беларусь (Российской Федерации) в течение 90 дней с даты въезда.
Гражданство Российской Федерации (Республики Беларусь) является достаточным основанием для получения разрешения на постоянное жительство (вида на жительство) в Республике Беларусь (Российской Федерации).
Постоянно проживающие в Республике Беларусь граждане Российской Федерации обладают всеми социально-экономических правами наравне с белорусскими гражданами: трудоустройство и оплата труда, ведение хозяйственной деятельности, получение начального, среднего и высшего образования, медицинская помощь.
В то же время в условиях агрессивного вторжения Запада в пространство Русской цивилизации необходимы дальнейшие меры по упрочению Союзного государства и формированию у белорусских и российских граждан осознания своего историко-культурного и цивилизационного единства.
И важным не только правовым, но и морально-идеологическим шагом в этом направлении призван стать согласовано принятый в Республике Беларусь и Российской Федерации закон «О гражданстве Союзного государства», в соответствии с которым белорусские и российские граждане должны перестать быть друг для друга иностранцами.
В то же время принятию закона «О гражданстве Союзного государства» должна предшествовать тщательная проверка правомерности предоставления, начиная, по крайней мере, с 2000 года, гражданства Российской Федерации и Республики Беларусь лицам, не относящимся к народам Союзного государства.
Что касается граждан государств-участников Евразийского экономического союза, то они на территории Республики Беларусь «осуществляют трудовую деятельность на основании трудового или гражданско-правового договора без получения специального разрешения на осуществление трудовой деятельности».
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.