Решительные действия генерал-губернатора М.Н. Муравьёва по борьбе с польско-шляхетскими мятежом оказались весьма действенными. Граф Муравьёв действовал жёстко, но исключительно в рамках закона. В отношении террористов-убийц после тщательного разбирательства применялись такие меры наказания, как публичные казни. И надо сказать, что такие меры охлаждающе действовали на горячие шляхетские головы, что достаточно быстро привело к падению преступной деятельности террористических шаек «кинжальщиков» и «жандармов-вешателей».
Всего за содеянные преступления было казнено 128 мятежников, от 10 до 12 тысяч участников мятежа было осуждено на каторгу, в арестантские роты или отправлено в ссылку. Среди понёсших наказание – шляхта, католические ксёндзы – более 95 процентов составляли католики, что соответствует их доле среди участников мятежа.
Листовка польских мятежников «И ты, поп, будешь так висеть, пока не исправишься...», 1863 г.
В общей сложности в мятеже приняло участие с той или иной степенью активности семьдесят семь тысяч человек, из них лишь 16 процентов было привлечено к ответственности, остальные под честное слово были отпущены по домам.
Помимо умиротворения польского мятежа, генерал-губернатор Гродненский, Минский и Виленский граф М.Н. Муравьёв самым серьёзным образом занимался располячиванием белорусских губерний и возврата им исконного облика Западной/Белой Руси.
Во-первых, был нанесён удар по материальному положению мятежного шляхетства: польские помещики были обложены военным 10-процентным денежным сбором, поместья участников восстания – 20–30-процентным сбором, имущество активных участников мятежа изымалось. Генерал-губернатор М.Н Муравьёв справедливо полагал, что введение военных налогов полностью обосновано, ведь если польские помещики дают деньги на мятеж, то должны предоставить их и на его усмирение. В результате этих действий мятежники были лишены финансовых поступлений.
Во-вторых, земельная реформа в Белоруссии и Литве проводилась в интересах крестьян. Все безземельные крестьяне получили по три десятины (3,3 га), владевшие землёй расширили свои участки минимум на 2,5 процента (Виленская губерния), максимум – на 7,8 процентов (Могилёвская губерния).
В результате земельной реформы безземельные крестьяне получили по три десятины (3,3 га) земли
В-третьих, при М.Н. Муравьёве на белорусских землях закрылось большое количество католических костёлов и монастыре, которые до этого буквально опутывали Белую Русь. Одновременно стали активно восстанавливаться и строиться православные храмы.
И, наконец, в-четвёртых, в Белорусском крае начала создаваться широкая система народного образования. Только в Витебской и Могилёвской губерниях было открыто 560 народных школ, где занятия велись на русском языке, а Закон Божий преподавали православные священники. Массовыми тиражами стали издаваться недорогие «книги для народа» на русском языке и белорусском наречии.
В бытность М.Н. Муравьёва генерал-губернатором в образовательной области на Белой Руси произошла настоящая революция. Местная школа перестала быть шляхетско-элитарной и превратилась в массовую. Интересно, что созданное (в числе многих) по решению графа М.Н. Муравьёва народное училище в местечке Беларучи (ныне Логойский район Минской области) закончил в 1898 году Иван Луцевич (будущий Янка Купала).
В советское и постсоветское времена постоянно навязывалось мнение, что в дореволюционной России якобы под запретом находилась белорусскоязычная литература. Насколько подобное утверждение далеко от действительности свидетельствует в том числе и тот факт, что одно из первых стихотворений Янки Купалы, написанных по-белорусски, «Мужык» (до этого он писал по-польски) было опубликовано в 1905 году в минской газете «Северо-Западный край».
А такие выдающиеся деятели белорусской культуры, как А.Е. Богданович (этнограф, фольклорист, историк культуры, отец поэта Максима Богдановича), К.М. Мицкевич (поэт и писатель Якуб Колас), Н.К. Романовский (писатель Кузьма Чорный) получили основательное образование в Несвижской учительской семинарии, открытой по инициативе (хотя уже после его смерти) графа М.Н. Муравьёва.
Несвижская учительская семинария: открыта по инициативе графа М.Н.Муравьёва
Как писал попечитель Виленского учебного округа Н.А. Сергиевский, Несвижская учительская семинария была «просветительским и воспитательным форпостом, который служил противодействием польскому католицизму, гнездящемуся в Несвиже и его окрестностях».
Финансировалась Несвижская учительская семинария из государственного бюджета, а также за счёт средств Несвижского уездного земского управления и местной сельской общины. Как отмечал Н.А. Сергиевский, «это была самая удобная школа для тех, кому не на что было учиться: там не взимали плату за обучение, а лучшим ученикам, которые хорошо учились, давали стипендию».
Благодаря целому ряду глубоких и системных преобразований, родоначальником которых выступил М.Н. Муравьёв, на Белой Руси был положен конец польско-католическому господству в общественной, социально-экономической и культурно-образовательной сфере над белорусским православным населением края.
Кроме того, следует помнить, что реформы генерал-губернатора Муравьёва заложили ту основу, на базе которой впоследствии, в советское время, развивалась современная белорусская культура.
Вот как оценивал деятельность графа М.Н. Муравьёва советский белорусский историк М.В. Довнар-Запольский в своём труде «История Белоруссии» (1925 г.): «Михаил Николаевич Муравьёв был одним из выдающихся деятелей эпохи. Он обладал обширным образованием, определённым образом мыслей, знанием дела, выполнять которое он призывался. Обладая обширным государственным умом, он приступал к выполнению той или другой государственной задачи, усвоив себе предварительно известного рода план работы».
А вот мнение уроженца Гродненщины, выдающегося писателя и мыслителя русского зарубежья И.Л. Солоневича: «Край, сравнительно недавно присоединённый к империи и населённый русским мужиком. Кроме мужика, русского там не было ничего. Наше белорусское дворянство очень легко продало и веру своих отцов, и язык своего народа, и интересы России. Тышкевичи, Мицкевичи и Сенкевичи — они все примерно такие же белорусы, как и я. Но они продались. Народ остался без правящего слоя. Без интеллигенции, без буржуазии, без аристократии, даже без пролетариата и без ремесленников. Выход в культурные верхи был начисто заперт польским дворянством. Граф Муравьёв раскрыл белорусскому мужику дорогу хотя бы в низшие слои интеллигенции».
Выдающийся мыслитель русского зарубежья и человек необычной судьбы Иван Солоневич
Граф Михаил Николаевич Муравьёв имеет выдающиеся заслуги перед белорусским народом, но его деятельность на благо Белой Руси была грубо оклеветана. И ещё предстоит немало усилий, чтобы вернуть его славное имя в ряд подлинных радетелей за Белую Русь.
Но теперь вернёмся к «левым патриотам». Как уже отмечалось ранее, в июне текущего года общественное объединение «Движение Союз» направило руководству республики и города Минска петицию с подписями патриотически настроенных граждан с предложением переименовать «улицу Калиновского» в «улицу 17 сентября».
Предложение, несомненно, заслуживающее поддержки. В том числе и потому, что не должны улицы и площади белорусских городов носить имена заклятых врагов Белой Руси и Русского мира, а В.-К. Калиновский был именно таким персонажем. И не случайно бандформирование, состоящее из б-ч-б-беглецов и воюющее на стороне киевского режима, самоназывается «полк Калиновского».
Однако за сохранение в Минске «улицы Калиновского» нежданно выступил Координационный совет левопатриотических общественных объединений «Единство», который направил в органы государственной власти обращение под громким названием «Нет переписыванию нашей истории!».
Основные доводы «левых патриотов» в пользу Калиновского:
«В отношении попыток антисоветской пропаганды использовать как восстание 1863 года, так и имя Калиновского в своих целях было известно и историкам советской школы. Так, в «Истории Белорусской ССР» [Минск, «Наука и техника», 1977] указывалось, что «царское правительство, дворянско-буржуазные историки пытались показать восстание 1863 г. как акцию польского дворянства и католического духовенства».
«В советской историографии деятельность Калиновского как революционного демократа и борца против царизма оценивалась положительно. В этих условиях вполне объяснимо было присвоение имени Калиновского улицам в Минске и ряде других населённых пунктов республики как борца против угнетении крестьянства со стороны царизма и помещиков».
Как видим, «левые патриоты» продолжают воспринимать белорусскую историю через кривое зеркало сфабрикованное ещё в 20-х годах XX века таким лжеисториком, как Вацлав Ластовский (имел начальное четырёхлетнее образование, но при этом в 1928 г. стал академиком Академии наук БССР) и «марксистом-максималистом от истории» М.Н. Покровским (академик Академии наук БССР с 1928 г. и Академии наук СССР с 1929 г., ректор в 1921-1931 гг. Института красной профессуры).
Первый подвязался на ниве исторических небылиц – «слепил» из польского шляхтича, польского националиста и радикала-террориста В.-К. Калиновского «вожака белорусских крестьян Кастуся Калиновского», продвигал идею замены понятия «Белоруссия/Беларусь» на некую «Кривию/Крывiю».
Второй подгонял любые противоправные действия (включая разбой и убийства) в дореволюционной России под «борьбу угнетённых масс с царизмом». Ну а если нечто подобное происходило на территории исторической России, ставшей в советское время союзной или автономной республикой, то любой разбой или бунт против власти (к слову сказать, законной) сразу причислялся «к национально-освободительной борьбе против царизма».
Белорусская ССР в этом смысле стояла особняком. Среди белорусов были, конечно, личности, промышлявшие в дореволюционные времена разбоем и грабежами, но объектами их преступных деяний были, как правило, польские помещики или еврейские купцы, и эти злодеяния при всём желании невозможно было представить как «революционную борьбу с российским самодержавием».
Михаил Покровский. Благодаря деяниям этого «академика» по отечественной исторической науке был нанесён тяжелейший удар
Но самым возмутительным, с точки зрения Покровского и ему подобных, было то, что за весь XIX век на Белой Руси со стороны белорусов не было ни одного сколь-либо заметного выступления против «проклятого царизма».
Напротив, белорусские крестьяне решительно выступали, как это было во время польского мятежа 1863 года, «За Русь! За Белого царя!».
И тогда в ход пошла грубая фальсификация. Польско-шляхетский мятеж 1863 года был переписан в «белорусское крестьянское восстание», в качестве вождя которого был определён придуманный Вацлавом Ластовским персонаж – Кастусь Калиновский.
Начиная с 1920-х годов партийная пропагандистская машина на всю катушку раскручивала фальшивый образ Кастуся Калиновского. И он так въелся в сознание граждан СССР, что улицы имени этого ложного «революционного демократа» появились не только в БССР (порядка 40 в различных городах и весях), но и в других союзных республиках. Поэтому неудивительно, что «левые патриоты», для которых «советская историография не может ошибаться», до сих пор относят польского шляхтича, карателя и террориста Винцента Константы Калиновского к разряду «национальных героев белорусского народа».
Однако советская историография была очень разная. В советское время были как выдающиеся ученые-историки, к примеру, академик Н.С. Державин (удостоен Сталинской премии I степени за работы «Происхождение русского народа: великорусского, украинского, белорусского», «Славяне в древности»), так и такие сомнительные личности как псевдоисторик М.Н. Покровский, который утверждал, что русский народ не играл никакой положительной объединительной роли, в отношении других народов России и считал русских «держимордами», угнетавшими все народы, вошедшие в состав русского государства.
Ну а так как лженаучные бредни Покровского не выдерживали никакой научной критики, то он расправлялся с оппонентами посредством организации репрессий против историков иных позиций.
Так, М.Н. Покровский был инициатором т.н. «Академического дела», когда в 1929-1931 годах была арестована большая группа учёных-историков и краеведов по обвинению в контрреволюционной деятельности. В начале 1930 года был арестованы и осуждены выдающийся учёный-историк, директор Пушкинского дома С.Ф. Платонов и две его дочери – Мария и Нина. Был также арестован и осуждён крупнейший специалист по Отечественной войне 1812 года и эпохе Наполеона Е.В. Тарле.
Всего по «Академическому делу» было привлечено 115 человек. Как заявил по этому поводу Покровский, «надо переходить в наступление на всех научных фронтах; период мирного сожительства с наукой буржуазной изжит до конца». В 1967 году все привлечённые и осуждённые по «Академическому делу» были реабилитированы.
В завершение хотелось бы поделиться отрадной вестью. 26 июня 2024 года Кобринский районный совет депутатов принял решение о переименования в городе Кобрине «улицу Калиновского» в «улицу Петра Машерова». Надеемся, что местные советы и других городов республики поддержат патриотический почин кобринских депутатов, и имя польского шляхтича-террориста навсегда будет стёрто с карты Республики Беларусь.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.