Римско-католическая церковь (РКЦ) в Белоруссии является второй по величине после Белорусской Православной Церкви религиозной организацией в Республике Беларусь. В последние годы РКЦ существенно повысила свою миссионерскую деятельность и одновременно стала стремиться расширить своё «гуманитарное» влияние в белорусском обществе. По сведениям католических иерархов РКЦ, в Белоруссии насчитывает 1,4 миллиона верующих-католиков, что составляет порядка 15% населения республики. Цифры, очевидно, завышенные, но количественную картину рисуют, в принципе, близкую к реальности.
Католические приходы существуют по всей республике, но основная масса верующих римо-католиков проживает в западных регионах, прежде всего, в Гродненской области, где они составляют (опять же по данным РКЦ) 60% населения. По сведениям Уполномоченного по делам религий и национальностей РБ, в настоящее время в Белоруссии действует четыре римско-католические епархии: Минско-Могилёвская архиепархия, Пинская, Гродненская и Витебская епархии, в составе которых насчитывается 500 католических общин.
В апреле 1999 года Ватиканом была создана Конференция католических епископов в Белоруссии, состоявшая из девяти иерархов, которую в настоящее время возглавляет архиепископ, митрополит Минско-Могилёвский Юзеф Станевский. Пан Станевский, природный поляк, уроженец Гродненской области, обладает степенью магистра канонического права, которую защитил в Люблинском католическом университете в Польше.
Римско-католический митрополит Минско-Могилёвский Юзеф Станевский
В республике действуют 11 римско-католических миссий, 9 монастырей и 5 духовных учебных заведений. На текущий момент РКЦ в Белоруссии принадлежат 523 действующих и 27 строящихся католических культовых сооружений.
Имеется в Республике Беларусь и толика униатов. По данным Уполномоченного по делам религии и национальностей, Греко-католическая церковь имеет в Белоруссии 16 общин и 4 культовых здания.
Белорусская греко-католическая церковь образована в 1923 году на территории Западной Белоруссии, находившееся в то время в составе 2-й Речи Посполитой (довоенной Польши). Вместе с Украинской греко-католической церковью считает себя наследницей Русской униатской церкви, созданной в результате Брестской церковной унии 1596 года. В 1839 году на Полоцком церковном соборе Русская униатская церковь вернулась в лоно Русской Православной Церкви. Следует отметить, что национальное самосознание прежних западнорусских униатов и нынешних греко-католиков в корне отличается. Если первые однозначно определяли себя русскими, то нынешние католики византийского обряда занимают злостно антирусскую позицию и являются активными приверженцами идеологии польщизны.
Римско-католическая церковь как религиозная организация пользуется существенными экономическими льготами, что даёт ей возможность заниматься строительством костёлов по всей республике. При этом костёлы возводятся в том числе и в тех местностях, где католических храмов никогда не было, а количество католиков исчезающе мало. В этом случае католические иерархи исходят их того, что появление костёлов способствует росту количества ксёндзов, которые в местностях с малым количеством прихожан-католиков фактически будут заниматься прозелитизмом (обращением в свою веру) на канонической территории Русской Православной Церкви.
В настоящее время РКЦ ведёт в Белоруссии широкую миссионерскую деятельность, не ограничиваясь только местами традиционного проживания польского населения. При этом католическое богослужение ведётся на польском и полонизированном белорусском языках. Следует отметить, что белорусская «мова» стала использоваться в католических службах не для того, чтобы сделать их более доступными для понимания местным населением, которое в обиходе говорит по-русски или на западнорусском наречии. «Мова» выступает инструментом формирования у белорусского населения чуждого отношения к Русскому миру.
Католическая церковь стремится активно продвигать своё вероучение
по всей республике
РКЦ по сути является проводником давней иезуитской идеи «чтобы на Руси не было Руси» и уделяет серьёзное внимание продвижению идеи «польщизны/беларусчыны», внедряя в сознание католической паствы польско-шляхетское восприятие прошлого, а значит, и современности Белоруссии.
Вот, к примеру, как на официальном сайте Римско-католической церкви в Белоруссии в разделе «История Церкви в Беларуси» преподносятся события, связанные с воссоединением Белой Руси с Российской державой и возвратом западнорусских униатов в лоно Русской Православной Церкви: «XIX век. Национальное и религиозное притеснение белорусов со стороны Российской империи. Насильственное присоединение к России после последнего раздела Речи Посполитой в 1795 году повлекло за собой закрытие почти всех католических монастырей и учебных заведений в период с 1830 по 1870 год. В 1839 году Уния была упразднена. Началось насильственное обращение населения в православие. Начался период жестокого, более чем 200-летнего национального и религиозного гнета. Вместе с народом гонениям подверглась и католическая церковь. Царское правительство всячески препятствовало религиозной жизни католиков».
Помимо того, утверждается, что великая княгиня Ольга приняла крещение по латинском обряду и что Православная митрополия на землях современной Белоруссии появилась лишь в XIV веке, и таким образом проводится мысль, что католическая церковь обладает неким первенством перед православной:
«Между 1300 и 1316 гг. была основана Православная Литовская митрополия со столицей в Новоградке, подчинявшаяся Константинополю. В 14 веке развитие христианства западного обряда в Беларуси замедлилось, но не остановилось полностью».
При этом иерархи РКЦ предлагают своей пастве почитать в качестве «святых мучеников» исторических персонажей, которые отличались особой рьяностью в гонениях на Православие во времена Речи Посполитой.
Проповедь в Гродненском костёле
Так, в мае 2023 года в Пинске и Иванове (районный центр в Брестской области) состоялось двухдневное католическое празднество в честь 75-летия канонизации иезуита Андрея Боболи, во время которого костёл Воздвижения Святого Креста в Иваново был объявлен «санктуарием» (местом паломничества). В действе приняли участие высокопоставленные католические иерархи РКЦ в Белоруссии, униатский архимандрит Сергей Гаек, католические паломники из Белоруссии, Польши, Литвы и Германии. В качестве почётных гостей присутствовали представители Общества распространения почитания св. Андрея Боболи из Варшавы. На завершении празднества пинский католический епископ Антоний Демьянко выразил пожелание, чтобы «культ святого Андрея Боболи распространялся на Полесье и во всей стране».
В связи с изложенным необходимо посмотреть, что собой представлял Андрей Боболя, почитанию которого РКЦ хотела бы придать всебелорусский характер. Это был польский католический миссионер, член ордена иезуитов, который в XVII веке на русских землях, подвластных Речи Посполитой рьяно боролся с православием, занимался насаждением унии и католицизма, за что был прозван «душехватом». Иезуит Андрей Боболя активно воплощал в жизнь доктрину «чтобы на Руси не было Руси». За свои оголтелые антиправославные деяния в мае 1657 года был убит казаками в местечке Янов (ныне Иваново). В апреле 1938 года во время нахождения Пинска в составе 2-й Речи Посполитой Андрей Боболя был канонизирован римским папой Пием XI качестве святого РКЦ. К слову, 20 июля 1933 года папой Пием XI был подписан конкордат (договор) с нацистской Германией.
Андрей Боболя – «душехват» из XVII века
Вот как описывает смерть иезуита Андрея Боболи Католический портал Беларуси «Мужчины святого Иосифа»: «В те времена отношения между конфессиями резко обострились. Противоречия на религиозной почве стремились использовать для достижения своих грязных целей различные силы. Среди них были казаки, которые действовали совершенно бесконтрольно и терроризировали все местное население. В среду, 16 мая 1657 года, казаки вторглись в Янов-Полесский (современное Иваново, Брестская область), где они убили всех католиков и евреев, независимо от возраста, пола и происхождения.
Узнав, что Андрей Боболя незадолго до этого выехал из Янова, казаки направились за ним. Его поймали около полудня. Чтобы заставить священника отречься от веры, казаки сначала избили его плетками, а затем изувечили лицо. Его били плетью, кололи копьем, еще живого, его подвесили за ноги к потолку. Удар меча положил конец земной жизни».
Часть 2
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.