13 октября в Бишкеке (Киргизия) прошло заседание Совета глав государств СНГ. Как итоги этой встречи в верхах могут повлиять на развитие Содружества и на процессы, происходящие за его пределами, пойдёт речь в этом материале.
Когда в декабре 1991 года главы 11 союзных республик договорились о создании вместо Советского Союза Содружества независимых государств (СНГ), то 150 миллионам вдруг ставшими не советскими гражданам было сказано, что ничего страшного не произошло, что единство страны сохраняется – просто поменялось название с СССР на СНГ, а если паче чаяния какая-то республика/новое государство (как говорили на Западе) захочет окончательно отделиться, то это будет мирный, так сказать, «цивилизованный развод».
Трудно сказать, верили ли в это сами авторы подобных утверждений, но действительность оказалось иной: жестокой и кровавой. Помимо правового беспредела и массового обнищания, которым в лихие 1990-е годы было охвачено всё постсоветское пространство, в ряде регионов бывшего СССР произошли, а в некоторых продолжаются до сих пор, войны и военные конфликты, приведшие к многочисленным жертвам, сломанным судьбам, потокам беженцев и затронувшие миллионы людей.
Напомним этот безрадостный перечень:
Приднестровский конфликт: март – август 1992 г. – боевые действия. Находятся в замороженной состоянии;
пятилетняя гражданская война (1992 - 1997 гг.) в Таджикистане. Погибло, по разным сведениям, свыше 100 тысяч человек;
войны и военные конфликты на Кавказе: гражданская война в Грузии 1991–1993 гг., грузино-южноосетинский и грузино-абхазский конфликты, пятидневная война «08.08.08»; кровопролитный Карабахский конфликт 1991-2023 гг.; первая (1994-1996 гг.) и вторая (1999-2000 гг.) чеченские кампании, борьба с террористическим бандподпольем до декабря 2017 г.;
война киевского режима против Донбасса (12 апреля 2014 г. – 24 февраля 2022 г.);
Специальная военная операция Вооружённых сил Российской Федерации (24 февраля 2022 г. по настоящее время) по защите населения Донбасса, денацификации и демилитаризации Украины.
Как и 80 лет назад, русский солдат освобождает Украину от нацизма
Помимо того, в Республике Беларусь в декабре 2010 года была произведена попытка прозападной цветной революции (т.н. «Плошча-2020»/«Площадь-2010), а в 2020 году была совершена длительная по времени полномасштабная гибридная агрессия, для отражения которой потребовалось напряжение всей белорусской государственной машины и поддержка Российской Федерации в рамках Союзного государства.
В январе 2022 года произошёл вооружённый исламистский мятеж в Казахстане, центр управления которым находился в нацистско-бандеровском Киеве. И только молниеносное вмешательство миротворческих сил ОДКБ предотвратило сползание Казахстана в хаос и гражданскую войну.
И все эти события проходили под лицемерные стенания Запада о демократии и правах человека. Но после начала СВО маски с хищных морд западных глобалистов слетели. Они уже не скрываясь стали говорить о том, что их цель –стереть с карты мира Россию и Белоруссию, отменить русскую культуру и Русский мир в целом. А вслед за этим настанет черёд и остальных стран СНГ. Они лишаться даже малейших форм самостоятельности и будут погружены в беспросветный мрак бесправных колоний западных транснациональных корпораций.
В этих условиях перед СНГ во весь рост встал вопрос о будущем этого объединения. Если вещи называть своими именами, то после «разбегания по национальным квартирам» СНГ в условиях нарастающей глобализации стало в большей степени площадкой для разговоров, чем интеграционными объединением. Собственно, если бы глобализация удалась, то СНГ отмерло бы за ненадобностью, т.к. глобализм и «независимые государства» понятия несовместимые. И как это может показаться не удивительным, но нынешнее жёсткое противостояние Российской Федерации и Республики Беларусь, т.е. Союзного государства с одной стороны и сил глобализма во главе с администрацией Байдена – с другой, открывает перед СНГ перспективу второго дыхания.
В своём выступлении на встрече в Бишкеке Александр Лукашенко отметил, что Запад не устраивают любые интеграционные объединения на постсоветском пространстве, включая СНГ: «Главной целью создания Содружества было не допустить разрыва связей после развала Советского Союза. Это не устраивало и сегодня не устраивает наших конкурентов – Запад, который по сей день не оставляет попыток расшатать нас, ослабить и подчинить своим интересам».
Далее Александр Лукашенко подчеркнул, что если активно не противодействовать разрушительному вмешательству Запада во внутренние дела государств Содружества, то «нас просто порвут на части и пострадают прежде всего простые люди – народы наших стран».
Рабочее заседание глав государств стран СНГ
Но одного противодействия враждебному вмешательству недостаточно, необходима целенаправленная работа по упрочению Содружества и его развитию на самой современной основе. Но первым шагом, по мнению белорусского президента, должен быть тщательный анализ существующего положения дел: «В принципе, сегодня время критичнее оценить ситуацию в нашем Содружестве. Нам не следует прятать голову в песок. Мы же видим, что все застарелые конфликты, которые нам подбросили в свое время, неизбежно выходят наружу с очень печальными последствиями».
Следует также обратить внимание на то значимое обстоятельство, что Содружество при всех его недостатках способствует сохранению национальной самобытности народов государств-участников СНГ, что чрезвычайно важно в условиях агрессивной политики глобалистских сил по низведению народов до уровня безродной безнациональной массы. Особенно наглядно это видно на примере стран Евросоюза и самих Соединенных Штатов, где принудительно насаждается культ половых извращений и крайнего индивидуализма. Касаясь этого вопроса, глава Российского государства Владимир Путин отметил, что работа в рамках СНГ укрепляет отличительные особенности, входящих в это объединение стран: «Выбор каждого из нас — мы хотим сохранить идентичность или нет. Работа в рамках СНГ дает нам такую возможность и усиливает наши позиции. Не мешает при этом сотрудничать друг с другом и уважать свои национальные особенности».
Содружество сохраняет самобытность своих народов
В течение всего периода после падения Советского Союза, СНГ как идею цивилизационной общности народов Северной Евразии и межгосударственное объединение периодически пытались пустить под откос всевозможные, финансируемые западными фондами и другими подобными источниками, политиканы и эксперты, выдвигавшие посыл о том, что странам-участницам необходимы другие пути развития, партнёры и друзья.
И приходится свидетельствовать, что практически все страны СНГ на какое-то время поддались на это лукавство. Но три десятилетия политики «открытых дверей» со странами Запада не стали временем экономического роста и процветания. Наоборот, те из стран СНГ, которые наиболее далеко продвинулись в западном направлении, а это Украина, Грузия и Молдова, оказались ввергнуты в пучину национальной катастрофы (в первую очередь это касается Украины), получили войну и утрату территорий.
Деятельность СНГ, безусловно, должна основываться на идее, что общее прошлое и видение совместного будущего должны определять насыщенность связей и взаимодействия на пространстве СНГ. И какую бы линию относительно Содружества не проводили отдельные главы постсоветских государств и политические деятели, всё это не может вычеркнуть народы и постсоветские государства из общего цивилизационного пространства Северной Евразии.
Понимание того, что справедливые и равноправные отношения могут гарантировать только близкие по духу государства, должно стать определяющим в сознании лидеров государств и политических элит стран Содружества. И такой подход в условиях пересмотра мирового порядка в сторону неприятия чьей-либо гегемонии ведёт к новому прочтению роли Содружества на международной арене.
В условиях стремительно меняющегося положения в мире, существующего запроса на более справедливое мироустройство как никогда востребованы объединения, которые стремятся к расширению и укреплению сотрудничества между народами и государствами, установлению прочных международных правовых гарантий развития и устранению любых ущемлений по признаку вероисповеданию, пола или уровню доходов. И как считает Александр Лукашенко, «наше Содружество как раз и является одним из таких объединений».
По итогам встречи глав государств СНГ были подписаны 17 документов в разных областях. Но особое внимание хотелось бы обратить на соглашение об учреждении Международной организации по русскому языку и о поддержке и продвижении его как языка межнационального общения. А ведь совсем ещё недавно едва ли не во всех странах СНГ проводилась линия на вытеснение русского языка из деловой и общественной жизни. В том же Казахстане действовали т.н. «языковые патрули», которые выявляли граждан, не желавших отказываться от русского языка. Причём они затрагивали не только казахов по национальности, но даже местных русских людей. Но похоже осознание жизненной необходимости русского языка для всех народов Северной Евразии пришло, наконец, и к лидерам неславянских государств Содружества.
Еще одним стратегически важным решением стал принятый в Бишкеке документ о статусах наблюдателя и партнера СНГ, который, несомненно, будет содействовать значительному расширению сферы влияния Содружества на мировой арене.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.