Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.
С началом Великой Отечественной войны часть православного духовенства, деятели из Белорусского национального центра и других нацдемовских организаций стали рассматривать гитлеровскую оккупацию Белоруссии как возможность воплотить замысел БАПЦ. На протяжении 1941–42 годов было сформировано руководство БАПЦ (управа митрополита, Синод) во главе с митрополитом Пантелеймоном (П.С.Рожновским), созданы епархии (существовали до середины 1944 года) – Минская, Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Могилевская, Новогрудская, Полесская, в которые были назначены епископы.
Уже на начальном этапе существования БАПЦ между ее руководством и деятелями БЦР возникли разногласия по ряду принципиальных вопросов. Последние при поддержке оккупационных властей требовали провести тотальную белорусизацию церковной жизни – ввести белорусский язык в богослужение и религиозное обучение, уволить архиереев и священников, стоящих на общерусских позициях в национально-языковом вопросе. На состоявшемся в августе-сентябре 1942 года Всебелорусском церковном соборе был принят устав БАПЦ. При этом, несмотря на давление со стороны немецких властей и БЦР, собор отложил вопрос об объявлении автокефалии до окончания войны.
Митрополит Пантелеймон. Возглавляя БАПЦ, следуя своим убеждениям и чаяниям православных верующих, не допустил отрыва Белорусской епархии от Русской Православной церкви
Кроме того, БЦР пыталась, хотя и безуспешно, установить свой политический контроль над БАПЦ, обвиняя последнюю в прорусской пропаганде. Во время освобождения Белоруссии Красной Армией епископат БАПЦ выехал в Германию и в феврале 1946 года вошел в состав Русской зарубежной православной церкви.
Следует заметить, что существующая в настоящее время т.н. Белорусская автокефальная православная церковь в эмиграции (БАПЦэ) не имеет какого-либо отношения к прежней БАПЦ и была создана в июне 1948 года при непосредственном участии т.н. Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). В декабре 1949 года главой БАПЦэ стал епископ УАПЦ Сергий, получивший сан архиепископа БАПЦэ, его секретарем стал епископ Василий, получивший этот сан по решению собора епископов УАПЦ. Таким образом, с начала своего существования БАПЦэ находилась под непосредственным влиянием УАПЦ и занимала крайне антирусскую позицию.
В начале 1980-х годов итак немногочисленная БАПЦэ раскололась, и в настоящее время существуют две церковные организации, именующие себя Белорусская автокефальная православная церковь, каждая из которых имеет незначительное число немногочисленных приходов в США, Канаде и Австралии. После 1991 года каждая из БАПЦэ стремиться тем или иным образом способствовать появлению и расширению автокефалийских настроений среди духовенства современного Белорусского Экзархата Русской православной церкви, используя, в частности, для этих целей созданный на рубеже 1990-х годов «Фонд помощи жертвам Чернобыля» и образовавшееся в 1990 году Объединение белорусов мира «Бацькаўкашчына».
Отдельные белорусские православные приходы не входят в структуры БАПЦэ, а подначальны экзарху Константинопольской патриархии в Северной Америке. Всего в настоящее время под ведением БАПЦэ и Константинопольской патриархии находится чуть более двадцати белорусских православных приходов в Канаде, США, Великобритании, Австралии. Кроме того, существуют белорусские католические (униатские) миссии в Чикаго, Лондоне и Париже.
Союз белорусской молодежи был создан в июне 1943 года по распоряжению генерального комиссара Белоруссии Вильгельма Кубе по подобию германского союза гитлеровской молодежи (Гитлер-югенд). СБМ должен был объединять подростков и молодежь от 10 до 20 лет и строился по жесткому принципу фюрерства. Главной задачей данного профашистского союза было формирование нового поколения белорусов в духе германского национал-социализма, а также важного источника политически лояльной к Гитлеру рабочей силы для Германии.
Гитлеровские приспешники из профашистского т.н. Союза белорусской молодежи
С июня 1943 по июль 1944 года на оккупированной территории Белоруссии гитлеровцами и их пособниками было подготовлено около полутора тысяч функционеров младшего, среднего и высшего звена СБМ. Всего в СБМ состояло более 12 тысяч человек, из которых 3 с половиной тысячи в составе рабочей группы СБМ «Германия» работали на военных предприятиях III Рейха. С весны 1944 года члены СБМ активно вербовались для службы в военно-вспомогательных подразделениях Вермахта, Люфтваффе, БКА и полицейских частях. Во время освобождения Белоруссии около трех тысяч активных членов СБМ вместе с отступающими немецко-фашистскими войсками покинули Белоруссию. Деятельность СБМ продолжалась на территории Германии до весны 1945 года .
После окончания Второй мировой войны в США и Канаде обосновалось 50 тысяч эмигрантов белорусского происхождения. Десятки тысяч выходцев из Белоруссии осели во Франции, Бельгии, Германии, а также в Англии и Австралии.
После подписания в августе 1945 года советско-польского договора о границе к Польше отошло 17 районов Белостокской и 3 района Брестской областей. В результате примерно 400 тысяч белорусов оказались за пределами Белоруссии, составили в Польше белорусское национально-культурное меньшинство и перешли в разряд белорусской диаспоры .
Среди белорусской эмиграции послевоенной волны в первую очередь происходило размежевание по национально-культурному самоопределению, подобное тому, что имело место в эмиграции послереволюционной поры. Большая часть послевоенных эмигрантов из Белоруссии в зависимости от национального самосознания пополнили ряды русской и польской диаспоры, меньшая часть (в основном коллаборационисты и их потомки) составили т.н белорусскую национально-«свядомую» диаспору (НСД), которая не является чем-то однородным. В ней наблюдается соперничество различных групп и течений, длительное время существовало два политических центра – Рада БНР и Белорусская центральная рада, однако все они едины в своем враждебном отношении к России, русскому языку и культуре, к общерусскому (восточнославянскому) единству.
В послевоенный период для взаимодействия с выходцами из Белоруссии, проживавшими за пределами СССР, были созданы две организации – Белорусское общество по культурным связям с соотечественниками за рубежом «Радзіма» и Белорусское общество дружбы и культурных связей с зарубежными странами. При этом наиболее тесные связи у общества «Радзіма» установились с теми организациями общерусской направленности, в которых выходцы из Белоруссии играли существенную роль – Федерацией русских канадцев, Русским центром в Нью-Йорке, Славянским обществом дружбы в Англии и некоторыми другими. По понятным причинам общество «Радзіма» и Белорусское общество дружбы и культурных связей с зарубежными странами не имели связей с организациями, имевшими коллаборационистские истоки.
Фестиваль белорусской культуры в Польше
На рубеже 1990-х годов в условиях кризиса советской системы между возникшими в Белоруссии нацдемовскими организациями [Белорусский народный фронт (БНФ), Таварыства беларускай мовы (ТБМ) и др.] и самой национал-«свядомай» диаспорой установились тесные связи, цель которых была не просто некий культурный обмен, а непосредственное влияние на внутренний и внешний политический курс Республики Беларусь. С этой целью в сентябре 1990 года при непосредственной поддержке тогдашнего руководства Белоруссии (С.С.Шушкевич, В.Ф.Кебич) вместо «Радзімы» было создано Объединение белорусов мира «Бацькаўшчына», в основу деятельности которого был положен нацдемовский посыл об отдельности белорусов от русского народа. Президентом «Бацькаўшчыны», в то время скатившийся на русофобские позиции, был писатель Василь Быков. По инициативе «Бацькаўшчыны» и на ее идейной основе в 1992 году в Минске был проведен Первый сход белорусов близкого зарубежья, а в 1993 году Первый съезд белорусов мира.
Всего к настоящему времени состоялось шесть съездов (седьмой назначен на 15-16 июля 2017 г.) белорусов мира, каждый из которых представлял собой собрание воинствующей нацдемовской интеллигенции, которая ратовала и ратует за максимальное ограничение сферы применения, лишение государственного статуса, а лучше – запрет русского языка в Белоруссии, за ликвидацию Союзного государства и вообще союзнических отношений Белоруссии и России, и любых интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Причем первую идеологическую скрипку как в «Бацькаўшчыне», так и на всех т.н. съездах белорусов мира играют деятели, тесно связанные с Радой БНР, а ранее и с БЦР, которая прекратила свое существование в апреле 1995 года в связи со смертью ее последних членов .
Достаточно назвать несколько деятелей, избранных в «великую раду» «Бацькаўшчыны» на прошедшем в Минске в июле 2013 года шестом «съезде белорусов мира», чтобы ясно представить себе, что это за «контора». Республику Беларусь в этом руководящем органе представляют: главный борец с русским языком в Белоруссии председатель «Таварыства беларуская мовы» Олег Трусов, пресловутый Станислав Шушкевич, идеолог «литвинизма», противник русского языка, историк Леонид Лыч, создатели таких русофобских организаций как т.н. Белорусский народный фронт (БНФ) и его крыло «Молодой фронт» Валентин Голубев и Павел Северинец и еще 45 подобных им персоналий.
США в «великой раде» представлены шестью персонами. Среди них значится некто Янка Запрудник (наст. Сергей Вильчицкий). Этот престарелый нацдем (род. в 1926 г.), который является знаменем и духовным вождем «Бацькаўшчыны», в юные годы находясь на оккупированной территории Белоруссии состоял в фашистском Союзе белорусской молодежи и при этом в Барановичах прилежно учился в торговой школе, в 1944 году он добровольцем пошел служить во вспомогательные части Люфтваффе, в 1945 году поступил на службу в бригаду СС «Белорутения». После разгрома нацистской Германии сбежал в США, где подвизался в качестве журналиста и историка, с 1954 года работал на радио «Свобода».
Янка Запрудник
От Великобритании в «великой раде» всего три человека, среди которых присутствовал и некто Александр Надсон (1926-2015 гг., наст. Александр Бочка), бывший активным деятелем униатской (греко-католической) церкви, с 1994 года значился апостольским визитатором (посланник римского папы) для белорусских униатов в эмиграции. В юные годы он не просто состоял в Союзе белорусской молодежи, а был «фюрерком» отделения СБМ не то в Несвиже, не то в Городее, что на западе нынешней Минской области. Затем добровольцем пошел служить в Белорусскую краевую оборону, при освобождении Красной Армией Белоруссии бежал вместе с отступающими гитлеровскими войсками и затем оказался на Западном фронте во Франции. Там, понимая, что III Рейху приходит конец, переметнулся к союзникам и уже в составе 2-го Польского корпуса британской армии поучаствовал в боевых действиях в Италии. После войны перебрался в Великобританию, где в 1947 году был взят под опеку католическим епископом Чеславом Сиповичем, который и определил его на путь белорусского католицизма восточного обряда . Надсон (Бочка) был фактическим духовником «Бацькаўшчыны», что лишний раз свидетельствует о ее антирусской и антиправославной сути.
От Канады в «великой раде» также было три человека, среди которых председатель (с 1997 г.) Рады БНР, филолог по образованию, Ивонка Сурвилла. Это особа (род. 1936 г) вместе с родителями в 1944 году бежала из Белоруссии. Ее отец, Владимир Шиманец, был министром финансов в мифической Раде БНР, которую возглавлял ранее упоминавшийся, восхвалявший Гитлера В.Захарко.
Идейную суть «шестого съезда белорусов мира» можно выразить достаточно кратко – отмена государственного статуса русского языка, белорусизация всех сторон жизни общества и государства, вхождение в Евросоюз и НАТО. При этом Россия, как водится, объявлена главной угрозой белорусской самобытности и белорусскому суверенитету. Во что выльется «седьмой съезд белорусов мира» мы узнаем уже в ближайшее время.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.