Уже четверть века белорусскому народу в качестве национальных кумиров на государственном уровне насаждается культ польско-литовского рода Радзивиллов. Магнаты этого рода называются едва ли не светочами белорусской культуры, выразителями белорусского национального духа и устроителями белорусской государственности.
Действительно, представители этого рода оставили заметный след в истории земли ныне именуемой Белоруссии, только след этот темный и кровавый. Конечно, имея во владении обширные земли на территории нынешней Белоруссии, множество крепостных и слуг Радзивиллы могли позволить себе иметь в собственности замки, собрания картин, театры и оркестры и все это можно было поставить им в заслугу, если бы не одно большое «НО».
Вся их культурная деятельность была глубоко чужда и враждебна исконной культуре той земли, где они властвовали. Радзивиллы до мозга костей были поляками и насаждали на Западной (Белой) Руси господство польщизны. И независимо от того какому государю присягали Радзивиллы – польскому королю, французскому императору или русскому царю – они всегда были представителями польской аристократии и никем иным.
Взять хотя бы одного из самых порядочных представителей данного рода Льва Людвиговича Радзивилла (так его звали на русский манер). Он служил в Русской императорской армии, имел чин генерала от кавалерии, был человеком чести, в отличие от других Радзивиллов присяге русскому императору не изменял, участвовал в разгроме польского шляхетского мятежа 1830 года. За храбрость и искусство военачальника его высоко ценил император Николай I. А вот какую характеристику дал Льву Радзивиллу его товарищ и сослуживец граф Сергей Дмитриевич Шереметев: «Это чистейший польский тип, добрый товарищ, певец-дилетант, балетоман и жуир».
Но Лев Людвигович Радзивилл был исключением. Остальные представители этого рода были заклятыми недругами всего русского (восточнославянского). Но не зависимо от отношения к России и Руси в целом, все Радзивиллы были поляками и в национально-культурном отношении к западнорусскому (белорусскому) народу не имели никакого отношения.
Говоря современным языком, культурная политика Радзивиллов не только во времена Речи Посполитой, но даже во времена Российской империи была направлена на установление и упрочения в Белоруссии господствующего положения польской культуры и максимального ополячивания западнорусского (белорусского) населения.
Современные белорусские воспеватели Радзивиллов пытаются представить их в качестве неких столпов «древней белорусской государственности». Действительно, представители этого рода занимали высокие государственные и военные посты в Великом княжестве Литовском, Русском и Жемойтском и Речи Посполитой.
К примеру, в 2015 году в Республике Беларусь на государственном уровне отмечается 500-летний юбилей Николая Христофора Радзивилла Черного. Причем делается это с большим размахом. Достаточно сказать, что по всей республике -- в населенных пунктах и вдоль дорог – установлены огромные рекламные щиты с портретом Н.-Х. Радзивилла Черного и годами его жизни.
Данный исторический персонаж представляется как выдающийся государственный деятель и дипломат, просветитель и меценат, внесший большой вклад в белорусскую культуру и государственность. Но ведь это в лучшем случае лукавство.
Николай Христофор Радзивилл Черный занимал высокие должности на государственной и дипломатической службе в Великом княжестве Литовском и Русском. Но дело в том, что его деятельность внутри Великого княжества была направлена на укрепление господства Литвы и польщизны над Русью, во внешней политике носила антироссийский характер, а его «просветительство» было антиправославным по сути и способствовала распространению протестантизма на западнорусских землях.
В целом же деятельность Радзивиллов была направлена против восточнославянского самоопределения, этот род был ударной и жестокой силой ополячивания Западной (Белой) Руси. Благодаря полонизаторской политике Радзивиллов и других им подобных магнатов Великое княжество за период его пребывания в унии с Польшей превратилось из обширного и могучего Литовско-Русского государства, претендующего наравне с Московской Русью на все наследие Киевской Руси, в захудалую провинцию Речи Посполитой.
Поэтому когда некие современные деятели выставляют Радзивиллов в качестве столпов «старинной белорусской государственности», то подобные пассажи вызывают недоумение по поводу в лучшем случае исторической безграмотности означенных господ.
Однако здесь скорее не ограниченность в исторических познаниях, а вполне сознательная преднамеренность. Ведь если приписать Радзивиллов к числу отцов-основателей белорусской государственности, то тогда любые проявления русофобии в общественной жизни и государственной политике современной Республики Беларусь можно оправдать якобы имевшей место старинной традицией.
Действительно, в Великом княжестве Литовском и Русском после его подчинения в результате унии 1385 года Польскому королевству, а затем в Речи Посполитой в течение четырех столетий (!) с разной степенью интенсивности проводилась политика подавления исконного для белорусских земель русского начала и православия.
Эта несправедливая и жестокая политика вызывала сопротивление, в том числе и вооруженное, со стороны западнорусского народа. Вот, что писал по этому поводу выдающийся русский мыслитель, уроженец Витебщины, Николай Лосский: «Вся история белорусов – это их борьба за свою русскость».
Но, к большому сожалению, этапы этой героической борьбы почти не известны широкой белорусской общественности. И не вследствие того, что эти события не нашли отражения в учебниках по истории, а потому что они рассматривались с точки зрения польско-католических интересов.
У истоков народно-освободительной борьбы Западной Руси против польского владычества стоит такая выдающаяся историческая личность, как герой Куликовской битвы князь-воитель Андрей Полоцкий. Он был не только искусным военачальником, но и дальновидным политиком и прекрасно понимал, что уния Литвы и Руси с Польшей неизбежно обернется для Литовско-Русского государства утратой самостоятельности и, в конечном счете, национально-государственной катастрофой, а для западнорусского народа неисчислимыми бедами.
Поэтому, когда несостоявшийся союзник Мамая на Куликовом поле великий литовский князь Ягайло, прельстившись польской королевской короной, изменил православию (его православное имя Яков) и втянул Литовско-Русское государство в унию с Польшей, то против этого и за независимость Полоцкой Руси осенью 1385 года выступил соратник Дмитрия Донского по Куликовской битве князь Андрей Ольгердович. Это была первая освободительная война на Западной Руси. Весной 1387 года при осаде Полоцка польскими войсками Андрей Полоцкий обманом был захвачен в плен и сослан в польский Хенчинский замок.
В 30-х годах XIV столетия русской знатью была предпринята самая решительная попытка освободить западнорусские земли от нарастающей зависимости от Польши. В 1430 году государем Литовско-Русского государства стал Свидригайло Ольгердович, который в отличие от своего брата Ягайлы был категорическим противником унии с Польшей. Поэтому, став великим князем Свидригайло объявил о независимости Великого княжества Литовского и Русского (ВКЛР) и разрыве унии с Польшей.
Однако польские магнаты и римский папа не могли смириться с таким ходом событий, их страшила утрата нарастающего польско-католического господства над богатыми землями Западной и Южной Руси. Поэтому в 1432 году, воспользовавшись отсутствием Свидригайло в столице ВКЛР Вильно и объявив его внезапно умершим, польские войска произвели государственный переворот и посадили на великокняжеский престол ръяного католика князя Сигизмунда Кейстутовича.
В ответ на это в Полоцк съехались западнорусские православные князья и провозгласили Свидригайло великим князем Русским. Решение съезда князей было поддержано полоцким вечем. Великое княжество Русское было создано по всем правовым канонам домонгольской Руси и было первым самостоятельным русским (восточнославянским) государством на землях современной Белоруссии после падения Киевской Руси. Великое княжество Русское пало в ожесточенном противоборстве с католической агрессией Польши и Литвы, за которыми стоял римский папа и вся мощь западного мира, но при этом на столетия стало знаменем и определяющей идеей борьбы за вольную Русь на землях нынешних Белоруссии и Украины. Вот только некоторые вехи этой борьбы.
Через 50 лет после освободительной войны князя Свидригайло в 1481 году последовали полные драматизма события, вошедшие в историю под названием «заговор русских князей». Это был ответ на непрекращающиеся ущемления прав православных русских подданных великих литовских князей и польских королей. Целью заговора, который возглавляли князья Федор Бельский, Михаил Олелькович и Иван Гольшанский был захват короля и великого князя Казимира (в Кобрине на свадьбе Федора Бельского и княжны Анны Кобринской), восстановление Великого княжества Русского, союзные отношения с Московским государством или подданство московских государей. Но заговор из-за предательства был раскрыт. Федору Бельскому удалось уйти в Москву, а вот Михаил Олелькович и Иван Гольшанский были схвачены и тайно казнены в киевском замке.
В 1508 году восстание подняли князья Глинские. Восстание Глинских возглавил князь Михаил Львович, программа которого была сродни целям великого князя Свидригайло: независимость русских земель от католических Польши и Литвы, воссоздание Великого княжества Русского со столицей в Киеве. И это далеко не случайно, ведь дед Михаила Глинского Борис Иванович Глинский в 1433 – 1437 годах был служилым князем Свидригайло и непосредственно участвовал в войне за независимость Великого княжества Русского, а отец, Лев Глинский, был причастен к «заговору русских князей» 1481 года.
Выступление князей Глинских закончилось безуспешно главным образом вследствие нерешительности действий великого князя Московского Василия III, который, с одной стороны, поддержал Михаила Глинского, а с другой – выделил ему в поддержку незначительные силы под началом воеводы Василия Шемячича и потребовал, чтобы он «далеко с ними не ходил и дело делал бы не спеша». В распоряжении же самого Михаила Глинского была только небольшая частная армия.
Далее последовали народно-освободительные войны под началом Северина Наливайко (1595-96 гг.) и Богдана Хмельницкого (началась в 1648 г., длилась почти 20 лет, закончилась Андрусовским миром 1667 г.), охватившие в те годы Малую и Белую Русь. Как свидетельствуют исторические документы целью восстаний, по словам Богдана Хмельницкого, было освобождение «всех находившихся под ляхами русских земель» и воссоздание на них русского государства в форме Великого княжества Русского.
Во время восстания Богдана Хмельницкого карательными польско-шляхетскими войсками на территории Белой Руси командовал гетман литовский Януш Радзивилл. Каратели Радзивилла с нечеловеческой жестокостью расправлялись с белорусскими повстанцами. Так, в захваченном обманом Бобруйске по приказу Радзивилла у 800 человек были отсечены руки, 150 человек были обезглавлены, 100 человек посажены на кол. При взятии Пинска радзивилловскими наемниками и шляхтой было убито более 3-х тысяч горожан, а сам город был сожжен. В Бресте были расстреляны и порублены несколько тысяч горожан. Был сожжен город Чериков и убиты 1500 его жителей. По личному приказу Януша Радзивилла был дотла сожжен Туров, а население перебито. Такая же трагическая учесть постигла и Мозырь. И это далеко не полный перечень военных преступлений совершенных радзивилловскими карателями против западнорусского (белорусского) народа.
В последующем чувство принадлежности к русскому народу и стремление к общерусскому единству были главенствующими для белорусов воинов Русской императорской армии и участников партизанских отрядов во время Отечественной войны 1812 г., бойцов сельских караулов, боровшихся с отрядами мятежной шляхты во время польского восстания 1863 года.
После революции 1917 года Западная Белоруссия после неудачной советско-польской войны в соответствии Рижским договором 1921 года оказалась под властью 2-й Речи Посполитой. В этом чужом ему государстве западнобелорусский народ подвергался жестокому национальному и социальному гнету. Стоял вопрос о полной полонизации западнобелорусских земель, которые в предвоенном польском государстве именовались «кресами всходними» (восточными окраинами). Восточнославянское население Западной Белоруссии вело упорную борьбу за свободу, национальное достоинство и воссоединение с Россией в рамках Советского Союза.
Что касается Радзивиллов, то во 2-ой Речи Посполитой они имели обширные владения в Западной Белоруссии и выступали активными проводниками полонизации на западнобелорусских землях. Так, Януш Францишек Радзивилл являлся близким соратником Юзефа Пилсудского, Альбрехт Антоний Радзивилл был вице-президентом Союза оборонцев «Кресы всходни», Кароль Николай Радзивилл –офицер польской армии, участник войны против Советской России, владел на территории нынешней Брестской области 155 тысячами га земли и обширными охотничьими угодьями. Подобную биографию имели и другие члены рода Радзивиллов. Но чем бы члены этого рода не занимались, они всегда были рьяными проводниками польского экспансии на восток.
Поэтому возвеличивание Радзивиллов в современной Республике Беларусь в корне противоречит национальным интересам белорусского народа, так как к собственно белорусской культуре и уж тем более к белорусской государственности они не имеют никакого отношения.
Более того, развивающийся в Республике Беларусь культ Радзивиллов не может не беспокоить, особенно в свете нарастающих в польском обществе реваншистских настроений. И если польские политики предпочитают не распространяться по поводу наполеоновских планов нынешней Речи Посполитой относительно бывших «крессов всходних», то журналистская братия себя уже не ограничивает. К примеру, не так давно политический обозреватель Мариуш Колонко заявил, выступая на одном из телеканалов, что «разговоры о возврате бывших польских земель в состав Польши не являются проявлением национализма, а национальным интересом государства, который должен быть реализован в ближайшем будущем».
Так, что если Республика Беларусь хочет и дальше существовать как суверенное восточнославянское государство, то ей следует воспевать не чужих не заслуженно возвеличенных, а своих героев, боровшихся за Русь и общерусское (восточнославянское) единство.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.