После развала СССР польщизна/беларусчына стала господствующей идеологией во вновь возникшей Республике Беларусь, в соответствии с которой стала строиться информационная политика государственных СМИ, были переписаны школьные и вузовские учебные программы по истории, литературе и другим гуманитарным наукам. Поэтому когда в 1994 году тогдашний председатель Национального банка Белоруссии Станислав Богданкевич пустил под откос рублевую зону с Российской Федерацией, то это вполне закономерно. Ведь он никогда и не скрывал свою приверженность идее польщизны/беларусчыны и очень гордится своими родственниками, служившими когда-то у «начальника Польши» Юзефа Пилсудского.
Такой видят Четвертую Речь Посполитую варшавские реваншисты.Они уже ввергли Украину в катастрофу. На очереди Белоруссия?
В чем же суть пресловутой «польщизны», которая скрывает свою антибелорусскую сущность под лицемерной вывеской «беларусчыны»? Основой этой идеологической конструкции бессомнения выступает русофобия, т.е. болезненное сочетание враждебного отношения ко всему русскому (включая корень «рус» в самом имени белорусы) и страха перед ним, что в случае с белорусскими «свядомитами» является следствием исторического поражения доктрины «Polska od morza do morza» («Польша от моря до моря») и желание хоть в чем-то отыграться. Отсюда патологическое неприятие русского языка, враждебное отношение к России и интеграционным процессам на постсоветском пространстве и стремление любыми путями сделать из Белоруссии нерусскую страну.
После прихода в 1994 году к власти Александра Лукашенко казалось, что дни польщизны/беларусчыны как государственной идеологии сочтены. Тем более, что Лукашенко, по сути, выступал с позиций общерусской идеи, сумел, несмотря на ожесточенное сопротивление Верховного Совета РБ 13-го созыва и «свядомой» творческой интеллигенции, провести всенародные референдумы, придавшие государственный статус русскому языку, заключить Союз с Российской Федерацией и стать движителем, особенно на первом этапе, интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Однако польщизна/беларусчына довольно успешно приспособилась к новым условиям, тем более что историческими наставниками, т.е. идеалом нынешних «свядомитов» выступают такие мастера лицемерия и коварства как иезуиты. Вот с каким пиитетом распространяется о деятельности «Общества Иисуса» (лат. Societas Jesu) один из «свядомых» историков Алексей Еременко:
«Иезуиты для нас несли западную культуру, традицию. Если что-то для России они сделали «по-иезуитски», то для Беларуси немногие из государственных, культовых, общественных институтов сделали столько хорошего, нужного, необходимого, грамотного, великого, доброго и вечного, сколько Орден иезуитов. Они в качестве средства выбрали просвещение, науку, культуру, искусство. Иезуиты спасали мир красотой. И до сегодняшнего дня мы этой красотой пользуемся. Они создали самую передовую, отточенную систему образования в Европе. К середине XVII века иезуиты создали на территории Великого княжества Литовского сеть учебных заведений среднего и высшего уровня – школы, коллегиумы, академии» http://www.kp.by/daily/26049.4/2961324
и т.д. В высшей степени благостная картинка, если смотреть с точки зрения польщизны.
Тень иезуитов над Западной/ Белой Русью
А вот если взглянуть на деятельность ордена иезуитов, исходя из белорусских интересов, то все выглядит совсем по-иному. Вот, что пишет по этому поводу известный белорусский ученый, доктор философских наук Л.Е.Криштапович в книге «Беларусь как русская святыня» http://zapadrus.su/bibli/geobib/2011-02-14-11-39-35/278-2011-02-25-16-16-36.html
«Основная деятельность иезуитов в Беларуси сводилась к денационализации нашего народа, хотя она и прикрывалась якобы высшими государственными и религиозными целями. Это хорошо понимали и чувствовали белорусы. «Иезуиты, поселенные в Полоцкой области в 1582 – 1583 годах, так много наделали зла православным до 1587 года, что в этом году белорусские дворяне требовали на сейме, чтобы они были изгнаны из их областей»Коялович М. Литовская церковная уния. – СПб., 1859. – Т. 1. – С. 258.
Как видим оценки деятельности «Общества Иисуса» в корни отличаются. И это совсем не случайно. Господин Еременко превозносит деятельность тех, кто добивался того, чтобы на Белой Руси «даже имени русского не звучало».
А вот, что писал в 1613 году о деятельности иезуитов на западнорусских землях королевский секретарь, член сейма Речи Посполитой, польский писатель и публицист Ян Феликс (Щенсный) Гербурт (польск. Jan Szczęsny Herburt):
«Кто нарушает законы и разрушает согласие между народами, из которых состоит Речь Посполитая Польская, тот наносит смертельный удар в сердце отчизны. Такова ссора, которую начали мы с русским народом. Но чего они хотят от этого благородного народа, по какому совету и к какой цели они стремятся? Так если они хотят, чтобы Руси на Руси не было, то это вещь не возможная. Никакой разум и не какое насилие не могут заставить, чтобы Руси не было на Руси» Уния в документах: Сб./сост. В.А.Теплова, З.И.Зуева. – Минск: «Лучи Софии», 1997. – стр. 187.
Ян Феликс (Щенсный) Гербурт
Думается, что мнение политического и литературного деятеля Речи Посполитой Яна Феликса (Щенсного) Гербурта более весомо и авторитетно, чем Еременко и ему подобных.
С той поры много воды утекло, но главная цель пресловутой польской партии (ныне польщизны/беларусчыны) осталась неизменной: «чтобы Руси не было на Руси», осталась прежней и неразборчивость в методах ее достижения. «Цель оправдывает средства» -- этот девиз ордена иезуитов присущ и современным поборникам польщизны/беларусчыны: все тоже лицемерие, все те же фальсификации. Изменилась только упаковка. Сейчас это лжеозабоченность суверенитетом Республики Беларусь и якобы плачевным состоянием белорусской «мовы». Но за этой ширмой скрывается все та же иезуитская «лисья морда» русофобии
Нынешняя Польша называет себя третьей Речью Посполитой (отсюда антироссийская и русофобская политика характерная для всех предыдущих Речей Посполитых), в 2006 году Варшавой принята государственная программа строительства четвертой Речи Посполитой, предусматривающая распространение вначале культурно-идеологического, а затем и политического польского влияния на Белоруссию и Украину. В Белоруссии инструментом этого влияния являются проводники доктрины польщизны/беларусчыны, занимающие в настоящее время фактически доминирующие позиции в области культуры и исторического образования в Белоруссии.
Уже длительное время в Республике Беларусь ведется масштабная кампания по возвеличиванию польского магнатского рода Радзивиллов, главным застрельщиками которой выступают министерства культуры и образования Республики Беларусь. Ведется широкая пропаганда (при этом весьма избирательная) наследия Радзивиллов. Причем этипольские магнаты, бывшие жестокими угнетателями предков белорусов и гонителями православия, преподносятся в качестве светочей белорусской культуры и носителей белорусского национального духа.
У значительной части белорусской элиты уже сформирован польский взгляд на историю. Отсюда категорическое нежелание белорусских властей (несмотря на неоднократные предложения общественности) восстанавливать в официальном календаре 17 сентября в качестве памятной или праздничной даты, посвященной началу Освободительного похода Красной Армии в 1939 году, в результате которого произошло воссоединение Западной Белоруссии с БССР и Россией в рамках Союза ССР. Благодаря тем событиям Белоруссия приобрела современные очертания, ее территория и население увеличились в два раза, а западные белорусы были освобождены от национального и социального гнета.
События 1939 года до сих пор не дают покоя Варшаве
В этом же ряду стоят устранение властями в День России 12 июня 2015 года с памятника А.С.Пушкину в Могилеве отрывка из стихотворения-оды поэта «Клеветникам России»; отказ в установке памятника великому князю Ярославу Мудрому в Новогрудке (древнерусский Новгородок), основавшему этот город; бесконечная волокита со стороны властей с решением о памятниках княгине Ольге и князю Александру Невскому в Витебске; резко отрицательное решение по поводу восстановления памятника императору Александру II в Минске и так далее.
Что касается польских королей и деятелей Речи Посполитой то решения властей об установке им памятников и мемориальных досок принимаются довольно оперативно и в большинстве случаев за государственный счет. В настоящее время усилиями министерства культуры РБ и Института истории Национальной академии наук Белоруссии в Гродненской области установлен памятник, а в Гродно памятный знак литовскому князю Витовту, литовскому князю Ольгерду водружена конная статуя в Витебске, в Лепеле Витебской области сооружено изваяние литовского канцлера Льва Сапеги. Помимо этого, широко практикуется установка монументов в честь деятелей польской культуры. К примеру, в Минске установлены памятник поэту Адаму Мицкевичу и фигурный монумент в честь композитора Михаила Клеофаса Огинского. http://materik.ru/country/detail.php?ID=20995
Таким образом, приходится констатировать, что в Республике Беларусь последовательно воплощается программа монументальной «польщинизации» Белоруссии, что, несомненно, является составной частью геополитического проекта строительства 4-й Речи Посполитой. И надо сказать, что антироссийская и антибелорусская доктрина польщизны/беларусчыны оказывает серьезное влияние на сознание верхов белорусской власти. Все это выливается в бессмысленные (с точки зрения белорусских интересов) нападки на Русский мир, отрицание Русской цивилизации как таковой, в ничем не мотивированную боязнь реальной интеграции с Российской Федерацией.
Республика Беларусь как самостоятельное государство существует уже четверть столетия, но за этот уже немалый срок эта государственная конструкция так и не была наполнена сколько-либо внятным идеологическим содержанием, которое придавало бы смысл существованию белорусского государства, внятность его политике и способствовало бы единению большинства его граждан.
В настоящее же время в области государственной идеологии Республики Беларусь мы имеем причудливую смесь не сочетаемых слагаемых. С одной стороны – это память о Великой Отечественной войне, о подвиге воинов Красной Армии и советских партизан и подпольщиков, с другой – нарастающее влияние русофобской польщизны/беларусчыны. Под влиянием последней начинает искажаться смысл борьбы советского народа, в том числе и белорусов, против гитлеровского нашествия, а под запрет (пусть и не гласный) начинают попадать такие символы Победы как георгиевская ленточкаhttp://svpressa.ru/society/news/119254/. От белорусских школьников едва ли не скрывается роль России и в целом СССР и русского народа в победе над фашизмом. Вот, что пишет по этому поводу белорусский историк А.Д. Гронский:
«В современной белорусской идеологии по отношению к периоду Российской империи и СССР стараются не упоминать, что Белоруссия была составной частью единой страны. В учебниках истории изучается не СССР, а БССР. Советский же Союз изучается в курсе всемирной истории, т.е. там, где освещается прошлое иностранных государств. Исходя из таких текстов, школьники представляют Великую Отечественную войну не как борьбу советского народа, а как противостояние белорусов с немцами».http://zapadrus.su/zaprus/istbl/388-2011-07-12-14-26-49.html
К сожалению, приходится констатировать, что в последнее время наблюдается усиление позиций польщизны/беларусчыны в государственных органах Республики Беларусь. С советских времен представители этих кругов удерживают командные высоты в гуманитарной области, формируя в антирусском и антироссийском ключе сознание общественно активной белорусской молодежи. Дальнейшее сохранение подобных тенденций способно толкнуть республику в пропасть украинского варианта, следствием которого будет не только разрыв с Россией, но и воплощение реваншистской доктрины «Polska od morza do morza» («Польша от моря до моря»). Для самой Белоруссии это будет означать социально-экономический и культурный упадок, превращение в общество гастарбайтеров – все то, чем сейчас расплачивается Украина за свой противоестественный выбор
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.