Николай Сергеев: Об общерусской взаимности
Президент Российской Федерации В.В.Путин, выступая на V Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом особое внимание уделил вопросу поддержки и защите российских соотечественников в странах пребывания. Обращаясь к участникам форума, глава Российского государства подчеркнул:
«Принципиальная задача – надёжная защита соотечественников от любых форм дискриминации, обеспечение их законных прав и свобод. Люди, по разным причинам оказавшиеся вне России, должны быть твёрдо уверены: мы всегда будем защищать их интересы, тем более в сложных, кризисных ситуациях».
В первую очередь это касается соотечественников, проживающих в бывших союзных республиках, власти которых с подозрением, а то и с неприятием относятся к русским, полагая, что они самим фактом своего существования представляют некую угрозу для новоявленных суверенных государств. И хотя подобные страхи носят откровенно надуманный характер, но они в значительной степени усложняют, а то и отравляют жизнь русских по национальности граждан этих суверенов.
Ну а если называть вещи своими именами, то в большинстве государств СНГ активисты русских организаций подвергаются гонениям (к примеру, лишаются работы) за свою общественную деятельность и приверженность Русскому миру. И Россия не намерена забывать о подвижниках Русской цивилизации, ведь исстари повелось, что русские своих не бросают. Общерусская солидарность и взаимопомощь всегда были присущи нашему народу.
За многие века отечественной истории между русскими землями и княжествами случалось разное, в том числе, и междоусобные брани. Но это были распри между своими, и они болью отзывались в душах лучших представителей русского народа. Достаточно вспомнить бессмертное «Слово о полку Игореве», которое с горечью писало о бранях между князьями, в то время как «поганые с победами приходили на Русскую землю». Но при этом даже самые отпетые князья-зачинщики смуты в глубине души чувствовали свою вину перед Русью.
Конечно, осознание пагубности раздробленности Руси и внутрирусских распрей пришло к князьям (у народа оно было всегда) далеко не сразу. И решающую роль в этом сыграло духовное подвижничество игумена Земли Русской преподобного Сергия Радонежского благословившего на Куликовскую победу великого князя Московского Дмитрия Ивановича и его соратников князей Андрея Полоцкого, Владимира Боброка Волынского, Дмитрия Брянского и Владимира Серпуховского. Это была не только победа русского оружия, но и наглядное проявление общерусской взаимности, стремления встать «за други своя». С той поры для русских людей от крестьян и горожан до бояр и князей была небезразлична судьба своих собратьев не зависимо от того в какой стране они проживали и подданными какого государства являлись.
Дмитрий Донской и Сергий Радонежский, худ. Юрий Понтюхин
Если русские люди где-либо попадали в неволю или боролись против власти чужеземцев, то им на помощь приходила свободная Русь. Так, из татарского и турецкого полона русских невольников вызволяли путем выкупа или военной силой и государи московские, и новгородские ушкуйники, и казаки запорожские и донские. Когда же на русских землях, попавших под власть литовских князей и польских королей, поднимались восстания и происходили освободительные войны, то помощь приходила от братьев с востока.
Так, в XV веке во время борьбы за независимость от Польши и Литвы созданного в Полоцке под началом великого князя Свидригайло Великого княжества Русского в составе его войска сражались и дружины из Тверской земли. В начале XVI века в ходе антипольского восстания князей Глинских поддержку западнорусским повстанцам оказывали отряды русских войск, посланные великим князем Московским Василием III.
В XVI и XVII веках во время народно-освободительных войн под предводительством Северина Наливайко и Богдана Хмельницкого в рядах повстанцев против карательных польско-шляхетских войск сражались не только запорожские, но и донские казаки. Когда же для Белой Руси наступали особенно тяжелые времена и вопрос вставал о самом существовании западнорусского (белорусского) народа на помощь из Российского государства приходила русская армия.
Всего в истории Белоруссии было три великих освободительных похода, которые несли Белой Руси избавление от иноземного гнета. В середине XVII века – это знаменитый Государев поход 1654 года. Тогда белорусские города с восторгом встречали царя Алексея Михайловича.
Когда русская армия вошла в Полоцк выдающийся западнорусский поэт и просветитель Симеон Полоцкий вместе со своими учениками торжественно встречал государевы полки и написал знаменитые «Метры на пришествие во град отчистый Полоцк пресветлого благочестивого и христолюбивого государя Царя и Великого князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцы»: «А днесь послал нам царя, который выбавил з недоли народ руский, потвары избавил. Царствуй же многа лета, правоверный царю, личы часто трыумфы з божиего дарю».
Тогда почти все западнорусские (белорусские) земли и Литва перешли под руку русского царя. Но война была тяжелой и изнуряющей. К тому же в войну вступила Швеция и шведский король обещал польской шляхте помощь «против Москвы и казаков». Речь Посполитая находилась на грани краха, но война со Швецией вынудила царя Алексея Михайловича заключить с поляками Виленское перемирие и обратить силы на борьбу со Швецией. Тогда Речи Посполитой удалось избежать ухода в небытие, а тяжелая война растянулась на долгие годы. Только в 1667 году был заключен Андрусовский мир, по которому к Царству Русскому отходила левобережная Украина. Но правобережная Малая Русь и Белая Русь вновь оказались под властью Речи Посполитой.
Освобождение Белой Руси от польско-католического ига пришло в конце XVIII века, и принес его великий Александр Суворов. В 1794 году в Речи Посполитой началось польскошляхетское восстание генерала Тадеуша Костюшко, целью которого было превращение Речи Посполитой в польское унитарное государство с полной полонизацией белорусских земель. Над западнорусским (белорусским) народом нависла прямая угроза исчезновения. И только державная воля российской императрицы Екатерины Великой и стремительные действия русских войск под началом А.В.Суворова по разгрому польских мятежников защитили Белую Русь от рокового хода событий.
Александр Суворов был непревзойденным полководцем, он наносил по врагу стремительные сокрушительные удары, обрушиваясь на противника как снег на голову: «Одна минута решает исход баталии, один час – успех кампании, один день – судьбы империи». В отношении же поверженного неприятеля и мирных обывателей А.В.Суворов проявлял великодушие и заботу. Вот как звучал приказ по русским войскам, находившимся в Польше, от 22 августа 1794 года:
«Строжайше указывается всем господам полковым и батальонным начальникам внушить и толковать нижним чинам и рядовым, чтоб нигде при переходе местечек, деревень ни малейшего разорения не делать. К продовольствию войск съестное будет брато по учреждению. И если военных поляков и вооруженных обывателей наказывать, то напротив того прибывающих спокойно щадить и нимало не обидеть. При вступлении в каждое местечко или селение впереди с казаками всегда ставить заслоны перед мельницами и хлебными хранилищами, чтобы нигде ничего не трогали и не разрушали».
А в XX столетии разорванный в результате неудачной советско-польской войны и несправедливого Рижского мирного договора 1921 года белорусский народ стал единым благодаря Освободительному походу Красной Армии в сентябре 1939 года. Тогда Западная Белоруссия, томившаяся под польским национальным гнетом, обрела свободу и воссоединилась с Восточной Белоруссией и Россией в рамках Советского Союза.
Красная Армия принесла свободу, плакат 1939 г.
Все три великих освободительных похода сыграли решающую роль в сохранении белорусским народом своей самобытности и общерусской сущности. Благодаря им Белая Русь/Белоруссия вообще существует как таковая. Но вот официальная белорусская историография рассматривает эти события с польскошляхетской точки зрения и, надо полагать, по этой причине они представляются в учебниках по истории в отрицательном свете, а подлинные причины и цели упомянутых военных кампаний искажаются. Это в меньшей степени относится к Освободительному походу Красной Армии в сентябре 1939 года, но и он едва ли не скрывается не только от учащихся, но и от широкой общественности. В результате большинство выпускников белорусских школ ничего не знает о событиях сентября 1939 года и их значении для судеб белорусского народа.
Если посмотреть на прошлое Белоруссии непредвзятым взглядом, то очевидной становится абсолютная справедливость слов выдающегося мыслителя, уроженца Витебского края Николая Лосского о том, что «вся история белорусов – это их борьба за свою русскость». В течение столетий западнорусский (белорусский) народ в условиях жестокого чужеземного гнета отстаивал свое русское самосознание, свою принадлежность к Русскому миру и в этой борьбе он всегда чувствовал поддержку свободной Руси.
Общерусская солидарность имеет большое значение и в наши дни. С особой яркостью она проявилась в ходе восстания республик Новороссии против киевской бандеровско-нацистской хунты, бросившей против мирно протестовавших Донецка и Луганска авиацию, танки, артиллерию и карательные батальоны «Правого сектора». Именно благодаря общерусской солидарности Крым вернулся в лоно Российского государства, а Донецкая и Луганская народные республики выстояли против агрессии Киева.
В нынешние времена жесткого столкновения цивилизаций общерусская взаимность (солидарность) приобретает особую значимость. Русские люди и представители других народов Русского мира должны ясно осознавать свою цивилизационную общность и неразрывность своих судеб. Общерусская взаимность является необходимым условием успешного развития Русской цивилизации.
В то же время перед каждым российским соотечественником, живущим вне пределов Российской Федерации – корневой страны Русского мира – все насущнее становится вопрос о главенстве общерусских (цивилизационных) интересов над локально страновыми. Если страна проживания российских соотечественников дружественна России и ее власти не притесняют русский язык и культуру, то лояльность этому государству и приверженность Русскому миру не только не противоречат друг другу, а способствуют упрочению отношений между Российской Федерацией и этой страной.
А вот если страна, где живут российские соотечественники, недружественна России и Русскому миру или вообще занимает враждебную позицию, то они оказываются в непростых обстоятельствах выбора между интересами собственного народа и Русского мира с одной стороны и лояльностью русофобской этнократии с другой. Конечно, в этих условиях выбор каждого – дело его совести и национального самосознания, но все же в проблемных странах (да и не только) российским соотечественникам необходима уверенность в том, что Большая земля о них не забывает.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.