САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Николай Сергеев: За «вечевой демократией» будущее, (часть 1)

Николай Сергеев: За «вечевой демократией» будущее, (часть 1)

« Назад

Николай Сергеев: За «вечевой демократией» будущее, (часть 1) 23.11.2015 12:47

 Николай Сергеев: За «вечевой демократией» будущее, (часть 1)


В современном «глобализирующемся» мире одним из самых расхожих является утверждение, что только западная модель демократии является вершиной человеческой мысли в области государственного устройства и что вообще человечество по гроб жизни должно быть благодарно Западу за столь чудесное изобретение. Подобный штамп уже так прочно укоренился в широком сознании, что если мы выйдем на ближайший перекресток и спросим у прохожих, где родилась демократия, то можно не сомневаться – большинство их них ответит, что в древней Греции, а также в Англии, обозначив последнюю как родину парламентаризма. Хорошо если кто-то вспомнит о новгородском вече или земских соборах, но даже в этом случае немногие смогут пояснить, что собой представляли эти исконно славянские учреждения народовластия.

Вообще в нашей системе исторического образования сложилось довольно странное положение когда, к примеру, в учебных программах довольно подробно рассматривается политическое устройство древнегреческих городов-государств или английского парламента, а вот о вечевом строе на Руси упоминается лишь вскользь. При этом практически ничего не говорится о том, что представляло собой вече и как оно работало в качестве учреждения непосредственного народовластия. Кто-то может возразить: а зачем это нужно российскому или белорусскому гражданину, и какое применение опыт предков может найти в современной действительности?

Оказывается самое непосредственное. Дело в том, что в современном мире (в разных странах, конечно, по-разному) происходит нарастающее отчуждение граждан от системы государственного управления и как следствие от государства как такового. И это происходит независимо от того какая форма правления официально существует в стране: монархия, президентская или парламентская республики.

В большинстве случаев граждане имеют ограниченное, а иногда и просто исчезающе малое влияние на определение государственной политики, хотя во всех конституциях записано о том, что высшей властью в государстве обладает народ, осуществляющий ее через избираемых им полномочных представителей. На бумаге, все это выглядит вполне пристойно, но вот действительность далеко не всегда совпадает с текстом Основного закона.

Кого выбирают американцы?

Дело в том, что во многих странах избиратели уже давно выполняют роль всего лишь декоративной принадлежности в политическом спектакле под названием выборы. Особенно ярко подобное положение выражено в таком размашистом и красочном представлении как выборы главы государства под названием США.

В этой заокеанской сверхдержаве президент и вице-президент избираются не всеобщим прямым голосованием граждан, а специальной Коллегией выборщиков, которая формируется посредством довольно сложной процедуры из представителей всех американских штатов. Таким образом, именно Коллегия выборщиков, а не избиратели определяют американского президента. Кстати, благодаря системе непрямых выборов возможны случаи, когда хозяином Белого дома становится соискатель, пользующийся меньшей поддержкой избирателей, чем его соперник. Последний раз такое случилось в 2000 году, когда за кандидата от Демократической партии Альберта Гора в количественном отношении по всей стране проголосовало больше избирателей, но Коллегия выборщиков решила по-иному, и президентом стал «республиканец» Джордж Буш-младший.

Помимо президентских (раз в четыре года) в США проводятся выборы в конгресс и губернаторов штатов. В палату представителей конгресса, избрание (раз в два года) происходит на основе прямого голосования, в сенат избирается (каждые два года переизбирается треть сенаторов) по два представителя от каждого штата. Выборы сенаторов и губернаторов также производятся прямым голосованием. В США действует мажоритарная система выборов, когда кандидат, получивший в одномандатном округе относительное большинство голосов, считается победившим.

Выборы в США

Выборными являются свыше 18 тысяч должностей, начиная с президента США и кончая шерифом небольшой сельской общины. Поэтому выборы и подготовка к ним являются постоянной принадлежностью общественной и политической жизни американского общества. Казалось бы, Соединенные Штаты есть не что иное как образчик демократии и воплощенное торжество народовластия.

Однако при более менее внимательном рассмотрении становится очевидным, что на деле все обстоит совсем не так. Вся эта гигантская и беспрерывно крутящаяся избирательная машина лишь создает ощущение выбора и причастности американцев к определению своей судьбы.

Определяющую роль при выборах президента США, конгресса, губернаторов и иных должностных лиц играют Демократическая и Республиканская партии. В США существует двухпартийная система и на выборах всех уровней соперничают кандидаты именно от этих партий. В прошлом Демократическая партия, основанная в 1828 году, представляла интересы рабовладельческого Юга, а Республиканская, основанная в 1854 году – интересы промышленного Севера. После отмены в США рабства в 1865 году различия между партиями стали минимальными, так как обе выражают интересы крупного капитала. Хотя разница конечно имеется. За «республиканцами» стоит американский военно-промышленный комплекс, крупнейшие нефтяные компании и промышленные корпорации. А «демократы» все больше действуют в интересах финансового капитала, бирж и крупнейших банков. Причем, не только, а может и не столько собственно американских, но и транснациональных. Таким образом республиканская – это партия промышленной аристократии, а демократическая – финансовой олигархии.

Обе партии построены как рекламные предприятия, не предполагают фиксированного членства и членских билетов, но имеют разветвленный партийный аппарат в каждом штате. Деятельность партий резко активизируется по мере приближения выборов и напоминает работу рекламных агентов, балаганных клоунов и рыночных зазывал. Все это сопровождается многочисленными театрализованными представлениями и другими массовыми действами. Главная задача партийных функционеров – красочно упаковать, повыгодней представить своего кандидата и подвигнуть максимальное количество сограждан отдать за него свои голоса. Вовсю стараются и сами соискатели президентских, сенаторских и прочих кресел. Поэтому, к примеру, кандидаты в президенты США не только выставляют напоказ привлекательность и прочие достоинства своих жен, но и сами непрочь спеть, сплясать или сыграть на том же саксофоне перед избирателями. И надо сказать, что все это в совокупности влияет на итоги голосования. Только вот вопрос: а кого, собственно, выбирают американцы главу государства или лучшего балаганного актера?

Выборы в США, как балаган

Справедливости ради надо сказать, что в США все-таки предпринимались попытки вмешаться в двухпартийную игру «демократов» и «республиканцев» и выдвинуть третьего кандидата. Но все они неизменно заканчивались неудачей. Внешние причины подобных провалов разные, но главная состоит в том, что крупнейший капитал, т.е. реального хозяина заокеанской сверхдержавы, полностью устраивает двухпартийная система. Ведь с одной стороны, она обеспечивает неизменность политических порядков в США (Демократическая и Республиканская партии – близнецы-братья), а с другой – в ходе предвыборной гонки заветной цели достигают наиболее изворотливые и прожженные.

Таким образом, в основе современной американской избирательной системы лежит жесткая конкуренция, но это соперничество не идей, а однотипных политических команд, каждая из которых хочет победить. Все как в американском футболе, но именно опора на «две ноги» делает власть сверхбогатых семейств устойчивой, а у граждан США создает иллюзию политического выбора. И все же, как бы там ни было, но американская политическая система оказалась более жизнеспособной, чем бесконкурентная однопартийность в СССР.


Многопартийность в Европе, России и Белоруссии

В отличие от США в европейских странах существует многопартийная система, которая предполагает наличие нескольких партий, соперничающих между собой в борьбе за власть. На первый взгляд подобное политическое устройство в наибольшей степени отвечает интересам общества, так как дает возможность выдвигать на суд граждан различные варианты решения задач, стоящих перед страной. Кроме того, в политической жизни существует состязательность, приводящая к периодическому обновлению правящих кругов.

Но все это хорошо в теории. На деле же многопартийная система весьма далека от идеальной. Взять хотя бы выборы, по результатам которых распределяются места в парламенте и/или правительстве (в разных странах по-разному). В условиях многопартийности выборы проводятся по пропорциональной, одномандатной или смешанной системе. В первом случае количество мест, получаемых партией в органах государственной власти, напрямую зависит от числа проголосовавших за нее избирателей.

Выборы по партийным спискам

В случае одномандатных округов, где выигравшим является кандидат, получивший наибольшее число голосов в своем округе, места получаемые партией в парламенте /правительстве напрямую не зависят от общего количества проголосовавших за нее избирателей.

Смешанные системы обычно относятся к разряду переходных и чаще всего преобразуются в пропорциональные, как это произошло в Российской Федерации в 2005 году. Что касается, выборов по одномандатным округам, то такой порядок в большинстве случаев приводит к образованию двухпартийной системы по американскому образцу, об изъянах которой говорилось ранее.

В то же время пропорциональной системе, т.е. выборам по партийным спискам, также присущи серьезные недостатки. Дело в том, что в этом случае образуется практически неизменный слой «партийных депутатов» (те же Жириновский, Зюганов и т.д.), которые в парламенте и других органах власти, по большому счету, представляют интересы не граждан как таковых, а финансово-промышленных кругов, выделяющих деньги на создание и существование партий. Избирателям же, как и в случае с американской двухпартийной системой, предлагается отдать голоса за наиболее понравившуюся партийную вывеску, что не отражает истинные настроения в обществе.

Жириновский, Зюганов

Поэтому в Российской Федерации было принято решение вернуться к смешанной системе формирования нижней палаты парламента, как более отвечающей интересам российского общества. В феврале 2014 года был принят новый закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому выборы депутатов будут проводится по смешанной системе: 225 депутатов будут избираться по одномандатным избирательным округам, остальные 225 депутатов – по партийным спискам.

Что касается Республики Беларусь, то здесь имеет место неразвитость системы политических партий. Если подходить к этому вопросу с чисто формальной стороны, то вроде бы все в порядке. В республике официально зарегистрировано и действует полтора десятка политических партий и более двух тысяч общественных объединений самой разнообразной направленности. 

Для деятельности партий в Республике Беларусь созданы необходимые правовые условия. Другое дело, что эти общественно-политические формирования не пользуются сколько-либо заметной популярностью, поддержкой со стороны населения и соответственно не имеют реального влияния на социально-экономический и политический курс государства. В чем причина такого положения? Еще с советских времен широко распространено мнение, что партии в большинстве своем должны создаваться снизу самим гражданами, и призваны выражать политические интересы последних. Это что касается «хороших» народно-демократических партий.

В свою очередь различные буржуазные партии, создаются «денежными мешками» и являются проводниками их интересов. Все это действительно так, с одним лишь уточнением. Не только буржуазные, но и народно-демократические партии нуждаются в серьезном финансировании. В противном случае это будут не более чем политизированные группы по интересам. Но любое внешнее финансирование ставит партию в зависимость от тех, кто дает деньги.

К этому следует добавить, что в любом уважающем себя государстве финансирование политической деятельности из-за границы как минимум не приветствуется. Так что средства для своей деятельности партии должны искать внутри страны. А если в стране нет крупных экономических групп, заинтересованных в собственных политических рычагах или широких слоев населения, категорически недовольных существующим положением дел, то и необходимых условий для появления действительно активных политических партий не имеется.

Нечто подобное мы имеем в настоящее время в Белоруссии, где созданы необходимые правовые условия для партийной деятельности, но отсутствуют социально-экономические условия, стимулирующие повышенную политическую активность граждан. Возможно, в будущем в этом отношении что-то и изменится, но искусственно нагнетать политические страсти было бы верхом безответственности. Печальная участь Советского Союза, когда бездумно разбуженная политическая стихия превратилась в бурю, развалившую великую страну должна стать для нас хорошим уроком.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru