Республика Беларусь как суверенное государство существует уже практически четверть века. Однако за этот уже не малый срок, несмотря на многочисленные попытки, в современном белорусском государстве так и не появилась внятная идеология способная найти отклик у большинства граждан республики и стать движителем ее развития. А ведь такой идеологический провал вполне закономерен хотя бы потому, что официозные идеологи пытаются создать нечто искусственное, поставить в один ряд историю Советской Белоруссии и времена господства на белорусских землях польских королей и магнатов. И подобные идеологические неудачи будут продолжаться до тех пор, пока государственные идеологи не обратят, наконец, свой взор на естественную для Белоруссии западнорусскую идею, которая направлена на сохранение и развитие не только политических и экономических, но в первую очередь гуманитарных и культурноязыковых связей с Россией и Русским миром.
Западнорусизм имеет весомые основания стать идеологической базой белорусско-российских интеграционных проектов, а также идейным стержнем современной белорусской государственности.
Главное положение западнорусизма состоит в цивилизационной принадлежности Белоруссии (т.е. Западной Руси) к Русскому миру, а белорусов (в национально-культурном отношении) к русскому народу. Отсюда вытекает и основная задача, стоящая перед современным западнорусским движением – пробуждение и укрепление общерусской составляющей национального самосознания восточнославянского населения Белоруссии.
Евфимий Федорович Карский – знаменитый ученый-славист, выдающийся деятель западнорусского движения
При этом важно понимать, что современное западнорусское движение должно быть светским, охватывающим различные направления общественной мысли и формы общественной самоорганизации, лежащие в русле общерусского культурно-цивилизационного единства.
К сожалению, не все деятели, подвизающиеся на поприще западнорусской идеи, понимают необходимость единения всех сил, стоящих на позиции общерусского единства и пытаются придать западнорусизму едва ли не религиозный характер. Свою позицию они мотивируют тем, что в XIX веке выразителями западнорусской идеи в большинстве своем были лица духовного звания.
Но в то время такое положение было вполне естественным. Ведь за четыре столетия польско-литовского и католического господства Западная Русь потеряла не только русскую знать, но и практически весь образованный слой. Поэтому и в XIX веке (особенно в его первой половине) фактически единственными образованными русским людьми в Белоруссии были православные священники. В связи с чем и сложилась традиция связывать возникновение западнорусизма с протестным движением религиозных диссидентов в Речи Посполитой в XVII–XVIII веках.
Однако такой подход вряд ли можно считать исторически правомерным, т.к. своими истоками западнорусское движение уходит значительно глубже, в последние десятилетия XIV столетия, и изначально носило не столько религиозный, сколько национальный характер. В конце 1385 года произошло первое вооруженное выступление западнорусской знати против заключенной великим князем литовским Ягайло Кревской унии, которая поставила Западную Русь в унизительную зависимость от Польши, римско-католической церкви и римского папы. Эту освободительную войну возглавил легендарный князь-воитель, герой Куликовской битвы Андрей Полоцкий. Он был сыном господаря Литвы и Руси Ольгерда и витебской княжны Марии Ярославны и принял православие (ему было около 20 лет) из политических соображений в 1341 году, когда был приглашен князем в Псков. В то время христианско-языческое двоеверие было присуще всем литовско-русским князьям.
Тот же великий князь Свидригайло, разорвавший унию с Польшей и провозгласивший в 1432 году в Полоцке Великое княжество Русское, был крещен и в православие (Лев), и в католичество (Болеслав), оставаясь, судя по имени, язычником. О языческом мировоззрении Свидригайло может свидетельствовать и его жестокая расправа над православным митрополитом Герасимом, который был сожжён в Витебске в 1435 году за враждебные связи с польским ставленником великим князем литовским Сигизмундом .
Великий князь Русский Свидригайло
Стоит заметить, что Великое княжество Русское было создано по всем правовым нормам того времени: «И князья русские, и бояре, и вся земля посадили Свидригайло на Великое княжение Русское», так говорится об этом знаменательном событии в западнорусской Баркулабовской летописи .
При этом православных русских князей и полочан нисколько не смущало многоверие Свидригайло, чему удивляться собственно и не стоит. Ведь на западнорусских землях дохристианские славянские святилища действовали вплоть до конца средневековья, а языческие верования носили общее название «руска вера».
Так, согласно изысканиям белорусского археолога Э.М. Зайковского, исследовавшего славянский языческий комплекс возле д. Верховляны Берестовицкого района Гродненской области, «Верховлянское святилище» действовало вплоть до XVII века . Да что там Гродненщина! В Минске (ныне центр города, район стадиона «Динамо») до конца 1880-х годов(!) действующим было славянское языческое святилище, посвященное богу Велесу . Минские городские власти его закрыли по требованию православной и католической епархий лишь в канун 900-летия крещения Руси.
Минское славянское святилище, реконструкция
О том, что западнорусское освободительное движение на своем первоначальном этапе не имело выраженный религиозный характер, свидетельствует и история предводителя восстания 1508 года. Его возглавлял западнорусский князь Михаил Глинский, который был урожден в православии, но находясь на службе у императора священной Римской империи Максимилиана I принял католичество, что не помешало ему впоследствии добиваться воссоздания отдельного от Литвы и Польши Великого княжества Русского и перейти в подданство Великого князя Московского.
Приведенные примеры говорят не о какой-то чрезмерной религиозной беспринципности западнорусских князей, а о том, что для них в ту пору конфессиональная принадлежность в отличие от кровного родства не имела главенствующего значения. Это нашло отражение в известной формуле, принявших католицизм западнорусских вельмож, говоривших о себе, что они «веры польской, но рода русского».
Все изменилось после образования в 1569 году Речи Посполитой и особенно после Брестской церковной унии 1596 года, когда в польско-литовском королевстве стала проводиться политика подавления православия и ополячивания, в первую очередь, западнорусской знати. В то время оплотами русского самосознания становятся православные братства и казацкое движение. В период с 1596 года и вплоть до Полоцкого церковного собора 1839 года, вернувшего западнорусских униатов в лоно православной церкви, приверженность православной вере означало и отстаивание русскости, т.к. униатство было орудием ополячивания белорусов.
После окончательного решения униатского вопроса на первый план среди задач западнорусского движения вновь стало выходить национальное самосознание восточнославянского населения Белоруссии. И оно в конце XIX – начале XX века в подавляющем большинстве было русским, включая в определенной степени и белорусов-католиков, что нашло отражение в фундаментальном труде выдающегося слависта, академика Е.Ф. Карского «Белорусы». Показательно, что и на территории Царства Польского римско-католическое по вероисповеданию восточнославянское население относило себя к Руси.
Таким образом, в предреволюционные годы основной задачей западнорусизма было содействие укреплению национального единства всех ветвей русского народа, объединенного в рамках Российской империи.
После революции 1917 года в Белорусской ССР западнорусизм никак не вписывался в догмы «ленинской национальной политики» и как идейное течение был поставлен вне закона. В период с 1919 по 1939 годы национальное самосознание белорусского народа подвергалось самым серьезным испытаниям. В БССР советские власти, следовавшие политике белорусизации/ дерусификации (от жесткой до умеренной) навешивали на приверженцев общерусского единства ярлыки контрреволюционеров, реакционеров и черносотенцев
В Западной Белоруссии, находившейся под властью 2-й Речи Посполитой, польскими властями проводилась жесткая полонизация, включая подавление любых проявлений общерусского самосознания. При этом населению Западной Белоруссии практически ничего не было известно о политике белорусизации, проводимой в БССР, оно не разбиралось в хитросплетениях «ленинской национальной политики», воспринимало СССР как Россию, с которой стремилось воссоединиться.
Самоопределение Западной Белоруссии на общерусской основе (единство с Россией в составе СССР) являлось стержневой (не всегда открыто провозглашаемой) линией западнобелорусского национально-освободительного движения, ведущей силой которого была Коммунистическая партия Западной Белоруссии (КПЗБ). В рядах КПЗБ боролись такие выдающиеся личности как Кирилл Орловский, Василий Корж, Сергей Притыцкий, Вера Хоружая, ставшие в годы Великой Отечественной войны знаменитыми партизанскими командирами и подпольщиками.
Кстати до сих пор не ясны подлинные причины роспуска в 1938 году компартии Западной Белоруссии. До сих пор преобладает мнение, что КПЗБ была распущена по решению Исполкома Коминтерна за склонность к левацким идеям и троцкизму. Однако в то время подобное клеймо было обычной практикой обвинения неугодных и поэтому вряд ли стоит воспринимать его всерьез. Причина видится в другом. КПЗБ хотя и была самым тесным образом связана с ВКП (б), но все же имела ряд особенностей.
Это была партия борцов за народную свободу, которой был чужд дух партийной бюрократии, который к тому времени возобладал в ВКП (б). Последняя, по словам И.В. Сталина, была «орденом меченосцев» , а историческим идеалом КПЗБ был Степан Разин. К тому же в КПЗБ не отделяли белорусов от русского народа, что противоречило советской национальной политике того периода.
Надо заметить, что в то время общерусское самосознание было присуще большинству восточнославянского населения Западной Белоруссии и поэтому в сентябре 1939 года оно встречало Красную Армию не просто как армию-освободительницу от чужеземного гнета, а как свою русскую армию. Вот, что рассказывал о тех судьбоносных событиях ветеран белорусской журналистики Игорь Антонович Дылевский, который встречал сентябрь 1939 года в городке Несвиж, что в полутора сотне километров от Минска. Ему в ту пору шел десятый год и у него на всю жизнь остались самые яркие воспоминания:
«Танки с трудом продвигались по улице - их забрасывали цветами, из дворов несли жбаны с молоком и сметаной, корзины, полные яблок. И десятилетний мальчишка не мог понять, откуда в городе столько людей и цветов - это было самое сильное впечатление, оставшееся на всю жизнь. Кинокадры и фотографии, запечатлевшие встречу советских солдат в больших и малых селениях Западной Белоруссии, не смогли полностью передать ту волну счастья и радости, что заполняла души людей, истосковавшихся почти за два десятилетия польской оккупации по своим восточным братьям. Освободительный поход тот нельзя даже назвать военной операцией. Без боев и сражений была восстановлена историческая справедливость» .
Западная Белоруссия встречает Красную Армию, сентябрь 1939 г.
Как все это напоминает атмосферу Крымской весны 2014 года: то же ликование народа, тот же восторг от воссоединения с родной страной. К слову, отец И.А.Дылевского был учителем русского языка и литературы, и польские власти его неоднократно преследовали за нежелание отказаться не только от профессии, но и от православной веры и своей национальности. И он коренной белорус, вопреки всему с достоинством называл себя русским.
Игорь Антонович Дылевский – очевидец освобождения Западной Белоруссии
О высокой степени общерусского сознания у западнорусского населения свидетельствует и том обстоятельство, что после воссоединения с БССР практически все местные газеты в Западной Белоруссии по желанию граждан стали выходить на русском языке.
К началу 1940-х годов вопреки политике белорусизации/дерусификации (БССР) и полонизации (Западная Белоруссия) идея общерусского единства продолжала оставаться одним из самых значимых слагаемых самосознания белорусов, что с особой силой проявилось в годы Великой Отечественной войны.
В рядах Красной Армии против гитлеровского нашествия сражался 1 миллион 300 тысяч выходцев из Белоруссии, на белорусской земле в партизанских отрядах и в патриотическом подполье боролись против оккупантов более 374 тысяч человек . На боевых знаменах частей Красной Армии, партизанских отрядов и соединений было начертано «За нашу Советскую Родину!» и именно за великую страну, простиравшуюся от Буга до Курил, за сердце России – Москву вместе со всем советским народом сражались воины-белорусы. В основе их патриотизма лежало великое общерусское чувство, а не хваленый «пролетарский интернационализм», оказавшийся несостоятельным в условиях гитлеровского нашествия.
Плакат времен Великой Отечественной войны
Понимал это и фюрер третьего рейха и поэтому фашистская пропагандистская машина свой главный удар наносила по общерусскому сознанию восточнославянских народов. «Мы тогда победим Россию, когда украинцы и белорусы поверят, что они не русские».
Возвращаясь к общерусской составляющей национального самосознания белорусского народа, следует подчеркнуть, что она имеет базовый, основополагающий характер, благодаря которой белорусы, несмотря на весь драматизм своей истории, сохранили свое национальное лицо. Западнорусская идея, т.е. идея принадлежности белорусов к Руси была доминирующей в сознании белорусского/западнорусского народа и в польские, и в царские, и в советские времена.
В современных условиях западнорусская идея имеет цивилизационный характер, должным образом относится к современной белорусской государственности и направлена на формирование белорусского самосознания основанного на органичном сочетании общерусского начала и национального своеобразия. Общерусское же начало предполагает национально-культурное единство всех ветвей русского (восточнославянского) этноса и цивилизационную общность глобального Русского мира. При этом надо ясно понимать, что только в рамках Русской цивилизации белорусское государство способно обеспечить свою самостоятельность и достигнуть подлинного расцвета. Поэтому одной из основных задач современного западнорусизма является укрепление русской составляющей самосознания белорусов, общерусское наполнение государственного строительства Республики Беларусь и белорусско-российских интеграционных проектов.
Несомненно, современный западнорусизм должен носить светский характер. Как показывает история вопроса, религиозный фактор далеко не всегда играл главенствующую роль в идеологическом наполнении западнорусского движения. Тем более, было бы ошибочным делать его таковым в XXI веке. Надо учитывать, что в Белоруссии имеется немалое количество белорусов, относящих себя к неправославным конфессиям, и было бы верхом безответственности отдавать этих людей на откуп историческим противникам Русского мира. Западнорусское движение призвано объединять в общем потоке всех тех (будь то православные, старообрядцы, родноверы, представители других конфессий или атеисты), для кого судьба Белоруссии находится в неразрывном единстве с великой Русской цивилизацией.
И наконец, в-третьих, это демократичность. Исторически западнорусское движение опиралось на такие формы самоорганизации и самоуправления русского народа как вече, православные братства, казачий круг, земские собрания и городские думы. Поэтому современное западнорусское движение должно всемерно содействовать развитию демократических институтов белорусского общества, а также Союзного государства на началах традиционного для Руси народоправства.
Подводя итог сказанному необходимо подчеркнуть, что западнорусская идея имеет глубокие исторические корни, у истоков которой стоит соратник святого благоверного князя Дмитрия Донского князь Андрей Полоцкий. Именно этот легендарный князь-воитель первым поднял знамя борьбы за свободу Западной Руси от чужеземной зависимости и ее единство с тогдашним Русским миром.
Более шестисот лет западнорусская идея была путеводной нитью для лучших представителей западнорусского/белорусского народа от князей, духовенства и просветителей прошлых времен до современных ученых, писателей и общественных деятелей.
И при всем при этом в настоящее время сложилось откровенно абсурдное положение, когда в Республике Беларусь, именующей себя государством белорусского народа практически официальной идеологией является антибелорусская доктрина польщизны/беларучыны, а западнорусская идея, в течение столетий выражавшая и выражающая в настоящее время коренные чаяния этого самого народа, не просто не замечается власть имущими, а выталкивается ими на обочину общественного сознания. Поэтому предстоит большая работа по окончательной легализации и популяризации западнорусской идеи, которая призвана стать подлинно национальной идеологией и идейной основой белоруской государственности.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.