САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Олег Прудников:  «Из русских самый русский человек»

Олег Прудников:  «Из русских самый русский человек»

« Назад

Олег Прудников:  «Из русских самый русский человек» 23.04.2015 10:08

В апреле нынешнего года исполнилось 120 лет со времени основания Государственного Русского музея. Указ «Об учреждении особого установления под названием „Русского Музея Императора Александра Третьего“ и о представлении для сей цели приобретённого в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом» был подписан последним из коронованных Всероссийских императоров 13/25 апреля 1895 года. Но история замысла и подготовки к рождению уникальнейшего из всех музеев современного мира связана с именем предшественника православного царя-страстотерпца – его отца Александра. Кроме того, наступивший 2015 год в целом ознаменован 170-летней годовщиной со дня рождения Александра III-го, ставшего символом могущества и миролюбия нашей великой Державы. 

Внешняя политика России в период правления Императора-Миротворца  во многом сделалась следствием его личного характера. В ней проявлялись честность, простота и та откровенная прямолинейность, которая была свойственна этому самодержцу. В своём апрельском манифесте 1881 года о вступлении на престол он заявил, что при нём никогда не будут нарушены «наблюдение строжайшей справедливости и экономии, возвращение к исконно русским началам и обеспечение повсюду русских интересов». Такие слова, данные в официальной декларации на виду у тогдашнего мирового сообщества, в полной мере соответствовали действительности. 

Престиж империи на международной арене удалось поднять, не прибегая к войнам, на небывалую высоту. Но кадр_2 произошло это благодаря вовсе не соглашательской дипломатии или сговорчивости, а вследствие необходимой демонстрации русской силы. Граф С. Ю. Витте вспоминал об Александре III-м: «Он дал России эти тринадцать лет мира и спокойствия не уступками, а справедливой и неколебимой твёрдостью. Об Императоре… все знали, что… он никогда, ни в коем случае не поступится честью и достоинством вверенной ему Богом России». Сегодня вновь пора прочитать, к сожалению, порядком позабытые выражения из полного текста старого гимна, «Молитвы русского народа», написанного горячим патриотом, истинным другом Пушкина Василием Жуковским. Там утверждается – миролюбивая Русь как государство будет лишь «в силе спокойное…». 
Как известно, «у России нет друзей. Нашей огромности боятся», мудро завещал Александр III. Он словно предвидел, какой дорогой ему идти. «По той ли, говорил царь, на которую меня толкало так называемое „передовое общество“, заражённое либеральными идеями Запада, или по той, которую подсказывало мне моё собственное убеждение,… моя совесть. Я избрал мой путь. Либералы окрестили его реакционным. Меня интересовало только благо моего народа и величие России». Александр собственноручно отмечал в письме к Победоносцеву: «Я не намерен… из года в год повторять банальные фразы о мире и дружбе ко всем странам, которые Европа выслушивает и проглатывает ежегодно, зная хорошо, что всё это пустые фразы». Ведь он не пустословил, а деятельно стоял на страже мира.  

В 1888 году в Лондоне вышла книга английского писателя Стэда «Правда о России». И вот, по выражению Ключевского, «наконец и камни возопияли, органы общественного мнения Европы заговорили о России правду и заговорили тем искреннее, чем непривычнее было для них говорить это. Оказалось, по этим признаниям, что европейская цивилизация недостаточно и неосторожно обеспечила себе мирное развитие, для собственной безопасности поместилась на пороховом погребе, что горящий фитиль не раз, с разных сторон приближался  к этому опасному оборонительному складу и каждый раз заботливая и терпеливая рука русского царя тихо и осторожно отводила его… Европа признала, что царь русского народа был и государем международного мира и порядка, и этим признанием подтвердила историческое призвание России… Европа призналась, что страна, которую она считала угрозой своей цивилизации, стояла и стоит на её страже, понимает, ценит и оберегает её основы не хуже её творцов; она признала Россию органически необходимой частью своего культурного состава, кровным, природным членом семьи своих народов». Пожалуй, подобная политика решительного умиротворения Европы вправе заслуживать достойной памяти потомков.   

кадр_3 Эпоха Александра III-го отличилась возрождённым и вдохновенным творчеством народа с беспримерным подъёмом патриотических мотивов в произведениях прославленных авторов. Достоевский, в тон настроениям будущего императора, писал в 1876 году наследнику-цесаревичу: «Нынешние великие силы в истории подняли дух и сердце русских людей… на высоту понимания многого, чего не понимали прежде, и осветили в сознании нашем святыни русской идеи ярче, чем бы то ни было до сих пор». Чайковский не случайно был близок к семье великого князя Александра Александровича и посвятил ей свою торжественную кантату «Москва». Чуть позже, именно на протяжении 1880 – 1890-х годов, состоялись премьеры «Хованщины» Мусоргского и «Князя Игоря» Бородина, были окончательно доработаны Римским-Корсаковым «Псковитянка» и симфоническая поэма «Русь» Балакирева, «русский минор» которого зазвучал с новой энергией. «Богатыри», например, переделывались Васнецовым не однажды. Они увидели свет после смерти Александра. Однако даже выдающийся критик В. Стасов заметил, что изображённый в центре картины главный эпический защитник русской земли Илья Муромец, несмотря на грозный вид, исполнен «благости, великодушия и добродушия», чем явно напоминал былинный образ недавно ушедшего государя. Не менее точно описывал могучего царя и англичанин Стэд – «из русских самый русский человек».   

Сам император постоянно пополнял дворцовые художественные коллекции. В его собраниях выделялись кадр_4 произведения Венецианова, первым показавшего широкую панораму сельского быта, тропининские портреты крестьян, работы Левицкого, Федотова, Брюллова. Им были инициированы открытие Исторического Музея в Москве, музея в Севастополе и работа по организации Русского музея. «Я часто и серьёзно думаю, писал царь в 1889 году, о необходимости создания в Петербурге Музея русского искусства. Москва имеет, положим, частную, но прекрасную галерею Третьякова, которую, я слышал, он завещает городу. А у нас ничего нет». Через несколько лет труды по основанию «всенародного музея» близились к завершению. Оставалось решить вопрос о предоставлении музею здания, достойного крупнейшей коллекции изобразительного искусства. Заранее предполагалось, что первые образцы коллекции будут свозиться из Императорской Академии художеств, Императорского Эрмитажа, Зимнего, Гатчинского и Александровского Царскосельского дворцов. Александр Бенуа впоследствии подтвердил: правление Александра III-го «подготовило тот расцвет русской культуры, который, начавшись при нём, продлился затем в течение всего царствования Николая II». 


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
18.04.25

Несмотря на то, что Белоруссия – это партизанский край, в постсоветский период с привлечением всех возможных Интернет-ресурсов (а до попытки государственного переворота в Республике Беларусь в 2020 году – даже на страницах легально продаваемых в киосках СМИ – «Народнай воли» и др.), распространяемых книг (Илья Копыл «Война. Небышино» и др.) силами бело-красно-белой прозападной оппозиции активно проводится компания по дискредитации партизанского движения, перекладывания вины за массовое уничтожение белорусского населения с оккупантов на партизан.

17.04.25

2024 год в Республике Беларусь проходил под знаком 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков – было реконструировано и обновлено множество мемориальных и музейных комплексов, памятников и мемориальных досок, создано несколько новых памятных мест. Эта работа продолжилась и в 2025 году.

16.04.25

В каком смысле консервативная идеология может войти в состав идеологии российского и белорусского государства? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не в признании человека религиозным и греховным существом, не как идеологии охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному принципу, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев.

07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

07.04.25

Когда Ленин умер, то Священный Синод Русской православной церкви принял заявление, в котором выражалось «искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идею всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru