САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Олег Прудников: О подвигах русских обителей в борьбе с западными захватчиками XVI – XVII веков

Олег Прудников: О подвигах русских обителей в борьбе с западными захватчиками XVI – XVII веков

« Назад

Олег Прудников: О подвигах русских обителей в борьбе с западными захватчиками XVI – XVII веков 25.10.2015 09:10

Олег Прудников: О подвигах русских обителей в борьбе с западными захватчиками XVI – XVII веков 

В наши дни привычно получать сведения о военных подвигах конкретных людей и боевых подразделений. Нынешний мир чаще всего знакомится с этими официальными данными во время военных кампаний и «горячих» конфликтов. Другие подвиги обычно сопутствуют предотвращению каких-нибудь страшных бедствий, опасностей или приводят к спасению человеческих жизней. Гораздо реже, как не крути, нас по-настоящему привлекают духовные подвиги. Такое подвижничество сегодня считается естественным для тех, кто предпочитает находиться подальше от мирской суеты – либо на дорогах паломничества, в кратковременных поисках благонравия, либо в действительно строгих условиях постоянного проживания за высокой монастырской оградой.  

Потому-то и возникает проблема организации осознанных коллективных усилий, того повсеместного «государева дела», которое объединяет многие частные духовные и – если потребуется – военные подвиги, способные делаться в моменты испытаний Отечества спасительными символами национального возрождения. Правда, мы не забываем о подвигах целого народа, как в самой жестокой – Великой, так и во всех предыдущих отечественных войнах, возвращаемся к почитанию участников Первой мировой. Но в глубине веков продолжают скрываться военные подвиги православных обителей. Удаляясь от современного, подчас ещё довольно поверхностного понимания сути церковного смирения, они оказались одними из высочайших проявлений русского патриотизма и навсегда останутся поучительным примером активного противления злу.  

В октябре (23 сентября ст. ст.) 1608 года началась эпохальная и безрезультатная для врагов осада Троице-Сергиевой лавры. Отсюда три ярких эпизода нашей героической истории XVI и XVII столетий послужили поводом к написанию этой статьи. Особое место память отвела событиям, связанным с военной обороной монастырей Псковского края и Подмосковья. Надо отметить, приводимые ниже картины представляют собой не столько разрозненные, вольно подобранные отрывки из известных специалистам повествований, сколько искреннюю попытку выделить ту своеобразную причину, которая дала средневековому обществу возможность убедиться в необычайно закалённом мужестве нашего народа. Чего стоил, скажем, одухотворённый ответ запертых в лавре подвижников, обращённый к Яну Сапеге с первых часов польской осады чертогов святого Сергия. «Пусть у нас заберут жон, детей и пожитки, пускай мы пойдём по миру, мы готовы с вами жизни свои положить, а не сдадимся», заявили верные отчизне патриоты. Монашествующие старцы укрепляли дух защитников веры и России, стоя у смертельного порога. И тому есть отдельное объяснение.    

В последний период Ливонской войны, а также позднее, при движении практически никому не подконтрольных грабительских банд под знаменем второго Лжедмитрия к первопрестольной столице, защитникам русской земли пришлось столкнуться с разноплемёнными ордами западных захватчиков. Подобно наполеоновскому нашествию XIX века, враг отличался не просто стремлением к территориальным захватам, что было характерно для прошлых веков. В те времена происходил всплеск общей экспансии западной цивилизации на восток. Она разрасталась в отношение православно-христианского мира. Россия впервые ощутила на себе идейное неприятие остальных государств Западной, Северной, Центральной и Восточной Европы. И в католических, и в протестантских странах, по «доброй» идейной традиции папистов, русских – «дикарей» и «схизматиков» уже перестали считать частью «европейских цивилизованных народов», а Российское царство не без помощи Курбского и других родовитых ренегатов превратилось в мишень для религиозно-политической травли и полного порабощения.  
    
Форпостом оголтелой западной экспансии на восток становилась феодально-националистическая республика Речи Посполитой. Её образование путём принудительного заключения Польским королевством Люблинской унии с Великим княжеством Литовским, от территориального пространства которого поляками были цинично отторгнуты ранее захваченные на Руси самой же Литвой Киевщина, Подолье и территории Брацлавского воеводства, можно расценивать как реакцию Запада на успехи войск Ивана IV-го. Ведь, после поражения Ливонской «конфедерации» латинских епископств и Немецкого ордена в Прибалтике, возникла не только Речь Посполитая, враждебная России. По понятному совпадению, против русского государства в течение нескольких месяцев 1569 / 70 года одновременно выступили Англия, быстро отказавшая Грозному царю в союзных отношениях, Дания, Турция, Крымское ханство и ногайцы. Снова заполыхали Москва, Коломна, Рязань. Турецкий султан и его крымский сателлит Девлет Гирей объявились у Астрахани. Швеция «навалилась» на Ивангород, Ям и Копорье. Целенаправленная жестокость врага возрастала с каждым годом. 

Летом 1581 года меч Речи Посполитой был поднят на русские рубежи. Овладев крепостью Остров, Стефан Баторий лично возглавил ополчение в походе на Псков. К слову, «неожиданно» найденные материальные ресурсы, словно упавшие с неба, позволили избранному сеймом воинственному монарху подкрепить не блиставшую финансами польско-литовскую армию внушительным наёмным войском. Оно двинулось от Полоцка и численно превосходило количество псковских защитников в пять раз. В нём находились близкие королю венгры, немцы из германских имперских княжеств, французы, австрийцы, румыны, шотландцы и шведы. Когда эти разноцветные вояки со значительными потерями расположили свои орудия в специально оборудованных земляных «турах», обставленных тяжёлыми корзинами с дёрном, и навели их на псковские стены со стороны реки Великой, они успели неприятно удивиться дальности стрельбы и мощи русских пушек. К тому же, в крепость успели прибыть посланные Москвой, опытные воеводы.   
025[1]

Покровская башня Окольного города в Пскове


Нападавшим нельзя было разглядеть, что скрывается за башенными громадами. На протяжении всего дня вплоть до ночи на 7 сентября (19 августа ст. ст.) артиллерия незваных пришельцев методично крушила южную стену для подготовки проломов. За городской же стеной, с вечера до рассвета, возводили высокую деревянную преграду, призванную заменить кирпичную кладку и валуны на месте неминуемых разрушений между Свиной и Покровской башнями. Не покладая рук, с посадскими и окрестными жителями, дворянами и стрельцами, трудились монахи Покровского монастыря, по имени которого и нарекли ближайшую башню Окольного города. К ним вышла вся полуобгоревшая, подлинно чёрная братия полыхавшей Снетогорской обители. Её величавый белокаменный собор Рождества Богородицы сильно пострадал от обстрела и был объят пожаром. Небольшой храм и подворье Покровского монастыря, напротив, заполнились вооружённым людом, принимая вид оборонительного плацдарма.   
MON[1]

Двойной храм «Покрова от Пролома». Покровский монастырь


Сын героя Ливонской войны Петра Шуйского, князь Иван Петрович, руководил у монастырской ограды расстановкой отрядов для отражения приступа. Приближались минуты жаркой схватки. С двух южных башен Пскова утром хорошо просматривалась батарея тяжёлых мортир на дальнем берегу Великой. Умело установленные прошедшей ночью, осадные орудия заревели, стена между южными башнями поддалась – и начался штурм. Образовавшаяся брешь показалась гигантской. В пролом, открывший около пятидесяти метров по протяжению стены, ринулись польские гайдуки. Тут их остановили леса деревянных укреплений. Венгерская пехота атаковала настойчивее и сумела засесть в обеих ближайших башнях. Баторию доложили о захвате Покровской и «Свинузской» и о том, что псковичей оттеснили к стенам Среднего города. Радость короля продолжалась, однако, недолго: Свиная башня сотряслась от разрывов. Её подорвали русские. Очевидец записал, как следом раздался и «великий гром… от пушечного звука». То заговорили в ответ главные, именные единороги Пскова, Барс и Стрекотуха. Ужасающие ядра Барса буквально снесли верхушку занятой врагом второй, Покровской башни. По словам летописи, таким способом «избавились от литовских ног», «из великой пищали ударили… и не погрешили». Исход сражения решила контратака осаждённых воинов. В первых рядах ратников, поспешивших на новый, открытый бой, из Покровской обители вышли с хоругвями келарь славных Печор Арсений, снетогорский игумен Мартирий и его казначей Иона Наумов, увлекая на битву монахов. Предание гласит, что, по крайней мере, эти трое монашествующих имели до пострига звание «детей боярских» и, будучи в мирском обличье служилыми бойцами, умели держаться на бранном поле. Победа у повреждённой городской стены и Покровского монастыря явилась для «четвероградного» Пскова окончательной. Пришедший враг за пять месяцев дальнейшей осады никогда более не врывался в него. Место победного боя у южной стены, откуда «выползали» интервенты, так и запомнилось навек под названием Выползовой Слободы. А невысокая Рождественско-Покровская церковь исполнившей долг и принявшей сраженье обители, устроенной в честь Покрова Богородицы, приобрела мемориальную пристройку. Храм-близнец поднялся рядом и считается вкупе со старым церковью «Покрова от Пролома». 

Выбитый из Пскова Стефан Баторий приступил к осаде. Поэтому, принимая меры к обеспечению зимовки, он направляет наёмников на захват богатой тыловой «зимней квартиры», Печорского монастыря. До знаменитой духовной твердыни захватчикам нужно было преодолеть полсотни вёрст. Немецко-венгерский отряд с тремя пушками идёт к Печорам, где триста стрельцов под началом служилого дворянина Юрия Нечаева отбивают с монахами два приступа беспощадных мародёров. Те не желают понимать, что перед ними – община, призванная к охранению святынь. Они видят лишь крепость, обитателей которой следует уничтожить в целях привычного грабежа, прокормления и наживы. Поэтому, при виде запертых ворот, моментально открывается огонь, предпринимаются «правильные» тактические меры, чтобы покончить с находящимися внутри и стрельцами, и монахами, и собравшимися жителями. На восьмой день осады все оставшиеся в живых, включая многих детей и женщин, помогают «ратным» удерживать стены обители. Горячо молится в храме о прекращении приступа только один схимник Патермуфий. Затем на стену поднимается и он. Патермуфий отвечает посланникам гетмана Замойского: монастырь будет биться до последней капли крови. «Не хотим жалованья от короля…, но умрём в Доме Пречистыя по своему иноческому обещанию и по крестному целованию за отчину своего государя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси. Как одного меня видите, так все мы готовы умереть», передаёт сказание ответ схимника. Раздаются выстрелы, и старец подло убит врагами в их бессильной злобе. Так или иначе, но кровь молитвенника-монаха, действительно, стала тогда последней. Наёмные убийцы сняли осаду и ушли. Бесспорно, жертвенная борьба и молитва вылились в жертвенный подвиг. 



0_174eca_e28630cb_orig[1]
Печорский монастырь под Псковом


К июлю 1610 года игумен непоколебимой Троицкой обители, удержавшей захватчиков, престарелый архимандрит Иоасаф, вернулся в родной Свято-Пафнутьевский монастырь Боровска на покой. Но ему достался иной жребий. Шайки озверевших мятежников, используя имена самозванцев, флаги Речи Посполитой и оружие русских изменников, приблизились к Боровску. Город защищал небольшой отряд князя Михаила Волконского. Гетман Жолкевский без стеснения высказался в записках «О Московской войне» про то, как поляки и немцы, «находившиеся с Самозванцем», напали на крестьянские семьи и ворвались на их плечах в монастырь. Должно быть, не обошлось без предательства, так как «Новый летописец» указал: «Вор же приде под Пафнутьев монастырь… Вложи ж враг мысль злую в воевод Якова Змеева да Офонасия Челищева… Воевода ж Михайло Волконский в той думе с ними не был и не ведал у них той злой думы». «Дневник» Яна Сапеги не позволяет усомниться в достоверности отечественных источников: «Гусарская конница, сошедши с коней», подтверждал литовский гетман, «содействовала овладению монастырём, который разорён до основания». В «Сказании» Авраама Палицына читаем подробности: «Чин иноческий не вскоре смерти предаваху, но прежде зле мучающее всячески и огнём жгущее, испытующе сокровищ, и потом смерти предаваху». Так 5 июля 1610 года было уничтожено 12 тысяч человек – треть жителей  Боровска. За массовые зверства, святотатства и нечеловеческое исступление в кощунственных грабежах потом, при восстановлении главного храма Боровской обители по завершении Смуты, на фреске «Страшный суд», в верхнем ряду церковной композиции, появились фигуры смертных грешников, изображённых по левую руку от Царя Славы. Подписаны они двумя краткими обобщающими понятиями – «Немцы» и «Литва»… 


24658[1]
Свято-Пафнутьевская обитель Боровска


В 1916 году русский мыслитель кн. Евгений Трубецкой, касаясь вопроса о решительном противлении злу и озверению человека, говорил: «Когда св. Сергий (Радонежский) утверждает мысль о грядущем соборе всей твари над миром и тут же благословляет на брань в мире, между этими двумя актами нет противоречия… Эта святая брань не только не нарушает тот вечный мир, – она готовит его наступление». 
                              


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru