При встрече с комиссаром Евросоюза Й. Ханом в пятницу, 17 апреля 2015 г., Президент А. Лукашенко отметил: «Беларусь крайне заинтересована в том, чтобы более тесно сотрудничать с Западом». Причём, выражается готовность «переформатировать» обычную политику и перейти к «конкретному сотрудничеству». В ответ были получены заверения о стремлении ЕС улучшить отношения с Белорусской республикой. К тому же, на минувшей неделе и заместитель американского госсекретаря небезызвестная В. Нуланд явно не случайно заявила, что США «открыты для диалога с Белоруссией». Официальный Минск одновременно подчёркнул – именно «в последнее время развернулся интенсивный диалог». Несмотря на рост политической напряжённости в Восточной Европе, дело представляется в свете обычного и взаимовыгодного решения чисто экономических вопросов.
Разумеется, никто не должен иметь ни морального, ни юридического права указывать политическому руководству суверенного государства, каких ориентиров ему необходимо придерживаться в реализации собственных программ экономического развития и расширения торгово-экономических связей. Однако в данный момент речь идёт о дальнейшем участии Белоруссии в специальной программе Европейского Союза «Восточное партнёрство», и оставить в стороне от общественного обсуждения подобные планы сегодня не представляется возможным.
«Восточное партнёрство», учреждённое 7 мая 2009 г. на встрече в верхах ЕС в Праге, создавалось в целях изоляции России путём привлечения к программе Грузии, Армении, Азербайджана, Украины, Молдавии и Белоруссии. Помочь превратить в окончательную фикцию и без того достаточно призрачный в правовом смысле Союз независимых государств должно как раз «конкретное сотрудничество» евроатлантического сообщества с «заинтересованными странами». Кроме экономических связей, которые предусматривают создание зон свободной торговли, значительное место в проекте отводится той политической интеграции, где вовсе не последнюю роль играют военно-политические контакты. Их результаты хорошо видны в Киеве. Большие надежды возлагаются и на энергетическую составляющую, призванную стать важной альтернативой энергоснабжению европейских потребителей с российским участием.
Весьма символично, что серьёзную роль во внедрении программы ЕС выполняют Польша и Латвия. Эти государства, будучи «младоевропейскими» членами НАТО, проявляют особенное неприятие к самому понятию «Русский мир» и не стесняются активно выявлять глубокие политические противоречия с Россией. Кстати, первое из них явилось инициатором программы по развитию «евроинтеграции» на постсоветском пространстве, а второе, председательствуя на протяжении 2015 г. в Совете Европы, задействовано Брюсселем на нынешнем ответственном этапе нешуточно: 21 – 22 мая Рига примет делегации участников саммита «Восточного партнёрства». Латвийский МИД составляет приглашения. В том числе, и для Минска.
Главной задачей рижского саммита 2015 г. остаётся привлечение всех задуманных восточных «партнёров» к подписанию соглашений об ассоциации с ЕС, главным же бонусом – дарование безвизового режима. Очевидно, как Украина, Грузия и Молдова, подписав указанные соглашения, добились немалых экономических «успехов». Теперь их правительства ожидают другой западной «манны». Грузинский премьер И. Гарибашвили, собираясь в Ригу, радостно объявил: «У нас есть полная поддержка от правительства Латвии». Видимо, Грузия, в отличие от Армении, и далее готова развивать «Восточное партнёрство». В Ереване смотрят на это иначе. Подписанию соглашения с ЕС там предпочитают ратифицированное членство в Евразийском экономическом союзе. Правда, организаторы переговоров в Риге не опускают руки. Несмотря на вступление Армении в ЕАЭС, они трудятся над подготовкой отдельных переговоров с армянским руководством – так же, как и над созданием особого «партнёрства по мобильности», предназначенного для Белоруссии.
Нельзя не понимать, что реальное сближение с Евросоюзом в рамках программы «Восточное партнёрство», по «странному» совпадению, всегда приводит режимы ассоциированных членов к экономической и политической дестабилизации, к поиску «сепаратистов» и к варварской русофобии. Повторяется общий сценарий. Так, не успели закончиться начатые ещё несколько дней назад в Приднестровье манёвры Оперативной группы российских войск, молдавские власти заговорили о том, что «положение обостряется», что ликвидировать угрозу экспансии и «агрессивную пропаганду» со стороны России способен лишь так называемый «проевропейский курс».
О ближайшем белорусском союзнике министр иностранных дел Латвии Э. Ринкевичс в преддверии майского саммита высказывается однозначно. По его мнению, Россия «закончит как Германский рейх после первой и второй европейских войн». Натовский коллега, вероятно, уже предвкушает плоды господства новой Версальской системы на манящих природными богатствами землях современной «Московии». Отношения к России в «Восточном партнёрстве» не скрывают давно. На саммите 2013 г. в Вильнюсе, например, представитель ЕС М. Баррозу попросту отказал В. Януковичу в обсуждении участия Российской Федерации в переговорах. И не мудрено – проект без лишних дипломатических усилий направлен на окончательную дезинтеграцию постсоветского пространства и является прямым геополитическим вызовом России.
На этом фоне в Минске без тени смущения и с удивительным благодушием продолжают комментировать планы, касающиеся не только сохранения белорусского участия в антироссийской программе ЕС, но и «более тесного» и, как видно, совсем не «чисто экономического», сотрудничества с Западом. В подобных условиях, когда определённые страны СНГ «ставятся перед искусственной дилеммой: либо вперёд, в светлое будущее с Евросоюзом, либо назад – с Россией», не следует верить никаким заверениям о якобы возможной «гармонизации различных интеграционных процессов». Глава Комитета Государственной Думы Алексей Пушков не напрасно высказал публичное предостережение о том, что новые отношения Республики Беларусь с США и Евросоюзом – «опыт опасный». Нет, Белая Русь это неотъемлемая часть Русского мира. Это страна, способная строить дальше Союзное государство с Россией. И в виду неотвратимого выбора своих абсолютных и неизменных приоритетов в области внешней политики её лидерам, всё-таки, придётся чётко определиться. Пора определиться!
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.