Дата 17 сентября вполне могла бы стать государственным праздником Белоруссии, символизирующим общенациональное единение. Спустя более полувека забвения эта дата усилиями общественности возвращена в историческую память народа. Казалось бы, дело за малым - признать de jure день 17 сентября государственным праздником или хотя бы памятной датой.
Опросы представителей белорусской научной и творческой интеллигенции, а также лидеров НГО позволяют сделать вывод о преимущественно позитивном восприятии даты 17 сентября, хотя и есть небольшая доля тех, кто об этой дате вообще ничего не знает или относится к итогам Освободительного похода Красной Армии негативно. Однако позитив в данном случае явно преобладает над негативом.
Стоит также отметить, что редкий «красный день календаря» постсоветской Белоруссии имеет столь позитивное восприятие, как дата 17 сентября. Например, дата 7 ноября давно выхолощена и присутствует в официальном календаре исключительно по инерции, не вызывая массового позитивного отклика. Она символизирует обглоданную кость, брошенную нынешними хозяевами постсоветской республики бывшей партэлите. Другое дело – дата 17 сентября, наполненная позитивом, символизирующая победу и общенациональное единение.
Особенностью работы бюрократической «идеологической вертикали» в Белоруссии является отсутствие государственной идеологии, на что неоднократно обращал внимание Александр Лукашенко. Он также указывал на отсутствие национальной идеи, которая лежит в основе государственной (национальной) идеологии. Поэтому «идеологическая работа» госорганов является имитацией и профанацией, ожиданием некоего собственного просветления, подарка доброжелателя или удобного случая «позаимствовать и творчески переработать» чужие (во всех смыслах) идеи. Можно сказать прямо: бюрократическая «идеологическая вертикаль» интеллектуально немощна и занимается примитивным плагиатом у вчерашних оппонентов Александра Лукашенко.
С 1994 года утекло немало воды. Тем более интересно сегодня сопоставить идеи, которые реализует на практике госагитпроп с идеями Зенона Позняка, Геннадия Карпенко и мн.др. из тех, кто 20 лет назад входил в когорту идейных оппонентов Александра Лукашенко. Очевидны успехи в «перехватывании знамён» у тех, кого Александр Григорьевич называл «дерьмократами». Например, политика «белорусизации», санкционированная Лукашенко, есть не что иное, как воплощение идей его оппонентов начала 1990-х.
Даже беглый взгляд на программы «кандидатов в президенты» 2015 года показывает, что альтернативы нет – нельзя ведь всерьёз видеть таковую в плохом и очень плохом. Например, избранная в качестве «мальчика для битья» Татьяна Короткевич в своей программе отдельным пунктом выделила «поддержку белорусского языка», предлагая, вопреки здравому смыслу и Конституции, «гарантировать ему особое отношение государства и достойное место в жизни общества, в том числе в области высшего, среднего и дошкольного образования, для чего принять Закон о государственной поддержке белорусского языка, открыть в столице Национальный университет имени Франтишка Богушевича с преподаванием всех предметов на белорусском языке, а в каждом райцентре – школу либо гимназию с белорусскоязычными преподавателями; преподавать историю и географию во всех школах на белорусском языке». На самом деле эти идеи уже несколько лет пытаются реализовать те, кого сторонники «активистки» непонятно в каком статусе находящейся «гражданской кампании» презрительно называют «лукасеками».
Короткевич не могла не знать, что 21 марта 2012 года правительственная газета «Звязда» опубликовала интервью с министром образования Белоруссии Сергеем Маскевичем, который заявил о том, что с нового учебного года (т.е. с 1 сентября 2012 г.) белорусские школьники и студенты будут изучать историю и географию без гарантированного Конституцией права выбора языка обучения и исключительно на «самай мелагучнай мове у свеце». Маскевич тогда заявил: "Такая задача уже поставлена, и мы будем стремиться к тому, чтобы уже с нового учебного года белорусский язык вернулся на уроки по истории и географии родного края". Реальность оказалась иной – право выбора языка обучения до сих пор есть, а Сергея Маскевича на министерском кресле вскоре сменил Михаил Журавков, унаследовав протокол поручений по «белорусизации».
Ещё тогда, в 2012 году «Звязда» отметила, что из года в год сокращается количество желающих сдавать тест по "Истории Белоруссии" на "роднай мове", а во время централизованного тестирования 2011 года количество абитуриентов, выбравших русский язык, в два раза превысило количество выбравших для сдачи "беларускую мову". В последующие годы ситуация для желающих дубиной загнать белорусов в новую «мовную» реальность не улучшилась. О том, считают ли белорусы своим родным языком русский или сконструированную в нач. XX века «мову», свидетельствует одна из клавиш банкоматов, указывающая на выбор клиентом языка.
В 2013 проблема «нацвуза» находилась в долгом ящике, а в октябре 2014 года была снова извлечена на встрече Лукашенко с «письменниками», так и не прославившими Белоруссию, но неровно дышащими в сторону языкового гетто. И вот 21 января на пресс-конференции в Минске министр образования РБ Михаил Журавков снова прокомментировал давнюю идефикс «свидомитов», заявив: «Изучать географию и историю Белоруссии, конечно же, нужно на белорусском языке». По словам чиновника, соответствующая работа проводится. «Такое наше мнение, и мы это введём», - сказал он.
Выходит, Короткевич указала в своей программе то, что Лукашенко уже давно делает. Но дело даже не в этом, а в том, что Короткевич представляет прозападную русофобствующую оппозицию, представителей которой по недоразумению называют «белорусскими националистами». За два десятилетия тот Лукашенко, за которого мы голосовали в 1994 году, которого мы поддержали на референдуме 1995 года и даже на референдуме 1996 года (давая авансом carte blanche), переродился. Он так и не «нащупал» национальную идею и, как недавно выяснилось, отдал распоряжение синтезировать новую идентичность белорусов. Тех самых белорусов, которые столь доверчиво отнеслись к депутату Лукашенко, которому были так благодарны ему за референдум 1995 года и которые снова в тревоге, не понимая, почему уничтожается русскоязычная топонимика, почему забота о культуре подменена какой-то «радзивилловщиной», почему снова надо защищать право выбора языка обучения своих детей.
В эту «новую», пластмассовую «идентичность» не вписывается дата 17 сентября 1939 года, Освободительный поход Красной Армии на территорию «восточных окраин» II Речи Посполитой, к тому времени полностью разгромленной вермахтом. Не вписывается в нынешний идеологический кисель национальный праздник Воссоединения белорусского народа. Не устраивает власти предержащие традиционная белорусская идентичность, не желают они, находящиеся под политическими и экономическими санкциями Запада и открыто именуемые «последней диктатурой Европы», оспаривать недавно вынесенные вердикты о приравнивании коммунизма к фашизму и нацизму (резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1481 от 25 января 2006 года и др.). Надеются архитекторы «рыночного социализма» получить прощение, признание и стать «своими», чего не будет никогда.
Народная мудрость гласит: бешеной собаке семь вёрст не крюк. Властям «незалежной» понадобилось почти полтора десятилетия, чтобы вернуться в 90-е, украсть концептуальные положения своих идейных оппонентов, легализовать чужие лозунги и символы, приступить к радикальной ревизии официальной историографии, заняться мифотворчеством и откровенным вандализмом в стиле прибалтийских, польских и украинских «свидомитов». Естественно, дате 17 сентября нет места в сервильной мировоззренческой эклектике «идеологов без идеологии».
Сегодня 17 сентября 2015 года. Госагитпроп в упор не замечает значения даты 17 сентября 1939 года. Нет официальных поздравлений, нет даже упоминаний об этой дате. Например, сайт газеты «Советская Белоруссия» - печатного органа Администрации президента, рубрика «Этот день в истории». В рубрике восемь дат, последние две: 1925 г. Состоялся первый выпуск педагогического факультета Белгосуниверситета (110 специалистов); 1980 г. В Минске открылся широкоформатный кинотеатр «Москва». В сентябре 1939 года газета «Советская Белоруссия» посвящала воссоединению первые полосы. В августе 1945 года она писала о постановлении ЦК КП (б)Б «О подготовке и проведении празднования 17 сентября — Дня воссоединения белорусского народа в едином Белорусском государстве» (празднование состоялось с военным парадом). Т.е. вполне правомерна постановка вопроса даже не об установлении нового праздника, а восстановлении его. Однако сегодня местечковая пародия на столичный «масонский сексомолец», распространение которой зависит исключительно от принудительной подписки и прочих проявлений пресловутого административного ресурса, важнейшим событием 17 сентября считает открытие кинотеатра в 1980 году.
Столь же равнодушны к воссоединению белорусского народа официальное информагентство БелТА, Академия наук, Белгосуниверситет, Минобраз и Минкульт, Совмин в целом и обе палаты Нацсобрания по отдельности. Они стоически не замечают важнейшей даты в истории Белоруссии, ни слова для неё не могут найти, боятся даже обозначить её в календаре. Наверное, ждут отмашки от Гаранта, которому, возможно, забыли напомнить о дате, которую он не может не знать как дипломированный преподаватель истории, считающий себя учеником Якова Трещенка.
17 сентября 2009 года пресс-служба президента Белоруссии опубликовала послание Александра Лукашенко, в котором граждане постветской республики поздравляются с 70-й годовщиной воссоединения Западной Белоруссии с Белорусской Советской Социалистической Республикой. В сообщении говорилось: "17 сентября 1939 года начался освободительный поход Красной Армии, целью которого была защита оставленного на произвол судьбы белорусского и украинского населения на территории Польши в условиях германского вторжения и развязывания Второй Мировой войны. Это не только укрепило безопасность СССР, но и стало важным вкладом в борьбу против фашистской агрессии".
Тогда Лукашенко отмечал бесспорный факт: в результате военной операции РККА произошло воссоединение искусственно разделенного белорусского народа, что явилось актом исторической справедливости. "На освобожденных землях были созданы условия для строительства новой жизни. Белорусы получили возможность развивать государственность в рамках единого национально-территориального образования", - говорилось в послании.
В 2014-м году об этой знаменательной дате, которой исполнилось 75 лет, Лукашенко не вспомнил. Не вспомнил и в 2015-м. Нашлись тёплые слова для поздравления президента Мексики, но не белорусского народа.
Белгосуниверситет 17 сентября 2015 года отмечает 90-летие выхода журнала педфака «Чырвоны педфакавец» и гордится благодарностью Минприроды постсоветской республики. Институт истории Академии наук, превратившийся в цитадель ревизионизма и русофобии, не посчитал возможным уделить Воссоединению Белоруссии хотя бы секции в серии запланированных конференций и оплаченных, что немаловажно, налогоплательщиками.
Дату 17 сентября 2015 года традиционно отмечают представители той части белоруской общественности, которая дистанцируется от официозного и «литвинского» ревизионизма. Накануне, 15 сентября в Минске состоялся круглый стол с участием учёных, писателей и др., в очередной раз отметивших значение итогов Освободительного похода Красной Армии 17 сентября 1939 года и отношение к этой дате своих идейных оппонентов. И снова было заявлено о необходимости установить государственный праздник - «День Воссоединения белорусского народа». И снова были подняты вопросы о реальном положении дел в Западной Белоруссии в межвоенный период, о значении Освободительного похода и трактовке этого важного периода белорусской истории в постсоветской научной литературе и в произведениях публицистов-«криптополяков».
Не остались в стороне представители той части гражданского общества Белоруссии, которая не скрывает своей русофобии и антисоветизма - как правило, эти две линии в их публицистике пересекаются и сливаются в один вектор при критике последствий Освободительного похода Красной армии 17 сентября 1939 года. Они помнят об этой дате, понимают её значение и считают необходимым ежегодно, аккумулируя все свои ресурсы, представить её в негативной коннотации. Как правило, эти авторы пытаются представить «польский взгляд» на события 1939 года как «белорусский взгляд», игнорируя статистику межвоенного периода, причины национально-освободительного движения в «крессах всходних» государственного образования Rzeczpospolita Polska , преувеличивая происки НКВД, замалчивая позитивные последствия воссоединения Западной Украины с УССР и Западной Белоруссии с БССР, сводя всё к «сталинским репрессиям» и пресловутому хрусту французской булки некоей «бабушки», частная история которой вопреки всем канонам методологии исторического исследования экстраполируется на историю всего белорусского народа. Даже когда заходит речь о «сталинских регрессиях» - и здесь голословные заявления, нежелание понимать критерии отнесения к категории репрессированных, а при столкновении с аргументацией – стремление оправдать польских осадников, надзирателей концлагерей, полицейских, стукачей и т.п., представить их благороднейшими и честнейшими людьми, чьи судьбы так ужасно поломались после 17 сентября 1939 года.
Любопытной особенностью последних двух лет является появление gongo, созданных бюрократией для имитации диалога с гражданским обществом, в т.ч. по проблемным вопросам истории и конструирования новой идентичности белорусов. В случае обсуждения национальной идеи ли, даты 17 сентября ли, задача «конструктивной части гражданского общества» - маргинализировать западноруссистов и обосновать "неоднозначность" явлений, к которым давно сформировано вполне однозначное отношение. Ещё одна особенность текущего момента – появление разногласий в среде западноруссистов по вопросу оценки итогов воссоединения Западной Белоруссии с БССР. При этом аргументация у западноруссистов-критиков частью совпадает с их оппонентами из лагеря «литвинистов» (коллективизация, репрессии), оригинальность в аргументации проявляется лишь в том, что осуждается насильственная «белорусизация», проведённая до этого т.н. нацдемами в союзе с большевиками в БССР.
Доводы критиков позитивного значения факта воссоединения белорусского народа в составе единого национально-государственного организма логично довести до отрицания нынешней Республики Беларусь, ибо её границы устанавливались «диктаторами», в результате войн и революций, а иногда и вовсе самочинным сборищем типа «Исполкома Всебелорусского съезда» или «Рады БНР».
Отрицая итоги Освободительного похода Красной Армии 17 сентября 1939 года на территорию разгромленного вермахтом польского сепаратистского образования, образованного на пространстве упразднённой Российской империи, ревизионисты фактически выступают за передел государственных границ Европы. Сегодня они не во власти, но ведь и нынешнее украинское руководство тоже ещё недавно было не во власти, и четверть века назад человека, осмелившегося предположить возможность «Одесской Хатыни» 2 мая 2014 года, отправили бы в дурдом.
Возможно, руководству постсоветской республики, видящему панацею в административной дубинке, попросту психологически нелегко сместить акценты с 7 ноября на 17 сентября, увидеть непротиворечивость 3 июля и 17 сентября. Возможно, присутствуют какие-то конъюнктурные соображения, в которых приоритетом является профилактика раздражения официальной Варшавы. Возможно, на непризнание за датой 17 сентября должного статуса влияют какие-то иные обстоятельства, более весомые и принципиальные доводы с т.зр. колхозной неошляхты. Однако факт в том, что власти Белоруссии категорически не желают даже рассматривать проблему, которую всё равно придётся решать, и делают всё для того, чтобы символ объединения воспринимался как его полная противоположность, как один из аргументов духовной оппозиции.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.