Процессы глобализации, разрушающие классические принципы политической и экономической организации, вынуждают большинство стран планеты вступать в различные межгосударственные интеграционные проекты. Однако не все готовы смириться с новыми условиями и принести в жертву часть своего суверенитета, несмотря на все более иллюзорный характер этого понятия в глобальном мире.
Опыт не-западных стран после установления однополярного мирового порядка представляется весьма важным для постсоветских образований – Белоруссии, Украины и др., где прозападные партии указывают на встраивание в новый миропорядок как единственную альтернативу, отвергая даже намёк на восстановление версальско-потсдамской системы, представляя прожектёрством любые дискуссии на тему многополярности и не-западного пути для стран, относящихся к другим цивилизациям.
Ещё полвека назад альтернатива была вполне реальной и сегодня дискуссия о ней, учитывая опыт последних десятилетий, представляется весьма актуальной. Однако для того, чтобы разговор был предметным, и для Украины, Белоруссии, Молдавии и др. альтернативный путь выглядел как осознанная необходимость, важно учитывать вполне конкретный опыт других не-западных стран.
Пока представители постсоветских «элит» под Европой понимают исключительно Евросоюз и не желают видеть альтернативы вестернизации, объясняя деградацию национальных экономик их «неэффективностью», усматривая в деиндустриализации некие плюсы, трактуя демографический кризис как естественный и не такой уж ужасный тренд. По версии агентов Запада, все проблемы последних десятилетий в не-западных странах объяснимы нерадивостью учеников, их недостаточно ярко выраженными мазохистскими и русофобскими комплексами. А вот если принять «интеграцию в Европу» как сверхценность, как религиозный догмат, слепо копировать всё указанное учителями – тогда жизнь наладится и, возможно, уровень потребления Запада приблизится.
Проблема, однако, в том, что позитивный (с т.зр. реальных национальных интересов) опыт реализации вышеуказанной парадигмы разыскать чрезвычайно трудно. Можно было бы предположить, что проблемы интеграции в западные структуры после окончания «холодной войны» и установления однополярного миропорядка (точнее, встраивание в отведенные побеждённым ниши) обусловлены не преодолённым наследием длительного членства в СССР, ОВД и СЭВ. Как показывает опыт Албании, данные факторы всего длишь вторичны.
Народная Социалистическая Республика Албания состояла в Совете экономической взаимопомощи (СЭВ) всего три года (1949—1961), в Организации Варшавского договора (ОВД) – фактически два года (1961—1962, формально оставалась в блоке до 1968 года). К опыту Албании стоит присмотреться тем, кто не видит или не желает видеть альтернативу встраивания в выстроенную Западом систему нового мирового порядка.
Албания, хотя и является членом НАТО с 2009 года, остается одной из немногих стран Восточной Европы, которые не присоединились к крупнейшему и пока наиболее успешному интеграционному проекту Евросоюза. Едва ли это является случайным фактом: еще полвека назад Албания покинула другой крупный интеграционный проект – восточноевропейский социалистический блок, разорвав отношения с СССР и другими странами региона. Для короткой истории этого государства, расположенного в зоне масштабных политических процессов, подобный внешнеполитический курс можно считать сложившейся традицией.
Вплоть до провозглашенной в 1912 году независимости Албания была периферийной провинцией Османской империи с предельно низким уровнем развития. По логике политической истории двадцатого века она должна была исчезнуть уже во время Первой мировой войны, сопровождавшейся распадом империй и глобальным переделом европейского пространства. И действительно, в 1915 году был заключен тайный Лондонский договор, предполагавший раздел территории Албании между Черногорией, Сербией, Грецией и Италией. Однако судьбоносную роль в спасении Албании сыграла революция в России, в результате которой новое советское правительство опубликовало текст Лондонского договора с целью предотвращения заговора «империалистических держав». Кроме того, лозунг большевиков о праве наций на самоопределение придал новый импульс албанскому национально-освободительному движению. В результате такого стечения обстоятельств были заложены политические возможности для сотрудничества между Россией и Албанией.
Эти возможности попытался использовать Фан Ноли, православный епископ и политический деятель, избранный в 1924 году премьер-министром страны и поддерживавший активные контакты не только с СССР, но и с коммунистическим интернационалом. Свержение Ноли в результате переворота на время сделало Албанию зависимой от фашистской Италии, однако после Второй мировой войны новый албанский лидер Энвер Ходжа вновь восстановил тесные связи с СССР.
Верный последователь Сталина, Ходжа разорвал отношения с Советским Союзом после начала хрущёвской антисталинской кампании, а главным союзником Албании стал Китай. Народная Социалистическая Республика Албания хоть и считалась некапиталистической страной, но держалась особняком от двух противоборствующих лагерей, пытаясь построить «социализм с албанским лицом» - единственно правильным и «чистым», без примеси ревизионизма, как считали албанские партийные лидеры.
Жесткий антизападный курс Ходжи привел в семидесятые годы к разрыву и с Китаем, взявшим курс на улучшение отношений с Западом. Вплоть до конца восьмидесятых годов сталинизм в его радикально антизападной форме оставался основой официальной идеологии Албании, для которой непримиримыми врагами были «предатели» коммунистической идеи из СССР и Югославии – «хрущевцы» и «титовцы».
Несмотря на такие исторические и идеологические перипетии, именно Россия оказала важнейшее влияние на формирование Албании как современного государства. Значительная часть промышленности этой балканской страны, как и в большинстве других стран социалистического блока, была создана при поддержке СССР в 1940-50-е годы. Окончание эпохи социализма в 1991 году сменилось чередой экономических кризисов и социальных проблем, продемонстрировавших иллюзорность веры в доступность западной модели развития.
На сегодняшний день Албания с населением в 3 миллиона человек является одной из самых бедных стран Европы и занимает среднюю позицию по экономическим показателям в балканском регионе. По официальным данным за чертой бедности живет 14,3 % населения, однако в реальности эти цифры могут быть значительно выше из-за достаточно высокой безработицы (17,9%) и малого количества трудоспособных граждан (1 миллион 39 тысяч). Независимые эксперты указывают на четверть населения за чертой бедности. Больше нищих, чем в Албании - только в постсоветской Молдавии. К слову, обе они являются почему-то нелюбимыми примерами в элегантных схемах клиентов западных фондов, просвещающих общественность Украины, Белоруссии, России.
Средний размер оплаты труда в Албании является самым низким в Европе и составляет 2,2 евро в час, а минимальная зарплата составляет всего 157 евро в месяц – меньше чем в Болгарии, Македонии, Сербии и Черногории. Низкие зарплаты порождают экономические проблемы, связанные со слабым потребительским спросом, а также способствуют углублению социальных противоречий, среди которых наиболее острыми являются разрыв в доходах между богатыми и бедными и расслоение общества, сопровождающееся увеличением количества нищих и бездомных.
Не удивительно, что за последние десять лет население Албании уменьшилось на 8% - это вызвано как миграцией, так и снижением рождаемости из-за неблагоприятных условий. Интеграция албанцев за рубежом проходит с большим трудом, что способствует укреплению мафиозных структур, которыми опутаны албанские гетто.
Несмотря на быстрые темпы индустриализации в социалистический период, Албания продолжает оставаться аграрной страной с большей частью населения (54,6%) занятого в сельском хозяйстве, которое приносит лишь пятую часть ВВП. В промышленности работает только 12,8%, а в сфере услуг – 32,6% населения. Албанская промышленность с момента своего возникновения была ориентирована на переработку природного сырья – нефти, газа, древесины.
Одним из экономических преимуществ Албании является наличие значительных запасов нефти, занимающих второе место по объему в регионе после Румынии. Первые нефтеперерабатывающие предприятия были построены при поддержке СССР в городах Церрик и Сталин. На сегодняшний день добыча нефти сосредоточена в руках компании Bankers Petroleum - крупнейшей канадской корпорации и главного иностранного инвестора в Албании. Единственная государственная нефтедобывающая компания Albpetrol также должна быть приватизирована в течение 2015 года. Иностранный капитал преобладает и в других отраслях экономики.
В последние годы Албания, как и другие страны Восточной Европы, попадает во всё большую зависимость от внешних заимствований. С 1991 года Всемирный банк выделил Албании в общей сложности 2,4 миллиарда долларов и продолжает регулярно предоставлять средства на экономические реформы. Кредиты также постоянно выделяются МВФ: последняя 36-месячная кредитная линия на 331 миллион евро была открыта в феврале 2014 года. Несмотря на то, что по меркам более крупных стран суммы кредитов являются не слишком значительными, государственный долг Албании достиг 71,4% от ВВП и к 2019 году его планируется снизить лишь до 60%.
Нельзя не отметить, что в последние годы благодаря этим кредитам в стране сохраняется небольшой экономический рост и проводятся структурные экономические реформы. Невысокий уровень инфляции (1,7%) обеспечивается жесткими мерами по ограничению зарплат и социальных расходов, необходимыми для получения кредитов МВФ. Альтернативой кредитам могло бы стать привлечение ПИИ в Албанию, однако инвестиционная привлекательность этой страны желает лучшего.
В данной ситуации просматривается аналогия с постсоветскими республиками: деиндустриализация Латвии стала итогом рекомендованных западными консультантами структурных реформ, вследствие чего вырос сектор услуг (в основном – за счёт торговли, причём специализирующейся на перепродаже западных товаров) и сократился импорт для приказавших долго жить промышленных гигантов. В Белоруссии, которой МВФ настойчиво рекомендует провести структурные реформы, таковые уже фактически проводятся против воли Александра Лукашенко: крупные промышленные предприятия, производившие неликвид, складировали оборотные средства, перешли на 2-3-дневную рабочую неделю и приступили к сокращению рабочих и инженеров. Раз нет нужды тратить инвалюту на комплектующие, а необеспеченные дензнаки не печатаются сверх разумной нормы, то национальная валюта укрепляется, что и демонстрирует в последнее время белорусский рубль.
Другие экономические показатели Албании демонстрируют наличие проблем, ставших типичными для восточноевропейского региона. Устойчиво сохраняется отрицательное сальдо внешней торговли – в 2014 году импорт почти вдвое превышал экспорт (5,8 и 3,1 миллиарда долларов соответственно). Основными внешнеторговыми партнёрами Албании являются Италия (на её долю приходится почти половина албанского экспорта и треть импорта), Греция, Китай, Испания, Турция, а также отделённый от Сербии регион Косово и Метохия. В духе современных тенденций восточноевропейского региона, в списке торговых партнеров нет ни России, ни других стран бывшего СССР.
Существенной проблемой современной Албании является коррупция и организованная преступность, «албанская мафия», действующая как в самой стране, так и за ее пределами. В Албании насчитывается 15 крупных мафиозных кланов, играющих активную роль в различных сферах общественной жизни, включая политику и экономику. Построенная на родственных связях, албанская организованная преступность напоминает итальянскую мафию, с которой поддерживает достаточно тесные связи. Кроме того, в международной деятельности албанская мафия является крупнейшим поставщиком наркотиков и действует не только на территории Европы, но и в Израиле, Китае, США, Канаде, Австралии и Латинской Америке.
Показательно, что за последние два десятилетия после падения коммунистических режимов в Восточной Европе наблюдается постоянный рост организованных этнических преступных группировок. Расцвет организованной преступности, о котором предпочитают умалчивать европейские политики, является объективным показателем нарастающих социальных проблем и деградации восточноевропейских обществ.
Не обошла стороной Албанию и типичная для балканского региона проблема этнических меньшинств, связанная с возможностью социальных конфликтов. В Албании проживают около 3% греков, а также цыгане, македонцы, сербы и черногорцы. Нынешним албанским правительством запланирована административно-территориальная реформа, которая имеет скрытый политический смысл: предполагается сокращение численности существующих 384 муниципалитетов создание на их месте 65 более крупных муниципалитетов с албанским большинством. Эта мера, ведущая к закрытию школ с преподаванием на языках меньшинств и утрате возможностей самоуправления, вызвала возмущение греческой, македонской и других общин, представители которых заявляют о нарушении прав меньшинств и соответствующих европейских конвенций.
С этническими проблемами связаны конфессиональные противоречия, которые не играли существенной роли в социалистический период из-за атеистической политики государства: с 1967 по 1990 год все церкви и мечети были закрыты. В начале ХХ века в Албании было примерно равное количество мусульман и христиан (католиков и православных), тогда как на сегодняшний день мусульмане составляют 70%, православные 20%, а католики 10%.
Конфессиональные проблемы усугубляются политической проблемой соседнего сербского региона Косово и Метохия (более известного и частично признанного как Косово), в котором проживает 90% албанцев, в большинстве своем исповедующих ислам и противостоящих православным сербам. Албанские националисты рассматривают Косово, наряду с заселенными албанцами областями Македонии и Греции в качестве территории «Великой Албании». Если главарь косовских головорезов Хашим Тачи стал вполне своим для руководства США и ЕС, то такая перспектива выглядит заслуживающей рассмотрения.
Подобные проекты существуют и у других националистов восточной Европы («Болгария на три моря»), однако законсервированный косовский конфликт придает албанскому национализму взрывной потенциал масштабного политического конфликта. В книге, написанной бывшим прокурором Международного Трибунала ООН по бывшей Югославии Карлой дель Понте «Охота. Я и военные преступники» вполне ясно и понятно представлены не только факты преступлений албанских бандитов, вооруженных и всемерно поддерживаемых Западом и Албанией. Книга указывает также на перспективы самой Албании, где аналогичная югославской трагедия может повториться с ещё большим ожесточением.
Состояние современной Албании показывает, что важнейшие политические проблемы, возникшие в регионе в ХХ веке, продолжают оставаться нерешенными и лишь усугубляются или игнорируются. Социальные и экономические проблемы Албании также могут рассматриваться лишь как продолжение давних политических противоречий восточноевропейского региона, который не может существовать без поддержки извне и интеграции в крупные наднациональные проекты. Пока же Албания, имеющая статус кандидата в члены Евросоюза, продолжает находиться за пределами интеграционных проектов, оставляя открытым вопрос о том, способна ли европейская интеграция хотя бы повторить позитивные результаты, некогда достигнутые социалистическим блоком восточноевропейских стран под руководством Советской России.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.