САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Сергей Шиптенко: Албания за пределами интеграционных проектов

Сергей Шиптенко: Албания за пределами интеграционных проектов

« Назад

Сергей Шиптенко: Албания за пределами интеграционных проектов 22.05.2015 12:04

Процессы глобализации, разрушающие классические принципы политической и экономической организации, вынуждают большинство стран планеты вступать в различные межгосударственные интеграционные проекты. Однако не все готовы смириться с новыми условиями и принести в жертву часть своего суверенитета, несмотря на все более иллюзорный характер этого понятия в глобальном мире.
Опыт не-западных стран после установления однополярного мирового порядка представляется весьма важным для постсоветских образований – Белоруссии, Украины и др., где прозападные партии указывают на встраивание в новый миропорядок как единственную альтернативу, отвергая даже намёк на восстановление версальско-потсдамской системы, представляя прожектёрством любые дискуссии на тему многополярности и не-западного пути для стран, относящихся к другим цивилизациям.
Ещё полвека назад альтернатива была вполне реальной и сегодня дискуссия о ней, учитывая опыт последних десятилетий, представляется весьма актуальной. Однако для того, чтобы разговор был предметным, и для Украины, Белоруссии, Молдавии и др. альтернативный путь выглядел как осознанная необходимость, важно учитывать вполне конкретный опыт других не-западных стран.
Пока представители постсоветских «элит» под Европой понимают исключительно Евросоюз и не желают видеть альтернативы вестернизации, объясняя деградацию национальных экономик их «неэффективностью», усматривая в деиндустриализации некие плюсы, трактуя демографический кризис как естественный и не такой уж ужасный тренд. По версии агентов Запада, все проблемы последних десятилетий в не-западных странах объяснимы нерадивостью учеников, их недостаточно ярко выраженными мазохистскими и русофобскими комплексами. А вот если принять «интеграцию в Европу» как сверхценность, как религиозный догмат, слепо копировать всё указанное учителями – тогда жизнь наладится и, возможно, уровень потребления Запада приблизится.
Проблема, однако, в том, что позитивный (с т.зр. реальных национальных интересов) опыт реализации вышеуказанной парадигмы разыскать чрезвычайно трудно. Можно было бы предположить, что проблемы интеграции в западные структуры после окончания «холодной войны» и установления однополярного миропорядка (точнее, встраивание в отведенные побеждённым ниши) обусловлены не преодолённым наследием длительного членства в СССР, ОВД и СЭВ. Как показывает опыт Албании, данные факторы всего длишь вторичны.

Народная Социалистическая Республика Албания состояла в Совете экономической взаимопомощи (СЭВ) всего три года (1949—1961), в Организации Варшавского договора (ОВД) – фактически два года (1961—1962, формально оставалась в блоке до 1968 года). К опыту Албании стоит присмотреться тем, кто не видит или не желает видеть альтернативу встраивания в выстроенную Западом систему нового мирового порядка.

Албания, хотя и является членом НАТО с 2009 года, остается одной из немногих стран Восточной Европы, которые не присоединились к крупнейшему и пока наиболее успешному интеграционному проекту Евросоюза. Едва ли это является случайным фактом: еще полвека назад Албания покинула другой крупный интеграционный проект – восточноевропейский социалистический блок, разорвав отношения с СССР и другими странами региона. Для короткой истории этого государства, расположенного в зоне масштабных политических процессов, подобный внешнеполитический курс можно считать сложившейся традицией.

Вплоть до провозглашенной в 1912 году независимости Албания была периферийной провинцией Османской империи с предельно низким уровнем развития. По логике политической истории двадцатого века она должна была исчезнуть уже во время Первой мировой войны, сопровождавшейся распадом империй и глобальным переделом европейского пространства. И действительно, в 1915 году был заключен тайный Лондонский договор, предполагавший раздел территории Албании между Черногорией, Сербией, Грецией и Италией. Однако судьбоносную роль в спасении Албании сыграла революция в России, в результате которой новое советское правительство опубликовало текст Лондонского договора с целью предотвращения заговора «империалистических держав». Кроме того, лозунг большевиков о праве наций на самоопределение придал новый импульс албанскому национально-освободительному движению. В результате такого стечения обстоятельств были заложены политические возможности для сотрудничества между Россией и Албанией.
Эти возможности попытался использовать Фан Ноли, православный епископ и политический деятель, избранный в 1924 году премьер-министром страны и поддерживавший активные контакты не только с СССР, но и с коммунистическим интернационалом. Свержение Ноли в результате переворота на время сделало Албанию зависимой от фашистской Италии, однако после Второй мировой войны новый албанский лидер Энвер Ходжа вновь восстановил тесные связи с СССР.

Верный последователь Сталина, Ходжа разорвал отношения с Советским Союзом после начала хрущёвской антисталинской кампании, а главным союзником Албании стал Китай. Народная Социалистическая Республика Албания хоть и считалась некапиталистической страной, но держалась особняком от двух противоборствующих лагерей, пытаясь построить «социализм с албанским лицом» - единственно правильным и «чистым», без примеси ревизионизма, как считали албанские партийные лидеры.

Жесткий антизападный курс Ходжи привел в семидесятые годы к разрыву и с Китаем, взявшим курс на улучшение отношений с Западом. Вплоть до конца восьмидесятых годов сталинизм в его радикально антизападной форме оставался основой официальной идеологии Албании, для которой непримиримыми врагами были «предатели» коммунистической идеи из СССР и Югославии – «хрущевцы» и «титовцы».
Несмотря на такие исторические и идеологические перипетии, именно Россия оказала важнейшее влияние на формирование Албании как современного государства. Значительная часть промышленности этой балканской страны, как и в большинстве других стран социалистического блока, была создана при поддержке СССР в 1940-50-е годы. Окончание эпохи социализма в 1991 году сменилось чередой экономических кризисов и социальных проблем, продемонстрировавших иллюзорность веры в доступность западной модели развития.
На сегодняшний день Албания с населением в 3 миллиона человек является одной из самых бедных стран Европы и занимает среднюю позицию по экономическим показателям в балканском регионе. По официальным данным за чертой бедности живет 14,3 % населения, однако в реальности эти цифры могут быть значительно выше из-за достаточно высокой безработицы (17,9%) и малого количества трудоспособных граждан (1 миллион 39 тысяч). Независимые эксперты указывают на четверть населения за чертой бедности. Больше нищих, чем в Албании - только в постсоветской Молдавии. К слову, обе они являются почему-то нелюбимыми примерами в элегантных схемах клиентов западных фондов, просвещающих общественность Украины, Белоруссии, России.
Средний размер оплаты труда в Албании является самым низким в Европе и составляет 2,2 евро в час, а минимальная зарплата составляет всего 157 евро в месяц – меньше чем в Болгарии, Македонии, Сербии и Черногории. Низкие зарплаты порождают экономические проблемы, связанные со слабым потребительским спросом, а также способствуют углублению социальных противоречий, среди которых наиболее острыми являются разрыв в доходах между богатыми и бедными и расслоение общества, сопровождающееся увеличением количества нищих и бездомных.

Не удивительно, что за последние десять лет население Албании уменьшилось на 8% - это вызвано как миграцией, так и снижением рождаемости из-за неблагоприятных условий. Интеграция албанцев за рубежом проходит с большим трудом, что способствует укреплению мафиозных структур, которыми опутаны албанские гетто.
Несмотря на быстрые темпы индустриализации в социалистический период, Албания продолжает оставаться аграрной страной с большей частью населения (54,6%) занятого в сельском хозяйстве, которое приносит лишь пятую часть ВВП. В промышленности работает только 12,8%, а в сфере услуг – 32,6% населения. Албанская промышленность с момента своего возникновения была ориентирована на переработку природного сырья – нефти, газа, древесины.
Одним из экономических преимуществ Албании является наличие значительных запасов нефти, занимающих второе место по объему в регионе после Румынии. Первые нефтеперерабатывающие предприятия были построены при поддержке СССР в городах Церрик и Сталин. На сегодняшний день добыча нефти сосредоточена в руках компании Bankers Petroleum - крупнейшей канадской корпорации и главного иностранного инвестора в Албании. Единственная государственная нефтедобывающая компания Albpetrol также должна быть приватизирована в течение 2015 года. Иностранный капитал преобладает и в других отраслях экономики.

В последние годы Албания, как и другие страны Восточной Европы, попадает во всё большую зависимость от внешних заимствований. С 1991 года Всемирный банк выделил Албании в общей сложности 2,4 миллиарда долларов и продолжает регулярно предоставлять средства на экономические реформы. Кредиты также постоянно выделяются МВФ: последняя 36-месячная кредитная линия на 331 миллион евро была открыта в феврале 2014 года. Несмотря на то, что по меркам более крупных стран суммы кредитов являются не слишком значительными, государственный долг Албании достиг 71,4% от ВВП и к 2019 году его планируется снизить лишь до 60%.
Нельзя не отметить, что в последние годы благодаря этим кредитам в стране сохраняется небольшой экономический рост и проводятся структурные экономические реформы. Невысокий уровень инфляции (1,7%) обеспечивается жесткими мерами по ограничению зарплат и социальных расходов, необходимыми для получения кредитов МВФ. Альтернативой кредитам могло бы стать привлечение ПИИ в Албанию, однако инвестиционная привлекательность этой страны желает лучшего.
В данной ситуации просматривается аналогия с постсоветскими республиками: деиндустриализация Латвии стала итогом рекомендованных западными консультантами структурных реформ, вследствие чего вырос сектор услуг (в основном – за счёт торговли, причём специализирующейся на перепродаже западных товаров) и сократился импорт для приказавших долго жить промышленных гигантов. В Белоруссии, которой МВФ настойчиво рекомендует провести структурные реформы, таковые уже фактически проводятся против воли Александра Лукашенко: крупные промышленные предприятия, производившие неликвид, складировали оборотные средства, перешли на 2-3-дневную рабочую неделю и приступили к сокращению рабочих и инженеров. Раз нет нужды тратить инвалюту на комплектующие, а необеспеченные дензнаки не печатаются сверх разумной нормы, то национальная валюта укрепляется, что и демонстрирует в последнее время белорусский рубль.
Другие экономические показатели Албании демонстрируют наличие проблем, ставших типичными для восточноевропейского региона. Устойчиво сохраняется отрицательное сальдо внешней торговли – в 2014 году импорт почти вдвое превышал экспорт (5,8 и 3,1 миллиарда долларов соответственно). Основными внешнеторговыми партнёрами Албании являются Италия (на её долю приходится почти половина албанского экспорта и треть импорта), Греция, Китай, Испания, Турция, а также отделённый от Сербии регион Косово и Метохия. В духе современных тенденций восточноевропейского региона, в списке торговых партнеров нет ни России, ни других стран бывшего СССР.

Существенной проблемой современной Албании является коррупция и организованная преступность, «албанская мафия», действующая как в самой стране, так и за ее пределами. В Албании насчитывается 15 крупных мафиозных кланов, играющих активную роль в различных сферах общественной жизни, включая политику и экономику. Построенная на родственных связях, албанская организованная преступность напоминает итальянскую мафию, с которой поддерживает достаточно тесные связи. Кроме того, в международной деятельности албанская мафия является крупнейшим поставщиком наркотиков и действует не только на территории Европы, но и в Израиле, Китае, США, Канаде, Австралии и Латинской Америке.
Показательно, что за последние два десятилетия после падения коммунистических режимов в Восточной Европе наблюдается постоянный рост организованных этнических преступных группировок. Расцвет организованной преступности, о котором предпочитают умалчивать европейские политики, является объективным показателем нарастающих социальных проблем и деградации восточноевропейских обществ.
Не обошла стороной Албанию и типичная для балканского региона проблема этнических меньшинств, связанная с возможностью социальных конфликтов. В Албании проживают около 3% греков, а также цыгане, македонцы, сербы и черногорцы. Нынешним албанским правительством запланирована административно-территориальная реформа, которая имеет скрытый политический смысл: предполагается сокращение численности существующих 384 муниципалитетов создание на их месте 65 более крупных муниципалитетов с албанским большинством. Эта мера, ведущая к закрытию школ с преподаванием на языках меньшинств и утрате возможностей самоуправления, вызвала возмущение греческой, македонской и других общин, представители которых заявляют о нарушении прав меньшинств и соответствующих европейских конвенций.
С этническими проблемами связаны конфессиональные противоречия, которые не играли существенной роли в социалистический период из-за атеистической политики государства: с 1967 по 1990 год все церкви и мечети были закрыты. В начале ХХ века в Албании было примерно равное количество мусульман и христиан (католиков и православных), тогда как на сегодняшний день мусульмане составляют 70%, православные 20%, а католики 10%.
Конфессиональные проблемы усугубляются политической проблемой соседнего сербского региона Косово и Метохия (более известного и частично признанного как Косово), в котором проживает 90% албанцев, в большинстве своем исповедующих ислам и противостоящих православным сербам. Албанские националисты рассматривают Косово, наряду с заселенными албанцами областями Македонии и Греции в качестве территории «Великой Албании». Если главарь косовских головорезов Хашим Тачи стал вполне своим для руководства США и ЕС, то такая перспектива выглядит заслуживающей рассмотрения.


Подобные проекты существуют и у других националистов восточной Европы («Болгария на три моря»), однако законсервированный косовский конфликт придает албанскому национализму взрывной потенциал масштабного политического конфликта. В книге, написанной бывшим прокурором Международного Трибунала ООН по бывшей Югославии Карлой дель Понте «Охота. Я и военные преступники» вполне ясно и понятно представлены не только факты преступлений албанских бандитов, вооруженных и всемерно поддерживаемых Западом и Албанией. Книга указывает также на перспективы самой Албании, где аналогичная югославской трагедия может повториться с ещё большим ожесточением.
Состояние современной Албании показывает, что важнейшие политические проблемы, возникшие в регионе в ХХ веке, продолжают оставаться нерешенными и лишь усугубляются или игнорируются. Социальные и экономические проблемы Албании также могут рассматриваться лишь как продолжение давних политических противоречий восточноевропейского региона, который не может существовать без поддержки извне и интеграции в крупные наднациональные проекты. Пока же Албания, имеющая статус кандидата в члены Евросоюза, продолжает находиться за пределами интеграционных проектов, оставляя открытым вопрос о том, способна ли европейская интеграция хотя бы повторить позитивные результаты, некогда достигнутые социалистическим блоком восточноевропейских стран под руководством Советской России.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
22.11.24

Известный американский социолог и публицист Ричард Хьюберт Бартон  на основе глубокого анализа политико-экономической системы США и американской политологической литературы написал статью «Почему США – не демократия. И почему их нельзя реформировать», где показал, что США это не демократическая, а олигархическая страна.

19.11.24

Славяне, а в особенности восточные, имеют давние земледельческие традиции. Возделываемые поля, колосящиеся хлебные нивы хорошо известны нам еще со времён древнерусских были про богатырей, многочисленных сказок. В этом отношении белорусы сохранили в своём жизненном укладе многое из давних времён, имеющее отношение к земледелию, культу осеннего сбора урожая, уважению к простому труду на полях. Даже нынешний герб Республики Беларусь, являясь продолжением герба Белорусской ССР, содержит хлебные колосья и васильки – неизбежные спутники пшеничных, ржаных и ячменных посевов.

18.11.24

Сейчас США оценивают, насколько реальна возможность организовать прибалтийскую провокацию и при этом избежать ядерной войны. Если в Вашингтоне посчитают, что такая возможность реальна, то можно не сомневаться, Прибалтика незамедлительно взорвётся Второй Ливонской войной. Только Вашингтону и Лондону невдомёк, что это будет не Вторая Ливонская, а Вторая Северная война. В конце концов Эстляндия (ныне север Эстонии), Лифляндия (историческая область на территории современных Латвии и Эстонии) и Курляндия (запад современной Латвии) являются наследием Петра I Великого и, видимо, подходит время для их возврата в родную гавань.

11.11.24

Основная ошибка при анализе политической ситуации на Украине состоит в том, что к ней подходят с точки зрения обыденного сознания, то есть с точки зрения обывателя. Как подчеркивал Чехов, все обыватели мыслят поверхностно и по первому впечатлению. Поверхностная логика мышления в отношении современной Украины такова: раз есть президент, правительство – значит есть самостоятельное украинское государство.

10.11.24

Год назад, 14 ноября 2023 года, в Минске был открыт величественный памятник Святому Благоверному князю Александру Невскому непобедимому полководцу и мудрому дипломату, символу борьбы за Русь на Балтике. Балтийское море имеет исключительную значимость для цивилизации Русского мира.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru