Строительство Союзного государства Белоруссии и России предполагало интеграцию не только в экономической сфере, но даже в сфере экономики не смогло продвинуться дальше первого этапа. Союзное государство до сих пор не стало полноценным государством – нет Конституции, единого парламента, единых органов управления и даже единой валюты. Даже пять несчастных «интеграционных проектов в промышленной сфере» умудрились заболтать и превратить в посмешище.
Если уж пять белорусских предприятий не под силу объединить с пятью российскими (уже идёт речь о четырёх с каждой стороны), то уместно ли вести речь об остальных сферах? Уместно, ибо проблемы интеграции экономической, на самом деле, детерминированы факторами политическими, а проблемы принятия политических решений уходят корнями в сферу гуманитарную. В итоге недостойные мужи, принимающие политические решения исходя из специфического представления о национальных интересах, уничтожают национальное достояние и создают политические проблемы, влияющие на гуманитарную сферу и социальные процессы.
Интеграция в экономической сфере стала приоритетом союзного строительства. При этом Россия выдала щедрый аванс номинальному союзнику в форме беспрецедентных скидок на свои экспортные товары, кредитов и льгот во взаимной торговле, открытия внутреннего рынка для сбыта товаров союзника и т.д., вплоть до добычи нефти на своих месторождениях. В свою очередь номинальный союзник стал трактовать такие отношения как «стратегическое партнёрство» в ряду других «стратегических партнёрств», отложив в долгий ящик реализацию интеграционных проектов в других сферах.
Интеграция в гуманитарной сфере Союзного государства долгое время держалась на личных связях представителей научных и образовательных учреждений России и Белоруссии. Прошло почти четверть века с даты «крупнейшей геополитической катастрофы ХХ века» и за этот период не удалось создать единого гуманитарного пространства даже Союзного государства, которое громко именуется с высоких трибун «локомотивом евразийской интеграции». О более чем скромных результатах по линии СНГ заводить разговор в приличном обществе неудобно.
Фактически РАН и НАН Белоруссии сотрудничают лишь по отдельным направлениям своей деятельности в рамках отдельных проектов, хотя на бумаге всё выглядит масштабно и вселяет оптимизм. Министерство образования и науки РФ и Минобразования РФ до сих пор не решили элементарных вопросов первичного этапа создания единого гуманитарного пространства. Представители институтов РАН и российских вузов имеют весьма смутное представление о содержании учебных программ белорусских коллег, вследствие чего на конференциях и круглых столах регулярно возникают недоразумения. Отсутствие совместной экспертизы типовых и рабочих учебных программ, содержания учебных курсов и т.д. приводит к эскалации дезинтеграционных процессов. Например, в трактовке одних и тех же событий историки Белоруссии и России придерживаются прямо противоположных оценок, что является нонсенсом в контексте подписанных на высшем уровне документов и пафосных заявлений первых лиц.
По линии вузов международное сотрудничество ограничено подписанием бесконечных соглашений о намерениях, договоров о сотрудничестве и прочих ни к чему не обязывающих бумаг. Изредка проводятся совместные конференции – как правило, дело ограничивается пересылкой тезисов так и не состоявшихся выступлений. Белорусские вузы отказываются оплачивать проезд своим аспирантам и преподавателям не только на международные конференции в соседние страны – даже в Россию или на Украину, но даже в областные центры. Зато щедрые командировочные получает вузовская бюрократия, не имеющая прямого отношения к реальной научной, воспитательной или преподавательской деятельности. В этом не сложно убедиться, подняв внутреннюю документацию по загранкомандировкам. Как правило, все издержки личного участия в научно-практической конференции вне вуза (а зачастую и в собственном вузе) несут аспиранты с их нищенскими стипендиями.
После ликвидации СССР научные мероприятия в постсоветских лимитрофиях приобрели ярко выраженный местечковый характер. Если свои тезисы для опубликования в сборнике материалов мероприятия присылает 2-5 зарубежных авторов (1-2% от общего количества участников), то мероприятию присваивают статус международного. Редкостью являются даже белорусско-российские конференции, где количество участников с одной из сторон превышало бы треть от общего. В итоге белорусские исследователи «варятся в собственном соку», а научная среда «сильной и процветающей Беларуси» всё более напоминает изредка булькающее болото в медвежьем углу. Обмен опытом происходит лишь на локальном уровне. Соответственно, все заявления о «развитии науки и образования» следует оценивать с большой долей скепсиса.
Общим местом стали разговоры о роли вузовской интеллигенции в развитии науки. Обязанные заявлять по должности о «высочайшем» («европейском», «высоком», «достойном») уровне «развития» вузовской науки по понятным причинам умалчивают об уровне зарплат в вузах(«рабочих лошадок», а не «золотых фазанов»), сопоставимых с оплатой труда неквалифицированной рабочей силы. К примеру, доцент со степенью кандидата наук в белорусской Академии искусств получает на ставку около $200 и почти столько же получает на ставку преподаватель (ассистент) кафедры в Белгосуниверситете. Таксист в Белоруссии зарабатывает больше профессора со степенью доктора наук, кассир – больше доцента, уборщица офиса – как ассистент кафедры и младший научный сотрудник.
Однако оплата труда – лишь одна из проблем, которые даже не осознаются захватившими власть вольноотпущенниками. И здесь мы снова вынуждены обратить внимание на состояние белорусских вузов, превратившихся в конвейерное производство по штамповке дипломов сомнительного качества. Речь об этом шла в предыдущих публикациях и в контексте проблематики союзного строительства, в частности – формирования единого гуманитарного пространства, будет не лишним обратить внимание на ряд особенностей белорусской высшей школы.
Всего в Белоруссии действует около 10 тысяч учреждений образования разных уровней, в т.ч.: 3972 учреждения дошкольного образования, 3077 учреждений общего среднего образования (932 тыс. учащихся и более 101 тыс. учителей), 185 учреждений профессионально-технического образования (более 70 тыс. учащихся), 231 учреждение среднего специального образования государственной и частной формы собственности (128,9 тыс. учащихся), 45 государственных и 10 частных учреждений высшего образования (по другим данным, в общей сложности действует 54 вуза). Ещё 118 организаций осуществляют обучение в аспирантуре (адъюнктуре) и 56 – в докторантуре. По данным Минобразования, повышение квалификации, профподготовку, стажировку и переподготовку осуществляют 402 учреждения образования, в т.ч.: 139 учреждений дополнительного образования взрослых, 52 учреждения высшего образования, 46 учреждений среднего специального образования и 165 учреждений профессионально-технического образования. В системе Минобразования имеется 24 вуза (36 аккредитованных научных организаций), в которых работает около 16 тыс. ППС (профессорско-преподавательский состав) и научных работников, в т.ч. около 1 тыс. докторов наук и 6 тыс. кандидатов наук, из которых 75 докторов и 391 кандидат являются штатными научными работниками.
Государственные вузы получающие финансирование из госбюджета. При этом количество «платников» во многих из них превышает численность тех, кто получает образование за счёт госбюджета. Несмотря на это, стоимость обучения ежегодно повышается и в государсвенных, и в частных вузах непропорционально росту качественных показателей. Отчасти это объяснимо высокой инфляцией, но часть расходов непрозрачна и явно не может быть отнесена на компенсацию трудозатрат ППС.
Часть затрат уходит на содержание различных синекур и институтов, прямого отношения к преподавательскому процессу не имеющим. Например, в Академии управления при президенте РБ действует «Научно-исследовательский институт теории и практики государственного управления», в состав которого входит 4 центра и научно-исследовательская лаборатория студентов. Считается, что НИИ ТПГУ осуществляет даже инновационную деятельность. О наличии инноваций и результатов иной деятельности можно было бы говорить с большей определённостью, если бы результаты публиковались и проходили независимую экспертизу.
Интеграция Белоруссии и России предполагает формирование единого гуманитарного пространства, которое невозможно создать в условиях ценностно-мировоззренческого диссонанса. Руководство России считает Белоруссию союзником, а руководство Белоруссии считает Россию «стратегическим партнёром»; НАН Белоруссии считает, что в 1812 году не было Отечественной войны, а РАН придерживается противоположной точки зрения; в России белорусские журналисты могут свободно работать, а в Белоруссии – только по аккредитации МИД и с разрешения МВД. Наше воссоединение искусственно тормозится, и ответственность за это невозможно возложить только лишь на одну сторону.
Начало. Продолжение следует…
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.