САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Сергей Шиптенко: Белорусский соцгумблок в союзной интеграции

Сергей Шиптенко: Белорусский соцгумблок в союзной интеграции

« Назад

Сергей Шиптенко: Белорусский соцгумблок в союзной интеграции 22.04.2015 17:54

Строительство Союзного государства Белоруссии и России предполагало интеграцию не только в экономической сфере, но даже в сфере экономики не смогло продвинуться дальше первого этапа. Союзное государство до сих пор не стало полноценным государством – нет Конституции, единого парламента, единых органов управления и даже единой валюты. Даже пять несчастных «интеграционных проектов в промышленной сфере» умудрились заболтать и превратить в посмешище.

Если уж пять белорусских предприятий не под силу объединить с пятью российскими (уже идёт речь о четырёх с каждой стороны), то уместно ли вести речь об остальных сферах? Уместно, ибо проблемы интеграции экономической, на самом деле, детерминированы факторами политическими, а проблемы принятия политических решений уходят корнями в сферу гуманитарную. В итоге недостойные мужи, принимающие политические решения исходя из специфического представления о национальных интересах, уничтожают национальное достояние и создают политические проблемы, влияющие на гуманитарную сферу и социальные процессы.кадр_2

Интеграция в экономической сфере стала приоритетом союзного строительства. При этом Россия выдала щедрый аванс номинальному союзнику в форме беспрецедентных скидок на свои экспортные товары, кредитов и льгот во взаимной торговле, открытия внутреннего рынка для сбыта товаров союзника и т.д., вплоть до добычи нефти на своих месторождениях. В свою очередь номинальный союзник стал трактовать такие отношения как «стратегическое партнёрство» в ряду других «стратегических партнёрств», отложив в долгий ящик реализацию интеграционных проектов в других сферах.

Интеграция в гуманитарной сфере Союзного государства долгое время держалась на личных связях представителей научных и образовательных учреждений России и Белоруссии. Прошло почти четверть века с даты «крупнейшей геополитической катастрофы ХХ века» и за этот период не удалось создать единого гуманитарного пространства даже Союзного государства, которое громко именуется с высоких трибун «локомотивом евразийской интеграции». О более чем скромных результатах по линии СНГ заводить разговор в приличном обществе неудобно.

Фактически РАН и НАН Белоруссии сотрудничают лишь по отдельным направлениям своей деятельности в рамках отдельных проектов, хотя на бумаге всё выглядит масштабно и вселяет оптимизм. Министерство образования и науки РФ и Минобразования РФ до сих пор не решили элементарных вопросов первичного этапа создания единого гуманитарного пространства. Представители институтов РАН и российских вузов имеют весьма смутное представление о содержании учебных программ белорусских коллег, вследствие чего на конференциях и круглых столах регулярно возникают недоразумения. Отсутствие совместной экспертизы типовых и рабочих учебных программ, содержания учебных курсов и т.д. приводит к эскалации дезинтеграционных процессов. Например, в трактовке одних и тех же событий историки Белоруссии и России придерживаются прямо противоположных оценок, что является нонсенсом в контексте подписанных на высшем уровне документов и пафосных заявлений первых лиц.

кадрПо линии вузов международное сотрудничество ограничено подписанием бесконечных соглашений о намерениях, договоров о сотрудничестве и прочих ни к чему не обязывающих бумаг. Изредка проводятся совместные конференции – как правило, дело ограничивается пересылкой тезисов так и не состоявшихся выступлений. Белорусские вузы отказываются оплачивать проезд своим аспирантам и преподавателям не только на международные конференции в соседние страны – даже в Россию или на Украину, но даже в областные центры. Зато щедрые командировочные получает вузовская бюрократия, не имеющая прямого отношения к реальной научной, воспитательной или преподавательской деятельности. В этом не сложно убедиться, подняв внутреннюю документацию по загранкомандировкам. Как правило, все издержки личного участия в научно-практической конференции вне вуза (а зачастую и в собственном вузе) несут аспиранты с их нищенскими стипендиями.

После ликвидации СССР научные мероприятия в постсоветских лимитрофиях приобрели ярко выраженный местечковый характер. Если свои тезисы для опубликования в сборнике материалов мероприятия присылает 2-5 зарубежных авторов (1-2% от общего количества участников), то мероприятию присваивают статус международного. Редкостью являются даже белорусско-российские конференции, где количество участников с одной из сторон превышало бы треть от общего. В итоге белорусские исследователи «варятся в собственном соку», а научная среда «сильной и процветающей Беларуси» всё более напоминает изредка булькающее болото в медвежьем углу. Обмен опытом происходит лишь на локальном уровне. Соответственно, все заявления о «развитии науки и образования» следует оценивать с большой долей скепсиса.

Общим местом стали разговоры о роли вузовской интеллигенции в развитии науки. Обязанные заявлять покадр_4 должности о «высочайшем» («европейском», «высоком», «достойном») уровне «развития» вузовской науки по понятным причинам умалчивают об уровне зарплат в вузах(«рабочих лошадок», а не «золотых фазанов»), сопоставимых с оплатой труда неквалифицированной рабочей силы. К примеру, доцент со степенью кандидата наук в белорусской Академии искусств получает на ставку около $200 и почти столько же получает на ставку преподаватель (ассистент) кафедры в Белгосуниверситете. Таксист в Белоруссии зарабатывает больше профессора со степенью доктора наук, кассир – больше доцента, уборщица офиса – как ассистент кафедры и младший научный сотрудник.

Однако оплата труда – лишь одна из проблем, которые даже не осознаются захватившими власть вольноотпущенниками. И здесь мы снова вынуждены обратить внимание на состояние белорусских вузов, превратившихся в конвейерное производство по штамповке дипломов сомнительного качества. Речь об этом шла в предыдущих публикациях и в контексте проблематики союзного строительства, в частности – формирования единого гуманитарного пространства, будет не лишним обратить внимание на ряд особенностей белорусской высшей школы.

Всего в Белоруссии действует около 10 тысяч учреждений образования разных уровней, в т.ч.: 3972 учреждения дошкольного образования, 3077 учреждений общего среднего образования (932 тыс. учащихся и более 101 тыс. учителей), 185 учреждений профессионально-технического образования (более 70 тыс. учащихся), 231 учреждение среднего специального образования государственной и частной формы собственности (128,9 тыс. учащихся), 45 государственных и 10 частных учреждений высшего образования (по другим данным, в общей сложности действует 54 вуза). Ещё 118 организаций осуществляют обучение в аспирантуре (адъюнктуре) и 56 – в докторантуре. По данным Минобразования, повышение квалификации, профподготовку, стажировку и переподготовку осуществляют 402 учреждения образования, в т.ч.: 139 учреждений дополнительного образования взрослых, 52 учреждения высшего образования, 46 учреждений среднего специального образования и 165 учреждений профессионально-технического образования. В системе Минобразования имеется 24 вуза (36 аккредитованных научных организаций), в которых работает около 16 тыс. ППС (профессорско-преподавательский состав) и научных работников, в т.ч. около 1 тыс. докторов наук и 6 тыс. кандидатов наук, из которых 75 докторов и 391 кандидат являются штатными научными работниками.

кадр_5Государственные вузы получающие финансирование из госбюджета. При этом количество «платников» во многих из них превышает численность тех, кто получает образование за счёт госбюджета. Несмотря на это, стоимость обучения ежегодно повышается и в государсвенных, и в частных вузах непропорционально росту качественных показателей. Отчасти это объяснимо высокой инфляцией, но часть расходов непрозрачна и явно не может быть отнесена на компенсацию трудозатрат ППС.

Часть затрат уходит на содержание различных синекур и институтов, прямого отношения к преподавательскому процессу не имеющим. Например, в Академии управления при президенте РБ действует «Научно-исследовательский институт теории и практики государственного управления», в состав которого входит 4 центра и научно-исследовательская лаборатория студентов. Считается, что НИИ ТПГУ осуществляет даже инновационную деятельность. О наличии инноваций и результатов иной деятельности можно было бы говорить с большей определённостью, если бы результаты публиковались и проходили независимую экспертизу.кадр_6

Интеграция Белоруссии и России предполагает формирование единого гуманитарного пространства, которое невозможно создать в условиях ценностно-мировоззренческого диссонанса. Руководство России считает Белоруссию союзником, а руководство Белоруссии считает Россию «стратегическим партнёром»; НАН Белоруссии считает, что в 1812 году не было Отечественной войны, а РАН придерживается противоположной точки зрения; в России белорусские журналисты могут свободно работать, а в Белоруссии – только по аккредитации МИД и с разрешения МВД. Наше воссоединение искусственно тормозится, и ответственность за это невозможно возложить только лишь на одну сторону.

Начало. Продолжение следует…

 

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
22.11.24

Известный американский социолог и публицист Ричард Хьюберт Бартон  на основе глубокого анализа политико-экономической системы США и американской политологической литературы написал статью «Почему США – не демократия. И почему их нельзя реформировать», где показал, что США это не демократическая, а олигархическая страна.

19.11.24

Славяне, а в особенности восточные, имеют давние земледельческие традиции. Возделываемые поля, колосящиеся хлебные нивы хорошо известны нам еще со времён древнерусских были про богатырей, многочисленных сказок. В этом отношении белорусы сохранили в своём жизненном укладе многое из давних времён, имеющее отношение к земледелию, культу осеннего сбора урожая, уважению к простому труду на полях. Даже нынешний герб Республики Беларусь, являясь продолжением герба Белорусской ССР, содержит хлебные колосья и васильки – неизбежные спутники пшеничных, ржаных и ячменных посевов.

18.11.24

Сейчас США оценивают, насколько реальна возможность организовать прибалтийскую провокацию и при этом избежать ядерной войны. Если в Вашингтоне посчитают, что такая возможность реальна, то можно не сомневаться, Прибалтика незамедлительно взорвётся Второй Ливонской войной. Только Вашингтону и Лондону невдомёк, что это будет не Вторая Ливонская, а Вторая Северная война. В конце концов Эстляндия (ныне север Эстонии), Лифляндия (историческая область на территории современных Латвии и Эстонии) и Курляндия (запад современной Латвии) являются наследием Петра I Великого и, видимо, подходит время для их возврата в родную гавань.

11.11.24

Основная ошибка при анализе политической ситуации на Украине состоит в том, что к ней подходят с точки зрения обыденного сознания, то есть с точки зрения обывателя. Как подчеркивал Чехов, все обыватели мыслят поверхностно и по первому впечатлению. Поверхностная логика мышления в отношении современной Украины такова: раз есть президент, правительство – значит есть самостоятельное украинское государство.

10.11.24

Год назад, 14 ноября 2023 года, в Минске был открыт величественный памятник Святому Благоверному князю Александру Невскому непобедимому полководцу и мудрому дипломату, символу борьбы за Русь на Балтике. Балтийское море имеет исключительную значимость для цивилизации Русского мира.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru