Одним из событий, свидетельствующих о сохраняющейся тенденции дробления политического пространства Балкан, стало появление в 2006 г. Черногории, отделившейся в результате референдума от Сербии. В 2010 году Черногория получила статус кандидата в члены Евросоюза и, судя по заявления её руководства, желает стать членом НАТО. Одновременно черногорцев убеждают в том, что они не сербы, что существует «черногорский язык» и шанс на более позитивное будущее при отдалении от Белграда и т.д. – в этом постюгославские республики очень похожи на постсоветские.
Если оставить в стороне стандартные националистические фантазии о «славном древнем прошлом», которое всегда располагается в глубинах феодального средневековья и служит началом «тысячелетней государственности», то историю независимой Черногории можно возвести к концу XIX столетия. В 1878 г. было получено признание независимости Черногорского княжества со стороны европейских стран. Тем самым завершился период длительной зависимости от Османской империи, под влиянием которой Черногория находилась с конца XV века. Основную роль в этом событии сыграла Русско-турецкая война 1877-1878 гг., положившая конец многовековому периоду турецкого господства на Балканах.
Россия, установившая отношения с Черногорией в 1711 г. и поддерживавшая ее в борьбе против Османской империи вплоть до конца XIX столетия, продолжала играть важную роль в судьбе Черногории и в XX веке. В силу объективных причин, российские влияние было, прежде всего, политическим и культурным. Однако политические изменения ХХ века, приобретавшие всемирный размах, были беспощадны к малым государствам, воспринимавшимся как лишь архаичные пережитки прошлого.
В результате Первой мировой войны в 1916-1918 гг. Черногория была оккупирована Австро-Венгрией, а с ноября 1918 г. вошла в состав Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, переименованного в 1929 г. в Королевство Югославия. Между двумя мировыми войнами Югославия проводила последовательную антироссийскую политику, надеясь на поддержку Западной Европы и вовлекаясь в опасные интриги с фашистскими режимами Италии и Германии. Закономерным итогом такого политического курса стала оккупация Черногории фашистской Италией (1941-1943), а затем нацистской Германией (1943-1944). Эти события еще раз продемонстрировали неумолимые тенденции современной политики, в которой малые национальные государства, руководствующиеся принципами либерального национализма в духе XIX в, обрекают себя на роль жертв в эпоху сверхдержав и крупных политических блоков.
Партизанское движение, созданное ориентированными на Советскую Россию коммунистами, способствовало возвращению Черногории в состав обновленной социалистической Югославии. Благодаря Белградской операции 1944 г. Черногория была полностью освобождена. Вторая мировая война, ответственность за развязывание которой целиком лежит на Западной Европе, дорого обошлась Восточноевропейскому региону, включая Черногорию, которая потеряла 10% населения.
С 1946 г. Черногория получила статус республики в составе Федеративной Народной Республики Югославии, восстановив тем самым полноценную государственность, характер которой соответствовал современным политическим условиям. При этом выбор народа Черногории определялся, в соответствии с давними традициями, стремлением к политическому союзу с Россией. Об этом свидетельствует и то, что в 1948 г. после конфликта между И.Тито и И.Сталиным, в Черногории начались волнения и произошел раскол в коммунистической партии в связи с антисоветской политикой югославского руководства.
Развитие Черногории, как и всей Югославии в целом, происходило при масштабной поддержке СССР не только стран социалистического блока, но и «Движения неприсоединения» (созданного при активном участии Тито). Тем самым Советский Союз старался поддержать страны, выбравшие альтернативу капитализму и осознавшие бесперспективность роли сателлита Запада. Москва надеялась, что межличностные конфликты советских и югославских лидеров со временем потеряют остроту и отойдут на дальний план перед выгодами экономического и культурного сотрудничества. Такое развитие событий было в интересах регионов СССР и СФРЮ, например – Белоруссии и Черногории, которые семимильными шагами преодолели огромное отставание в экономике и др. сферах.
Индустриализация, проходившая быстрыми темпами в Югославии, была особенно актуальна для Черногории, где первые фабрики были построены только в начале ХХ в., а экономика была основана преимущественно на сельском хозяйстве. В Никшиче, горном аграрном крае, был построен крупный сталеплавильный завод. Среди других отраслей развивалась цветная металлургия в Подгорице, электротехническая промышленность в Цетинье и химическая промышленность в Которе. На побережье в Биеле был построен судоремонтный завод. Модернизации подверглось и сельское хозяйство.
Следует учитывать, что экономические успехи Черногории были связаны с интеграцией в рамках Югославии и социалистического блока в целом. В политическом плане развитие Черногории стало возможно благодаря огромной работе, проделанной Советским Союзом для преодоления негативных результатов политики передела и дробления на Балканах, проводившейся в первой половине ХХ в. западными странами. Однако после 1991 г. Черногория вновь оказалась заложником западной геополитики, главным результатом которой в Восточной Европе стало разрушение Югославии.
В 1992 г. Сербия и Черногория образовали Федеративную Республику Югославию, которая в 2003 г. превратилась в децентрализованный союз Сербии и Черногории. В 1999 г. территория Черногории подверглась бомбардировкам НАТО в рамках агрессии против Югославии, которая была только частью масштабного давления Запада с целью уничтожения остатков федерации и интеграции в регионе. И хотя на референдуме 2006 г., несмотря на жесткое давление, 44,5% населения Черногории высказались против выхода из союза с Сербией, спасти последние остатки югославской федерации не удалось.
Возрождение национализма в Черногории, как и в других югославских республиках, вновь породило забытые иллюзии о том, что маленькая суверенная страна может уподобиться Швейцарии или Люксембургу, богатым малым странам Западной Европы. Латинизированное название Черногории «Монтенегро» скорее наводит на ассоциации с Монте-Карло, курортным районом карликового государства Монако, тем более, что сама независимая Черногория провозгласила основной отраслью экономики туризм. Туризму в новом тысячелетии, как показывает пример других стран, трудно оставаться рентабельным без казино и проституции, хотя и эти факторы не гарантируют достижения экономического процветания.
Развитию черногорского туризма способствовали процессы деиндустриализации и развала сельского хозяйства, которые позволили провозгласить Черногорию «экологическим государством» и зафиксировать этот принцип в конституции. Похожая ситуация – в Абхазии, руковдство которой всерьёз горр
Стремление к «экологичности» является удобным идеологическим прикрытием для процессов экономической деградации, которые продолжаются в Черногории уже четверть века. С населением 647 тысяч человек Черногория представляет собой идеальную модель «маленького суверенного государства» националистов, которая в теории позволяет без особых проблем достичь высокого уровня жизни и при этом избежать социально-политических проблем крупных государств. На практике, однако, экономика Черногории демонстрирует проблемы, которые характерны для других стран балканского региона и Восточной Европы в целом.
Размер ВВП составляет $4,6 млрд (данные Всемирного банка за 2014 г.), на душу населения приходится около $15 тыс. Эти средние по региону показатели, как обычно, не отражают реального уровня жизни и экономических проблем, которые предстоит преодолеть Черногории на пути построения «экологического государства». За последние 25 лет, как и в других бывших республиках Югославии, в Черногории произошло сокращение промышленного производства, которое сегодня составляет только 21,2% ВВП – т.е. значительно меньше, чем в составе Югославии, где промышленность занимала более 40% в структуре ВВП. Многие промышленные предприятия Черногории в 90-е обанкротились и были закрыты, в том числе из-за утраты рынков бывших социалистических стран и СССР. Сельское хозяйство занимает в структуре ВВП лишь 8,3%, что также указывает на значительное сокращение традиционно важной для Балкан отрасли экономики. Основное место занимает третичный сектор, обеспечивающий около 70,5% ВВП. Ключевую роль в сфере услуг играет туризм, составляющий 20% ВВП и обеспечивающий показатели экономического роста.
После падения ВВП на 2,5% в 2012 г. последовал рост на 3,3% в 2013 г. и замедление до 1,1% в 2014 г. Внешние заимствования значительно ухудшили финансовую ситуацию страны. Если в 2007 г. государственный долг Черногории составлял 27,5% ВВП, то к концу 2014 г. он вырос до 57,2% ВВП, приблизившись к предельному уровню в 60%, установленному ЕС. В поисках средств для выплаты внешних долгов правительство постюгославской республики повысило налоги и заморозило пенсии, а также обратилось за кредитом к Арабским Эмиратам.
Размер прямых иностранных инвестиций на душу населения в Черногории является одним из самых высоких в Европе. С 1999 г. было приватизировано 85% государственных предприятий. В руки частных компаний полностью перешли банки, телекоммуникации и нефтяные предприятия. В 2013 г. 28% иностранных инвестиций были связаны с туризмом, на который Черногория возлагает основные надежды в экономическом развитии страны. Зависимость от внешних инвестиций сделала Черногорию уязвимой к воздействию мирового экономического кризиса, обрушившего ВВП страны в 2009 году на 5,7%. Главными иностранными инвесторами являются Италия, Норвегия, Австрия, Россия, Венгрия и Великобритания. Доля российских инвестиций составляет 25% и является важным фактором обеспечения экономического роста Черногории в последние десять лет. Это не помешало, тем не менее, Черногории присоединиться в 2015 г. к антироссийским санкциям Евросоюза и поддержать антироссийскую резолюцию Генассамблеи ООН по Крыму. Президент Черногории Филип Вуянович, в духе модного сегодня политического «прагматизма», объяснил антироссийские шаги скорейшим стремлением присоединиться к Евросоюзу и НАТО, наглядно продемонстрировав тем самым реальный характер «независимости» и «суверенитета» своей страны. Правда, пока неизвестно, оценят ли заокеанские покровители по достоинству ставшую столь распространенной и предельно дешевой политическую проституцию, и удастся ли получить за нее хорошие дивиденды.
Экономические успехи, радующие неолиберальных политиков и экономистов, не привели к процветанию население Черногории. Количество трудоспособного населения составляет 263 тысячи человек, однако даже для такого небольшого числа людей рабочих мест не хватает. Официально безработица, которая стала обычным делом в последние два десятилетия, находится на уровне 19,1%, включая 33% молодежи в возрасте до 30 лет (2014). Реальный уровень безработицы, по оценкам неправительственных организаций, может достигать 30%. При этом на сезонные работы в Черногорию ежегодно приезжают более 20 тысяч иностранных рабочих, готовых работать за предельно низкую плату. Минимальная зарплата, которую получают 14% работающих, составляет в Черногории 193 евро, средняя – 484 евро. Это не так уж плохо в сравнении, например, с Белоруссией, однако при средней потребительской корзине Черногории для семьи из четырех человек в 800 евро такая зарплата выглядит более чем скромно. Ниже уровня бедности, который оценивается в 186 евро, живет 8,6% населения, причем в столице страны Подгорице, которая находится в значительно лучшей ситуации, чем сельские регионы, ниже уровня бедности живет 12,5% граждан.
Во время туристического сезона резко увеличивается количество занимающихся попрошайничеством, среди которых много детей, включая цыган, составляющих 1,3% населения страны. В связи с неблагоприятными условиями, особенно в бедных северных районах, черногорцы эмигрируют в Германию и Люксембург, обращаясь, в том числе, за получением статуса беженцев. Как и в других странах Восточной Европы, активнее всего уезжает молодежь с высшим образованием и научными степенями, включая большое количество врачей и преподавателей университетов.
Помимо низких зарплат, проводимые в стране неолиберальные реформы уничтожают остатки социального государства, содержание которого оказывается неподъемным для построения «экологического» процветания. В ходе проводимых в последние годы реформ пенсионный возраст был повышен до 67 лет, а сами пенсии сократились с 85% до 60% от уровня средней заработной платы. Подобные меры, перекладывающие издержки реформ на плечи основной массы населения, могли бы иметь гораздо более печальные последствия, если бы не противодействие профсоюзов, которые всё ещё сохраняют своё влияние в Черногории. Тем не менее, власти отвергают большинство профсоюзных инициатив по повышению зарплат и уровня жизни, ссылаясь на нехватку бюджетных средств и призывая ожидать будущих результатов проводимых сегодня реформ.
Красивый образ процветающей Черногории, продаваемый туристам, так же далек от реальности, как и политические фантазии черногорских элит о суверенитете и независимости под покровительством НАТО и ЕС. Пока же под лозунгами «реформ» богатые становятся богаче, бедные – беднее, а процветающее независимое «экологическое государство», живущее за счет состоятельных туристов, все больше напоминает фантастические проекты социалистов-утопистов XIX века.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.