Современная Румыния является одной из беднейших стран Евросоюза и упоминается в мировых СМИ преимущественно в связи с социальными, экономическими и коррупционными проблемами. В этом смысле Румыния напоминает другие страны региона, которые чаще всего обозначают общим термином «Восточная Европа», давно уже превратившимся в политический ярлык отсталости и посредственности. Восточноевропейские страны представляют собой европейскую периферию, локальный и постыдный «третий мир», о котором в благополучной Европе предпочитают вспоминать как можно реже.
Недолгая история независимой государственности Румынии (с 1877 года) сопровождалась постоянными внутри и внешнеполитическими проблемами: к середине XX века бесславное участие в двух мировых войнах поставило страну на грань полного краха. Спасение, как и в случае соседней Болгарии, пришло из России: Румыния стала частью системы мирового социализма и пользовалась политическим покровительством и экономическими преференциями со стороны СССР. Советский период позволил Румынии перейти от аграрного к индустриальному состоянию: при техническом содействии СССР было построено более 100 промышленных предприятий в таких отраслях, как машиностроение, цветная и черная металлургия, энергетика, деревообрабатывающая и химическая промышленность. Экономическое развитие позволило решить социальные проблемы и обеспечить почти полную занятость населения и всеобщее образование.
Социалистический период закончился в 1989 году цветной революцией с показательным расстрелом президента Николае Чаушеску, символизировавшим не только диктатуру, но и «темное» коммунистическое прошлое. Однако политическое обновление не только не позволило вырваться в «светлое» будущее европейского уровня жизни, но и отбросило страну назад. Девяностые годы, как и в других странах Восточной Европы, были периодом экономического упадка и социальной деградации, в очередной раз продемонстрировавших неспособность Румынии быть самостоятельным государством вне крупных интеграционных политических проектов.
С утратой поддержки со стороны СССР, который вкладывал в Восточную Европу огромные ресурсы, Румыния рассчитывала получить куда более значительные возможности для развития после вступления в ЕС в 2007 году. Четверть века «евроинтеграции», включая вступление в ЕС и НАТО, продемонстрировало лишь бесконечное повторение одних и тех же проблем при полном отсутствии экономического и социального развития. Достижения сводились к кратковременному воспроизведению уже некогда достигнутых результатов. Например, в 2006 году удалось лишь достичь уровня ВВП 1988 года, который в 2009 году вновь был утрачен в результате экономического кризиса.
При размере ВВП в $202,2 млрд государственный долг Румынии составляет 39,4% ВВП, а совокупный внешний долг составляет $127,2 млрд. Долги страны значительно увеличились в последние годы за счет кредитов МВФ: только во время мирового финансового кризиса 2009 года страна взяла в долг $26 млрд, за этим последовали другие кредиты. Однако столь масштабная финансовая помощь не принесла существенных изменений в экономическую и социальную ситуацию и лишь позволила несколько сгладить кризисные тенденции. Кредиты МВФ, как это можно судить по опыту, например, Украины и Белоруссии, в Румынии были просто разворованы и проедены. Возвращать их, однако, придется, и вполне реальными деньгами, а не придуманными цифрами официальной статистики.
Типичным для региона является отрицательное сальдо внешней торговли Румынии (-$9,45 млрд). Структура внешней торговли указывает не только на экономические, но и на политические проблемы: основными экспортными партнерами Румынии являются страны Западной Европы: Германия (18,9%), Италия (11,7%), Франция (6,9%) и Великобритания (4,2%), а некогда важное восточное направление почти не представлено. Среди стран-соседей торговля промышленными товарами ведется только с Венгрией (экспорт и импорт) и Польшей (импорт). Примечательно, что с соседней Болгарией торговля незначительна. Из России Румыния импортирует нефть и газ, при этом другие возможности для взаимной торговли не используются. Любые попытки сближения с Россией рассматриваются румынским правительством как угроза «евроинтеграции»; эта антироссийская позиция, как и в других странах региона, поддерживается или навязывается ЕС и США.
Членство в ЕС демонстрирует резкий контраст с интеграционным проектом эпохи социализма: в 70-е годы прошлого века Румыния была быстро развивающейся страной, получавшей значительные экономические и политические возможности от интеграции в советский блок. На сегодняшний день она представляет собой лишь периферию ЕС, живущую за счет внешних заимствований и снабжающую дешевой рабочей силы развитые европейские страны.
Массовый отъезд румынских гастарбайтеров в Европу привел к сокращению населения почти на три миллиона, что является существенной частью трудоспособных граждан, коих насчитывается менее 9,5 млн чел. В действительности, налоги платят лишь 5 млн чел., а остальные живут за счет неофициальных заработков и натурального хозяйства. Низкая занятость населения в экономике связана и с тем, что в Румынии проживает самое большое в Европе число цыган – по разным оценкам, от 600 тысяч до 2,5 млн чел. В целом, ситуация свидетельствует о нехватке рабочих мест, низких зарплатах и непривлекательных условиях труда.
Невысокий уровень инфляции и отсутствие бюджетного дефицита обеспечивается снижением зарплат, повышением налогов и другими антигуманными и антисоциальными мерами, необходимыми для получения кредитов МВФ. Подобная экономическая политика по рекомендациям заокеанских и европейских «партнеров» проводится сегодня на Украине и в Белоруссии, поэтому Румыния может служить наглядным примером того, к чему это приводит.
Постоянный рост стоимости коммунальных услуг, транспорта, продуктов питания и жилья обрекает значительную часть жителей на нищету. По данным на 2011 год 22,2% населения жили за чертой бедности, еще 40% находились на грани бедности.
Структура ВВП, где сельское хозяйство составляет 12,4%, промышленность 35,6%, сфера услуг 52%, вызывает соблазн охарактеризовать развитие Румынии как движение к «постиндустриальному» состоянию. На самом же деле, уже четверть века страна находится в состоянии растущей деиндустриализации, вынуждающей значительную часть населения жить за счет личного хозяйства и неофициальных доходов. Растущая сфера услуг отражает лишь увеличение неквалифицированного труда, свидетельствующего о снижении уровня образования и люмпенизации населения.
С ликвидацией системы бесплатного здравоохранения, существовавшей во времена социализма, в Румынии все более серьезной проблемой становится состояние здоровья населения. В 2002-2006 гг. в Румынии было наименьшее количество врачей на 1000 человек населения среди европейских стран. На сегодняшний день ситуация не улучшилась в связи с постоянной эмиграцией врачей в другие страны из-за низких зарплат. В результате уровень детской смертности приблизился к показателям стран Африки, а немалая часть взрослого населения не в состоянии работать из-за болезней. По продолжительности жизни Румыния занимает лишь 104 место в мире.
На фоне социальных проблем происходит обострение этнических противоречий, связанных с такими меньшинствами, как цыгане и венгры. По оценкам ООН, положение цыган значительно ухудшилось по сравнению с эпохой социализма, когда гарантировались работа, жилье и социальное обеспечение. Исторически проблема цыганского меньшинства связана с существованием на территории Румынии рабства с XIII века до 1856 года. Рабы, подавляющее большинство которых составляли цыгане, принадлежали боярам, монастырям и государству; к середине XIX века их численность составляла до 250 тыс чел. После отмены рабства цыгане так и остались этническим меньшинством, не интегрированным полноценным образом в румынское общество. Большинство цыган в Румынии не работают, занимаются воровством и нищенствуют. Для стран ЕС растущей проблемой является рост преступности, связанной с миграцией цыган из Румынии по хорошо организованным нелегальным каналам.
Ситуация с цыганами является ярким показателем отношения к социальным проблемам в Румынии и Евросоюзе в целом. Если в социалистические времена принимались конкретные меры для интеграции цыган в общество, то на сегодняшний день предлагаются многочисленные программы международной бюрократии по «защите прав меньшинств», которые лишь отвлекают внимание от постоянно ухудшающейся ситуации.
Венгерское меньшинство, составляющее 6,5% от общего числа населения и 20% населения Трансильвании, выступает с идеей создания венгерской автономии. Такая автономия уже существовала в Трансильвании в 1952-1968 гг., но была ликвидирована правительством Чаушеску - тем самым были заложены предпосылки для этнического конфликта, вызревавшего в скрытом состоянии на протяжении нескольких десятилетий. О серьезности этнической проблемы свидетельствует такой факт: в 1990 году в массовых столкновениях на этнической почве между венграми и румынами в Трансильвании было убито 5 и ранено около 300 человек. Венгерское меньшинство представлено тремя политическими партиями, оказывающими существенное влияние на внутреннюю политику. Кроме того, Венгрия уже несколько лет предоставляет гражданство трансильванским венграм по упрощенной процедуре через «демократические пункты», действующие на румынской территории. Венгерский фактор, таким образом, является существенным элементом политической ситуации в Румынии и содержит в себе конфликтный потенциал, который уже не раз срабатывал в других странах Восточной Европы.
Помимо экономических проблем, Румыния, как и другие страны восточноевропейского региона, страдает от коррупции на всех уровнях власти. Теневая экономика оценивается в 30% от ВВП. Румыния уверенно входит в тройку самых коррумпированных стран ЕС вместе с Болгарией и Грецией. Масштабная коррупция сопровождает не только деятельность органов власти, но и финансовые процессы в частном секторе.
Также следует отметить стремление постсоветской Молдавии максимально сблизиться с Румынией, что осложняет ряд острых и хронических молдавских проблем – например, нерешенность приднестровского конфликта. Именно благодаря радикализму молдавских нацистов в начале 90-х образовалась Приднестровская Молдавская Республика, существующая в блокаде почти четверть века и обеспечивающая своим гражданам все те права и свободы, которых их хотели решить «молдавские румыны». По мнению экспертов, едва ли дешевая рабочая сила из Молдавии решит хронические проблемы Румынии.
Сегодняшняя ситуация в Румынии, представляющая собой результат двадцатипятилетней «евроинтеграции», не вызывает оптимизма. Уже невозможно считать растущее количество социальных, экономических и политических проблем случайным и временным следствием «переходного периода» в создании рыночной экономики: как и в других странах региона, в Румынии проводится сознательная внутренняя политика, ведущая к разрушительным последствиям. Некоторые благополучные экономические показатели, достигнутые за последние годы, не отражаются на улучшении жизни общества. Это лишний раз свидетельствует о том, что ресурсы Румынии обслуживают лишь интересы иностранного капитала или расхищаются в результате коррупции. Складывающаяся ситуация устраивает как ЕС, так и румынское правительство, насаждающее дикий капитализм в интересах транснациональных корпораций. Для многих стран восточноевропейского региона, включая участников Европейского партнерства из бывшего СССР, Румыния служит примером того будущего, которое неизбежно ждёт всех «евроориентированных» постсоветских «восточных партнёров» Брюсселя.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.