САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Василий Иванов:"Церковище"

Василий Иванов:"Церковище"

« Назад

Василий Иванов:"Церковище" 01.03.2016 10:14

«Церковище» - так в перечне древнейших исторических памятников называется место близ деревни Дреколье Витебского района, которое находится в семи километрах  к северо-востоку от областного центра. Правда, местные жители чаще называют это урочище Сурганами, по имени  небольшой деревеньки, которую  снесли в те достопамятные времена, когда государственная власть сгоняла крестьян с хуторов в колхозы. Так Сурганы переселились в соседнюю деревню Судники, что рядом со станцией Лужесно. Крепкие, сметливые, расторопные и умные крестьяне не посрамили  своей старинной славянской фамилии – говорят, что один из них,  Федор  Сурганов, даже выбился на виднейший  государственный пост в правительстве БССР; в его честь названы Лужеснянский агроколледж и улица в Минске…

Но вернемся к древнему городищу, имени которого сейчас не знает никто. Оно находится между деревнями Дреколье и Пестуница на берегу  небольшой речушки на территории Лужеснянского лесничества в квадрате № 95. Само городище представляет собой весьма крутую овальную горку, со всех сторон окруженную топким болотом, которое, вероятно, в свое время было мелководным озером; только с одной стороны  выходит на поле насыпная дорога. По всему склону, ближе к вершине, городище окружено концентрическим валом, за которым находился укрепленный детинец – кремль. Сам вал был окружен частоколом из толстых, вплотную вкопанных  один к одному заостренных сверху  бревен, высотой не менее четырех метров. На верхней плоской площадке, размером 40 на 50метров, находился кремль с одной или  несколькими башнями, формой и видом хорошо нам знакомыми по истории Древней Руси. Внутри городища располагались тесно скученные жилища, так называемые «зимние избы». Проживали в них не всегда, а только в зимние холода и во время осады неприятеля. В остальное время большинство жителей предпочитало жить на природе, близ мест приложения своих стараний – землепашцы у дальних полей, возделывая  те под овес, жито и ячмень, выжигая и выкорчевывая лес под новые поля. Рыбаки жили  в шалашах близ рек и озер, где ловили немудреную по тем временам рыбу – сомов и налимов, головней и язей, линей и судаков, угрей и щук. Детской забавой были раки да вьюны, ряпушки и бычки, слижики да и те же угри, которые в росные утра охотно выползали порезвиться на пойменных лугах. 

Бортники добывали мед из дуплистых колод, подвешенных на высоких елях у заповедных лугов, благоухающих разнотравьем, среди которого тогда в большом изобилии произрастали  растения, ныне либо бесследно исчезнувшие, либо сегодня занесенные в «Красную книгу». Здесь же  можно было увидеть многие реликты еще доледникового периода; к примеру, нашу  самую красивую северную орхидею – «венерин башмачок», которая была   тогда весьма обычным цветком.

С восходом солнца выходили на благоухающие июньские поля косари, чтобы  холодной и многоснежной зимой было чем прокормить свою «животину» - лошадей, коров, коз и овец душистым сеном, хранящим  в себе силу и аромат лета.

Охотники рыскали по дремучим лесам, сплошь и окрест  окружавшим редкие поселения. Тогда не как сейчас – не возвышались леса среди полей, а  наоборот, поля островками жались к людским поселениям. А кругом шумела могучая  южноевропейская дубово-еловая витебская тайга…

Городище более всего использовалось как база складов и амбаров для зерна, оружия и инструмента. С распространением христианства в центре детинца вместо языческого капища с идолами древнеславянских божеств (Перуна, Велеса, Даждьбога, Ярилы и других) стали возводиться первые очень скромные церкви, на сегодняшний взгляд больше напоминающие часовенки…

Не с того ли времени остались лежать с западной стороны Сургановского «церковища»  два древних каменных креста?  Про такие кресты в народе говорят, что они сами собой вырастают из земли. Не для того ли, чтобы напомнить нам о древней позабытой эпохе, о брошенном городе, где когда-то кипела жизнь, а ныне царит тишина, покой и запустение под сенью разросшихся лип и берез. Тысячелетний сон  стоит над седою горой, и непонятно о чем пытаются рассказать тихо  шелестящие листья  неизвестно  откуда  взявшихся тут  серебристых тополей.

До того, как покинуть эту гору, люди жили тут не одно столетие – по крайней мере, если судить по толщине слоя  черной земли на вершине холма, хорошо видного по свежим раскопам современных кладоискателей. Напрасные старания! Неоткуда было взяться в этой земле кладам и сокровищам, поскольку жили тут люди небогатые – в основном простые мужики-воины  и их семьи, у  которых единственным богатством  была земля-кормилица да Бог на небе. На плечах – льняная  одежа, на ногах – плетеные лапти, а за кожаным поясом – топор, тесак или короткий меч. Вот и вся экипировка тогдашнего крестьянина. Из средств производства имелась деревянная соха с железным наконечником-ралом и  суковатая  борона  из одной- двух еловых макушек. В те далекие времена  железо высоко ценилось, и один топор мог всю жизнь сопровождать мужика. Впрочем, в то время редкий человек доживал до сорока лет – войны, голод и эпидемии делали свое дело. Наверное,  потому  в Бога верили крепче и не копили богатства на земле…

 

черные копатели

Поэтому напрасно роют городище и древние курганы «черные копатели», гробовщики – мародеры; это им не Троя и даже не скифские могильники… Ничего  тут нет, кроме  обгоревших и полуистлевших костей в глиняной урне, бронзового кольца да нескольких  стеклянных зернышек  рассыпавшихся  бус…

Стою на древнем кургане в лучах вечереющего солнца и ощущаю благодать, разлитую здесь над вечным покоем. С тополей, словно тончайшие  слитки серебра, с тихим шорохом осыпаются листья. Боже, храни эту землю!     


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru