Последнее ежегодное послание президента России В. Путина к Федеральному собранию Российской Федерации наделало довольно много шума, как внутри страны, так и за ее пределами. При этом его тематика имела совершенно иной оттенок, нежели год назад, когда в своем выступлении 12 декабря российский лидер говорил о развитии восточной части России, критиковал чиновников за невыполнение своих указов и назвал главной задачей государства на международной арене – сохранение и экспорт традиционных ценностей в противовес «хаотической тьме». Сегодня все это отошло на второй план, а сама речь была предназначена не только депутатам, но и всему мировому сообществу.
Нынешние оценки выступления главы государства, как оказалось, как в самой России, так и за рубежом, имеют довольно противоречивый характер: кто-то говорит о его незначительности и отсутствия новых веяний, а кто-то наоборот – о кардинальном изменении политического и экономического курса России. Однако практически никто не отрицает высокую значимость данного события, особенно сегодня, когда перед российским руководством, как и перед всей страной, каждый день появляются все новые вызовы и угрозы. Исходя из этого, можно с определенной долей уверенности говорить о том, что послание В. Путина затрагивает и интересы Белоруссии, а официальному Минску стоит прислушаться к выступлению и сделать для себя определенные выводы.
Во-первых, необходимо уделить особое внимание вопросам внешнеполитического характера, которые имеют непосредственное влияние на двухсторонние отношения России и Белоруссии. Как известно, в своей речи В. Путин отвел около трети времени на проблемы внешней политики и международного сотрудничества. При этом он довольно скрупулезно и жестко перечислил все претензии российского руководства к западным партнерам. Более того, российский президент выступил с претензией с США, которые не прекращают навязывать всему международному сообществу свою точку зрения, стремясь к мировому господству. И главными примерами, в данном случае, стала ситуация на Украине и проблема расширения НАТО на восток, которые непосредственно угрожают и России, и ее ближайшим союзникам. Поэтому и недвусмысленно звучат слова В. Путина: «Если для ряда европейских стран национальная гордость – давно забытое понятие, а суверенитет – слишком большая роскошь, то для России реальный государственный суверенитет – абсолютно необходимое условие ее существования… Или мы будем суверенными – или растворимся, потеряемся в мире». Данное предупреждение может быть отнесено не только к России, но и к Белоруссии.
Действительно, последние события, развернувшиеся на Украине, доказали, что перестала существовать не только созданная после Второй мировой войны международная система отношений, но и то, что создавалось после распада Советского союза. Сегодня в среде западных политиков, особенно тех, кто находится за океаном, растет уверенность в необходимости возобновления холодной войны и применения уже отработанных на СССР инструментов уничтожения государства. Целью, как и в прошлом столетии, вновь становится Россия. И именно поэтому, как отмечают многие эксперты, ожидать резкого изменения внешнеполитического курса Кремля, сегодня не стоит, а значит и не будет больше мягкой политики «примирения» с Западом. При этом нельзя забывать о том, что это всего лишь ответная реакция и Россия, как, впрочем, и Белоруссия, все также остаются открытыми к диалогу. К сожалению, западноевропейская и американская политическая элита, навязывающая всему миру собственную «демократическую модель поведения», вряд ли способна к нормальным переговорам, где не будет шантажа, санкций, обвинений и прочих, так любимых в Вашингтоне и Брюсселе, механизмов давления.
В подобный условиях Белоруссия, которая позиционирует себя как самый близкий и благонадежный союзник Москвы, сегодня не может игнорировать речь российского президента, где были четко обозначены основные внешнеполитические приоритеты России.
Более того, в Минске просто обязаны перейти к более согласованной тактике, так как события, развивающиеся в восточноевропейском регионе практически не оставляют времени для раздумья. Доказательством этому является недавнее заявление руководства Украины о решении возобновить свой курс на вступление в НАТО. Хотелось бы напомнить, что в конце ноября в украинском парламенте был зарегистрирован законопроект об отказе от внеблокового статуса страны. Проект документа «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения национальной безопасности Украины» подготовил депутат «Блока Петра Порошенко» Т. Батенко, который заявил, что «отказ от статуса внеблокового государства и возвращение к курсу на сближение с НАТО существенно усилит позиции Украины в оборонных вопросах и в вопросах безопасности».
И несмотря на то, что сам П. Порошенко официально призывает не акцентировать сегодня внимание на данном вопросе, уже 2 декабря по итогам заседания Украина – НАТО украинское правительство уведомило представителей альянса о том, что Киев отказывается от политики внеблоковости. Показательно и то, что в североатлантическом блоке на это заявление отреагировали мгновенно. По словам генерального секретаря организации Й. Столтенберга, если Киев подаст заявку на вступление в НАТО, эта заявка будет рассмотрена, так как альянс считает действующим решение Бухарестского саммита НАТО 2008 года о евро-атлантических перспективах Украины: «Мы до сих пор придерживаемся мнения, что Украина станет членом НАТО…».
Справедливости ради надо отметить, что не все разделяют столь радужные перспективы, особенно в Германии, по мнению руководства которой «Членство Украины в НАТО возможно лишь в долгосрочной перспективе». Однако, тот факт, что североатлантический альянс, не скрываясь, заявляет о возможности появления своих военных баз в непосредственной близости от российских границ, должно обеспокоить не только Россию, но и Белоруссию, которая уже имеет у себя под боком Польшу и страны Прибалтики. И в данном случае, называть киевские власти «украинскими друзьями», которые «могут на нас обидеться», по всей видимости, все же не стоит.
Понимают ли это в Минске? Вероятнее всего да, иначе не было бы различного рода соглашений о военно-техническом сотрудничестве с Россией, ежегодных учений и размещения на территории республик российской военных баз. Однако понимание происходящего, как показывают последние события в двухсторонних отношениях, не всегда выходят на первый план при принятии решений. Например, сегодня многие аналитики заявляют о том, что Минск снова планирует разыграть свою любимую карту накануне президентских выборов 2015 года – сначала продемонстрировать Кремлю свое стремление сблизиться с Западом, а затем добиться от Москвы различных преференций за возвращение к прежней внешнеполитической доктрине. Об этом косвенно свидетельствует то, что в условиях нарастания напряженности между Россией с одной стороны, и США и ЕС – с другой, Минск снова активизировал свои усилия по нормализации отношений с ЕС, как в экономическом, так и политическом направлениях. При этом в Брюсселе, исходя из современной международной ситуации, на происходящее смотрят сугубо положительно, недвусмысленно заявляя, что «ситуация в Белоруссии заметно улучшилась». Правда, в чем она улучшилась, никто объяснить не может.
Нынешняя позиция ЕС в очередной раз доказывает, что европейская сторона готова откликаться на любые запросы со стороны Минска, которые так или иначе будут вызывать нервозность в Кремле. Не отрицая необходимости нормализации отношений со странами Европы и США, необходимо все же отметить, что подобная политика белорусского руководства, которое каждый раз перед президентскими выборами начинает намекать России о возможности изменения своего внешнеполитического вектора, рано или поздно может привести к печальным результатам. Особенно сегодня, когда в Москве принято решение жестко реагировать на все, что ставит под угрозу национальные интересы государства. Об этом говорил и В. Путин, по словам которого, если на Западе «не желают вести с нами диалог, то мы вынуждены будем защищать наши законные интересы в одностороннем порядке, и не будем платить за ошибочную, на наш взгляд, политику». Это означает, что в Кремле сегодня решено больше не попустительствовать западноевропейскому и американскому давлению, в том числе и через третьи страны.
Поэтому официальному Минску необходимо не раз подумать перед тем, как в новых условиях снова пытаться добиться от России различного рода уступок путем скрытого или иного шантажа. Тем более что, как показала ситуация с Украиной, Белоруссии бессмысленно рассчитывать на серьезную поддержку со стороны Запада и стоит прислушаться к словам российского президента: США и ЕС имеют прямое отношение к событиям на Украине, при этом все еще не видно их желания помогать республике, как обещалось перед началом Майдана. Не смотря на все вышеперечисленное, никто сегодня в России не призывает к построению нового «железного занавеса», в том числе, и глава государства. По мнению В. Путина, страна не должна идти «по пути самоизоляции, ксенофобии, подозрительности и поиска врагов», а должна продолжать адекватное сотрудничество со всеми участниками международных отношений.
Именно посыл об адекватном сотрудничестве и должен быть услышан в Минске, если там все еще хотят надежных партнерских отношений с Россией. Во-вторых, нельзя забывать и об экономике. Исходя из речи В. Путина, стало очевидно, что российское понимание роли государства в деле развития экономики максимально сблизилось с белорусским. В данном случае и нынешняя позиция президента России, как оказалось, также близка к позиции его белорусского коллеги, который уже давно взял курс на централизацию управления экономическими процессами внутри страны. Так, по словам российского президента, в России должно быть организовано централизованное развитие конкурентоспособности, должна быть проведена политика импортозамещения, созданы единые казначейства госкомпаний, а также единый центр заказчика в строительстве. К слову, последнее в какой-то степени уже реализовано в Белоруссии в виде «Управлений капитального строительства», однако эффективность данных организаций, к сожалению, все еще оставляет желать лучшего. Дополнительно к этому, по словам В. Путина, теперь «оплата труда руководства должна прямо соотноситься с достигнутыми результатами и экономическими реалиями». И здесь оба президента практически едины – А. Лукашенко также неоднократно заявлял о том, что необоснованной заработной платы ни у чиновников, ни у простых тружеников быть не должно. Похоже, что санкционная политика Запада, в условиях которой Белоруссия уже живет последние два десятилетия, сегодня отразились и на российском восприятии действительности и поэтому в ближайшей перспективе вполне можно ожидать еще более тесного сотрудничества между двумя странами.
Пожалуй, единственным различием между Белоруссией и Россией в вопросе централизации является то, что для Москвы это скорее вынужденная мера в ответ на санкции и непрекращающееся западное давление с целью разрушить российскую экономику и подорвать независимость страны. Об этом, например, совсем недавно заявил в своем интервью агентству Bloomberg глава Службы внешней разведки и бывший премьер-министр России М. Фрадков. По его мнению, Запад и союзники стремятся ослабить Россию с помощью санкций и атаки инвестиционных фондов через посредников на курс рубля, а причиной падения нефтяных цен частично стали действия США. Об этом же заявил в своей речи и российский президент, который считает, что нынешняя девальвация рубля ничто иное как попытка в очередной раз навредить России. Именно поэтому Кремлю, как никогда прежде, необходимо усилить контроль за валютно-финансовыми потоками в стране, а Минску отказаться от спекуляций на этой теме.В-третьих, нельзя обойти и вопрос духовного единства. Конечно, для многих на Западе речь президента России не стала откровением, так как большинство экспертов предвидело основные тезисы В. Путина, как в области внутреннего развития, так и внешней политики. Однако для многих стало откровением, что российский лидер в своем выступлении затронул и философские стороны развития российского государства, призвав словами философа И. Ильина всех, кто причисляет себя к Русскому миру к единению: «Кто любит Россию, тот должен желать для нее свободы; прежде всего, свободы для самой России, ее международной независимости и самостоятельности; свободы для России как единства русской и всех других национальных культур; и, наконец, свободы для русских людей, свободы для всех нас: свободы веры, искания правды, творчества, труда и собственности». И в данном случае это также должно быть услышано Минском, где в последнее время активизировались националистические течения, главной задачей которых является отрыв белорусов от их традиционных связей и культуры.
Таким образом, произнесенное В. Путиным послание к Федеральному собранию было адресовано не только российским парламентариям, Западной Европе и США, но и своим союзникам на постсоветском пространстве. И, несмотря на то, что по сей день со стороны официального Минска так и не последовало практически никакой реакции, белорусское руководство должно было сделать для себя весьма важные выводы. В ином случае уже в ближайшее время нас ожидают очередные споры и разногласия, способные серьезно навредить процессу интеграции двух стран.
Специально для "Вместе с Россией"
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.