САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Юрий Павловец: Белоруссия в 2015 году – прогноз развития

Юрий Павловец: Белоруссия в 2015 году – прогноз развития

« Назад

Юрий Павловец: Белоруссия в 2015 году – прогноз развития 23.01.2015 13:53

По мнению ряда аналитиков, нынешний 2015 год станет для Республики Беларусь годом серьезных испытаний, как в области социально-экономического, так и политического развития. Это связано, в первую очередь, с тем, что за прошедшие несколько лет в стране не было сделано реальных шагов, направленных на модернизацию управления экономикой, что, в свою очередь, отразилось на всех сферах жизнедеятельности государства. К сожалению, исходя из последних событий, приходится констатировать, что «сценарий-2015» для Белоруссии выглядит довольно пессимистично. При этом нельзя сказать, что у белорусского руководства нет никаких шансов сгладить грядущий кризис.   

Во-первых, необходимо понимать, что в основу деятельности белорусского государства в нынешнем году будет положено стремление любыми способами подготовить население к проведению президентских выборов. И в этом плане действия белорусских властей будут носить довольно жесткий характер, так как иными способами, увы, удержать обстановку под контролем вряд ли будет возможно. При этом стоит отметить, что экономическая часть программы правительства республики будет полностью подчинена политическим мотивам. 

В области внутриэкономического развития, страну, по всей видимости, ждет довольно серьезная стагнация,evraziyskiy-soyuz20140108180923.gif которая будет граничить с коллапсом. Однако ожидать каких-либо   структурных реформ в стране все же не стоит, даже не смотря на то, что в конце 2014 года А. Лукашенко сменил правительство страны. Серьезных профессионалов, которые действительно могли бы начать реформирование, а также взять на себя всю ответственность за происходящее, в нем практически нет: «новые» лица в Совете министров, это люди, которые уже не один год работают в различных госструктурах. Например, назначенный премьер-министром А. Кобяков, с 1995 года работает в государственных органах, успев побывать и заместителем начальника Службы контроля Президента, и заместителем премьер-министра, и министром экономики, и даже  главой администрации А. Лукашенко. Ставший председателем Национального банка П. Каллаур, до того времени был на должности заместителя и т.д. Правда, многие склонны считать, что последнее назначение, как и введение в должность главы администрации президента А. Косинца, руководившего ранее Витебской областью, свидетельствует о желании подправить сложившуюся ситуацию. Тот же Косинец неоднократно высказывался, что необходимо провести ряд послаблений для частного бизнеса. Однако в настоящее время, к сожалению, реальных действий, кроме продолжения закручивания гаек, в стране не наблюдается. Поэтому можно с большой долей вероятности предположить, что главной задачей нынешнего правительства станет удержать экономику страны  от полного разрушения до выборов. А значит население необходимо уже сегодня успокоить, заявив, что никакого кризиса нет, девальвация произошла по независимым от руководства страны причинам (из-за кризиса в России), а в дальнейшем ситуация стабилизируется. Каким образом правительству это  удастся сделать, можно только предполагать. Скорее всего, на это уйдут остатки золотовалютных резервов, начнутся сокращения расходов на социальные программы и выплаты, будут урезаны заработные платы (уже сегодня на предприятия стали приходить письма из Совмина о том, что необходимо сократить уровень средней оплаты труда на 30%), а также будут подняты различного рода тарифы и штрафы. Так что  в 2015 году белорусам придется забыть о дешевых кредитах, низкой стоимости услуг ЖКХ, а также приемлемых ценах на   услуги.  Социальные же выплаты, которыми так гордятся в Белоруссии, если и не будут полностью заморожены, то заметно сократятся и будут направлены, в первую очередь, на те слои общества, которые традиционно поддерживают на выборах президента. 

обменникВ остальном же, из-за отсутствия реформ, а также неблагоприятной обстановки на внешних рынках,  в 2015 году Белоруссия и ее граждане столкнуться с резким падением уровня жизни.  Уже сегодня в стране наметилось увеличение уровня безработицы, чего в республике за прошедшие годы не наблюдалось. По данным Министерства труда и социальной защиты, в стране численность зарегистрированных безработных на конец ноября 2014 года составила 23,6 тыс. человек, что на 11,7% больше, чем на конец ноября 2013 года и на 6% больше, чем на конец октября 2014 года.  При этом официально  уровень зарегистрированной безработицы на конец ноября 2014 года, как и на конец ноября 2013 года, составил 0,5% от экономически активного населения, хоть в экономике на начало зимы  было занято 4 млн. 472,5 тыс. человек, что на 1,2% меньше, чем год назад. Таким образом получается, что в стране постоянно растет уровень скрытой безработицы (по данным статистики, она достигает 1 млн. человек), а также продолжаются увольнения. Если же прибавить к этому резкое увеличение регистрируемых безработных из-за введения закона о борьбе с тунеядцами, то уже в скором времени ситуация окажется гораздо хуже, чем в «неблагополучной» Европе.

На этом фоне не лучшим образом выглядит ситуация и с уровнем средней заработной платы,   роста которойрубль_доллар официально в 2015 году не планируется. Уже сегодня, как в номинальном, так и реальном исчислении она продолжает падать, если даже не учитывать проведенную властями 30% девальвацию.  Это означает, что в нынешнем году оплата труда белорусов не только не выйдет на обещанные 5 лет назад 1000 долларов США в эквиваленте, но и откатиться до уровня 2008-2009 годов, но уже при нынешнем уровне цен.  Правда, нельзя исключать того, что руководство страны все же решится включить печатный станок, исходя из политических соображений. И последствия этого будут крайне негативными. Это связано не только с тем, что в стране будет запущен механизм гиперинфляции, но и с тем, что республика может нарушить все достигнутые договоренности в рамках различных международных структур, например, МВФ и ЕАЭС. Причем разногласия в рамках Евразийского экономического союза могут обойтись белорусам крайне дорого.

Дело в том, что нынешняя внутриэкономическая ситуация в Белоруссии полностью завязана на внешнеэкономической деятельности страны. При этом в настоящее время серьезной альтернативы у неконкурентоспособной белорусской продукции, кроме рынка ЕАЭС, практически нет. Об этом свидетельствует отсутствие интереса у западных стран в покупке у Белоруссии чего-либо, кроме нефтепродуктов (цена на которые также значительно упала, а предложение на мировых рынках увеличилось, усилив конкуренцию) и калийных удобрений. Поэтому официальному Минску крайне важно расширить свои возможности на рынке ЕАЭС. По всей видимости, это прекрасно понимают и в руководстве страны, которое планирует использовать свое председательство  в органах ЕАЭС – Высшем Евразийском экономическом совете, Евразийском межправительственном совете и Совете Евразийской экономической комиссии, для решения собственных вопросов. Правда, необходимо отметить, что из-за трудностей в России, осуществить поставленные перед собой задачи белорусам будет крайне сложно. Показательным в этом плане стала вторая половина 2014 года, когда белорусская экономика крайне чувствительно отреагировала на события на российском рынке: в стране произошло глобальное падение спроса на продукцию промышленности и снижение объемов производства (традиционные поставки на российский рынок сельскохозяйственной продукции составляют около 90 %, а  машиностроения – более 70 %),  увеличились складские запасы и рост издержек (только 8% предприятий смогли добиться их снижения) и т.п.   По мнению большинства экспертов, данная тенденция сохранится и в 2015 году. Если добавить к этому, что в связи с ситуацией на Украине и антироссийскими санкциями, которые не прекратятся и в 2015 году, Москва не сможет просто так выбрасывать миллиарды долларов США на поддержание белорусской экономики, то  можно констатировать, что в ближайшей перспективе ни о каком устойчивом развитии речи быть не может. Белорусское руководство лишь попытается поддерживать нынешнее состояние,  не наращивая дисбалансов до президентских выборов. Это означает, что страну ждет не только отсутствие экономического роста, но и инфляция, которая может составить не менее 20 %. 

Поэтому вполне вероятным выглядит ситуация, при которой белорусское руководство будет вынуждено начать процесс повальной приватизации, если не будет в очередной раз принято волевое политическое решение сохранить убыточные предприятия в качестве «народного достояния». Однако даже в случае, если такое решение и не будет принято, продать что-либо в год выборов будет крайне сложно – белорусские активы сегодня практически никому не интересны. Даже разрекламированные несколько глобальных проектов объединения белорусских и российских предприятий (МАЗ и КамАЗ, «Ростехнологии» и «Интеграл», и т.п.) фактически приостановили свое развитие. Но, несмотря на это, местные чиновники полны оптимизма и продолжают убеждать президента, что смогут привлечь в страну сотни миллионов долларов США. Так, согласно Постановлению Совета Министров за  №1238 от 24 декабря 2014, Госкомимущество, Минский горисполком и облисполкомы, органы государственного управления должны сформировать перечень предложений объектов приватизации на сумму не менее 850 миллионов долларов США  для продажи инвесторам. Более того, столица и областные центры в месячный срок обязаны представить в Министерство экономики Республики Беларусь перечни инвестиционных проектов для привлечения в 2015 году прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары и услуги) не менее 1 миллиарда  875 миллионов долларов США. Однако в то, что подобные планы удастся реализовать, похоже, не верит никто. Только если Минск не решится начать распродажу «фамильного серебра» за бесценок. Однако в год выборов данный вариант маловероятен, так как это может негативно сказаться на имидже властей, а ситуацию в экономике не спасет. 

Вместе с вопросами экономического характера, белорусскому руководству будет необходимо решать и политические проблемы, как внутри государства, та и за его пределами. При этом, как не сложно догадаться, все действия, так или иначе, будут соотноситься с предстоящими выборами в стране, а также ситуацией на Украине. 

Общим направлением во внутренней политике Белоруссии в 2015 году станут: ужесточение дисциплины и контроля за чиновниками на местах, формальное давление на оппозицию и, как результат, появление «ручного» оппозиционного движения накануне выборов, усиление идеологической работы с населением вне экономических вопросов, а также использование национальной риторики в качестве замены идеи о «белорусском экономическом чуде». Данные тенденции прослеживались и в конце прошлого года, а в новогоднюю ночь и сам президент открыто заявил, что «главная ценность, за которую мы должны благодарить судьбу, – это мир. Мир в наших семьях, в нашей стране, в отношениях между людьми». Проще говоря, даже глава государства не видит возможности обнадежить простых граждан в  области роста уровня жизни, предлагая им ценить то, что они имеют на сегодняшний день: «Мы иногда, сетуя на сиюминутные трудности, не замечаем самого важного, не ценим те дары, которые преподносит нам жизнь».

Действительно, в  Белоруссии уже началось ужесточение контроля государства абсолютно над всеми сферами жизни общества. И в будущем эта тенденция сохранится. Например,  будет проведена «работа» со всеми средствами массовой информации, которые по новому Закону «О СМИ»,  должны работать под строгим надзором профильных ведомств, получивших право блокировать сайты за малейшие нарушения,  безо всякого разбирательства. Затем будет  усилена трудовая дисциплина, при помощи которой в условиях кризиса и страха потерять работу, появится дополнительная возможность контролировать уровень социальной напряженности. 

Однако, пожалуй, наиболее серьезные изменения произойдут в области идеологической работы, особенно в направлении роста национальной риторики, которая должна будет стать основной для всей социально-экономической и политической жизни общества. Не случайно уже сегодня и президент, и различные государственные органы уже заявили об исторической ответственности,  необходимости возрождения белорусского языка и  культуры, а также   национальной консолидации общества на основе традиций. Многие аналитики связывают данный процесс с тем, что сегодня происходит на Украине – якобы белорусская власть боится усиления российского влияния в республике. Однако, на самом деле это крайне маловероятно, так как в Москве, фактически, уже давно считают Белоруссию сферой своего влияния, а внутри страны не наблюдается сколько-нибудь серьезного националистического движения. Конечно, если его не создаст само государство. Да и простое население уже довольно спокойно реагирует на украинский кризис и больше озабочено собственными проблемами, нежели гибелью людей на Донбассе. Поэтому в данном случае вряд ли события на Украине являются главным толчком изменения отношения белорусского руководства к национальному вопросу. Скорее всего, можно говорить, что  местные чиновников не смогли придумать ничего нового для отвлечения электората от экономических проблем, кроме как снова заговорить о необходимости белорусского возрождения. Поэтому данный процесс, если его не будут и дальше искусственно поддерживать на самом высоком уровне, после выборов постепенно сойдет на нет.   

Что же касается внешнеполитического развития, то в здесь все более, чем очевидно – Белоруссия, желает она того или нет, будет идти в одном фарватере с Россией. Тем более что и А. Лукашенко во время недавнего выступления в Национальном собрании заявил, что Белоруссия и  дальше будет относиться к России как к «братскому государству».  Этому способствуют как политические, так и экономические реалии, так как белорусской экономической модели не выжить без российского рынка и поддержки. Отношения же с Западом, которые белорусские власти уже не первый год планируют наладить, в ближайшей перспективе вряд ли претерпят существенные изменения. С одной стороны, у еврочиновников, в отличие от их заокеанских коллег, сегодня нет особого желания усугублять противоречия с Москвой. В Брюсселе прекрасно понимают, что в Кремле будут крайне негативно смотреть на попытки завлечь Лукашенко в Европу, а дополнительное «яблоко раздора» сегодня не нужно никому. С другой –  белорусам самим уже давно стало ясно, к  чему может привести «демократизация» по западному образцу. Поэтому,  если не произойдет чего-либо непредвиденного, между Минском и Брюсселем будут и дальше проходить вялотекущие переговоры с определенными намеками с обеих сторон и не более.  

Гораздо важнее для белорусов будет деятельность на восточном направлении и, в первую очередь, в области усиления собственных позиций в рамках ЕАЭС и попыток вернуться на рынки России. Это, пожалуй, один из основных векторов внешнеполитической деятельности Белоруссии в рамках СНГ в ближайшей перспективе, который наложит свой отпечаток на весь 2015 год.  При этом ожидать того, что официальный Минск сможет начать свой очередной пятилетний цикл на средства  России, все же не стоит –  у Москвы в 2015 году существуют собственные проблемы и множество регионов, требующих немедленного финансирования.

Исходя из всего вышеизложенного, необходимо констатировать, что 2105 год может стать для простых белорусов крайне тяжелым, как с точки зрения социально-экономической действительности, так и в области политики. Руководство республики будет занято, главным образом, подготовкой к президентским выборам, что и предопределит всю внутреннюю жизнь государства. Остается только надеяться, что в Минске не сделают фатальных ошибок, расплачиваться за которые придется простым гражданам.

Специально для "Вместе с Россией"


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
21.12.24

Союзное государство, преодолев инерцию и застой долгого времени, уверенно смотрит вперёд. Нас ожидает усиление не только экономического сотрудничества, но и согласование политики в гуманитарной, образовательной и культурной сферах. На одной экономике прочных отношений не построишь. С нами будет и Украина – рано или поздно, даже пускай спустя десятилетия, она станет свободной и присоединится к нашему Союзному государству. Для народов Белоруссии и Украины есть только один исторический оправданный путь, путь вместе с Россией.

19.12.24

Только достройка Союзного государства России и Белоруссии как полноценного субъекта международных отношений является гарантией сохранения подлинной государственности Российской Федерации и Республики Беларусь.

19.12.24

Приближается важнейшая дата – 9 мая 2025 года исполнится 80 лет со Дня нашей общей Великой Победы над фашистской Германией, достигнутой ценой невероятного напряжения и колоссальных потерь нашего народа в годы Великой Отечественной войны, войны за право на само наше существование. 9-10 декабря 2024 года в Минске в Доме Москвы прошла очередная XVI страновая конференция белорусских общественных объединений российских соотечественников «Вместе с Россией сохраним память о Победе», посвящённая 80-летию Победы над фашистской Германией.

13.12.24

28 ноября 2024 года в Астане прошел саммит Организации Договора о коллективной безопасности. Всего в саммите приняли участие пять глав государств-членов ОДКБ – это президенты Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и Кыргызстана.

13.12.24

230 лет назад  в конце 1794 года было полностью разгромлено польское восстание, вошедшее в историю как «восстание Костюшко». В советское время из польского генерала Тадеуша Костюшко сделали «борца за свободу против самодержавия», а после 1991 года его определили в «национальные герои Беларуси».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru