Вопрос запрета поставок продукции некоторых белорусских предприятий в Россию уже не первый день является одной из главных тем обсуждения в средствах массовой информации Белоруссии. Как известно, Россельхознадзор с 24 ноября временно ввел запрет на поставки продукции с ООО «Инко-Фуд», ЗАО «Серволюкс», агрокомбината имени Дзержинского, Смолевичской бройлерной фабрики, компании «Бабушкина крынка», «Беловежский деликатес», Березовского, Брестского и Гомельского мясокомбинатов. Дополнительно к этому с 26 ноября был временно запрещен ввоз продукции еще восьми белорусских предприятий: ОАО «Агрокомбинат «Скидельский», ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика», СЗАО «Серволюкс Агро», ОАО «Витебский мясокомбинат», ОАО «АФПК «Жлобинский мясокомбинат», ОАО «Калинковичский мясокомбинат», ОАО «Рогаческий МКК» и ОАО «Птицефабрика «Рассвет». Официальная версия происходящего – претензии к безопасности белорусских продуктов. По словам главы Россельхознадзора С. Данкверта, в ходе масштабного мониторинга готовой белорусской продукции, поступающей в Россию, было решено «ограничить поставки в связи с резким падением качества продукции, которая стала производиться не из местного сырья». По сведениям российской стороны, белорусские предприятия ради увеличения своей выручки резко нарастили переработку дешевого привозного сырья (например, из Канады), что и привело к несоблюдению норм и требованиям, предусмотренным законодательством России и Таможенного союза.
Однако подобное объяснение происходящего, с точки зрения белорусской стороны, выглядят крайне неубедительно, о чем 27 ноября заявил А. Лукашенко на встрече с губернатором Санкт-Петербурга Г. Полтавченко: «Меня сегодня поведение российских властей не просто удивляет, а удручает. Если в ближайшее время не будет нормализована торговля между двумя странами, мы вынуждены будем реагировать. Что это за поведение такое?!».
Действительно, вопрос качества белорусской продукции вряд ли бы кардинальным образом мог изменить отношение Россельхонадзора к поставкам мясной и иной продукции со стороны Белоруссии. На самом деле, и это прекрасно понимают и в Москве, и в Минске, причина нынешней проблемы лежит в несколько ином русле. Сегодня в России, похоже, полностью осознали тот факт, что ни белорусы, ни казахи не будут в полной мере поддерживать ее санкционное противостояние с Западом. Поэтому в Кремле были вынуждены в одностороннем порядке принимать довольно жесткие и крайне непопулярные меры в отношении своих партнеров по ЕАЭС, чтобы защитить собственный рынок от запрещенной к ввозу продукции.
О том, что Москве не стоит надеяться на Минск, стало ясно фактически с самого начала введения российского эмбарго в отношении ряда товарных позиций стран Запада – Россельхознадзор уже с конца августа начал рапортовать об увеличении потока товаров со стороны белорусской границы, подлинность документов которых вызывала и продолжает вызывать сомнение. Как итог, на российских прилавках появились креветки, мидии, мраморная говядина и прочие продукты, которые в одночасье стали производиться в Белоруссии. При этом в Минске официально от происходящего дистанцируются, заявляя о том, что всецело поддерживают своего союзника и делают все возможное, чтобы не допустить нелегальную продукцию на рынок Таможенного союза и ЕАЭС. По официальному сообщению пресс-службы Государственного таможенного комитета Республики Беларусь конца ноября 2014 года, «в рамках взаимодействия, налаженного между таможенными службами Беларуси и России, c августа текущего года белорусской таможенной службой приняты исчерпывающие меры по недопущению ввоза через территорию Республики Беларусь санкционных товаров в Российскую Федерацию».
Однако на деле, к сожалению, все подобные заявления оказались лишь пустыми словами. На протяжении всей осени поток нелегальной продукции не только не уменьшался, но и постоянно рос. По данным Россельхознадзора, только за ноябрь было выявлено более 7,5 тысяч тонн нелегально завезенных с территории Белоруссии мясных изделий, а также 11 тысяч тонн контрабандных продуктов растительного происхождения: помидоры, яблоки, груши, баклажаны и прочее. И это лишь малая часть того, что нелегально проходит транзитом через белорусскую территорию.
Исходя из сложившейся ситуации, когда стало ясно, что Минск не будет помогать Москве в ущерб собственным интересам, в Россельхознадзоре и было принято решение развернуть самостоятельную борьбу с контрабандой. Правда, во второй половине осени российский регулятор все еще предлагал белорусам начать совместный контроль на западных границах Таможенного союза. Однако, после того как в Минске это предложение фактически проигнорировали, Россельхознадзор просто был вынужден начать запрет ввоза продукции из Белоруссии. Тем более что в настоящее время белорусы стали все чаще отказываться от переработки завезенного в страну сырья, как это было в былые времена, пойдя по пути Казахстана – теперь товар даже не переупаковывается, а напрямую отправляется на российскую территорию под прикрытием поддельных документов и сертификатов качества. Нечто подобное происходит уже не первый год на российско-казахской границе, где китайский ширпотреб, аккумулируясь на крупных перевалочных базах, нелегально переправляется на рынок РФ.
Введенные с 24 ноября ограничения для нескольких «особо отличившихся» компаний Белоруссии стали лишь началом крупномасштабной кампании Россельхознадзора. Следующим и, пожалуй, вызывающим наибольшие возмущения со стороны партнеров по ЕАЭС, стал шаг по усилению контроля над всей продукцией, которая проходит транзитом через российскую территорию. Было установлено, что с 30 ноября «транзит подконтрольной ветеринарной службе продукции через территорию России в Казахстан и третьи страны разрешается только через пункты пропуска на российском участке границы Таможенного союза». Данным решением российская сторона продемонстрировала, что она самостоятельно принимает на себя обязательства бороться с контрабандой и серым экспортом, который поступает как со стороны Белоруссии, так и Казахстана. При этом в Минске и Астане многие увидели в этом попытку восстановления таможенных границ. Тем более что российская сторона уже стала привлекать к контролю Федеральную таможенную службу, которая организовывает мобильные группы для противодействия реэкспорту запрещенных товаров: грузовые автомобили, с вызывающими подозрение товарами, теперь направляются на СВХ (склады временного хранения), где они оцениваются на подлинность документов и продуктов, заявленных в таможенной декларации. Подобное участие российских таможенников в санкционной войне с ЕС в Белоруссии сегодня расценивается как очередная попытка надавить на руководство страны в преддверии грядущих в следующем году выборов. При этом оценки происходящего в Минске варьируются о совсем острожных до крайне негативных. Например, по словам начальника главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии А. Богданова, «если Россия не захочет нашу продукцию, мы найдем, куда ее продать»: «Этот вопрос нас волнует, в ближайшее время мы с ним разберемся… Мы все время работаем над диверсификацией нашего рынка». Президент же Белоруссии, наоборот, крайне эмоционально и не стесняясь слов, охарактеризовал нынешнюю ситуацию: «Путин говорит: вам никто не мешает, перерабатывайте сырье, но прямого транзита не должно быть. Дошли до того, что поставили в Монголию партию товара, а где-то в Бурятии вернули товар обратно. Но это же поставки в Монголию. Поставляют в Казахстан. Россияне: у нас настороженность, что из Казахстана завезут в Россию. Так вы контролируйте казахов, чтобы они не завезли… У меня складывается впечатление, что на примере Беларуси в очередной раз, взявшись то за газовую трубу, то за нефтяную, а сейчас за продовольственные вопросы, хотят показать кому-то или всему миру, проучить кого-то. Но мы же не щенки, чтобы нас за шиворот водить, извините, за эту грубость…».
Помимо резких заявлений в руках белорусов и казахов сегодня есть и более серьезные аргументы против действий России, которые «не соответствуют принятым на себя обязательствам в рамках экономического объединения трех стран». В этом плане Астана и Минск вполне обоснованно оперируют юридическими нормами, действующими в рамках Таможенного союза и ЕАЭС, где решения о том, какие товары могут пересекать внешнюю границу Евразийского союза, принимаются президентами, а исполнение такого рода решений контролируется Евразийской комиссией, то есть наднациональным органом трех стран. Поэтому, формально любые распоряжения Россельхознадзора могут быть на официальном уровне не только оспорены, но и попросту проигнорированы и белорусами, и казахами. К слову, в отличие от белорусов, которые официально все же заявляют о своей поддержке России, казахские партнеры ведут себя куда более открыто и жестко. По словам вице-министра национальной экономики республики М. Абылкасымовой, сегодня о «введении какого-либо запрета на транзит товаров, которые импортирует Казахстан из Европейского союза, речи быть не может», так как взаимные санкции России и ЕС не имеют никакого отношения к Казахстану: «Мы проводим свою независимую экспортную и импортную политику. И в этой связи никаких ограничений на Казахстан не может быть распространено».
Проблема противодействия контрабанде и серому реэкспорту запрещенной к ввозу на российскую территорию продукции уже неоднократно становилась предметом переговоров на самом высоком уровне и, в том числе, в рамах ЕАЭС. Например, 25 ноября об этом говорилось на встрече между министром по промышленности и АПК Евразийской экономической комиссии С. Сидорским и руководителем Россельхознадзора С. Данквертом. Стороны не только обсудили ряд наиболее спорных вопросов, но и четко обозначили свои позиции, которые, как оказалось, зачастую не совпадают друг с другом. Так, по мнению Сидорского, сегодня необходимо воздержаться от применения ограничений в отношении предприятий Белоруссии до завершения проверки, проводимой уполномоченным органом белорусской стороны, так как «предпринимаемые жесткие меры со стороны России могут не соответствовать рискам сохранения ветеринарного и карантинного, фитосанитарного благополучия на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства». Проще говоря, бывший белорусский премьер попытался разрешить ситуацию, дав Минску время на исправление ситуации. Правда, предложение не вводить ограничения на транзит товаров, подпадающих под запрет импорта в РФ, а максимально использовать возможности совместного контроля на внешних границах Таможенного союза, было встречено российской стороной без особой надежды на выполнение. При этом Данкверт все же согласился с тем, что «принятие указанных ограничений не будет способствовать реализации целей функционирования Таможенного союза».
Как показали последние события, попытка Сидорского выступить своеобразным арбитром в возникших противоречиях и защитить интересы Белоруссии, привели к определенным сдвигам в сложившейся ситуации. После призыва министра ко всем сторонам совместно с ЕЭК выработать надежный механизм взаимодействия по контролю перемещаемых товаров и своевременному реагированию на выявленные случаи нарушений установленных требований, в Минске все же заговорили о необходимости решения существующих противоречий. По словам, белорусского вице-премьера М. Русого, уже принято решение «оперативно создать три группы специалистов, которые отрабатывают методологию решения вопросов по транзиту, мониторингу и по тому, какое количество проб и в каком объеме необходимо предприятиям отбирать и направлять у нас в стране, а также в Россию, чтобы не возникали вопросы». Однако, по всей видимости, ожидать кардинальных перемен в сложившейся ситуации все же не стоит.
Дело в том, что сегодня, в отличие от предыдущих лет, в переправке запрещенной продукции на территорию России напрямую или косвенно замешаны государственные чиновники и, в первую очередь, из Белоруссии, чему есть множество подтверждений. Например, после введения российского эмбарго, только за первые несколько недель в РБ было создано более десятка крупных совместных предприятий, занимающихся импортом продовольствия, что возможно было сделать только при условии поддержки госструктур. Более того, известны многочисленные факты выявления поддельных сертификатов, которые оформляются в белорусском Республиканском унитарном предприятии «Белтаможсервис» – организации, созданной и функционирующей под контролем государства, которая занимается платными услугами по таможенному оформлению грузов. К слову, Следственный комитет Белоруссии уже провел ряд громких расследований в отношении деятельности Государственного таможенного комитета, который является учредителем «Белтаможсервиса». Однако деятельность самой организации, странным образом, не была прекращена. Все это свидетельствует о том, что нынешние белорусские чиновники крайне заинтересованы в продолжении российской санкционной политики, так как это позволяет им напрямую наживаться на контрабанде из Евросоюза. При этом государственная казна, как показывает последняя белорусская статистика, серьезной прибыли из происходящего до сих пор так и не получила.
Исходя из вышесказанного, можно констатировать следующее: белорусско-российские отношения сегодня в очередной раз проверяются на прочность. При этом в нынешней ситуации довольно много зависит именно от Белоруссии, которой необходимо, в первую очередь, для себя решить, какие приоритетные задачи она преследует – сиюминутную выгоду от контрабанды и серого реэкспорта или долгосрочное сотрудничество с Россией в рамках ТС и ЕАЭС. Поэтому уже в ближайшее время белорусам крайне необходимо выйти с определенными предложениями к России, чтобы не допустить обострения ситуации и не разрушить то, что так долго создавалось в рамках ЕАЭС.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.